Рынок труда как объект государственного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:57, реферат

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка путей преодоления кризиса на рынке труда Республики Беларусь.
Для достижения данной цели, в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
1) раскрыть понятие рынка труда как объекта государственного регулирования;
2) проанализировать мировой опыт развития рынка труда и его использование в Республике Беларусь;

Содержание работы

Введение
1 Рынок труда как объект государственного регулирования
2. Мировой опыт развития рынка труда и его использование в Республике Беларусь
2.1 Международный рынок труда
2.2 Особенности рынка труда Республики Беларусь
3. Пути преодоления кризиса на рынке труда Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Приложение

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 788.13 Кб (Скачать файл)

Одним из важных путей обеспечения стабильности экономического положения предприятия в условиях перехода к рыночной экономике становится сокращение издержек производства и обращения и особенно затрат живого труда на единицу реализуемой продукции и товарооборота при возможно более полном учете и удовлетворении потребностей работника в сфере труда (по его содержательности, условиям и оплате). Решение этой задачи требует новых подходов к вопросам организации и нормирования труда на предприятиях. В качестве приоритетного направления в этой области рассматривается гуманизация труда, которая должна обеспечить высокую содержательность и оплату труда работника, соответствующую его квалификации, наиболее полное приспособление производства к человеку, активное участие работников в решении производственных задач.

Гуманизация труда предполагает применение таких форм и методов организации, нормирования и оплаты труда, которые способствуют развитию интеллектуальных способностей человека, более полному использованию его трудового и творческого потенциала, сохранению его здоровья.

В этой связи изучение опыта стран с развитой рыночной экономикой (США, ФРГ, Японии и др.) в области совершенствования организации и нормирования труда представляет для наших предприятий практический интерес. Например, в этих странах получила широкое признание так называемая концепция качества трудовой жизни.

В основе этой концепции лежат следующие положения:

- справедливое и надлежащее вознаграждение за труд;

- безопасные для здоровья условия труда;

- возможность профессионального роста и уверенность в будущем;

- возможность использовать и развивать свои способности;

- хорошие взаимоотношения в трудовом коллективе;

- социальная полезность труда.

С учетом зарубежного опыта и реальных условий функционирования предприятий в период перехода к рыночной экономике каждое предприятие должно определить для себя наиболее эффективные формы организации и оплаты труда на ближайшую перспективу и разработать план их внедрения. При этом единые принципы в области организации труда, общие требования социальной защиты трудящихся в условиях перехода к рыночной экономике должны быть определены законодательством в области труда и рекомендованы предприятиям государственными органами управления.

Западные бизнесмены давно убедились в том, что вложения в человека (расходы на повышение квалификации, на здравоохранение, досуг и отдых за счет фирмы) увеличивают доходы и повышают конкурентоспособность фирмы.

Крупные фирмы используют различные формы стимулирования труда талантливых и инициативных людей, материально поощряют конкретные идеи в зависимости от их полезности, используя на эти цели 10-25 % полученного экономического эффекта в первый год работы и до 10 % в последующие годы.

Наши предприятия в последние годы стали направлять часть прибыли, остающейся в их распоряжении, на удовлетворение экономических и социальных интересов членов своих коллективов, Однако ввиду сложного финансового положения многих предприятий из-за разрыва хозяйственных связей, сильного налогового бремени объем предоставляемых за счет прибыли трудовых и социальных льгот пока незначителен.

Одновременно следует заметить, что приватизация государственных предприятий и изменение методов хозяйствования создают объективные предпосылки для эффективного использования трудовых ресурсов, сокращения потерь рабочего времени, улучшения условий труда и повышения уровня его оплаты на основе превращения работника в реального хозяина имущества предприятия и результатов труда.

 

2.2 Особенности рынка труда Республики Беларусь

 

В таблице 2.1 приведена динамика численности населения по Республике Беларусь и областям Республики Беларусь на 1 января 2009 года и среднегодовая за 2008 год.

Таблица 2.1 - Численность населения по Республике Беларусь и областям на 1 января 2009 года и среднегодовая за 2008 год (тыс. чел.)

 

На 1 января 2009 г.

Среднегодовая численность  за 2008 г.

все население

в том числе

все население

в том числе

городское

сельское

городское

сельское

Республика Беларусь

9 671,9

7 148,5

2 523,4

9 680,8

7 128,2

2 552,6

Области:

Брестская

1 433,1

936,4

496,7

1 434,1

933,6

500,5

Витебская

1 265,3

914,4

350,9

1 269,3

914,1

355,2

Гомельская

1 464,5

1 056,9

407,6

1 466,5

1 055,3

411,2

Гродненская

1 102,8

759,6

343,2

1 104,7

753,2

351,5

г.Минск

1 829,1

1 829,1

-

1 821,9

1 821,9

-

Минская

1 454,0

803,7

650,3

1 457,9

802,8

655,1

Могилевская

1 123,1

848,4

274,7

1 126,4

847,3

279,1


 

Распределение численности занятого населения по отраслям экономики приведено на рисунках 2.1 - 2.3

 

Рисунок 2.1 - Распределение численности занятого населения по отраслям экономики Республики Беларусь за 2000 г

 

Рисунок 2.2 - Распределение численности занятого населения по отраслям экономики Республики Беларусь за 2007 г.

 

Примечание Источник: данные Министерства статистики и анализа Республики Беларусь

 

Рисунок 2.3 - Распределение численности занятого населения по отраслям экономики Республики Беларусь за 2008 г

Примечание Источник: данные Министерства статистики и анализа Республики Беларусь

Как видно из данных рисунков 2.1 - 2.3, по сравнению с 2000 г. в 2007 г. произошло увеличение численности занятого населения в следующих отраслях: строительство (на 1,4 %), транспорт и связь (на 0,4 %), торговля и общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт, заготовки (на 2,3 %), здравоохранение (на 0,1 %) и в других отраслях (на 1,5 %). По сравнению с 2000 г. в 2007 г. произошло снижение численности занятого населения в таких отраслях как промышленность (на 1,2 %) и сельское хозяйство (на 4,2 %) и образование (0,3 %). Начиная с 2008 г., согласно прогнозу численности и состава населения Республики Беларусь до 2025 года, ожидается сокращение населения трудоспособного возраста, что неизбежно отразится и на общей численности трудовых ресурсов страны. В 2008 г. по сравнению с 2007 г. произошло увеличение численности занятого населения в следующих отраслях: промышленность (на 0,5 %), торговля (на 0,1 %), в других отраслях (на 0,2 %) и снижение численности занятого населения в таких отраслях как сельское хозяйство (на 0,5 %), транспорт и связь (на 0,1 %), здравоохранение (на 0,1 %), образование (на 0,1 %) [17].

Такая тенденция будет продолжаться и даже нарастать в течение всего прогнозного периода, что может вызвать неблагоприятные последствия в экономике и социальном развитии страны.

Если изменения в общей численности трудовых ресурсов в основном зависят от демографических факторов, то распределение по категориям (экономически активные и экономически неактивные) - от экономических. В анализируемом периоде наблюдалась тенденция части экономически активного населения и роста количества экономически неактивного населения. Относительное снижение доли экономически активного населения в этом периоде составило 2,4 %, а увеличение экономически неактивного - 36 %. С учетом значительного роста общей численности трудовых ресурсов в этом периоде можно утверждать, что несмотря на экономический рост, значительная часть населения, республики не могла получить работу или вообще не выходила на рынок труда.

В действительности, как показывают специальные исследования, экономически неактивное население увеличивалось в основном за счет нарастания таких неблагоприятных явлений, как скрытая занятость и скрытая безработица, которые не учитываются государственной статистикой.

Наиболее представительная по численности категория трудовых ресурсов - «занятые в экономике». На ее долю приходится 70% трудовых ресурсов. Важнейшие характеристики занятости - распределение по сферам и отраслям экономики, а также по формам собственности.

Согласно методике Министерства статистики и анализа, все отрасли экономики разделяются на две группы: материальное и нематериальное производство (производственная и непроизводственная сфера). Из общей численности занятых в экономике республики в среднем за 2007 г. 69% приходится на долю материального производства и 31% - непроизводственных отраслей.

Перераспределение занятых из отраслей материального производства в непроизводственную сферу - процесс закономерный. В основе лежит рост производительности общественного труда и возрастание значимости группы отраслей социально-культурной сферы, сферы услуг (образование, здравоохранение, торговля, культура, наука и др.).

Реализация активных мер политики занятости представлена данными таблицы 2.2.

 

 

Таблица 2.2 - Реализация активных мер политики занятости

 

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008 янв.- сент.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Обратилось в органы по труду, занятости и социальной защите

232

300

271

309

284

299

308

332

321

289

298

309

328

253,7

из них зарегистрировано безработными

192

256

207

215

215

212

216

237

242

208

206

203

201

155,4

Трудоустроено - всего

119

150

208

241

223

224

222

213

208

192

187

188

201

159,2

в т.ч. трудоустроено безработных

81,5

111

147

159

161

148

139

129

140

152

144

134

130

101,5

Направлено на профессиональное обучение, переобучение и повышение  квалификации

15,6

20,6

26,8

27,1

28,8

27,5

27,6

28,8

29,6

28,2

27,7

26,5

23,8

17,1

Создано новых рабочих  мест с выделением бюджетной ссуды 

920

1132

5234

8160

5865

4955

5723

4625

3517

4289

4400

3332

3258

2485

нанимателям

                           

Оказано содействие безработным  в организации предпринимательской

211

332

1226

1575

761

1572

1793

1861

1907

2247

2446

2823

2837

2148

Направлено на оплачиваемые общественные работы

57,7

74,6

132

148

125

121

117

123

131

123

113

110

101

72,7

Переселено безработных  и членов их семей

38

103

182

283

277

279

287

248

187

248

318

380

332

287

Напряженность на рынке  труда (число безработных на одну вакансию)

12

12

4

4

2,5

3

3

5

4

2

2

1

1

0,6

Уровень безработицы к  численности экономически активного  населения, %

2,9

4,0

2,8

2,3

2,1

2,1

2,3

3,0

3,1

1,9

1,5

1,2

1,0

0,9


 

 

 

Перед Министерствами, ведомствами и облисполкомами поставлена задача - в текущем году создать 46815 новых рабочих мест. Итоги прошедших месяцев свидетельствуют, что задание уже фактически выполнено.

Несмотря на то, что этот процесс удалось остановить, серьезную трудность представляет сегодня первичное трудоустройство молодежи, окончившей общеобразовательные школы, училища, техникумы, высшие учебные заведения. Это обусловлено отсутствием профессии у одних, практики у других и наличием по каждой из профессий большого числа безработных с достаточно большими практическими навыками. В рядах безработных около 50 % приходится на молодежную группу (в возрасте до 29 лет), а еще около 25 % - на наиболее трудоспособную группу (в возрасте 30-39 лет). В Швеции, где уровень безработицы составляет 1 %, введены дополнительные гарантии работы для лиц до 30 лет. Если молодые люди не нашли подходящую работу, они распределяются биржами труда в «Молодежные команды». Закон гарантирует им право на 4-х часовой рабочий день 5 раз в неделю.

Социальная защита безработных и членов их семей основана на Конституции, Кодексе законов о труде, Законе “О занятости населения Республики Беларусь” и других нормативно-правовых актах. В соответствии с законодательством государство гарантирует безработным предоставление особых льгот лицам, высвобождаемым с предприятий, выплату пособия по безработице и стипендии в период профессионального обучения, оказание материальной помощи членам семьи безработного, возмещение затрат в связи с переездом в другую местность для трудоустройства.

Вместе с тем социальная защита безработных имеет и существенные недостатки. К ним относятся, в частности, чрезвычайно низкая материальная помощь, которая не обеспечивает элементарных жизненных потребностей безработного и членов его семьи. Средний размер пособия по безработице покрывает всего около 13% прожиточного минимума. Низкие пособия по безработице и отсутствие, как правило, в службе занятости подходящей работы ведут к тому, что безработные теряют всякие стимулы к регистрации. Это означает, что служба занятости не контролирует значительную часть рынка труда, тем самым не оказывая помощи в трудоустройстве и подготовке, переподготовке незанятого населения.

 

Рисунок 2.4 - Состав безработных в республике Беларусь по категориям

 

Таким образом, в стране назрела необходимость увеличение пособий по безработице до социально оправданного уровня, соответствующего общепринятым международным нормам гарантий социальной защищенности граждан (от 10 до 60% величины минимального потребительского бюджета, в зависимости от категории безработных).

В январе - июне 2009 года в органы по труду, занятости и социальной защите за содействием в трудоустройстве обратилось 166,9 тыс. человек (98,9 процента к соответствующему периоду 2008 г.), из них признаны безработными 106,7 тыс. человек (99,1 процента). Включая граждан, состоящих на учете на начало 2009 года, в трудоустройстве нуждалось 222,3 тыс. человек (95,9 процента от уровня 2008 года), в том числе 144,0 тыс. безработных (94,9 процента от уровня 2008 года).

Информация о работе Рынок труда как объект государственного регулирования