Рынок труда и безработица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:38, контрольная работа

Описание работы

Рынок труда – это рынок ресурсов труда как товара, равновесная цена и количество которого определяются взаимодействием спроса и предложения. Рынок труда является неотъемлемой составной частью рыночной системы. Он сложился как система общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между предпринимателями, трудящимися и государством.

Файлы: 1 файл

Курсовая Белоровский Ю.В. Рынок труда и безработица.doc

— 211.50 Кб (Скачать файл)

 

Примечание.

женщины 40-49 лет и мужчины 40-54

* женщины50-54 лет и мужчины  55-59 лет.

**лица старше трудоспособного  возраста, то есть женщины 55-72 лет и мужчины 60-72 лет.

Обращает на себя внимание тот факт, что на всем протяжении прошедших лет ведущей возрастной группой в составе безработных, согласно данным ежегодных обследований, была молодежь. Она занимала 37-49% общей численности безработных, тогда, когда как 30-39-летние составляли 19-28%, а 40-49 (54)- летние-15-28%. Хотя по сравнению с 1998г. Среди этих трех групп численность безработной молодежи сократилась в наибольшей мере на (1,8 млн. человек) в 2008 году она составила 1,7 млн. человек и была соответственно в 1,9 и 1,5 раза больше, чем в группах 30-39 и 40-40 (54)- летних.

Как известно, наряду с  общей безработицей, существует регистрируемая, которая фиксируется органами государственной  службы занятости на основе федерального закона «О занятости населения Российской Федерации» в отношении обращающихся неработающих трудоспособных граждан в трудоспособном возрасте.

В этой связи для наиболее корректного при имеющейся статистике сопоставления общей и регистрируемой безработицы ограничим первую трудоспособным возрастом, а возрастной состав молодежью ( данные таблицы 4).

Таблица 4 - Общая и регистрируемая безработица в трудоспособном возрасте, %

Год

Безработные в целом, тыс. чел.

Зарегистрированные

Молодежь в целом, тыс. чел.

Зарегистрированные

Доля молодежи среди  безработных, в %

Тыс. Чел.

В % к гр. 2

Тыс.чел.

В% к гр.5

Всех (гр.5/гр.2)

Зарегистрированных (гр.6/гр.3)

1992

3561

578

16,2

1846

220

11,9

51,8

38,1

1995

6455

2327

36,0

2876

833

29,0

44,6

35,8

1998

8657

1929

22,3

3541

616

17,4

40,9

31,9

1999

8706

1363

14,5

3387

404

11,9

38,9

32,0

2000

6747

1037

15,4

2738

334

12,2

40,6

32,2

2002

5894

1309

22,2

2420

404

16,7

41,1

30,9

2004

5528

1920

34,7

2314

655

28,3

41,9

34,1

2006

4841

1742

36,0

2239

570

25,5

46,3

32,7

2007

4089

1553

38,0

1736

480

27,6

42,5

30,9


 

 

 

 

 

 

 

4 Государственная политика по регулированию занятости и безработицы в российской экономике

 

 

Современный рынок труда  испытывает на себе ощутимое государственное  воздействие.  Законодательная деятельность государства охватывает всю гамму  трудовых отношений. Оно не только предъявляет спрос на рабочую силу в государственном секторе экономики, но и регулирует его в частном, определяя основные параметры найма в масштабах национальной экономики.

          Если безработица превышает естественный  уровень (5-6% от общего числа занятых в народном хозяйстве), то необходимо вмешательство государства.

          Современная  государственная  политика не может  базироваться  на идее, что социальное развитие  должно отойти на второй план  по отношению к экономическому  благополучию. Напротив, задача состоит в том, чтобы обеспечить одновременно и экономический, и социальный прогресс в сочетании со стремлением к полной занятости и гибкой  государственной системе социальной поддержки населения.

           При таком понимании роли социальной и экономической составляющих развития безработица не может рассматриваться как экономически оправданная. Сокращается  покупательная способность населения, бюджеты теряют

налогоплательщиков, а  предприятия – кадры, увеличивается  риск социальной изоляции, дополнительные расходы на поддержку безработных усиливают налоговое бремя. Устранение или смягчение воздействия причин, порождающих безработицу, становится непременным условием социальной и экономической стабильности, устойчивого развития, успеха проведения реформ.

           Состояние рынка труда является  результатом влияния многих экономических  и социальных факторов, также  как и рынок труда  становится  силой,  воздействующей на них.  Поэтому нейтрализация безработицы  может достигаться в более  широком контексте экономических, социальных, образовательных и других направлений политики (табл.5 на стр. 30)

           Тесная связь занятости и экономики  необходима для обеспечения стабильного  роста  производства и занятости.  Политика, которая улучшает функционирование рынка труда и способствует приспособлению рабочей силы к структурным переменам, снижает риск падения экономического роста, позитивно влияет на возможности  стабилизации развития. Чем более успешной будет политика, которая направлена на поддержание безинфляционного роста на макроэкономическом уровне, тем лучше будут перспективы занятости и рынка труда. Поэтому важнейшей целью является разумное сочетание всех направлений политики, влияющих на уровень и качество спроса и предложения рабочей силы.

С точки зрения влияния на занятость, эффективность макроэкономической политики должна определяться ее позитивным воздействием на способность экономики  поддерживать баланс между повышением производительности  на стадии подъема и созданием новых рабочих мест для безработных граждан,  и тех, кто впервые или повторно вступает на рынок труда. Повышение и поддержание высокой  способности экономики к безинфляционной «генерации занятости» в целом составляет задачу экономической политики (приложение А, таблица 5)

Управление занятостью.

             Основная цель систем управления  занятостью состоит в стимулировании  спроса на рабочую силу и  в приближении структуры предложения  труда к структуре спроса на  труд.

           Управление занятостью является  важнейшей частью экономической и социальной  политики страны. Она осуществляется Министерством экономики, Министерством труда и социального развития, Федеральной службой занятости, Федеральной миграционной службой, другими министерствами и ведомствами.

Непосредственное управление занятостью осуществляют органы Федеральной службы занятости. Основной объем работы по управлению занятостью выполняют региональные и местные (городские и районные) службы занятости.

           Принято выделять два типа  воздействия на уровень занятости: пассивную и активную. Активный тип воздействия (стимулирование создания новых рабочих мест и предложения труда, меры по сохранению и повышению уровня занятости на предприятиях); Пассивный (выплата пособий безработным).

           Большое влияние на рынок труда оказывают государственные социальные программы (помощь малоимущим, пособия по безработице, различные социальные выплаты, пенсионное обеспечение). Они содействуют определенной стабилизации социально-экономического положения трудящихся в зонах повышенного рыночного риска, смягчают нестабильность рынка. Социальная защита населения в условиях рынка осуществляется через механизм перераспределения доходов на основе введения «черты бедности» в России, как и других странах, на «уровне прожиточного минимума».

           Посреднически-вспомогательная роль  государства на рынке труда,  частично берет на себя функцию  поиска и предоставления рабочих  мест, создания общенациональной  сети по трудоустройству. Государственные  системы обучения и переобучения  рабочей силы содействуют максимально быстрой адаптации к меняющимся требованиям рынка.

           В широком смысле механизм  госрегулирования включает экономические,

 юридические, социальные  и психологические факторы, определяющие  функционирование рынка труда.  Они осуществляются через систему трудоустройства – широкую сеть бюро занятости, банки данных о рабочих местах, государственные программы переподготовки.

            Меры косвенного регулирования  рынка труда рабочей силы: налоговая,  денежно-кредитная и бюджетная  политика правительства, совершенствование законодательства о социальном обеспечении, о трудовых отношениях, о равных гражданских правах.

             Таким образом, современное государственное  регулирование рынка труда представляет  собой комплекс  экономических, административных, законодательных, организационных  и  иных мер.

Государственные меры борьбы с безработицей в России:

- создание Федеральной государственной службы занятости, основой которой являются региональные центры занятости населения. В России  действует около 2,5 тыс. центров занятости, в которых работает свыше 40 тысяч штатных сотрудников.

- поощрение государственными  субсидиями частичной занятости,  выдача кредитов под заработную  плату на начальных этапах  переходного периода в России;

- досрочный выход на пенсию широко использовался для предотвращения безработицы среди госслужащих в начале переходного периода;

- расширение программ  переподготовки;

- социальная помощь  безработным через пособия по  безработице.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Итак, подводя итог проделанной работе можно сказать, что в России идёт формирование конкретных механизмов государственного регулирования рынка трудовых ресурсов. Определённые шаги здесь уже сделаны: создана государственная служба занятости, развёртывается система переподготовки кадров, официально устанавливаются прожиточный минимум и минимальная заработная плата. Впрочем, пока два последних индикатора являются в России (в отличие от высокоразвитых стран с рыночной экономикой) лишь условными показателями. Дело в том, что минимальная заработная плата установлена на очень низком уровне.

Оценивая безработицу  как социально-экономическое явление  нельзя одинаково утверждать хорошо это или плохо. С точки зрения человека, оставшегося без работы, может оказаться трагедией. Однако с точки зрения экономической динамики данное явление объективная необходимость. Другое дело, что государство должно амортизировать негативность её последствий, а работник должен быть готов к профессиональной и трудовой мобильности ради получения работы.

Одним из основных элементов формирования политики эффективной занятости является разработка и задействование механизма, регулирующего динамичное равновесие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. Для этого необходимо: оживление экономической ситуации и инвестиционной активности в стране, создание условий для динамичного движения капитала, разрабатывать меры по развитию системы рабочих мест и увеличению потребности предприятий и организаций в рабочей силе; совершенствование системы оплаты труда, расширение возможностей получения населением дополнительных доходов (дивиденды от ценных бумаг, проценты по вкладам и т.д.), развитие системы социальных пособий, дотаций и льгот, снижающих потребность в труде отдельных социально-демографических групп населения, особенно женщин, учащихся и пенсионеров.

Забота государства  о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как  важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим  аспектом государственного регулирования  рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития многоукладной экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

 

1. Николаева И.П. Экономическая теория: учебник для вузов по экономическим специальностям. Москва: Изд-во Финстатинформ, 2000,     450 с.

2. Одегов Ю.Г. Экономика труда. Масква: Изд-во Альфа-Пресс,2007, 345 с.

3. Агабекян « Современные теории занятости» Учебное пособие для вузов.- Москва: Изд-во ЮНИТИ, 2001, 290 с.

4. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Москва: Изд-во Дело, 2003, 700 с.

5. Остапенко Ю.М. Экономика труда: Учеб. Пособие. Москва: Изд-во ИНФРА-М, 2006, 268 с.

6. Гусаров В.М. Статистика. Москва: Изд-во Юнити-Дана, 2008, 475 с.

7. Чепурин М.Н., Киселева Е.А. Курс экономической теории: учебник. Киров: Изд-во АСА, 2005, 832 с.

8. Нуриев Р.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов, 2-е издание с изменениями. Москва: Изд-во Пресс, 2005, 587 с.

9. Проблемы повышения конкурентоспособности трудовых ресурсов: Материалы международной научно-практической конференции, учебное пособие, под ред. Митяева Л.Г. Бийск, 2002, 426 с.

10. Ильенкова С.Д. Макроэкономическая статистика. Москва: Изд-во Финансы и статистика, 2004, 368 с.

     11. Журнал Вопросы статистики, 2008, №9, С. 15

     12. Газета  Экономика и жизнь, 2000, №14, С. 30

13. Газета Экономика и жизнь, сентябрь 2002, №38, С. 3

Информация о работе Рынок труда и безработица