Рынок товаров и услуг: общие черты, различия, особенности функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 15:05, курсовая работа

Описание работы

Теоретическая характеристика рынка товаров и услуг

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика рынка 4
1.1 Немного истории 4
1.2 Понятие, основные элементы, отличительные черты, оптимальные условия функционирования 5
1.3 Функции рынка 5
Глава 2 Особенности рынка товаров и рынка услуг 8
2.1 Рынок товаров 8
2.2 Рынок услуг 12
Глава3 Развитие рынка товаров и услуг в России 17
3.1 Правовое обеспечение безопасности товаров, работ, услуг потребителей 17
3.2 Розничные продовольственные сети в России: текущее состояние и перспективы развития 18
3.3 Проблемы некачественного товара на Российском рынке 19
3.4 Особенности развития сферы услуг России 21
Заключение 25
Список используемой литературы 26

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 68.35 Кб (Скачать файл)

3.4 Особенности развития сферы услуг России

Российский рынок услуг начал  формироваться в первой половине 90-х годов, следуя процессу рыночных реформ и приватизации. До этого времени деятельность в большинстве секторов услуг жестко регулировалась государством, а в ряде из них государство являлось основным поставщиком услуг. С начала 90-х годов до настоящего времени отечественный рынок услуг находится в процессе непрерывного развития. Наибольшая активность наблюдалась в сферах банковского дела и страхования, телекоммуникаций и компьютерных технологий, торговли и питания, туризма и в целом индустрии развлечений. В России доля услуг в общем объеме ВВП возросла с 34,9% в 1990 г. до 60,4% в 2003 г.(т.е. в 1,7 раза), впоследствии несколько сократившись до 57,9% в 2007 г18. Существенную роль играет сфера услуг в решении вопросов занятости населения: доля занятых в сфере услуг в общей занятости населения  достигает 56%. С другой стороны, роль сферы услуг в экономике России еще недостаточно высока - в ВВП развитых стран ее доля превышает 65%, а  в США достигла 77%.

Структура и основные качественные параметры российского рынка  услуг существенно отличаются от западных прежде всего преобладанием  традиционных отраслей, обеспечивающих транспортировку и сбыт произведенной продукции.

Известно, что наиболее динамично развивающимися являются услуги по физической культуре и спорту. Можно предположить, что толчком к достижению высокого показателя послужила и политика государства. Она заключалась в серьезных вливаниях денежных средств во все области спорта. По территории всей страны активно стали строиться спортивные сооружения. Это ледовые дворцы в Москве, Подольске, Саранске, Хабаровске, новая горнолыжная база «Бобровый лог» в Красноярском крае. Начал свое вещание круглосуточный федеральный спортивный канал. Построено огромное количество детских спортивных площадок, заброшенных либо разрушенных в последнем десятилетии прошлого столетия. Все это способствовало стремлению детей к спорту. Результатом всех мероприятий стала победа города Сочи в гонке за право проведения зимних Олимпийских игр 2014 года19.

В то же время экономические реформы  в Российской Федерации привели  не только к активизации развития традиционных отраслей, но и созданию новых видов услуг (аудиторские, консалтинговые, компьютерные, бухгалтерские, услуги по проведению операций на рынке недвижимости, услуги в области рекламы, по подбору персонала,  частной охранной деятельности и другие). Однако в целом российская индустрия услуг характеризуется все еще как нарождающаяся – infant industry. Это состояние требует продуманного подхода к стратегии развития и регулирования отраслей услуг с учетом соблюдения баланса интересов иностранных и отечественных поставщиков в тех или иных секторах услуг: с одной стороны следует обеспечивать защиту интересов российских поставщиков а, с другой стороны,  создавать конкурентную среду с участием иностранных поставщиков на рынках услуг, что ведет в конечном итоге к стимулированию деятельности российских участников рынка.

Важное значение имеет дальнейшее совершенствование транспортных, телекоммуникационных, финансовых услуг, которые являются основой инфраструктуры всей экономики. Многие из секторов услуг (например, туристические, юридические, консультационные), не требуя больших капиталовложений, являются фактором социальной стабильности, обеспечивая создание рабочих мест в стране. Другие сектора, такие как строительство, не только создают рабочие места, но и через систему межотраслевых связей стимулируют развитие широкого круга секторов промышленности. Важное социальное значение имеют такие сектора услуг, как здравоохранение, образование, социальное страхование, услуги по организации досуга. Ряд секторов услуг связаны с наиболее передовыми в научно-техническом отношении областями, например, компьютерные услуги, услуги космических запусков и т.д.

Важным фактором, влияющим на развитие российской сферы услуг, является характеристика трудовых ресурсов. В этом отношении третичный сектор экономики обладает неплохими потенциальными возможностями: сравнительно низкая стоимость рабочей силы, что особенно важно для трудоемких услуг; в целом высокий образовательный уровень рабочей силы; способность оперативно приспосабливаться к требованиям экономической среды, проявлять инициативу и творческий подход.

В настоящий момент в России имеются  пробелы в отношении статистического учета услуг как во внутреннем производстве, так и во внешней торговле (особенно в отношении географической структуры экспортных и импортных потоков отраслей услуг). Есть проблемы с классификацией услуг. Так, тормозом развития практической деятельности операторов рынка услуг является разнобой в отнесении тех или иных видов услуг к экспортно-импортным операциям. Имеется необходимость и уже ведется работа по составлению общероссийского классификатора видов экономической деятельности по товарам и услугам, адаптированного к международной классификационной системе20.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение  

В этой курсовой рассматривался рынок потребительских товаров и услуг, основные его функции и формы. Рынок товаров и услуг действует на удовлетворение экономических потребностей человека, но в зависимости от характера потребностей( материальные или духовные) действует определённый рынок. На удовлетворение материальных потребностей направлен рынок товаров, а на удовлетворение духовных – рынок услуг. При этом потребности становятся все более разнообразными. В каждый конкретный исторический момент люди и организации, составляющее общество имеют множество экономических потребностей. Рациональное потребление может повышать общую эффективность экономики. Удовлетворение потребностей – это стимул к дальнейшему развитию производства. Вместо потребленной продукции возникает необходимость создавать новую. Удовлетворенная потребность рождает новые запросы. С течением времени, в ходе развития общества потребности изменяются в сторону умножения и сложения, то есть в обществе действует закон возвышения потребностей. Повышение потребностей, как правило, опережает возможности производства и не совпадает с объемом и разнообразием фактического потребления, поскольку далеко не все потребности могут быть реально удовлетворены. Можно сказать, что экономические потребности общества безграничны, в то время как экономические ресурсы, которыми общество располагает в каждый конкретный момент, ограничены. Проблема имеет как теоретическое, так и важное практическое, прикладное значение. Организация бизнеса предполагает наличие четкой информации о состоянии, уровне, динамике потребностей в товарах и услугах своих сегодняшних и завтрашних покупателей.

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 31.12.1993г. М.: «Эксмо»2009. - 64с.
  2. Большой экономический словарь 7-е издание /под ред. Азрилияна А.Н./ М.: Институт новой экономики 2007. – 1472 с.
  3. Введение в экономическую теорию: учебное пособие /Бедрина Е.Б. и Козлова О.А. М.:УГТУ-УПИ 2009. – 210 с.
  4. Воронин В.В. Экономическая география РФ. Самара: Самарская государственная экономическая академия, 1997. – 117 с.  
  5. Ефремов А. Проблемы организации торговли // Экономист. –№ 4  2007.
  6. Курс экономической теории: учебное пособие / Под ред. проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А. - К.: АСА, 2004. – 624 с.
  7. Микроэкономика: учебное пособие /Вечканов Г.С. и Вечканова Г.Р. /СПб.: Питер, 2003. – 368 с.
  8. Рынок, регулирование рынка: учебник/Черкасов Г.И./М.: Юнити-Дана, 2004. – 224 с.
  9. Основы экономики: учебник /Борисов Е.Ф./ М.: «Дрофа» 2008. – 322с.
  10. Скворцова Т. Правовое обеспечение безопасности товаров, работ, услуг потребителей. М.: «Человек и закон» №2 2009.
  11. Экономика: курс лекций: Микроэкономика /под редакцией С. Г. Михневой, Д.Г. Маслова, Т.В. Ровенской. – П.: информ.-издат. центр ПензГУ, 2008. – 158 с.
  12. Экономическая теория: учебник для вузов / Под ред. В.Д. Камаева – М.: Владос, 2000. – 636 с.
  13. http:/institutiones.com/  
  14. http://marketing.rbc.ru/
  15. http://www.wto.ru/
  16. http://www.leasingworld.ru/
  17. http://www.gks.ru.
  18. http://www.grandars.ru/
  19. http://forexaw.com/

1 Рынок, регулирование рынка: учебник/Черкасов Г.И./М.: Юнити-Дана, 2004. – 224 с.

2 Микроэкономика: учебное пособие /Вечканов Г.С. и Вечканова Г.Р. /СПб.: Питер, 2003. – 368 с.

3 Основы экономики: учебник /Борисов Е.Ф./ М.: «Дрофа» 2008. – 322с.

4 Экономика: курс лекций: Микроэкономика /под редакцией С. Г. Михневой, Д.Г. Маслова, Т.В. Ровенской. – П.: информ.-издат. центр ПензГУ, 2008. – 158 с.

5 Введение в экономическую теорию: учебное пособие /Бедрина Е.Б. и Козлова О.А. М.:УГТУ-УПИ 2009. – 210 с.

6  Экономическая теория: учебник для вузов / Под ред. В.Д. Камаева – М.: Владос, 2000. – 636 с.

7 http://www.grandars.ru/

8 http://forexaw.com/

9 Курс экономической теории. Под ред. проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А. - К.: Изд-во "АСА", 2004.

10 Большой экономический словарь 7-е издание /под ред. Азрилияна А.Н./ М.: Институт новой экономики 2007. – 1472 с.

11 Экономическая теория: учебник для вузов / Под ред. В.Д. Камаева – М.: Владос, 2000. – 636 с.

12 http://www.leasingworld.ru/

13 Конституция Российской Федерации от 31.12.1993г. М.: «Эксмо»2009. - 64с.

 

14 Скворцова Т. Правовое обеспечение безопасности товаров, работ, услуг потребителей. М.: «Человек и закон» №2 2009.

15 http://marketing.rbc.ru/

16 Воронин В.В. Экономическая география РФ. Изд. «Самарская государственная экономическая академия» Самара, 1997. – 117 с.  

17 http:/institutiones.com/  

18 http://www.gks.ru.

19 Ефремов А. Проблемы организации торговли // Экономист. –№ 4  2007.

20 http://www.wto.ru/

 


Информация о работе Рынок товаров и услуг: общие черты, различия, особенности функционирования