Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 20:14, курсовая работа
ВВЕДЕНИЕ
Новые условия хозяйствования, обусловленные переходом к рыночной экономике, поставили перед экономической наукой и практикой много сложных и принципиально новых проблем, требующих своего осмысления и решения.
К числу таких
ВВЕДЕНИЕ 3
1. РЫНОК ТРУДА В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
1.1. Механизм функционирования рынка труда и теоретические подходы к его анализу 5
1.2. Рынок труд в трансформационный период 8
1.3. Государственная политика и государственное регулирование занятости населения 15
2. АНАЛИЗ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ЗАПАДНЫХ СТРАНАХ 21
2.1. Анализ рынка труда России в период трансформационной экономики 21
2.2. Анализ рынка труда в Республике Беларусь 31
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА 44
3.1. Направления развития рынка труда в Республике Беларусь 44
3.2. Перспективы развития рынка труда России 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 65
В Государственную программу включены мероприятия по обеспечению занятости в 22 малых и средних городах и регионах с устойчиво высоким уровнем безработицы (Брестская область – Ганцевичский район, гг. Микашевичи Лунинецкого района и Белоозерск Березовского района; Витебская область – Поставский район, гг. Поставы, Новолукомль, г.п. Воропаево Поставского района; Гомельская область - Октябрьский и Речицкий районы, г. Речица, г. Василевичи и г.п. Заречье Речицкого района, г.п. Октябрьский, г.п. Комарин Брагинского района; Гродненская область – г. Скидель; Минская область - г.п. Бобр Крупского района, г.п. Свислочь Пуховичского района, г.п. Уречье Любанского района; Могилевская область - р.п. Глуша Бобруйского района, г.п. Краснополье, г.п. Хотимск, г.п. Глуск).
Кроме того, в областные программы занятости населения включены еще 20 регионов, требующих первостепенного решения проблем обеспечения занятости проживающего в них населения (г.п. Ореховск и Копысь Оршанского района, г. Солигорск, д. Раевка Молодечненского района, г.п. Белыничи и др.).
Мероприятиями государственной и областных программ занятости населения на 2007 г. предусматривалось создание в данных проблемных регионах 7,4 тыс. новых рабочих мест.
За 2007 год республиканскими и местными органами государственного управления обеспечено создание в малых и средних городских поселениях новых рабочих мест, на которые трудоустроено 8440 человек (113,5 процента к годовому заданию), в том числе по областям: Брестская область – 1804 рабочих места (114,8 процента к заданию), Витебская область – 1325 рабочих мест (139,3 процента), Гомельская - 1574 рабочих места (101,9 процента), Гродненская - 1422 рабочих места (101,2 процента), Минская – 1527 рабочих мест (107,3 процента), Могилевская – 788 рабочих мест (145,4 процента).
Реализация мер по обеспечению занятости в 42 регионах, включенных в Государственную и областные программы занятости населения, позволила улучшить ситуацию на рынках рабочей силы в 38 и стабилизировать ее в 4 малых и средних городских поселениях.
Обеспечено снижение уровня регистрируемой безработицы в Ганцевичском районе с 7 процентов на 1.01.2007 до 4,2 процента на 1.01.2008, Дрогичинском районе - с 2,8 до 2,3, Ивановском районе – с 3,5 до 3,2 и др.) а также уменьшение количества безработных, состоящих на учете в органах государственной службы занятости на конец отчетного периода в г. Белоозерске со 141 на начало 2007 г. до 117 на 1.01.2008 г., Поставском районе – с 795 до 569, Речицком районе – с 1282 до 948, , в г.п. Заречье Речицкого района – с 47 до 27, г. Скиделе – со 143 до 130, г.п. Белыничи – со 107 до 84, г.п. Хотимск – со 110 до 83,г.п. Бобр Крупского района – с19 до 7, г.п. Уречье Любанского района – с 44 до 32 и т.д.
В 2008 году будет продолжена работа по решению проблем региональных рынков труда и созданию в этих целях рабочих мест.
Достижение высоких темпов экономического роста и повышение уровня конкурентоспособности национальной промышленности не может быть достигнуто без долгосрочной национальной промышленной политики, понимаемой как часть структурной политики и как инструмент реализации долгосрочных интересов государства на основе выбора приоритетов и средств их достижения. Одной из целей национальной промышленной политики должно быть достижение высокого уровня занятости и использования трудового потенциала страны.
Успешное достижение целей промышленной политики невозможно без ее интеграции с политикой в сфере занятости. Причем постановка новых целей экономического развития диктует необходимость формирования новой национальной модели занятости, под которой понимается совокупность количественных и качественных характеристик и требований к трудовым ресурсам, удовлетворение которых позволит поддерживать высокие темпы экономического развития и решение социальных проблем общества.
Одно из количественных требований – достаточный и стабильный рост трудовых ресурсов. Это означает проведение специальных мер по стимулированию рождаемости, снижению смертности и регулированию миграции.
Переход к новой модели национальной занятости, во-вторых предполагает создание эффективных механизмов снижения уровня безработицы и вовлечение безработных в трудовую деятельность, превращение безработицы в один из ключевых резервов пополнения занятости, а также разработка специальной системы мер в рамках промышленной политики с целью предотвратить вероятность роста безработицы.
В-третьих, в рамках такой модели должны быть максимально задействованы меры по стимулированию роста спроса на рабочую силу со стороны бизнеса и предложения на рынке труда, отвечающую требованиям высокой квалификации и профессиональной подготовки работников.
В-четвертых, предполагается достижение высокого уровня качественных характеристик занятости, адекватных требованиям трансформации постиндустриального в информационное общество. Речь идет о перестройке системы образования и направленности работы образовательного комплекса страны, обеспечение быстрого его реагирования на изменения требований национального рынка труда.
Наконец, результатом повышения качественных характеристик рабочей силы и занятости должно стать формирование в развитии в нем сегмента инновационной занятости, способного обеспечить потребности в трудовых и кадровых ресурсах наукоемких и высокотехнологических производств и включающего механизмы ее воспроизводства.
Предложенная национальная модель занятости призвана стать средством перехода к эффективной занятости. Эффективная занятость - это занятость, адекватная требованиям конкурентоспособной экономики и базирующаяся на создании механизмов перераспределения рабочей силы по регионам и отраслям с учетом определенных приоритетных направлений и точек роста национальной экономики. Это может быть достигнуто только при наличии тесного взаимодействия государства, организаций работодателей и профсоюзов, перехода к разработке прогнозов потребностей в работниках разных специальностей и уровня подготовки, создании с учетом международных классификаторов общероссийского классификатора профессий и ряда других мер. Новая модель занятости, как и переход к эффективной занятости, потребует серьезной переориентации системы высшего образования и активизации среднего специального профессионального образования.
Необходимо уделить особое внимание активизации государственного регулирования занятости на региональном уровне. Регион представляет собой такое территориальное образование, которое располагает широкими возможностями в экономической, финансовой, правовой и других сферах деятельности в отличие от следующего, более низкого уровня территориального деления.
Государственное регулирование занятости может быть результативным только в рамках реализации промышленной политики при наличии приоритетов, отражающих специфику развития регионов. Это должно найти свое конкретное выражение в государственной поддержке стратегически важных для региона отраслей.
С перемещением основной совокупности функций по воспроизводству трудовых ресурсов на региональный уровень, выдвигается тезис о необходимости четкого определения основных направлений региональной политики в сфере занятости и инструментов ее реализации:
Однако, реализация таких направлений региональной политики в сфере занятости возможна лишь при наличии достаточных финансовых ресурсов. До последнего времени финансовое обеспечение остается одной из нерешенных до конца проблем в отношениях между государственным центром и субъектами Республики Беларусь.
Сегодня актуальным представляется создание межведомственной информационной системы, которая бы максимально аккумулировала имеющуюся государственную и ведомственную статистику и дополняла бы ее теми новыми элементами, которые позволяют получать детализированную картину состояния занятости и происходящие в ней сдвиги.
Ключевыми составными элементами такой системы должны стать показатели состояния регионального рынка труда в части характеристики занятости населения; масштабов и уровня безработицы; миграции населения, а также показатели результативности государственной региональной политики. Последнее предполагает наличие и оценку финансовых показателей, позволяющих оценить ее результативность и эффективность.
В качестве инструмента прямого государственного воздействия на структуру занятости представляется правомерным предложить методику проведения изменений в структуре занятости, которая должна включать:
Реализация указанных мероприятий требует совершенствования правового, организационного, финансового обеспечения.
Расширение занятости
в будущем зависит и от иностранных
инвестиций. В целом инвестиции в
реконструкцию и технологическо
Решение проблемы "очаговой" безработицы в регионах, где в городе находится 1-2 предприятия, должны осуществляться через стимулирование инвестиций и малого бизнеса на уровне регионов и реализацию региональных программ содействия занятости.
Значительно сократить
количество незанятых можно за счет
структурных изменений в
Концепция государственной политики занятости должна базироваться нас критериях экономической эффективности и социальной справедливости, ориентация на который призвана решать задачи содействия занятости и защиты трудоспособных граждан от хронической и массовой безработицы. В свою очередь, воздействуя на решение задач в области занятости и социальной политики в целом, государство системой взаимосвязанных мер участвует в создании и поддержании необходимого для экономического возрождения социально-политического климата. Таким образом, речь идет о формировании регулирующей функции государства в области занятости населения, которое не должно ограничиваться организацией содействия в трудоустройстве населения, им следует охватить и сферу «занятого» наемного труда (внутрифирменный рынок труда). Невнимание к этой сфере может сказаться на уровне занятости и безработицы, постоянно сводя на нет меры по трудоустройству незанятого населения, состав которых будет пополняться из среды занятого наемного труда. Общая закономерность, действие которой в условиях перехода российской экономики к рыночным отношениям не вызывает сомнения, состоит в зависимости уровня и динамики инвестиций. И основная проблема при этом заключается не в необходимости резкого снижения гипертрофированно раздутого объема капитальных вложений, а в изменении источников финансирования, главным из которых был государственный бюджет, в сторону повышения роли негосударственного (акционерного, частного) капитала.
Функция регулирования занятости, будучи частью формирующейся системы регулирования социально-экономическими процессами в обществе, объективно требует комплексного подхода при разработке и реализации мер по созданию условий, обеспечивающих согласованное движение рабочей силы и рабочих мест как на уровне основного звена экономики и первичного звена территорий, так и на общероссийском уровне. Комплексный подход может быть обеспечен на основе взаимодействия органов исполнительной власти, в той или иной степени (непосредственно либо опосредовано) участвующих в выработке и реализации государственной политики занятости.
Информация о работе Рынок труда: становление и формировани в условиях трансформационной экономики