Рынок труда как экономическая категория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 15:55, курсовая работа

Описание работы

Рынок труда как экономическая категория долгое время рассматривался в нашей
стране как явление, присущее лишь капиталистическим странам, а безработица -
как следствие господствующих отношений на рынке труда, возникающих в
результате многочисленных противоречий между трудом и капиталом. Считалось,
что поступательное развитие советской экономики дает неограниченные
возможности для полной занятости в общественном производстве, и задача
состоит лишь в том, чтобы вовлечь в него все трудоспособное население по
принципу “кто не работает, тот не ест”.

Файлы: 1 файл

Рынок труда как экономическая категория долгое время рассматривался в нашей.docx

— 71.41 Кб (Скачать файл)

социально уязвимых групп  населения и регулируя в сложных  ситуациях

высвобождение рабочей силы. (15,с. 21)

Очень важно избежать такого положения, при котором возобновление

экономического роста  будет происходить при высокой  и застойной безработице.

Обострение проблемы занятости  в этом случае просто неизбежно. Во первых,

может увеличиться высвобождение  рабочей силы на предприятиях. Для  решения

этих проблем понадобится  коренной перелом в динамике инвестиций, активизация

работы по переподготовке кадров, стимулирование частного предпринимательства,

расширение помощи безработным. Вместе с тем по мере усиления экономической

отдачи от рыночных преобразований будет увеличиваться инвестиционный

потенциал, стабилизироваться  экономический рост, расширяться  потребность

народного хозяйства в  рабочей силе.

Для обеспечения экономического роста, сопровождаемого увеличением  занятости

требуется:

·           появление рыночного ориентированного, защищённого государством и

социально ответственного собственника производственных и финансовых ресурсов,

поощрение его предпринимательской  активности;

·           привлечение внутренних и иностранных  инвестиций;

·           обеспечение условий для материальной заинтересованности

работников, развития их потребностей, расширения инфраструктуры для их

удовлетворения, а также  соответствия профессионального уровня трудящихся

уровню материально технической  базы. (10,с. 77)

Реализация этих требований возможна лишь на основе использования  развитого

рыночного хозяйственного механизма  в сочетании с государственным

регулированием. Прежде всего  необходимо совершенствование территориальной

структуры производства, а  именно: преодоление неравномерности  развития

производительных сил  по регионам, чрезмерной специализации  регионов, более

полное использование  местных ресурсов и возможностей с учётом личного

трудового потенциала, устранение отстаивания сфер социальной инфраструктуры

регионов от потребностей. Для этого необходима территориальная  мобильность

рабочей силы, требующая определённого  регулирования, т.к. велика опасность

усиления различий в обеспечении  регионов рабочей силой, в частности

возрастание дефицита кадров в регионах со сложным уровнем  проживания.

Возможности федерального центра в улучшении территориального размещения

производства ограничены. Основное значение для этого имеют  перелив капитала,

взаимодействие финансового  и промышленного капитала, деятельность финансово-

промышленных групп и  других экономических объединений.

Для обеспечения занятости  населения велико значение сферы  услуг. Однако до

сих пор развивается преимущественно  одно соперничество, а не производственные

услуги. Происходит это из-за отсутствия действенной системы  поддержки малого

бизнеса, падения платёжеспособного  спроса населения, отсутствия необходимых

навыков, ограниченности возможностей получения соответствующих профессий.

Значительно снижают трудовую мотивацию работников уравнительные  тенденции,

проявляющимися как в  старых, так и новых формах. Этому  способствуют

компенсационные надбавки, натурализованная оплата труда. Резко возросли

различия между оплатой  труда руководящего состава и  рядовых работников.

Появилась необходимость  гарантировать выплату заработка, формировать

применительно к новым  условиям цену рабочей силы, эквивалентно оплачивать

повышенные затраты труда, стимулировать рост его качества. Особой проблемой

является целесообразность увязки заработка различных категорий  работников с

рентабельностью производства.

Условием решения этих задач является не только увеличение ресурсного

обеспечения на основе экономического роста, но и развитие законодательства и

соответственное изменение  общественного отношения к данным проблемам.

    

2.3 Правовое регулирование  рынка труда.

 

Изменение экономической  ситуации в РФ, широкое развитие негосударственного

сектора экономики, утрата государством функции основного работодателя,

признание многообразия форм собственности – всё это потребовало  изменения

действующего законодательства от руде. Определённые новации в  трудовом

законодательстве уже  были закреплены федеральными законами о порядке

разрешения коллективных трудовых споров и о внесении изменений  и дополнений в

КЗОТ от 23.11.1995г. Однако это  не снимает вопроса о том, что  необходимо

всеобъемлющее реформирование всего законодательства о труде. Оно должно быть

глубоко продуманным, опирающимся  на положения конституции РФ, отечественный

опыт в данном вопросе  и максимально учитывать реалии сегодняшней

экономической ситуации. (9,№ 30)

Условия трудовых отношений, возникающих в процессе производства, отражаются

на всех сторонах жизни  конкретного человека и предполагают особый характер

регулирования, вытекающий из приоритета человеческой личности. Анализ

конституционных норма позволяет  сделать вывод о равной защите прав на

трудовую (в рамках трудового  договора) и предпринимательскую  деятельность.

Соответственно, трудовое законодательство должно предусматривать равноправие,

взаимный учёт прав и интересов  трудового договора. Однако, будучи в

юридически равном положении  с работодателем, работник фактически является

более слабой стороной трудовых отношений, во многом зависит от работодателя,

что даёт ему возможность  навязывать работнику свою волю. Реально

противостоять этому работники  могут, лишь объединившись в профсоюз. Однако и

он сам по себе не может  обеспечить принцип равноправия, поэтому  решающую роль

здесь играет государственное  законодательное регулирование, содержащее

механизмы защиты прав сторон трудового договора при реальном их исполнении.

Формирующееся в условиях экономической свободы и конкуренции  трудовое право

РФ не может игнорировать опыт регулирования трудовых отношений  других стран,

прежде всего с развитой рыночной экономикой. Такое изучение крайне полезно,

т.к. сущность взаимоотношений  наёмных работников и работодателей  в принципе

везде одинакова. Освоение этого  опыта позволит избежать повторения тех

ошибок, которые допускались  ранее другими странами и разработать

специфические концепции  защиты труда, пригодные в российских условиях.

Скорее всего для России наиболее приемлемой будет европейская  модель

трудового законодательства, отличающаяся гораздо большей степенью

вмешательства государства  в трудовые отношения, поскольку  слабость частных

предпринимательских структур в правовом плане не позволяет  передать

регулирование большинства  вопросов, связанных с трудовыми  отношениями, на

уровень фирмы. Немаловажным является и психология самих работников,

обращающих все свои требования по привычке государству, считая, что  именно им

должны решаться все вопросы  регулирования трудовых отношений. (9,№ 30)

Вместе с тем особенностью современной государственной политики России

является децентрализация  регулирования трудовых отношений. Государство,

оставаясь фактическим гарантом трудовых прав граждан, практически  утратило

функции всеобщего работодателя и всевластие в трудовых отношениях, что

предполагает более тесное участие работодателей и профсоюзов в принятии

социально-экономических  решений и определении условий  труда и передачу

решения многих вопросов на уровень конкретных сторон. (15,с. 29)

С учётом изложенного к  основным принципам регулирования  трудовых отношений

можно отнести следующее:

·           признание правового равенства  сторон трудовых отношений и

выработка механизма защиты более слабой стороны - работника;

·           учёт интересов работников и работодателей, государственная защита

их интересов;

·           Гуманистический характер трудовых отношений, признание приоритета

личности перед интересами производства;

·           Учёт особенностей специфических категорий  трудящихся и характера

отдельных видов работ  при разработке механизма регулирования  трудовых

отношений;

·           Установление действенных мер ответственности  за нарушение

трудового законодательства.

В заключение следует отметить, что само по себе наличие должным  образом

подготовленного закона недостаточно, чтобы заметно повлиять на общественное

сознание. Хороший закон  может просто не применяться, и не действовать

эффективно (в современных  условиях массовые нарушения прав работников связаны

часто с не отсутствием  законодательных актов, а с простым  неисполнением

закона). Условия реального  исполнения законов о труде, их действенности

требуют особого рассмотрения, однако в целом необходимо отметить, что

гарантируемые государством права работников должны защищаться прежде всего

путем обеспечения для  гражданина доступа к подлинному правосудию без

многомесячных и унизительных ожиданий.

    

2.4. Деятельность профсоюзов.

 

Профессиональный союз (сокращенно профсоюз) – массовая общественная

организация, объединяющая на добровольных началах рабочих и  служащих по

профессиональному признаку. Они обладают широкими полномочиями: осуществляют

контроль за исполнением  трудового законодательства, за состоянием техники

безопасности на предприятиях, заключают с администрацией предприятия

коллективные договоры, разрешают  трудовые споры.

Но основная задача деятельности профсоюза – повышение заработной платы. В

связи с этим видный американский экономист П. Самуэльсон выделяет 3 основных

метода, которыми пользуются профсоюзы для достижения этой цели.

·           профсоюзы могут ограничивать предложение  труда. Это достигается,

например, введением высоких  иммиграционных барьеров, содействием  принятию

законов о максимальном рабочем  дне, увеличением срока учебы  при подготовке к

той или иной профессии.

·           профсоюзы могут добиваться повышения  ставок заработной платы,

содействуя установлению ее высшей точки равновесия.

·           профсоюзы могут вызвать сдвиг  вверх по кривой спроса на труд. При

этом могут использоваться любые средства, повышающие спрос  на труд, например,

содействие установлению высоких протекционистских таможенных тарифов. Эти

меры вызовут увеличение спроса на труд внутри данной страны, в  результате

чего увеличится количество используемого труда и возрастет  заработная плата.

(5, с. 110)

Для анализа регулирующей деятельности профсоюзов на рынке труда  уместно

обратиться к опыту  США, где как ни в одной другой стране с развитой рыночной

экономикой сильно профсоюзное  движение. Там профсоюзы сначала  обратились к

политике повышенного  спроса на конечный продукт, выступая за введение

протекционистских таможенных тарифов. Профсоюзы работников автомобилестроения

выступали за принятие законов, по которым импортируемые в США  автомобили

должны состоять из определенного  минимума деталей, произведенных в  США.

Профсоюзы также пытались использовать законодательство для  достижения такой

своей стратегической цели, как увеличение издержек на другие ресурсы, которые

являются потенциальными заменителями труда работников. Некоторые  профсоюзы

работников транспорта добились гарантии минимального размера экипажа. Такие

условия не позволяют работодателям  заменять труд работника на какое-либо

техническое новшество.

В некоторых случаях профсоюз и работодатель могут прийти к  такому соглашению,

в котором реальная заработная плата возрастает в обмен на согласие профсоюза

вносить определенные изменения  в производственный процесс, которые  могут

привести к увеличению производительности труда. Если такое  соглашение открыто

увязано с условиями увеличения производительности труда, то принято  говорить,

что такие переговоры являются переговорами о производительности. Более

типичными являются такие  случаи, когда профсоюзы добиваются уступок у

руководства фирм , когда  могут вынудить его принять дополнительные издержки.

Эти издержки обычно принимают  форму так называемой работы по правилам или же

забастовки.

     Забастовка  – это попытка отказать фирме  в труде всех членов профсоюзов.

Часто успех подобного  рода формы протеста зависит от целого ряда факторов,

как-то: прибыльность фирмы  и ее возможности повысить цены, не потеряв при этом

свой рынок; от финансовых ресурсов фирмы, которые позволили  бы ей

компенсировать убытки, нанесенные забастовкой; от способности самого профсоюза

причинить фирме убытки, при  этом компенсировав потери рабочих  связанные с

забастовкой.

Западные профсоюзы возникли как форма институционализации  социальных

интересов наемных работников, их ведущая функция – улучшение  рыночной

ситуации продажи членами  профсоюза своей рабочей силы. Советские же профсоюзы

Информация о работе Рынок труда как экономическая категория