Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 12:02, контрольная работа
В ходе развития товарного хозяйства формируется рынок, который прошел длительный путь, продолжительность которого насчитывает более 30 тысяч лет, от древних базаров до современных организованных рынков с компьютерным оснащением. Весь исторический опыт развития человечества свидетельствует о том, что рыночный механизм – это великое детище цивилизации, которое можно сравнить с открытием огня, металла, электроники, программирования, генной инженерии и т.п. В отличие от других научных и технических открытий, рынок есть творение коллективного человеческого гения.
Современная экономика развитых стран носит рыночный характер. Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем. Она формировалась не одно столетие, приобрела цивилизованные формы и, по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира.
1. Сущность рыночной экономики 3
1.1 Предпосылки существования рынка 3
1.2 Понятие рынка 4
2. Рыночная экономика и принципы ее функционирования 5
2.1 Основные принципы рыночной экономики 5
2.2 Основные элементы рыночной экономики 11
2.3 Рыночные структуры 13
2.4 Виды рынков 14
3. Модель кругооборота 16
4. Достоинства и недостатки рыночного механизма 19
4.1 Достоинства рынка 19
4.2 Фиаско рынка 20
Список литературы 25
Подведем
итог: в экономике, где используются
деньги, домохозяйства как владельцы
ресурсов продают свои ресурсы
фирмам, а в качестве потребителей
тратят полученный денежный
4. Достоинства и недостатки рыночного механизма.
4.1 Достоинства рынка
Рынок представляет собой саморегулирующийся механизм размещения ресурсов, производства, распределения и обмена благ, основанный на взаимодействии спроса и предложения в конкурентной среде посредством свободного ценового сигнала. Рыночный механизм имеет ряд преимуществ по сравнению с механизмом централизованного производства и распределения в командно-административной системе. В децентрализованной экономике благодаря гибкости цен и конкуренции предложение подстраивается под изменяющийся спрос, делая невозможным длительный хронический дефицит, низкое качество и узкий ассортимент продукции - неизбежные атрибуты централизованной экономики с административно фиксированными ценами. Следовательно, в рыночной экономике эффективность распределения, производства и уровень общественного благосостояния объективно выше, чем в альтернативных экономических системах. [2, с. 316]
В общем виде можно сформулировать три основных достоинства рыночной системы.
Эффективность. Основной экономический аргумент в пользу рыночной системы состоит в том, что она способствует эффективному использованию ресурсов. Конкурентная рыночная система направляет ресурсы на производство товаров и услуг, в которых общество более всего нуждается. Она побуждает использовать наиболее эффективную организацию производства и стимулирует разработку и внедрение новых, более эффективных технологий.
Стимулы. Рыночная система весьма эффективна в применении стимулов. Большой трудовой вклад означает более высокий уровень жизни. Точно так же и риск, который берут на себя предприниматели, может обернуться значительной прибылью. Успешные нововведения тоже могут принести экономическую прибыль.
Свобода. Основной неэкономический аргумент в пользу рыночной системы состоит в том, что она опирается на личную свободу. В противоположность централизованному планированию рыночная система управляет деятельностью без принуждения. Рыночная система допускает свободу предпринимательства и выбора и процветает на этой основе. Предприниматели и рабочие не перегоняются правительственными директивами из отрасли в отрасль ради достижения производственных целей, установленных каким-то государственным ведомством. Напротив, они вольны преследовать свой личный интерес, получая за это соответствующее вознаграждение от рыночной системы. [5, с. 77]
4.2 Фиаско рынка
Существуют экономические проблемы, которые принято называть фиаско (провалы, несостоятельность) рынка. Это такие ситуации, когда рыночный механизм не может эффективно распределить ресурсы. При этом не обеспечивается равенство МС=MR (предельный доход равен предельным издержкам). В таких ситуациях необходимо использование механизма государственного регулирования. В связи с этим основными сферами деятельности государства являются следующие: производство общественных благ, минимизация отрицательных и поощрение положительных экстерналий, пресечение ассиметричной информации, защита конкуренции, сглаживание макроэкономических колебаний, политика поддержания доходов. [2, с. 358]
Производство общественных благ. Рыночный механизм не может предоставить общественные блага. К общественным благам относят такие блага, которые обладают двумя характерными свойствами: несоперничество и неисключаемость из потребления. К общественным благам относятся: национальная оборона, вакцинация населения, дорожная разметка, маяки, уличное освещение и целый ряд аналогичных благ, где невозможно дозировать их потребление при помощи механизма цен. [2, с. 359]
Минимизация отрицательных и поощрение положительных экстерналий. Работа рыночного механизма может порождать внешние эффекты или экстерналии. Под внешним эффектом подразумевается воздействие сделки на третьи лица1, не учтенное в договоре. Это воздействие проявляется в виде издержек или выгод, не отраженных в рыночной цене.
Экстерналии нарушают эффективность работы рыночного механизма. Отрицательные экстерналии на конкурентном рынке порождают перепроизводство по сравнению с общественно эффективным объемом продукции. При положительных экстерналиях возникают случаи недопроизводсва товаров и услуг. [2,с. 333]
Согласно теореме Коуза2, если трансакционные издержки равны нулю, то вне зависимости от первоначальной спецификации прав собственности их окончательное распределение Парето3 - эффективно. Если условия теоремы соблюдаются, можно минимизировать внешние эффекты без вмешательства государства. Если условия не соблюдаются, то вмешательство государства становится необходимым. На государство возлагается осуществление контроля за деятельностью, порождающей отрицательные внешние эффекты с применением административно-командных мер, штрафных санкций и т.д. Государство административными мерами способствует созданию рыночных механизмов борьбы с отрицательными внешними эффектами.
Государство поощряет деятельность, порождающую положительные экстерналии. В этих целях проводится субсидирование производителей или потребителей положительных экстерналий. Как правило, государство субсидирует того, у кого большая эластичность спроса по доходам, так как чувствительность спроса на блага после субсидии будет выше. [2, с. 362, 363]
Пресечение асимметричной информации. Известно, что модель совершенной конкуренции нарушается, и возникает асимметричность информации, под которой подразумевается ситуация, когда отдельные участники рынка имеют доступ к важной информации, которого не имеют остальные заинтересованные лица. Возникает явление неопределенности – недостатка информации о вероятных будущих событиях. [2, с. 188]
Государство может сглаживать асимметричность информации путем контроля за качеством товаров и услуг, распространения нужных потребителям сведений, препятствуя распространению вводящей в заблуждение рекламы. Принимаются серьезные санкции против продажи некачественных товаров, предоставления ложной информации о деятельности фирм. Государство, предоставляя потребителям информацию о качестве товаров, о степени риска в сферах инвестирования и страхования, создает тем самым общественное благо (информацию), которой бесплатно пользуются все экономические субъекты. [2, с. 363]
Защита конкуренции. Монополизация экономики имеет ряд негативных последствий: возникает дефицит благ, завышение цен, средние издержки не достигают минимума, появляется «мертвый убыток». С помощью исключительно рыночных методов невозможно решить проблему монополизации. Борьба с монополизацией, защита конкуренции – задача государства. В экономически развитых странах разработано антимонопольное законодательство, ограничивающее элемент недобросовестного соперничества. [2, с. 364]
Сглаживание макроэкономических колебаний. Явление цикличности, свойственное рынку, порождает массу экономических проблем. Преодолеть эти проблемы чисто рыночными способами невозможно. Поэтому антициклическая политика также является прерогативой государства.
Политика поддержания доходов. Неравенство в распределении доходов нельзя назвать фиаско рынка, и оно вполне сочетается с Парето- эффективностью. Но с нормативной точки зрения слишком большое неравенство считается несправедливым и ведет в социальной нестабильности. Поэтому государство перераспределяет национальный доход и осуществляет социальную политику поддержания наименее обеспеченных членов общества.
Правовое обеспечение функционирования рыночного механизма.
Рынок представляет собой систему добровольного обмена. Нужно обеспечить эту добровольность, т.е. создать правовые рамки, ограждающие экономических субъектов от насилия (обман, кражи, вымогательства).
На государство возлагается серьезная задача – защита прав производителей и потребителей, действующих на рынке.
Прежде всего государство должно обеспечивать право частной собственности. Хозяйствующий агент, не уверенный в неприкосновенности своей собственности, будет опасаться ее отчуждения и ограничения своего права на нее, и не сможет функционировать как эффективный собственник. Поэтому необходимо наличие законодательства, обеспечивающего спецификацию прав собственности.
Государство разрабатывает законы относительно защиты интеллектуальной собственности, деятельности банковской сферы и других областей экономической жизни. Уголовное законодательство, направленное против краж, насилия, убийств, создает более стабильную ситуацию в стране и также улучшает функционирование рынка.
Таким образом, государство приходит на помощь рынку в тех сферах, где рынок терпит фиаско. [2, с. 364, 365]
Список литературы
1. Курс экономики: Учебник/ под ред. Б.А. Райзберга. – ИНФРА-М, 1997.
2. Курс экономической теории: Учебник/ Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. Киров. 2006.
3. А.И Попов. Экономическая теория: Учебник для вузов. 4-е изд.: ЗАО Издательский дом «Питер»; СПб.; 2006
4. Василенок В.Л., Макарченко М.А. Экономика. Микроэкономика и макроэкономика: Учеб. пособие. - СПб.: СПбГУНиПТ, 2003.
5. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 13-го англ. изд. - М.: ИНФРА-М, 1999.
1 Под третьими лицами понимаются экономические субъекты, не участвующие в данной обменной сделке.
2 Теорема Коуза (Coase theorem) — положение новой институциональной экономической теории, согласно которой при нулевых трансакционных издержках рынок справляется с любыми внешними эффектами.
3 Оптимальность по Парето — такое состояние системы, при котором значение каждого частного показателя, характеризующего систему, не может быть улучшено без ухудшения других.
Информация о работе Рынок (рыночная экономика): понятия, сущность, принципы