Рынок (рыночная экономика): понятия, сущность, принципы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 12:02, контрольная работа

Описание работы

В ходе развития товарного хозяйства формируется рынок, который прошел длительный путь, продолжительность которого насчитывает более 30 тысяч лет, от древних базаров до современных организованных рынков с компьютерным оснащением. Весь исторический опыт развития человечества свидетельствует о том, что рыночный механизм – это великое детище цивилизации, которое можно сравнить с открытием огня, металла, электроники, программирования, генной инженерии и т.п. В отличие от других научных и технических открытий, рынок есть творение коллективного человеческого гения.
Современная экономика развитых стран носит рыночный характер. Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем. Она формировалась не одно столетие, приобрела цивилизованные формы и, по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира.

Содержание работы

1. Сущность рыночной экономики 3
1.1 Предпосылки существования рынка 3
1.2 Понятие рынка 4
2. Рыночная экономика и принципы ее функционирования 5
2.1 Основные принципы рыночной экономики 5
2.2 Основные элементы рыночной экономики 11
2.3 Рыночные структуры 13
2.4 Виды рынков 14
3. Модель кругооборота 16
4. Достоинства и недостатки рыночного механизма 19
4.1 Достоинства рынка 19
4.2 Фиаско рынка 20
Список литературы 25

Файлы: 1 файл

Рынки.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

Конкуренция. Одним из важнейших факторов, повышающих эффективность экономической системы рыночного типа, служит конкуренция между предприятиями, организациями, предпринимателями. Это сильнейший способ непрерывного возбуждения экономических субъектов. Конкуренцию можно назвать  цивилизованной формой борьбы за существование. Стремление обойти конкурента, не уступить, не отстать от него создает мощный стимул экономического прогресса. А угрозы выбытия из игры в борьбе за экономическое существование и процветание действуют надежнее всех иных стимулов.

В рыночной экономике благодаря многообразию форм собственности и свободе хозяйственного поведения возникают и автоматически  поддерживаются условия конкурентной борьбы. В отличии от искусственного, навязываемого, так называемого социалистического соревнования рыночная система порождает конкуренцию сама, по своей природе, вследствие чего есть основания считать принцип конкурентности имманентным такой системе.

Конкуренция стимулирует бизнес, повышая его эффективность. В современной экономической структуре преобладающие позиции принадлежат крупным производителям, корпорациям, состоящих из  огромного количества звеньев и подразделений, имеющих зачастую транснациональный характер. [1, с. 85]

Социальная защита. Для современной рыночной экономики характерны средства  социальной защиты населения от неблагоприятных или непредвиденных последствий. Значительное количество социальных амортизаторов непосредственно вмонтировано в блоки и элементы системы управления. Отдельные меры по обеспечению социальной защищенности принимаются системой государственного регулирования  или хозяйствующими субъектами по мере возникновения тяжелых ситуаций. Системы обеспечения социальной защиты в условия рыночной экономики  ориентированы прежде всего на борьбу с бедностью и безработицей.

Способы и средства социальной защиты весьма разнообразны, но в большинстве случаев они представлены двумя основными категориями.

Прежде всего это постоянно действующие ограничители, не позволяющие рыночным эффектам  достичь опасного уровня. Так, уменьшение зарплаты обычно ограничено снизу минимальным уровнем почасовой оплаты труда. Налоги ограничены сверху максимально допустимыми ставками налогообложения.

Наряду с ограничителями  применяется  разветвленная сеть социальных компенсаторов в виде льгот, субсидий, рассрочек, предоставления бесплатных товаров и услуг по сниженным ценам или даже бесплатно.

Однако социальная защищенность в рыночной экономике поддерживается в рамках экономических возможностей государства на таком уровне, который не допускает социального иждивенчества и тем более – социального паразитирования. [1, с. 86]

2.2 Основные элементы рыночной экономики.

Функционирование рыночной экономики предполагает наличие определенных ее элементов, которые в совокупности составляют рыночную систему хозяйства. К числу важнейших элементов рыночной экономики относятся, во-первых, производители и потребители, когда одни члены общества производят товар, а другие потребляют его. Потребление подразделяется на личное и производительное. При личном потреблении товары выбывают из сферы производства и используются для удовлетворения личных нужд населения. Производительное потребление выступает в виде фазы процесса производства, когда товар используется для дальнейшей переработки другими производителями. В этом случае взаимодействие между производителями и потребителями строится

на основе специализации и проявляется в форме рыночных сделок.

Во-вторых, речь идет об обладающих экономической обособленностью субъектах хозяйствования. Экономическая обособленность является необходимым условием возникновения рыночных отношений. В условиях государственной собственности экономическая обособленность устанавливается путем бюджетного ограничения (т. е. воспроизводство

субъекта осуществляется за счет собственных средств). Главное заключается в том, чтобы субъекты были наделены правом полного распоряжения готовой продукцией; при этом совсем не обязательно, чтобы хозяйствующие субъекты наделялись правом частной собственности на средства производства. Например, при сдаче предприятия в аренду государство сохраняет за собой право собственности, а арендатор – право распоряжения имуществом.

В-третьих, цены, выступающие предметом особого исследования. Здесь мы сделаем лишь два замечания. Цены складываются в результате спроса и предложения, соотношение которых колеблется в зависимости от действующих рыночных цен. Цены определяют сферу действия рыночных отношений на данный товар, производимый в данном географическом

районе. Границы этой сферы определяются трансакционными издержками, т. е. связанными с обменом издержками обращения.

В-четвертых, центральными звеньями рыночной экономики являются спрос и предложение. Спрос выступает на рынке в виде потребности в товарах. Спрос и предложение как важнейшие элементы рыночного механизма обеспечивают постоянную связь между производителями и потребителями материальных благ.

В-пятых, конкуренция как элемент рыночного механизма обеспечивает максимизацию прибыли и расширение масштабов производства. Конкуренция выступает в качестве формы взаимодействия рыночных субъектов и механизма регулирования пропорций общественного воспроизводства. А. Смит назвал конкуренцию «невидимой рукой» рынка, благодаря которой эгоистические побуждения отдельных индивидов в виде собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества, служат поступательному движению экономики. Кроме того, неотъемлемым элементом рыночной экономики является рыночная инфраструктура. Рынок требует создания и функционирования товарных бирж, оптовой и розничной торговли. [3 с. 56]

2.3 Рыночные структуры

Различие в характере рыночной конкуренции связаны с существованием различных рыночных структур, которые отличаются друг от друга по количеству и размерам действующих на данном рынке фирм, характеру производимой этими фирмами продукции, возможности входа на рынок новых фирм  и выхода из него, а также доступностью информации, необходимой для принятия экономических решений.

Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условия свободной, или совершенной конкуренции, т.е. когда ситуация на рынке характеризуется:

- множеством покупателей и продавцов;

- высокой мобильностью факторов  производства;

- отсутствием барьеров на пути  вступления на рынок или выхода из него;

- однородностью (стандартностью) продаваемой  продукции;

- равным доступом всех участников  рыночных отношений к информации.

В результате, при совершенной конкуренции доля каждого участника в продажах или покупках незначительна, поэтому ни один из продавцов или покупателей сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночную цену.

Совершенная конкуренция в чистом виде никогда не существовала. Лишь некоторые рынки по своим характеристикам могут приближаться к совершенной конкуренции (например, рынок зерна). Поэтому совершенную конкуренцию можно рассматривать как своего рода научную абстракцию, анализ которой тем не менее необходим как первый шаг для уяснения принципов функционирования рыночного механизма.

Если хотя бы один из признаков совершенной конкуренции отсутствует, то такая  рыночная структура называется несовершенной конкуренцией. Различают три основные вида несовершенной конкуренции:

  1. чистая монополия, когда на рынке одна фирма является единственным продавцом товара или услуги и границы фирмы и отрасли совпадают;
  2. олигополия, когда в отрасли существует небольшое число фирм;
  3. монополистическая конкуренция, которая характеризуется наличием на рынке сравнительно большого числа фирм, производящих дифференцированную продукцию.

Независимо от типа рыночных структур необходимым условием их нормального функционирования является экономическая свобода, самостоятельность, независимость субъектов экономических отношений. [2 с. 92,93]

2.4 Виды рынков

Единое понятие «рынок» часто подразумевает совокупность многих видов рынков, отличающихся друг от друга разнообразными признаками.

Исследование структуризации рынков позволяет выделить основные виды рынков:

Рынки товаров и услуг. В эту группу включаются рынки товаров потребительского назначения (продовольственные и непродовольственные товары); рынки услуг (бытовые, транспортные, коммунальные); рынки жилья и зданий непроизводственного назначения.

Рынки средств производства. В их состав входят рынки производственных зданий и сооружений, орудий труда, сырья и материалов, энергетических ресурсов; полезных ископаемых.

Финансовые рынки. К их числу относятся рынки капиталов, т. е. инвестиционные рынки, кредитные рынки, рынки ценных бумаг, валютно-денежные рынки.

Рынки интеллектуального продукта – инновации, изобретения, информационные  услуги; произведения литературы и искусства.

Рынки рабочей силы представляют собой экономическую форму движения трудовых ресурсов, при которой рабочая сила обращается в соответствии с законами рыночной экономики.

Региональные рынки. По территориальному признаку выделяются местные, региональные рынки; внутренние, национальные рынки; внешние, международные рынки.

Сегментация рынков. Основные виды рынков подразделяются на различные субрынки, рыночные сегменты. Сегментация рынка представляет собой разделение потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования. Сегмент рынка – это часть рынка, группа потребителей, продуктов или предприятий, которые образуются на основе определенных общих признаков. Сегментация может быть проведена разными путями с использованием различных факторов (признаков). [3, с. 61]

Рынок может подразделяться по характеру продаж: оптовый, розничный, фьючерсный; по степени регулируемости – регулируемый и нерегулируемый; по уровню насыщения – равновесный, избыточный, дефицитный; по соответствию законодательным нормам – легальный, «черный» рынок.

Экономисты выделяют несколько основных моделей рынка по степени ограничения конкуренции, то есть по степени монополизированности. Конкурентность рынка – очень важный фактор, воздействующий на поведение производителей и потребителей. Конкурентность определяется тем, в какой степени его участники могут оказывать влияния на цены реализуемых товаров. Чем меньше подобное влияние, тем конкурентнее считается рынок. [1, с. 88]

3. Модель кругооборота

Для построения модели кругооборота необходимо рассмотреть характер совершаемых сделок на рынке потребительских товаров (рынке продуктов) и рынке товаров промышленного назначения (рынке факторов производства). На рынке потребительских товаров домохозяйства предъявляют спрос на товары и услуги, а производители представляют данные продукты. На рынке  факторов производства предприятия предъявляют спрос на ресурсы, с помощью которых осуществляется производство, домохозяйства непосредственно или косвенно владеют данными ресурсами и поставляют данные ресурсы производителям. Платежи, производимые предприятиями на данном рынке, одновременно являются их издержками и доходами домашних хозяйств.

Таким образом, расходы доходов, полученных домохозяйствами при продаже ресурсов, на данном рынке одновременно являются доходами производителей, используемыми для дальнейшего производства и, следовательно, новых закупок ресурсов. Модель кругооборота ресурсов, продуктов и дохода в рыночной экономике показана  на рис. 1.

Данные  сделки обусловлены принципом редкости, поскольку домохозяйства располагают ограниченными ресурсами для снабжения предприятий и, следовательно, ограниченными доходами, поэтому производство также ограничено.

Конечно, приводимая модель несколько упрощает реальный процесс, что выражается в следующем:

– данная модель не учитывает накопления денежных ресурсов и экономических благ, а также то, что существуют доходы, получаемые производителями не от материального производства, а от использования финансового капитала (через систему кредитов, ценные бумаги и т. д.);

– в представленной модели учитываются взаимоотношения только двух из перечисленных экономических субъектов – потребителей (домохозяйств) и производителей (предприятий), при этом игнорируется влияние заграницы и, что более существенно, государства, влияние которого на современном рынке несомненно. Включение государства в данную модель показано на рис. 2. [4, с. 28, 29]

Рис. 1. Кругооборот ресурсов, продуктов и дохода

 

 

 

Рис. 2. Роль государства в экономическом кругообороте

 

 

 

Модель кругооборота подразумевает сложную паутину принятия взаимосвязанных решений и экономических действий. Отметим, что домохозяйства и фирмы действуют на обоих основных рынках, но по разные их стороны. Фирмы на рынке ресурсов являются покупателями, то есть обеспечивают спрос, а домохозяйства как владельцы и поставщики ресурсов являются продавцами, то есть обеспечивают предложение. На рынке продуктов они меняются местами: домохозяйства в качестве потребителей выступают на стороне купли или спроса, а фирмы - на стороне продажи или предложения. Каждая группа экономических единиц и покупает, и продает.

Более того, над этими взаимообменами витает призрак нехватки. Поскольку домохозяйства располагают лишь ограниченным количеством ресурсов, которые они могут предложить фирмам, денежные доходы потребителей также оказываются ограниченными. Это означает, что доход каждого потребителя может достичь лишь определенной величины, не более. Ограниченное количество денег не позволит приобрести все товары и услуги, которые потребитель мог бы пожелать купить. Равным образом из-за недостатка ресурсов производство товаров и услуг также ограниченно.

Информация о работе Рынок (рыночная экономика): понятия, сущность, принципы