Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 15:56, курсовая работа
Сегодня уровень жизни людей поднялся на высокую планку, мы покупаем компьютеры, выходим в интернет, ездим отдыхать заграницу, пишем короткие сообщения вместо писем даже не задумываясь о том, что всего несколько лет назад люди о таком не могли и мечтать. С помощью инноваций рынок товаров и услуг растёт невероятными темпами, от этого возрастает уровень жизни людей, что влечёт за собой расширение сферы услуг. А что же с рынком товаров? В чём суть градации? Рынки товаров и услуг имеют много сходств и различий, которые рассмотрены в данной курсовой работе.
Введение
1. Общая характеристика рынка
1.1 История развития рынка
1.2 Понятие, основные элементы
2. Особенности рынка товаров и услуг
2.1 Рынок товаров
2.2 Рынок услуг
3. Развитие рынка товаров и услуг в России
3.1 Проблемы некачественного товара на Российском рынке
3.2 Особенности развития сферы услуг в России
Заключение
Список литературы
Содержание:
Введение
1. Общая характеристика рынка
1.1 История развития рынка
1.2 Понятие, основные элементы
2. Особенности рынка товаров и услуг
2.1 Рынок товаров
2.2 Рынок услуг
3. Развитие рынка товаров и услуг в России
3.1 Проблемы некачественного товара на Российском рынке
3.2 Особенности развития сферы услуг в России
Заключение
Список литературы
Введение
Сегодня уровень жизни людей поднялся на высокую планку, мы покупаем компьютеры, выходим в интернет, ездим отдыхать заграницу, пишем короткие сообщения вместо писем даже не задумываясь о том, что всего несколько лет назад люди о таком не могли и мечтать. С помощью инноваций рынок товаров и услуг растёт невероятными темпами, от этого возрастает уровень жизни людей, что влечёт за собой расширение сферы услуг. А что же с рынком товаров? В чём суть градации? Рынки товаров и услуг имеют много сходств и различий, которые рассмотрены в данной курсовой работе. Изучение рынка товаров и услуг спроса потребителей, а также мотивов, которыми они руководствуются, совершая покупки, - важнейшая задача фирмы в условиях конкуренции. Обладание как можно более полной информацией о спросе позволяет фирме обеспечивать сбыт продукции, расширять производство и успешно конкурировать на рынке. Спрос, в свою очередь, зависит от качества продукции, ее цены, доходов покупателей, цен на аналогичные товары, потребительских вкусов и предпочтений и т.п. Трудно перечислить все факторы, определяющие, почему та или иная продукция покупается. От того, насколько качественно составлен прогноз спроса на продукцию фирмы, зависит ее будущая выручка от реализации и соответственно прибыль. Задача этой курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть как можно больше особенностей каждого из рынков, выявить сходство, а так же увидеть взаимосвязь рынка товаров и рынка услуг.
1. Общая характеристика рынка
1.1 История развития рынка
Рынок возник в глубокой древности – эпоху разложения первобытного строя и становления рабовладельческого общества. Много столетий назад началось и его изучение.
В том числе его успешно исследовал такой гигант античной науки, как Аристотель (384-322 до н.э.). Он подразделял рынок, понимаемый им как торговля, на два вида: на удовлетворяющую естественные потребности людей и на приводящую к обогащению. К последнему виду торговли он относился крайне отрицательно. В средние века меркантилисты предавали рынку первостепенное значение в хозяйственной жизни, считая его единственным источником богатства. Выдающийся представитель физиократов Ф. Кэне (1694 – 1774) впервые попытался исследовать товарно-денежное обращение в целом по стране, включив его в специальные таблицы по воспроизводству материальных благ. Один из создателей классической политэкономии А.Смит (1723 – 1790) подчеркивал решающую роль стихийного рынка («невидимой руки») в регулировании и развитии общественного производства. Стороннику экономического романтизма С. Сисмонди (1773 – 1842) принадлежит заслуга раскрытия глубоких противоречий внутренней и международной торговли. Крупный вклад в теорию рынка внёс К. Маркс (1818 – 1883): он всесторонне исследовал товар и деньги, вывел общую формулу их обращения, показал место и роль товарно-денежного обмена в воспроизводственном процессе (в том числе в реализации прибавочной стоимости и совокупного общественного продукта), обстоятельно рассмотрел некоторые разновидности рынка (капиталистический, рабочей силы и т.д.). В.И. Ленин (1870 – 1924) раскрыл особенности рынка в условиях монополистического капитализма. Из западных экономистов 20 века в наибольшей мере обогатил теорию товарно-денежного обращения англичанин Дж. М. Кейнс (1883 -1946), который глубоко исследовал процессы спроса и предложения товаров и обосновал необходимость активного государственного влияния на товарно-денежный обмен1.
1.2 Понятие, основные элементы.
Рынок продуктивно изучался на протяжении многих веков. Тем не менее общепризнанного научного понятия рынка до сих пор не сложилось и соответственно существует немало качественно различных взглядов.
Рынок – это:
- совокупность экономических
отношений по поводу купли-
- один из центральных элементов в системе товарно-денежных отношений;
- базовый элемент
- регулятор функционирования рыночной экономики.
Основными элементами рынка выступают спрос, предложение, конкуренция и цена.
Отличительными чертами рынка являются гибкость, эффективность и стремление к равновесию.
Оптимальное функционирование рынка предполагает наличие следующих условий:
- вход на рынок и выход с рынка должны быть свободными;
- наличие свободных ресурсов и свободное их использование;
- свободный доступ к рыночной информации;
- отсутствие монополизма
в производстве и
Функции рынка
Рынок выполняет в экономике очень важные функции:
1. Информационная. Через цены, процентные ставки и т. д. рынок дает участникам информацию об объективно необходимых количестве, ассортименте и качестве товаров (продуктов и услуг), которые следует поставлять;
2. Посредническая. Экономически обособленные производители и потребители в условиях общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. В рамках рыночной экономики с достаточно развитой конкуренцией посредник имеет возможность выбрать наиболее приемлемого поставщика, а продавец – наиболее подходящего покупателя;
3. Ценообразующая. Рынок формирует цену или ценностный эквивалент для обмена товара;
4. Регулирующая. Благодаря взаимодействию спроса и предложения рынок дает ответ на вопросы: Что производить? Для кого производить? Как производить?
5. Санирующая. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, не жизнеспособных хозяйственных единиц и дает простор более предприимчивым и эффективным. В результате повышается средний уровень устойчивости хозяйств в целом3.
6. Оценочная. Через получение прибыли, её увеличение или уменьшение рынок выставляет оценку миллионам действующих рыночных агентов.
7. Стимулирующая. Через механизм конкуренции рынок стимулирует производителя к таким общественно-полезным целям, как снижение затрат на производство, строгая экономия ресурсов, внедрение новейших технологий и достижений НТП, предложение всё новых услуг и постоянное улучшение сервиса и качества товара4.
2. Особенности рынка товаров и рынка услуг
2.1 Рынок товаров
Товар - продукт труда, произведённый для продажи5.
Рынок товаров – совокупность экономических отношений, основанных на взаимном согласии между субъектами рынка по поводу перехода прав собственности на товары. Этот рынок является сложной системой, который делится на рынок потребительских товаров и рынок факторов производства6.
В практике торговли все товары разделены на два раздела: продовольственные и непродовольственные товары.
Продовольственные товары
Согласно торговой классификации различают следующие группы продовольственных товаров: хлебобулочные изделия, плоды и овощи, кондитерские, винно-водочные, безалкогольные напитки, молочно-масляные, мясные и колбасные изделия, рыбные, яичные, пищевые жиры, табачные изделия.
В торговой сети продовольственные товары делят на бакалейные и гастрономические. К бакалейным товарам относят крупы, муку, дрожжи, макаронные изделия, сушеные овощи и фрукты, чай, кофе, соль, специи, сахар, крахмал, пищевые концентраты и другие, т. е. продукты, требующие перед употреблением дополнительной кулинарной обработки. К гастрономическим относят товары, готовые к употреблению без кулинарной обработки, или с повышенными вкусовыми свойствами: молочные продукты (сыры, масло, молоко и др.), алкогольные напитки, копчености и консервы, кондитерские, мясные и рыбные изделия.
Непродовольственные товары
Непродовольственные товары согласно торговой системе классификации делят на следующие товарные группы: хозяйственные и галантерейные товары (текстильная, кожаная, металлическая галантерея); бытовые химические товары (клеящие материалы, лакокрасочные товары, моющие средства и др.); стеклянные товары (посуда, листовое стекло, ламповые товары); керамические товары (фарфоровая, фаянсовая, майоликовая посуда, гончарные изделия, художественно-декоративные изделия); строительные материалы (вяжущие вещества, металлические, керамические и прочие материалы); мебельные товары (мебель деревянная и пр.); металлические товары (посуда, ножевые изделия, скобяные и замочные изделия, инструменты и др.); электротовары и бытовая техника (провода и шнуры, установочные изделия, электролампы, электронагревательные приборы, бытовые машины, электроизмерительные приборы); текстильные товары (ткани, нетканые материалы, штучные изделия); швейные товары (верхняя одежда, готовое платье, белье, головные уборы); трикотажные товары (верхний и бельевой трикотаж, чулочно-носочные и перчаточные изделия и др.); обувные товары (кожаная, резиновая и валяная обувь); меховые товары (меховые полуфабрикаты, пушно-меховые и овчинно-шубные изделия); ювелирные товары и часы; бумага и изделия из нее, школьно-письменные принадлежности и канцелярские товары, музыкальные, фото- и бытовая радиоэлектронная аппаратура, игрушки, спортивные товары. Отдельную группу составляют книги и другие печатные издания7.
Деятельность любого товарного рынка характеризуется основными показателями функционирования, к которым можно отнести:
1. Емкость товарного рынка. Емкость рынка - это максимально возможный объем реализации товаров при данном уровне платежеспособного спроса, товарного предложения и розничных цен.
2. Динамика развития отдельных отраслевых товарных рынков страны, составляющих единый товарный рынок страны.
3. Степень диверсифицированности товарного рынка. Под диверсифицированностью следует понимать степень охвата различными видами товарной продукции (по ассортименту и цене) с учетом географических, этнических и платежеспособных особенностей населения страны.
4. Качество товара, реализуемое на рынке. Под качеством товара понимают совокупность свойств, присущих ему. В условиях ужесточения потребителей к нему предъявляются повышенные требования с учетом безопасности его потребления, соблюдения экологических норм, требований к упаковке, маркировке и обеспечению послепродажного обслуживания.
5. Конкурентоспособность товаров на рынке. Под конкурентоспособностью товара понимают способность продукции соответствовать сложившимся требованиям данного рынка на рассматриваемый период8.
Для того чтобы начать производство, необходимо наличие, по крайней мере, того, кто будет производить, и того, из чего будут производить. Ведь производство - это такая сфера хозяйственной деятельности людей, в которой непосредственно осуществляются затраты экономических ресурсов для получения необходимых благ. Следовательно, в известном смысле можно говорить о двух факторах производства - человеке и природе. Однако такое определение было бы слишком обобщенным. Ресурсы, которые участвуют в производстве товаров и услуг, называются факторами производства.
В экономической науке выделяют четыре группы факторов производства: человеческие ресурсы, природные ресурсы, капитал, предпринимательство - каждый из которых занимает свое место в экономической системе и выполняет определенные функции. При этом под человеческими ресурсами или трудом подразумевают любую интеллектуальную или физическую деятельность человека, направленную на достижение какого-либо полезного результата. Цена, выплачиваемая за труд, называется заработной платой.
Природные ресурсы - это естественные блага, которые используются при создании товаров и услуг (природные ископаемые, лес, вода, воздух и т.п.). Говоря о природных ресурсах как о факторе производства, экономисты часто используют термин "земля". Цена, уплаченная за пользование землей, называется рентой. Рента - доход владельца земли.
Капитал представляет собой весь накопленный запас средств, необходимых для производства материальных благ, это созданные людьми производственные ресурсы (машины, здания, компьютеры, трубопроводы, железные дороги и т.д.), предназначенные для повышения производительности труда. Под капиталом также понимают деньги (в коротком периоде), на который приобретают физические элементы производства. Плата за использование чужих денег или физического капитала называется процентом, который является доходом поставщиков капитала.
Предпринимательство является особым фактором, при помощи которого происходит соединение перечисленных выше трех факторов производства. Предпринимательство - это разновидность трудовых усилий особого рода: управленческие и организационные навыки, необходимые фирмам для производства товаров и услуг. Следовательно, задачей предпринимателя является соединение указанных выше трех факторов производства наиболее эффективным рациональным способом. В случае успеха предприниматель получает предпринимательскую прибыль, неудачи - несет убытки. Таким образом, предпринимательская прибыль - это вознаграждение фактора предпринимательства (за усилия, инновации, риск). Вознаграждение этого фактора производства осуществляется после того, как вознаграждены три предыдущих фактора - труд, земля и капитал9.
2.2 Рынок услуг
Услуги – это экономическая деятельность, непосредственно удовлетворяющая личные потребности членов общества, домашних хозяйств, потребности разного рода предприятий, объединений, организаций, общественные потребности или потребности общества в целом, не воплощенные в материально-вещественной форме10.
Рынок услуг – совокупность экономических отношений, основанных на взаимном согласии между субъектами рынка по поводу перехода прав собственности на возможность получения услуг11.
Сфера услуг включает деятельность по производству как материальных, так и нематериальных услуг производственного и потребительского назначения. В рыночной экономике принципиальным является деление услуг на рыночные и нерыночные. Рыночные услуги оказываются за плату по ценам, покрывающим издержки и обеспечивающим прибыль. И в этом случае они приравниваются к любому другому товару и являются объектом купли и продажи. Нерыночные услуги оказываются бесплатно. Как правило, они социально ориентированы, финансируются из бюджета или общественными организациями, например партиями или профсоюзами. Потребляются такие услуги либо обществом в целом, либо домашними хозяйствами. Следует подчеркнуть, что практически все виды услуг могут оказываться как за плату, так и бесплатно или за частичную оплату (на льготных условиях). Исключение составляют услуги органов управления (включая оборону и правоохранительные органы), церкви и благотворительных учреждений, которые всегда оказываются бесплатно. В связи с этим в статистике важно установить границы между платными и бесплатными услугами. В настоящее время по рекомендации Статистической комиссии ООН платными считаются все услуги, которые реализуются по экономически значимым ценам. Для успешного статистического анализа и прогнозирования развития рынка необходимо осуществлять его правильное сегментирование. Для этого целесообразно использовать следующую классификацию платных услуг (ПУ):