Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 15:05, курсовая работа
Теоретическая характеристика рынка товаров и услуг
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика рынка 4
1.1 Немного истории 4
1.2 Понятие, основные элементы, отличительные черты, оптимальные условия функционирования 5
1.3 Функции рынка 5
Глава 2 Особенности рынка товаров и рынка услуг 8
2.1 Рынок товаров 8
2.2 Рынок услуг 12
Глава3 Развитие рынка товаров и услуг в России 17
3.1 Правовое обеспечение безопасности товаров, работ, услуг потребителей 17
3.2 Розничные продовольственные сети в России: текущее состояние и перспективы развития 18
3.3 Проблемы некачественного товара на Российском рынке 19
3.4 Особенности развития сферы услуг России 21
Заключение 25
Список используемой литературы 26
Предпринимательство является особым фактором, при помощи которого происходит соединение перечисленных выше трех факторов производства. Предпринимательство - это разновидность трудовых усилий особого рода: управленческие и организационные навыки, необходимые фирмам для производства товаров и услуг. Следовательно, задачей предпринимателя является соединение указанных выше трех факторов производства наиболее эффективным рациональным способом. В случае успеха предприниматель получает предпринимательскую прибыль, неудачи - несет убытки. Таким образом, предпринимательская прибыль - это вознаграждение фактора предпринимательства (за усилия, инновации, риск). Вознаграждение этого фактора производства осуществляется после того, как вознаграждены три предыдущих фактора - труд, земля и капитал9.
2.2 Рынок услуг
Услуги – это экономическая
деятельность, непосредственно
Рынок услуг – совокупность экономических отношений, основанных на взаимном согласии между субъектами рынка по поводу перехода прав собственности на возможность получения услуг11.
Сфера услуг включает деятельность по производству как материальных, так и нематериальных услуг производственного и потребительского назначения. В рыночной экономике принципиальным является деление услуг на рыночные и нерыночные. Рыночные услуги оказываются за плату по ценам, покрывающим издержки и обеспечивающим прибыль. И в этом случае они приравниваются к любому другому товару и являются объектом купли и продажи. Нерыночные услуги оказываются бесплатно. Как правило, они социально ориентированы, финансируются из бюджета или общественными организациями, например партиями или профсоюзами. Потребляются такие услуги либо обществом в целом, либо домашними хозяйствами. Следует подчеркнуть, что практически все виды услуг могут оказываться как за плату, так и бесплатно или за частичную оплату (на льготных условиях). Исключение составляют услуги органов управления (включая оборону и правоохранительные органы), церкви и благотворительных учреждений, которые всегда оказываются бесплатно. В связи с этим в статистике важно установить границы между платными и бесплатными услугами. В настоящее время по рекомендации Статистической комиссии ООН платными считаются все услуги, которые реализуются по экономически значимым ценам. Для успешного статистического анализа и прогнозирования развития рынка необходимо осуществлять его правильное сегментирование. Для этого целесообразно использовать следующую классификацию платных услуг (ПУ):
2. Бытовые услуги, охватывающие широкий спектр услуг — от пошива и ремонта одежды и обуви до прокатных пунктов и фотоателье;
3. Услуги транспорта и связи. Услуги пассажирского транспорта включают услуги всех видов городского, международного и междугороднего транспорта по перемещению пассажиров и их багажа, включая сопутствующие услуги (предварительная продажа билетов, транспортно-экскурсионные операции, вокзальные сборы, комнаты матери и ребенка и т.д.);
4. Услуги учреждений физической культуры и спорта складываются их двух компонентов: а) услуг спортивных зрелищ по всем видам профессионального спорта; б) платных и бесплатных услуг физкультурных и спортивно-оздоровительных организаций населению;
5. Услуги учреждений культуры состоят из услуг театров, кинотеатров, филармоний, музеев, библиотек и читален, клубов, домов культуры и проч.;
6. Услуги дошкольных детских учреждений — это услуги яслей, детских садов, домов ребенка. Платное образование и здравоохранение включает учебные и лечебные учреждения с платным обслуживанием, а также репетиторство и частную медицинскую практику;
7. Услуги финансовых организаций населению включают осуществление как платных (открытие и ведение счетов, перевод зарплаты, обмен валюты, аренда сейфов, хранение ценностей и т.д.), так и бесплатных (депозиты, открытие и ведение счетов и т.д.) операций;
8. Услуги правового характера представляют собой услуги юридических организаций, нотариата, адвокатов, охранных фирм и т.п.;
9. Туристско-экскурсионные
услуги представляют собой комплекс услуг
по обслуживанию отечественных и иностранных
туристов, включая оформление необходимых
документов, транспорт, размещение туристов,
питание, познавательную, культурную и
деловую программу. Подавляющее большинство
услуг оказывают приватизированные учреждения
туризма, отдыха и развлечений.
Особым объектом исследования статистики
рынка услуг являются рыночные нематериальные
услуги населению, т.е. платные нематериальные
услуги потребительского характера12.
Особенности рынка услуг видятся, прежде всего:
- в высокой динамичности рыночных процессов (Предоставление услуг имеет целью непосредственное удовлетворение потребностей человека);
- в территориальной сегментации (Формы предоставления услуг, спрос и условия функционирования предприятий услуг зависят от характеристик территории, охваченной конкретным рынком);
- в высокой скорости оборота капитала (Одно из основных преимуществ бизнеса в сфере услуг, являющееся следствием более короткого производственного цикла);
- в высокой чувствительности к изменению рыночной конъюнктуры (Свойство, обусловленное невозможностью хранения, складирования и транспортировки услуг, а также временным и пространственным совпадением их производства и потребления);
- в специфике организации производства услуг (Обладая большей мобильностью малые и средние предприятия, являющиеся продуцентами услуг, имеют широкие возможности для гибкого реагирования на изменения конъюнктуры);
- в специфике процесса оказания услуг
(Личный контакт производителя и потребителя,
с одной стороны, создает условия для расширения
коммуникативных связей, а с другой –
увеличивает требования к профессиональноквалификационны
- в высокой степени дифференциации услуг (Связана с диверсификацией, персонификацией и индивидуализацией спроса на услуги, рассматривается как важнейший стимул к инновационной деятельности в сфере услуг, так как сложная структура спроса обуславливает появление новых, нестандартных услуг, поиск услуги новинки становится перманентным процессом, получающим все большее развитие по мере насыщения рыночного спроса);
- в неопределенности результата деятельности по оказанию услуг (Результат деятельности по оказанию услуги, подверженный во многих случаях влиянию различных качеств производителя не может быть заранее определен с достаточной точностью; окончательная оценка результата возможна только после потребления услуги).
Глава3 Развитие рынка товаров и услуг в России
3.1 Правовое обеспечение безопасности товаров, работ, услуг потребителей
Потребитель имеет право
на то, чтобы товар (работа, услуга) при
обычных условиях его использования,
хранения, транспортировки и утилизации
был безопасен для его жизни,
здоровья, окружающей среды, а так
же не причинял вред имуществу потребителя.
Указанное право имеет
Между тем анализ российского
рынка товаров и услуг
Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
Обязательные требования
к качеству продукции должны устанавливаться
в соответствии с Федеральным
законом « О техническом
Препятствием поступления в продажу товаров, которые могут причинять вред, является система подтверждения соответствия некоторых товаров(работ, услуг) установленным требованиям. Пункт 4 ст. 7 Закона «О защите прав потребителей декларирует: Если на товары(работы, услуги) законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни , здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителю, соответствие товаров(работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами14.
3.2 Розничные продовольственные сети в России: текущее состояние и перспективы развития
В июле 2008 г. агентство DISCOVERY Research Group завершило исследование «Розничные продовольственные сети в России».
Россия является одновременно
самым крупным, самым быстрорастущим
и самым
По оценкам экспертов,
в течение I полугодия 2008 года оборот
розничной торговли увеличился во всех
федеральных округах и
Современные форматы розничной торговли продовольственными товарами развиваются намного быстрее, чем продовольственная розница в целом: в 2007 г. рост составил 49.4%. Лидерами по критерию «выручка» среди ведущих торговых сетей являются следующие ритейлеры: «X5 Retail Group N.V» («Пятерочка» и «Перекресток») - более 5,2 млрд долл.; «МЕТРО Кэш энд Керри» («Metro C&C») - более 4,6 млрд долл.; «Тандер» («Магнит») - более 3,6 млрд долл.; «Ашан-Россия» («Auchan») - более 3,2 млрд долл. (оценка). Прирост выручки компаний обусловлен реализацией масштабных инвестиционных программам и заключениям сделок слияния и поглощения.
Среди субъектов РФ по уровню
проникновения магазинов
В настоящее время основу оборота продуктового ритейла составляют три основных формата: гипермаркеты, дискаунтеры и супермаркеты. В 2007 году на долю мягких дискаунтеров пришлось около 43% оборота российских продовольственных сетей, на долю супермаркетов - 30%, гипермаркетов (включая cash & carry) - 27%.
По прогнозу главного исполнительного директора "Пятерочки" Олега Высоцкого, в 2017 году 30-40% рынка розничных сетей займут гипермаркеты, 30% - дискаунтеры, 10-15% - супермаркеты и независимые магазины, остаток - иные форматы15.
3.3 Проблемы некачественного товара на Российском рынке
Как мы знаем в России проблемы продовольственной безопасности существовали и существуют в основном из-за большого количества брака поставляемого из ближнего и дальнего зарубежья. Все это сказывается на нас с вами, так как мы имеем непосредственное отношение к этой проблеме, потому что именно мы являемся потребителями продукции предлагаемой нам рынком товаров и услуг. Что и кто толкает на рынок не качественный товар, а главное почему приходиться страдать от этого нам, потребителям. Красноречивый пример – ситуация в Калининградской области, где забраковано и снято с продажи 167 тонн только продовольственного импорта из Польши, Австрии, Бельгии, Ирландии, Голландии, Германии, Латвии. Все изъятые товары имели истекшие сроки годности, налицо были признаки порчи, при этом они не сопровождались ни информацией на русском языке, ни сертификатами соответствия, подтверждающими безопасность продукции. Встречаются и откровенно фальсифицированные товары – преимущественно продукты питания: алкогольные и безалкогольные напитки, сливочное масло, колбасные и кондитерские изделия, мясные консервы, чай, кофе. К примеру, в торговых точках Кировской, Читинской, Свердловской, Ульяновской областей, Бурятской, Мордовской республик, Москвы и Санкт-Петербурга обнаружили смесь кулинарных жиров, которая выдавалась за топленое масло. Качеству импортного алкоголя Госторгинспекция уделяет особое внимание. В результате десяти тысяч проверок в январе – сентябре 1999 года из оборота было изъято 22,2 % ликероводочных изделий, 32,1 % – вина, 20,8 % – коньяка ( в основном фальсифицированных ), 44,2 % шампанского. Больше всего подделок «гонят» Польша, Германия, Болгария, Испания, Армения, Грузия, Молдова, Украина – то есть прежде всего сами же производители вин. В чем же причина такого притока в Россию фальсифицированной продукции? На коллегии в Минторге в который раз было отмечено: львиная доля импорта в Россию завозится по контрактам и договорам – поставкам, в которых требования к качеству и безопасности продукции вообще не оговариваются16. Не гарантирует качества товаров и сложившаяся система их сертификации. Вот, к примеру, табачные изделия. В российских стандартах предельно допустимые уровни содержания смол и никотина гораздо выше, чем в европейских стандартах, - так что же удивляться, когда иностранные фирмы свозят всю продукцию, которая не соответствует их требованиям к нам!.. Действия территориальных управлений Госторгинспекций, других контор и надзирательных органов приносят свои плоды. Хотя и не семимильными шагами, но все же улучшается качество импортной рыбы, рыбопродуктов, мясных консервов, детского питания, пива, минеральной воды: сейчас их бракуют в среднем на 5 – 15 процентов реже, чем несколько лет назад. Есть отдача, считают эксперты и от законодательных инициатив властей. Наконец-то разработаны и введены в действия ГОСТы на продовольственные товары, которые в соответствии с Законом «О защите прав потребителей» еще от 1995 года регламентируют характер и содержание достоверной информации о товаре. Введен запрет на ввоз в страну из-за рубежа алкоголя маркированного товарными знаками российских производителей – таким образом удается хоть как-то контролировать реэкспорт. Введены, пусть и в «урезанном» варианте, защищенные от подделок спецзнаки соответствия и марки с учетной информацией к ним17.
Информация о работе Рынок товаров и услуг: общие черты, различия, особенности функционирования