Рынок товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 15:56, курсовая работа

Описание работы

Сегодня уровень жизни людей поднялся на высокую планку, мы покупаем компьютеры, выходим в интернет, ездим отдыхать заграницу, пишем короткие сообщения вместо писем даже не задумываясь о том, что всего несколько лет назад люди о таком не могли и мечтать. С помощью инноваций рынок товаров и услуг растёт невероятными темпами, от этого возрастает уровень жизни людей, что влечёт за собой расширение сферы услуг. А что же с рынком товаров? В чём суть градации? Рынки товаров и услуг имеют много сходств и различий, которые рассмотрены в данной курсовой работе.

Содержание работы

Введение
1. Общая характеристика рынка
1.1 История развития рынка
1.2 Понятие, основные элементы
2. Особенности рынка товаров и услуг
2.1 Рынок товаров
2.2 Рынок услуг
3. Развитие рынка товаров и услуг в России
3.1 Проблемы некачественного товара на Российском рынке
3.2 Особенности развития сферы услуг в России
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая - копия.docx

— 63.21 Кб (Скачать файл)
  1. бытовые услуги;
  2. транспортные услуги;
  3. услуги связи;
  4. жилищно-коммунальные услуги ;
  5. услуги учреждений культуры;
  6. туристско-экскурсионные услуги;
  7. услуги физкультуры и спорта;
  8. медицинские, ветеринарные, санаторно-оздоровительные услуги;
  9. услуги правового характера;
  10. услуги банков;
  11. услуги в системе образования;
  12. услуги торговли, общепита и рынков и т.д.  
    1. Услуги жилищно-коммунального хозяйства включают предоставление наемного и арендуемого жилья, выполнение текущего ремонта жилых помещений и оборудования, а также стоимость коммунальных услуг (электроэнергии, газа, воды, отопления, обслуживания лифтов, канализации, санитарной очистки и т.д.);

2. Бытовые услуги, охватывающие широкий спектр услуг — от пошива и ремонта одежды и обуви до прокатных пунктов и фотоателье;

3. Услуги транспорта и связи. Услуги пассажирского транспорта включают услуги всех видов городского, международного и междугороднего транспорта по перемещению пассажиров и их багажа, включая сопутствующие услуги (предварительная продажа билетов, транспортно-экскурсионные операции, вокзальные сборы, комнаты матери и ребенка и т.д.);

4. Услуги учреждений физической культуры и спорта складываются их двух компонентов: а) услуг спортивных зрелищ по всем видам профессионального спорта; б) платных и бесплатных услуг физкультурных и спортивно-оздоровительных организаций населению;

5. Услуги учреждений культуры состоят из услуг театров, кинотеатров, филармоний, музеев, библиотек и читален, клубов, домов культуры и проч.;

6. Услуги дошкольных детских учреждений — это услуги яслей, детских садов, домов ребенка. Платное образование и здравоохранение включает учебные и лечебные учреждения с платным обслуживанием, а также репетиторство и частную медицинскую практику;

7. Услуги финансовых организаций населению включают осуществление как платных (открытие и ведение счетов, перевод зарплаты, обмен валюты, аренда сейфов, хранение ценностей и т.д.), так и бесплатных (депозиты, открытие и ведение счетов и т.д.) операций;

8. Услуги правового характера представляют собой услуги юридических организаций, нотариата, адвокатов, охранных фирм и т.п.;

9. Туристско-экскурсионные услуги представляют собой комплекс услуг по обслуживанию отечественных и иностранных туристов, включая оформление необходимых документов, транспорт, размещение туристов, питание, познавательную, культурную и деловую программу. Подавляющее большинство услуг оказывают приватизированные учреждения туризма, отдыха и развлечений. 
Особым объектом исследования статистики рынка услуг являются рыночные нематериальные услуги населению, т.е. платные нематериальные услуги потребительского характера12.

Особенности рынка услуг видятся, прежде всего:

-      в высокой динамичности рыночных процессов (Предоставление услуг имеет целью непосредственное удовлетворение потребностей человека);

-      в территориальной сегментации (Формы предоставления услуг, спрос и условия функционирования предприятий услуг зависят от характеристик территории, охваченной конкретным рынком);

-      в высокой скорости оборота капитала (Одно из основных преимуществ бизнеса в сфере услуг, являющееся следствием более короткого производственного цикла);

-      в высокой чувствительности к изменению рыночной конъюнктуры (Свойство, обусловленное невозможностью хранения, складирования и транспортировки услуг, а также временным и пространственным совпадением их производства и потребления);

-       в специфике организации производства услуг (Обладая большей мобильностью малые и средние предприятия, являющиеся продуцентами услуг, имеют широкие возможности для гибкого реагирования на изменения конъюнктуры);

-      в специфике процесса оказания услуг (Личный контакт производителя и потребителя, с одной стороны, создает условия для расширения коммуникативных связей, а с другой – увеличивает требования к профессиональноквалификационным качествам, опыту, этике и общей культуре производителя);

-     в высокой степени дифференциации услуг (Связана с диверсификацией, персонификацией и индивидуализацией спроса на услуги, рассматривается как важнейший стимул к инновационной деятельности в сфере услуг, так как сложная структура спроса обуславливает появление новых, нестандартных услуг, поиск услуги новинки становится перманентным процессом, получающим все большее развитие по мере насыщения рыночного спроса);

-      в неопределенности результата деятельности по оказанию услуг (Результат деятельности по оказанию услуги, подверженный во многих случаях влиянию различных качеств производителя не может быть заранее определен с достаточной точностью; окончательная оценка результата возможна только после потребления услуги).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Развитие рынка товаров и услуг в России

3.1 Проблемы некачественного товара на Российском рынке

Как мы знаем в России проблемы продовольственной безопасности существовали и существуют в основном из-за большого количества брака поставляемого из ближнего и дальнего зарубежья. Все это сказывается на нас с вами, так как мы имеем непосредственное отношение к этой проблеме, потому что именно мы являемся потребителями продукции предлагаемой нам рынком товаров и услуг. Что и кто толкает на рынок не качественный товар, а главное почему приходиться страдать от этого нам, потребителям. Красноречивый пример – ситуация в Калининградской области, где забраковано и снято с продажи 167 тонн только продовольственного импорта из Польши, Австрии, Бельгии, Ирландии, Голландии, Германии, Латвии. Все изъятые товары имели истекшие сроки годности, налицо были признаки порчи, при этом они не сопровождались ни информацией на русском языке, ни сертификатами соответствия, подтверждающими безопасность продукции.   Встречаются и откровенно фальсифицированные товары – преимущественно продукты питания: алкогольные и безалкогольные напитки, сливочное масло, колбасные и кондитерские изделия, мясные консервы, чай, кофе. К примеру, в торговых точках Кировской, Читинской, Свердловской, Ульяновской областей, Бурятской, Мордовской республик, Москвы и Санкт-Петербурга обнаружили смесь кулинарных жиров, которая выдавалась за топленое масло.   Качеству импортного алкоголя Госторгинспекция уделяет особое внимание. В результате десяти тысяч проверок в январе – сентябре 1999 года из оборота было изъято 22,2 % ликероводочных изделий, 32,1 % – вина, 20,8 % – коньяка ( в основном фальсифицированных ), 44,2 % шампанского. Больше всего подделок «гонят» Польша, Германия, Болгария, Испания, Армения, Грузия, Молдова, Украина – то есть прежде всего сами же производители вин.   В чем же причина такого притока в Россию фальсифицированной продукции? На коллегии в Минторге в который раз было отмечено: львиная доля импорта в Россию завозится по контрактам и договорам – поставкам, в которых требования к качеству и безопасности продукции вообще не оговариваются13. Не гарантирует качества товаров и сложившаяся система их сертификации. Вот, к примеру, табачные изделия. В российских стандартах предельно допустимые уровни содержания смол и никотина гораздо выше, чем в европейских стандартах, - так что же удивляться, когда иностранные фирмы свозят всю продукцию, которая не соответствует их требованиям к нам!..   Действия территориальных управлений Госторгинспекций, других контор и надзирательных органов приносят свои плоды. Хотя и не семимильными шагами, но все же улучшается качество импортной рыбы, рыбопродуктов, мясных консервов, детского питания, пива, минеральной воды: сейчас их бракуют в среднем на 5 – 15 процентов реже, чем несколько лет назад.   Есть отдача, считают эксперты и от законодательных инициатив властей. Наконец-то разработаны и введены в действия ГОСТы на продовольственные товары, которые в соответствии с Законом «О защите прав потребителей» еще от 1995 года регламентируют характер и содержание достоверной информации о товаре. Введен запрет на ввоз в страну из-за рубежа алкоголя маркированного товарными знаками российских производителей – таким образом удается хоть как-то контролировать реэкспорт. Введены, пусть и в «урезанном» варианте, защищенные от подделок спецзнаки соответствия и марки с учетной информацией к ним14.  

3.2 Особенности развития сферы услуг России

Российский рынок услуг начал формироваться в первой половине 90-х годов, следуя процессу рыночных реформ и приватизации. До этого времени деятельность в большинстве секторов услуг жестко регулировалась государством, а в ряде из них государство являлось основным поставщиком услуг. С начала 90-х годов до настоящего времени отечественный рынок услуг находится в процессе непрерывного развития. Наибольшая активность наблюдалась в сферах банковского дела и страхования, телекоммуникаций и компьютерных технологий, торговли и питания, туризма и в целом индустрии развлечений. В России доля услуг в общем объеме ВВП возросла с 34,9% в 1990 г. до 60,4% в 2003 г.(т.е. в 1,7 раза), впоследствии несколько сократившись до 57,9% в 2007 г15. Существенную роль играет сфера услуг в решении вопросов занятости населения: доля занятых в сфере услуг в общей занятости населения  достигает 56%. С другой стороны, роль сферы услуг в экономике России еще недостаточно высока - в ВВП развитых стран ее доля превышает 65%, а  в США достигла 77%.

Структура и основные качественные параметры российского рынка услуг существенно отличаются от западных прежде всего преобладанием традиционных отраслей, обеспечивающих транспортировку и сбыт произведенной продукции.

Известно, что наиболее динамично развивающимися являются услуги по физической культуре и спорту. Можно предположить, что толчком к достижению высокого показателя послужила и политика государства. Она заключалась в серьезных вливаниях денежных средств во все области спорта. По территории всей страны активно стали строиться спортивные сооружения. Это ледовые дворцы в Москве, Подольске, Саранске, Хабаровске, новая горнолыжная база «Бобровый лог» в Красноярском крае. Начал свое вещание круглосуточный федеральный спортивный канал. Построено огромное количество детских спортивных площадок, заброшенных либо разрушенных в последнем десятилетии прошлого столетия. Все это способствовало стремлению детей к спорту. Результатом всех мероприятий стала победа города Сочи в гонке за право проведения зимних Олимпийских игр 2014 года16.

В то же время экономические реформы в Российской Федерации привели не только к активизации развития традиционных отраслей, но и созданию новых видов услуг (аудиторские, консалтинговые, компьютерные, бухгалтерские, услуги по проведению операций на рынке недвижимости, услуги в области рекламы, по подбору персонала,  частной охранной деятельности и другие). Однако в целом российская индустрия услуг характеризуется все еще как нарождающаяся – infant industry. Это состояние требует продуманного подхода к стратегии развития и регулирования отраслей услуг с учетом соблюдения баланса интересов иностранных и отечественных поставщиков в тех или иных секторах услуг: с одной стороны следует обеспечивать защиту интересов российских поставщиков а, с другой стороны,  создавать конкурентную среду с участием иностранных поставщиков на рынках услуг, что ведет в конечном итоге к стимулированию деятельности российских участников рынка.

Важное значение имеет дальнейшее совершенствование транспортных, телекоммуникационных, финансовых услуг, которые являются основой инфраструктуры всей экономики. Многие из секторов услуг (например, туристические, юридические, консультационные), не требуя больших капиталовложений, являются фактором социальной стабильности, обеспечивая создание рабочих мест в стране. Другие сектора, такие как строительство, не только создают рабочие места, но и через систему межотраслевых связей стимулируют развитие широкого круга секторов промышленности. Важное социальное значение имеют такие сектора услуг, как здравоохранение, образование, социальное страхование, услуги по организации досуга. Ряд секторов услуг связаны с наиболее передовыми в научно-техническом отношении областями, например, компьютерные услуги, услуги космических запусков и т.д.

Важным фактором, влияющим на развитие российской сферы услуг, является характеристика трудовых ресурсов. В этом отношении третичный сектор экономики обладает неплохими потенциальными возможностями: сравнительно низкая стоимость рабочей силы, что особенно важно для трудоемких услуг; в целом высокий образовательный уровень рабочей силы; способность оперативно приспосабливаться к требованиям экономической среды, проявлять инициативу и творческий подход.

В настоящий момент в России имеются пробелы в отношении статистического учета услуг как во внутреннем производстве, так и во внешней торговле (особенно в отношении географической структуры экспортных и импортных потоков отраслей услуг). Есть проблемы с классификацией услуг. Так, тормозом развития практической деятельности операторов рынка услуг является разнобой в отнесении тех или иных видов услуг к экспортно-импортным операциям. Имеется необходимость и уже ведется работа по составлению общероссийского классификатора видов экономической деятельности по товарам и услугам, адаптированного к международной классификационной системе17.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение  

В этой курсовой рассматривался рынок потребительских товаров и услуг, основные его функции и формы. Рынок товаров и услуг действует на удовлетворение экономических потребностей человека, но в зависимости от характера потребностей( материальные или духовные) действует определённый рынок. На удовлетворение материальных потребностей направлен рынок товаров, а на удовлетворение духовных – рынок услуг. При этом потребности становятся все более разнообразными. В каждый конкретный исторический момент люди и организации, составляющее общество имеют множество экономических потребностей. Рациональное потребление может повышать общую эффективность экономики. Удовлетворение потребностей – это стимул к дальнейшему развитию производства. Вместо потребленной продукции возникает необходимость создавать новую. Удовлетворенная потребность рождает новые запросы. С течением времени, в ходе развития общества потребности изменяются в сторону умножения и сложения, то есть в обществе действует закон возвышения потребностей. Повышение потребностей, как правило, опережает возможности производства и не совпадает с объемом и разнообразием фактического потребления, поскольку далеко не все потребности могут быть реально удовлетворены. Можно сказать, что экономические потребности общества безграничны, в то время как экономические ресурсы, которыми общество располагает в каждый конкретный момент, ограничены. Проблема имеет как теоретическое, так и важное практическое, прикладное значение. Организация бизнеса предполагает наличие четкой информации о состоянии, уровне, динамике потребностей в товарах и услугах своих сегодняшних и завтрашних покупателей.

Информация о работе Рынок товаров