Условием решения этих задач является
не только увеличение ресурсного обеспечения
на основе экономического роста, но и развитие
законодательства и соответственное изменение
общественного отношения к данным проблемам.
3.3. Правовое регулирование
Изменение экономической ситуации
в РФ, широкое развитие негосударственного
сектора экономики, утрата государством
функции основного работодателя, признание
многообразия форм собственности – всё
это потребовало изменения действующего
законодательства о труде. Определенные
новации в трудовом законодательстве
уже были закреплены федеральными законами
о порядке разрешения коллективных трудовых
споров и о внесении изменений и дополнений
в КЗоТ от 23.11.1995г. Однако это не снимает
вопроса о том, что необходимо всеобъемлющее
реформирование всего законодательства
о труде. Оно должно быть глубоко продуманным,
опирающимся на положения Конституции
РФ, отечественный опыт в данном вопросе
и максимально учитывать реалии сегодняшней
экономической ситуации.
Условия трудовых отношений,
возникающих в процессе производства,
отражаются на всех сторонах жизни конкретного
человека и предполагают особый характер
регулирования, вытекающий из приоритета
человеческой личности. Анализ конституционных
норм позволяет сделать вывод о равной
защите прав на трудовую (в рамках трудового
договора) и предпринимательскую деятельность.
Соответственно, трудовое законодательство
должно предусматривать равноправие,
взаимный учет прав и интересов сторон
трудового договора. Однако, будучи в юридически
равном положении с работодателем, работник
фактически является более слабой стороной
трудовых отношений, во многом зависит
от работодателя, что дает ему возможность
навязывать работнику свою волю. Реально
противостоять этому работники могут,
лишь объединившись в профсоюз. Однако
и он сам по себе не может обеспечить принцип
равноправия, поэтому решающую роль здесь
играет государственное законодательное
регулирование, содержащее механизмы
защиты прав сторон трудового договора
при реальном их исполнении.
Формирующееся в условиях экономической
свободы и конкуренции трудовое право
РФ не может игнорировать опыт регулирования
трудовых отношений других стран, прежде
всего с развитой рыночной экономикой.
Такое изучение крайне полезно, т.к. сущность
взаимоотношений наемных работников и
работодателей в принципе везде одинакова.
Освоение этого опыта позволит избежать
повторения тех ошибок, которые допускались
ранее другими странами и разработать
специфические концепции защиты труда,
пригодные в российских условиях.
Скорее всего, для России наиболее
приемлемой будет европейская модель
трудового законодательства, отличающаяся
гораздо большей степенью вмешательства
государства в трудовые отношения, поскольку
слабость частных предпринимательских
структур в правовом плане не позволяет
передать регулирование большинства вопросов,
связанных с трудовыми отношениями, на
уровень фирмы. Немаловажным является
и психология самих работников, обращающих
все свои требования по привычке государству,
считая, что именно им должны решаться
все вопросы регулирования трудовых отношений.
Вместе с тем особенностью современной
государственной политики России является
децентрализация регулирования трудовых
отношений. Государство, оставаясь фактически
гарантом трудовых прав граждан, практически
утратило функции всеобщего работодателя
и всевластие в трудовых отношениях, что
предполагает более тесное участие работодателей
и профсоюзов в принятии социально-экономических
решений и определении условий труда и
передачу решения многих вопросов на уровень
конкретных сторон.
С учетом изложенного к основным
принципам регулирования трудовых отношений
можно отнести следующие:
признание правового равенства
сторон трудовых отношений и выработка механизма защиты более
слабой стороны – работника;
учет интересов работников
и работодателей, государственная защита
их интересов;
гуманистический характер трудовых
отношений, признание приоритета личности перед интересами
производства;
учет особенностей специфических
категорий трудящихся и характера отдельных
видов работ при разработке механизма
регулирования трудовых отношений;
установление действенных мер
ответственности за нарушение трудового законодательства.
В заключение следует отметить,
что само по себе наличие должным образом
подготовленного закона не достаточно,
чтобы заметно повлиять на общественное
сознание. Хороший закон может просто
не применяться, и не действовать эффективно
(в современных условиях массовые нарушения
прав работников связаны часто не с отсутствием
законодательных актов, а с простым неисполнением
закона). Условия реального исполнения
законов о труде, их действенности требуют
особого рассмотрения, однако в целом
необходимо отметить, что гарантированные
государством права работников должны
защищаться, прежде всего, путем обеспечения
для гражданина доступа к подлинному правосудию
без многомесячных и унизительных ожиданий.
- Функционирование
рынка труда на современном этапе российской
экономики
В настоящее время уровень безработицы
(по официальным данным) достаточно низкий,
хотя он и постепенно повышается. Оценить
действительные масштабы безработицы
довольно трудно. Наряду с зарегистрированной
существует скрытая безработица (вынужденные
отпуска и неполная рабочая неделя). В
то же время велика скрытая, официально
не фиксируемая «теневая» занятость по
найму и индивидуальная трудовая деятельность.
Невозможность ее учета создает искаженное
представление об уменьшении занятости.
Значительная часть работников, не имеющих
официального трудового дохода, либо имеет
«теневой доход», либо за ним сохраняется
временно не функционирующее рабочее
место. Безработица реально не стала острой
социальной проблемой в общественном
масштабе (хотя в различных регионах страны
ситуация существенно различается).
До сих пор преобладает увольнение
работников по собственному желанию, а
не вследствие сокращения потребности
предприятий в рабочей силе. В то же время
процесс перемещения рабочей силы из «легального»
сектора экономики в «теневой» (даже при
тенденции к его замедлению) в целом имеет
отрицательный характер, хотя и неоднозначен
по последствиям. С одной стороны, он позволяет
сохранить или даже увеличить доход работника,
смягчить социальные последствия кризисных
явлений в официальной экономике и обеспечить
удовлетворение тех потребностей общества,
которые она по тем или иным причинам не
может удовлетворить. С другой стороны,
истощаются трудовые ресурсы страны в
целом, усиливаются диспропорции в экономике,
снижается собираемость налогов и т.д.
На сегодняшний день главной
проблемой занятости остается не безработица,
а неэффективное использование трудоустроенной
рабочей силы, в первую очередь находящейся
в вынужденном простое. В связи с этим
значительную часть населения беспокоит
угроза потери работы.
В настоящее время ситуация
на рынке труда приобретает новые черты.
Во-первых, многолетняя скрытая
безработица, которой сопутствует ею же
обусловленный дефицит рабочей силы, продолжается.
Падение производства, с одной стороны,
и низкая эффективность организации производства
и труда с другой, увеличивают масштабы
недоиспользования работников.
Во-вторых, возникли существенные
сбои в воспроизводстве профессионально-квалификационной
структуры занятых. Не восполняется естественное
выбытие рабочих старших возрастов по
многим профессионально-квалификационным
группам.
Перераспределение занятых
по отраслям (прежде всего возрастание
удельного веса непроизводственной сферы),
в целом необходимое и прогрессивное,
не только превышает нынешние возможности
народного хозяйства, но и нередко осуществляется
нерационально (непомерно высокая доля
охранных структур, нехватка учителей
и медицинских работников).
В целом основные характеристики
занятости (ее структура, динамика и т.д.)
в большей мере свидетельствуют о сохранении
прежней неудовлетворительной ситуации
с использованием рабочей силы, чем о ее
рыночных преобразованиях.
Особый интерес представляет
анализ положения молодежи на российском
рынке труда. Его необходимость обуславливается
двумя важнейшими обстоятельствами: во-первых,
молодые люди составляют около 35% трудоспособного
населения России, во-вторых, они – будущее
страны. Молодежь уже сегодня во многом
определяет политические, экономические
и социальные процессы в обществе. Вместе
с тем она во всем мире является одной
из наиболее уязвимых групп на рынке труда.
На молодежный возраст приходятся
главные социальные и демографические
события в жизненном цикле человека: завершение
общего образования, выбор и получение
профессии, вступление в брак, рождение
детей. Эта категория населения подразделяется
на ряд групп, определяющих положение
на рынке труда.
Подростковая группа (молодежь
до 18 лет) представляет в основном учащихся
средних школ и профессиональных училищ.
В основном они не вовлечены в трудовую
деятельность. Однако значительное снижение
жизненного уровня большей части населения
изменило жизненную позицию этой категории
молодежи. Многие из них стремятся заработать
деньги любым путем. Чаще всего это самозанятость,
вроде мойки машин и торговли газетами
или работа в “теневом” секторе экономики.
Легальный рынок неквалифицированного
детского труда крайне узок. Поэтому если
не решать проблему государственного
контроля за детской занятостью, возникнет
опасность увеличения криминального потенциала
общества.
Молодежь в возрасте 18-24 года
– это студенты и молодые люди, завершающие
или завершившие профессиональную подготовку.
Они являются самой уязвимой группой,
вступающей на рынок труда, так как не
имеют достаточного профессионального
и социального опыта, и в силу этого менее
конкурентоспособны.
В 25-29 лет молодые люди уже в
основном имеют определенную квалификацию,
некоторый жизненный и профессиональный
опыт. Они знают, чего хотят, чаще всего
уже имеют собственную семью и предъявляют
достаточно высокие требования к предлагаемой
работе.
Снижение общего уровня жизни
населения привело к сверхзанятости среди
учащейся молодежи, вынужденной работать
в свободное от учебы время. Возрастает
также количество предложений за счет
выпускников учебных заведений. Отсутствие
механизма, регулирующего трудоустройство
выпускников учебных заведений приводит
к возникновению серьезных проблем. Особенную
тревогу вызывает утрата молодежью ценности
профессионализма. Проявляется четкая
тенденция к люмпенизации молодежи, что
в ближайшей перспективе отразится на
социальной структуре общества.
Несмотря на кризис, в экономике
все больше ощущается рост потребности
в повышении общеобразовательного уровня
работников, увеличивается спрос на профессиональное
образование. Если существующие в настоящее
время тенденции в воспроизводстве квалифицированных
кадров не изменятся, то в ближайшей перспективе
можно ожидать роста безработицы среди
неквалифицированного населения, и, прежде
всего молодых людей, которые не продолжают
дальнейшего образования, не имеющих профессии
или должной квалификации. Поэтому необходима
рациональная организация профессионального
образования молодежи, согласованного
как с развитием отечественной экономики,
так и с тенденциями на мировом рынке труда.
В последнее время все большее число молодых
людей считает получение полноценного
образования необходимым условием достижения
желаемого социального статуса и более
высокого материального положения. Профессиональное
обучение становится важнейшим элементом
рыночной инфраструктуры. Вот почему при
сокращении набора в ПТУ и средние специальные
учебные заведения прием студентов в вузы
из года в год увеличивается.
Таким образом, по мере развития
рыночных отношений и конкуренции, ускорения
перестройки отраслевой структуры занятости
ценность профессиональной подготовки
работника неизбежно возрастет. Это будет
способствовать увеличению занятости
молодежи на учебе. Мировой и отечественный
опыт подтверждают тенденцию роста продолжительности
обучения молодежи и более позднего ее
вступления в активную трудовую деятельность.
Одновременно и изменяются требования
нанимателей к рабочей силе. От тактики
получения сиюминутной прибыли предприниматель
переходит к долговременной стратегии
получения устойчивых доходов в условиях
конкуренции, поэтому в последствие у
них появится необходимость в увеличении
найма молодой рабочей силы.
Заключение
Итак, теперь можно уже с уверенностью
говорить о том, что рынок труда это не
только отношения между наемными работниками
как субъектами предложения труда и предпринимателями
как субъектами спроса, возникающие по
поводу купли-продажи этого труда. Ведь
рынок труда испытывает колоссальное
влияние со стороны различных субъектов
трудовых отношений: это и профсоюзы, отстаивающие
интересы наемных работников, и государство,
поддерживающее интересы, как работников,
так и работодателей посредством специализированных
организаций и законодательного регулирования
трудовых отношений, и предпринимательские
объединения, создающиеся в противовес
профсоюзам.
Также нельзя замыкаться на
каком-либо отдельном сегменте рынка труда,
считая ситуацию на нем общей для рынка
труда в целом. Ведь политика государства
на рынке труда в целом только тогда может
быть результативной, когда она осуществляется
дифференцированно для каждого из его
сегментов. Примером может быть необходимость
коренного преобразования существующей
системы подготовки и переподготовки
кадров, которая, по сути, входит в состав
потенциального рынка труда. Целенаправленное
государственное регулирование в этой
области в совокупности с другими мерами
на остальных сегментах может быть по-настоящему
эффективной.
Список использованной
литературы
- С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи .Экономика. – М, 1994. – 864с.
- Павленков В.А. Рынок труда. – М, 1998. – 254 с.
- В.И. Ведяпин. Общая экономическая теория. – М, 1995. — 240с.
- Микульский К. Формирование новой модели занятости//Экономист,
№3, 2001, стр.47-52.
- Еженедельник «Эксперт», № 10, 15, 21, 22, 26, 27, 30, 1999г.