Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 20:14, курсовая работа
ВВЕДЕНИЕ
Новые условия хозяйствования, обусловленные переходом к рыночной экономике, поставили перед экономической наукой и практикой много сложных и принципиально новых проблем, требующих своего осмысления и решения.
К числу таких
ВВЕДЕНИЕ 3
1. РЫНОК ТРУДА В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
1.1. Механизм функционирования рынка труда и теоретические подходы к его анализу 5
1.2. Рынок труд в трансформационный период 8
1.3. Государственная политика и государственное регулирование занятости населения 15
2. АНАЛИЗ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ЗАПАДНЫХ СТРАНАХ 21
2.1. Анализ рынка труда России в период трансформационной экономики 21
2.2. Анализ рынка труда в Республике Беларусь 31
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА 44
3.1. Направления развития рынка труда в Республике Беларусь 44
3.2. Перспективы развития рынка труда России 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 65
Для России не характерна модель формирования социальных движений (включая профсоюзные) на основе преемственности традиций по преимуществу из-за характера традиций, которые исторически сложились в стране. Согласно социологическим исследованиям в России не существуют традиции солидарного поведения и построения общественных отношений на основе взаимности. Доминирующей формой российской социальной организации являлась семья. В советский период также преобладала тенденция к организации жизни вокруг семьи и связанных с нею ценностей, несмотря на официально декларируемые идеалы коллективизма и интернационализма.
Создание социальных движений в России возможно на основе социальной мобилизации. Социальная мобилизация представляет собой процесс объединения ресурсов, которыми располагают индивиды и направления их на достижение совместных целей и защиту групповых интересов. В сложившихся экономических и политических условиях подобная мобилизация представляет собой процесс создания институтов, которые по отношению к включенным в сферу их действия индивидам, являются коллективными благами. Создание таких институтов не может происходить только спонтанно и на основе создания только неформальных институтов. Поэтому необходима разработка государственной политики, основывающейся на формальных институтах (прежде всего правовых), направленной на институционализацию и солидаризацию общества. Такая политика относительно рынка труда должна способствовать повышению эффективности рыночных механизмов, функционирующих в специфичных условиях переходной экономики.
Главными стратегическими целями регулирования занятости в Беларуси должны быть не поддержание и стимулирование общего уровня занятости населения в народном хозяйстве на базе его неизменной структуры (либо сокращение уровня официальной безработицы), а повышение экономической и социальной эффективности занятости за счет изменения ее структуры, форм, создание условий для развития человеческого капитала страны, совершенствование экономических отношений занятости. Для этого необходимо снижать уровень избыточной занятости на предприятиях, гибко перераспределять высвобождаемых работников в другие отрасли и виды занятости. Эффективному проведению подобных мероприятий будет способствовать активное взаимодействие работников отделов кадров предприятий и региональных центров занятости населения.
Особую актуальность
приобретают в настоящее время
вопросы совершенствования
Для реализации социально-экономической модели занятости необходимо осуществить ряд мероприятий по активизации инструментов формирования. Инструментами формирования модели занятости должны стать следующие факторы: это активизация деятельности центров занятости, развитие малого и среднего бизнеса, возрождение агропромышленного комплекса.
Поддерживать занятость
населения на уровне, близко к полной,
в обществе в целом и, тем более, в каждом административно-
Приложение А
Динамика изменения занятости населения | |||||||||||||
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 | |
Обратилось в органы по труду, занятости и социальной защите |
232 |
300 |
271 |
309 |
284 |
299 |
308 |
332 |
321 |
289 |
298 |
309 |
328 |
из них зарегистрировано безработными |
192 |
256 |
207 |
215 |
215 |
212 |
216 |
237 |
242 |
208 |
206 |
203 |
201 |
Трудоустроено - всего |
119 |
150 |
208 |
241 |
223 |
224 |
222 |
213 |
208 |
192 |
187 |
188 |
201 |
в т.ч. трудоустроено безработных |
81,5 |
111 |
147 |
159 |
161 |
148 |
139 |
129 |
140 |
152 |
144 |
134 |
130 |
Направлено на профессиональное обучение, переобучение и повышение квалификации |
15,6 |
20,6 |
26,8 |
27,1 |
28,8 |
27,5 |
27,6 |
28,8 |
29,6 |
28,2 |
27,7 |
26,5 |
23,8 |
Создано новых рабочих мест с выделением бюджетной ссуды нанимателям |
920 |
1132 |
5234 |
8160 |
5865 |
4955 |
5723 |
4625 |
3517 |
4289 |
4400 |
3332 |
3258 |
Оказзано содействие безработным в организации предпринимательской |
211 |
332 |
1226 |
1575 |
761 |
1572 |
1793 |
1861 |
1907 |
2247 |
2446 |
2823 |
2837 |
Направлено на оплачиваемые общественные работы |
57,7 |
74,6 |
132 |
148 |
125 |
121 |
117 |
123 |
131 |
123 |
113 |
110 |
101 |
Переселено безработных и членов их семей |
38 |
103 |
182 |
283 |
277 |
279 |
287 |
248 |
187 |
248 |
318 |
380 |
332 |
Напряженоость
на рынке труда |
12 |
12 |
4 |
4 |
2,5 |
3 |
3 |
5 |
4 |
2 |
2 |
1 |
1 |
Уровень
безработицы к численности |
2,9 |
4 |
2,8 |
2,3 |
2,1 |
2,1 |
2,3 |
3 |
3,1 |
1,9 |
1,5 |
1,2 |
Приложение Б
СВЕДЕНИЯ о наличии свободных рабочих мест и численности безработных по профессиям (специальностям) на 1 декабря 2007 г |
|||
Наименование профессий (специальностей) |
Количество свободных рабочих мест (вакансий) |
Численность безработных |
|
Бухгалтер |
364 |
1030 |
|
Водитель |
2 483 |
973 |
|
Воспитатель |
3 |
48 |
|
Врач |
1 058 |
34 |
|
Ветврач |
231 |
27 |
|
Грузчик |
743 |
582 |
|
Дворник |
265 |
294 |
|
Дорожный рабочий |
175 |
153 |
|
Животновод |
450 |
115 |
|
Зоотехник |
205 |
99 |
|
Инженер |
1 346 |
671 |
|
Каменщик |
2 039 |
351 |
|
Маляр |
724 |
285 |
|
Машинист бульдозера, экскаватора |
368 |
50 |
|
Механизатор |
270 |
16 |
|
Младшая медсестра(санитарка) |
233 |
211 |
|
Монтажник строительного профиля |
211 |
60 |
|
Наладчик оборудования |
216 |
42 |
|
Облицовщик-плиточник |
459 |
91 |
|
Оператор машинного доения |
675 |
85 |
|
Плотник |
862 |
248 |
|
Повар |
502 |
479 |
|
Продавец |
1 735 |
2 094 |
|
Слесари |
3 755 |
1 270 |
|
Столяр |
586 |
225 |
|
Техник |
53 |
147 |
|
Техник-технолог |
12 |
354 |
|
Токарь |
798 |
142 |
|
Тракторист |
1 288 |
482 |
|
Учитель, преподаватель |
24 |
89 |
|
Фельдшер |
172 |
88 |
|
Фрезеровщик |
331 |
48 |
|
Швея |
1 468 |
646 |
|
Штукатур |
775 |
225 |
|
Электрогазосварщик |
1 094 |
219 |
|
Электромонтер |
1 250 |
272 |
|
Электрик |
121 |
40 |
|
Экономист |
207 |
758 |
|
Без специальности |
587 |
9 786 |
Приложение В
Информация о работе Рынок труда: становление и формировани в условиях трансформационной экономики