Рынок труда и доходы населения в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2014 в 08:53, реферат

Описание работы

В данной работе рассматриваются:
- доходы населения – как один из важнейших показателей, характеризующих уровень народного благосостояния;
- рынок труда – спрос и предложение на него;

Содержание работы

Введение
1. Сущность дохода
1.1 Понятие «доход» в экономической теории
1.2 Состав и структура доходов населения
1.3 Функциональное и личное распределение доходов населения
2. Рынок труда: сущность, содержание, структура.
2.1 Понятие « рынок труда»
2.2 Система отношений на рынке труда
2.3 Функционирование на рынке труда
2.4 Российская модель рынка труда
Заключение
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

макроэкон.doc

— 168.00 Кб (Скачать файл)

     Другой особенностью является то, что скорость формирования рынка труда явно недостаточна для того, чтобы успешно складывались рыночные предпосылки эффективного экономического роста. Можно прогнозировать, что в случае продолжения рыночных преобразований будет исчезать избыточная численность работников на предприятиях, и развиваться конкуренция работников за более благоприятное рабочее место.

     Весьма существенно то, что процесс формирования рынка труда лишен необходимой государственной стратегии. Если бы такая стратегия была, то процессы формирования рынка труда складывались бы под большим влиянием рычагов макроэкономического регулирования в масштабах страны – путем структурных сдвигов в экономике, осуществления целенаправленной инвестиционной и кредитно-финансовой политики.

     О слабой роли экономических факторов формирования рынка труда свидетельствуют не только нарушение зависимости заработной платы от результатов труда, но и то, что сама цена рабочей силы в форме заработка (дохода) в современных условиях имеет еще меньшее отношение к стоимости средств, необходимых не только для ее расширенного, но даже и простого воспроизводства. Принимаемые же решения о повышении минимума заработной платы являются не столько средством ее приближения к реальной стоимости рабочей силы, сколько попыткой компенсировать последствия роста потребительских цен.

      Очень важным моментом с позиции формирования отечественного рынка труда является возникновение и расширение возможности выбора работником сферы занятости.

      Существовала высокая потребность общества в рабочих местах, поскольку для поддержания относительно удовлетворительного уровня жизни необходима занятость всех трудоспособных членов семьи. Как следствие, был достигнут предельно высокий уровень занятости трудоспособного населения, в том числе и женщин. Это, в свою очередь, явилось одной из причин не только возникновения негативных последствий в воспроизводстве населения (сокращение рождаемости), но и предпосылкой потенциального возникновения безработицы при переходе к более рациональному хозяйствованию. Поддержание высокого уровня занятости становится затруднительным, поскольку у государства крайне ограничены финансовые ресурсы и отсутствует заинтересованность в инвестициях у частных предпринимателей. Лишь развитие предпринимательского сектора в сочетании с грамотным государственным регулированием минимальной заработной платы может способствовать как созданию достаточного количества рабочих мест, так и повышению доходов работников, что снизит потребность населения в рабочих местах.

     Особенностью России остается крайне низкий технический уровень производства, наличие значительных объемов физически и морально устаревшего малопроизводительного оборудования. Состояние активной части основных производственных фондов, техники и технологии производства, темпы обновления которого в современных условиях практически сведены до нуля, воздействует на состояние рынка труда двояко. С одной стороны это завышает потребность в кадрах, соответственно увеличивает спрос на рабочую силу и выступает в качестве фактора, сдерживающего безработицу. С другой – оно во многом предопределяет относительно низкий уровень квалификации персонала, затрудняющий внедрение нового оборудования, гибкое, применительно к требованиям рынка, реагирование в форме изменения номенклатуры производимой продукции. Тем самым снижается её конкурентоспособность и повышается вероятность банкротств и последующих массовых высвобождений работников.

       В настоящее время общие и специфические условия формирования отечественного рынка труда выполняют двоякую функцию. Одни являются предпосылками успешного разрешения проблем занятости в стране, другие – на протяжении довольно длительного времени будут препятствовать достижению эффективной занятости населения. Учет этих обстоятельств крайне необходим при прогнозировании тенденций в сфере занятости и выработке в рамках национальной политики эффективных управленческих механизмов в области занятости.

     Рынок выполняет ряд важных социально-экономических функций. Однако в условиях России становление рынка осложнено длительным кризисным состоянием экономики. Кризис экономики не позволяет достичь серьезных сдвигов в формировании конкурентной рыночной среды.

    Развитие негативных тенденций формирует опасную социальную модель общества, где на противоположных полюсах воспроизводятся малообеспеченные и зажиточные слои, а основной средний класс пока практически по уровню доходов мало чем отличается от малообеспеченных. В ряде регионов возрастает численность хронически незанятого трудоспособного населения, особенно среди молодежи. Увеличивается количество лиц без определенного места жительства. Особенно в тяжелом материальном положении оказались четыре группы малообеспеченных семей. Это пенсионеры, неполные семьи, многодетные и студенческие семьи. Реальные размеры пособий, начисленные для них на основе минимального размера заработной платы, в результате инфляции отбросили их далеко за черту бедности.

    Работники, получающие заработную плату на уровне средней по России и ниже, практически не могут удовлетворить свои личные минимальные физиологические потребности в продуктах питания. Неработающие члены семьи и инвалиды обречены такой политикой в оплате труда на вымирание, эта же учесть ожидает и самого работающего.

    Снижение требований к уровню минимальной заработной платы со стороны правительства является одним из крупнейших просчетов в сфере регулирования процессов реформирования экономики и становления рынка труда.

   На современном этапе приоритетными направлениями социальной политики является повышение заработной платы в бюджетном секторе, повышение качества жизни большинства населения. Предусматривается реализация мер распределительного характера, которые заключаются в развитии системы ипотечного кредитования, схем добровольного страхования, повышение средней пенсии до уровня 40% от средней заработной платы.  Для поддержки граждан, нуждающихся в социальной защите, существуют система гарантированного минимального дохода, для депрессивных регионов предусмотрены межбюджетные трансферты.

    Повышение качества жизни населения осуществляется благодаря механизму актуализации прожиточного минимума с учётом региональных различий, предоставлению минимальной жилищной обеспеченности, созданию фонда муниципального жилья для малообеспеченных семей, стандартизации медицинских услуг и закреплению государственных гарантий бесплатной медицинской помощи.

     В России реализация некоторых направлений достигла положительных результатов, но по-прежнему остается много нерешенных проблем.

    Спорным остается вопрос, касающийся введения «плоской» шкалы налогообложения с доходов физических лиц, которая предполагает уменьшение «теневых» доходов. В результате введения этой шкалы «теневые» доходы не уменьшились, а положение малообеспеченных людей ухудшилось, так как 13% налог вынуждены платить даже те, заработная плата которых ниже установленного минимума.

     Неразрешен вопрос по поводу накопительного компонента в систему пенсионного обеспечения. С введение этой реформы пенсия потеряла связь с заработной платой и трудовым стажем работника, превратившись в банальное пособие по старости.

    Наряду с существующими проблемами наблюдаются и положительные изменения в социальной сфере России. Осуществляются национальные проекты в области здравоохранения, жилищного строительства, образования и культуры.

     Роль социальной политики государства велика. Она заключается в обеспечении социальной, политической устойчивости и безопасности общества. Социальная политика осуществляет поддержку отношений, как между социальными группами, так и внутри них, обеспечивает условия для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создания социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Высоко обеспеченные слои российского общества: численность и механизм формирования доходов. / Рудакова О., Харитонова Е.// журнал «Управление персоналом»: № 2008 - http://www.top-personal.ru, 20 апреля 2008.

 

2. Колесов А. С. Оценка финансового положения субъектов федерации. // Финансы.-2005.-№8.

 

3. Политика доходов и заработной платы. / Под ред. Н.Н Абакумова, Р.Я. Подовалова - Новосибирск: НГАЭиУ; М.: ИНФРА-М, - 1999

 

4. Уровень жизни населения. //Деловой эксперт.- 29.03.2006.-№34.- стр.2

 

5. Рынок труда и доходы населения / Под ред. Н. А. Волгина. Учебное пособие. – М.: Информационно – издательский дои «Филинъ», 1999.

 

6. Экономика труда: (социально – трудовые отношения) / Под ред. Н.А.Волгина, Ю. Г. Одегова. – М.: Издательство «ЭКЗАМЕН», 2003.

 

7. Ростислав Капелюшников

(Полностью опубликовано  в сборнике статей "Какой рынок  труда нужен российской экономике? Перспективы реформирования трудовых  отношений". Москва, ОГИ, 2003. с. 11-34)

 

8. http://www.ng.ru/economics/2010-05-12/5_income.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Рынок труда и доходы населения в России