Рынок труда в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 00:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы автор ставит– показать сущность рынка труда и проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях.

Содержание работы

Введение.......................................................................2
1. Сущность рынка труда, его типология и структура.............................4
1.1 Определение рынка труда....................................................4
1.2. Типология и структура рынка труда.........................................5
1.3 Рынок труда и заработная плата.............................................8
2. Современное состояние рынка труда в России.................................12
2.1 Специфика трудовых отношений..............................................12
2.2 Цели и задачи политики занятости..........................................14
2.3 Перспективные направления политики занятости..............................17
2.4 Роль и место государственных служб занятости
на современном рынке труда в России...........................................22
3. Перспективы развития рынка труда...........................................24
Заключение....................................................................31
Список литературы.............................................................32

Файлы: 1 файл

Курсовая Рынок труда.doc

— 189.00 Кб (Скачать файл)

значение и потому, что многовариантность занятости  дает возможность совмещать

работу по специальности, требующую соответствующей профессиональной

подготовки, знаний и  опыта, с работой в рамках неформального сектора, не

требующей особой квалификации, но приносящей доход, позволяющий удержаться

выше черты бедности. Это на наш взгляд, позволило бы, притормозить деградацию

совокупной рабочей  силы.

Еще одной мерой содействия гибкой занятости является развитие системы

отпусков. В этом плане  интересен опыт Дании, где с 1994 г. действует

программа, в рамках которой  работники имеют право на получение  полностью или

частично оплачиваемого  отпуска сроком до 1 года для пополнения образования,

по уходу за ребенком (до 8-летнего возраста), по личным обстоятельствам.

Освобождающиеся рабочие  места должны быть предоставлены  безработным на

условиях временной  занятости. Программа имеет целью  улучшение структуры

занятости в результате добровольной ротации. Особо поощряются отпуска в целях

пополнения образования.

В ряде латиноамериканских стран разработаны программы  стимулирования

добровольных долгосрочных отпусков государственных служащих. Задача таких

программ - обеспечить государственным  служащим возможность временно оставить

работу и заняться частным бизнесом. За ушедшими в  долгосрочный отпуск

сохраняется стаж и право  на пенсию, им выплачивается единовременное пособие в

размере нескольких месячных заработных плат. Как показал опыт, это не ведет к

снижению дееспособности госаппарата.

Важнейшим направлением политики занятости является поддержка  и формирование

структуры мелкого бизнеса. В большинстве стран основная часть новых рабочих

мест создается сегодня  не на крупных, а на мелких и средних  предприятиях. Это

направление представляется перспективным для России, хотя требует  не только

финансовых затрат, но и квалифицированных кадров для  различных

консультационных служб, бизнес-инкубаторов и т.д. Принципиальным моментом

является избирательный  характер поддержки. Объектом программ должны стать в

первую очередь те потенциальные предприниматели  и микропредприятия, которые

ориентированы на производство необходимой продукции и услуг, требующее труда

высокого качества.

В странах с развитой рыночной экономикой наблюдается усиление и пассивной

политики занятости. На наш взгляд, для России представляют интерес два вида

программ:

·        увязка получения пособия с профессиональной подготовкой,

переподготовкой или  получением дополнительного образования;

·        использование в целях получения дополнительного образования и

переподготовки вынужденных  отпусков.

В условиях России крайне необходимы целевые программы, направленные на

укрепление позиций  на рынке труда работников с высоким  уровнем образования.

Для решения их специфических проблем во многих европейских странах (в

Великобритании, Франции, Дании и др.) действуют специальные  подразделения

национальных служб  занятости.

     2.4 Роль  и место государственных служб  занятости на современном рынке  труда

в России

В настоящее время задачи посредничества в подыскании места работы решают

государственные центры (службы) занятости и негосударственные  формирования.

Эти службы имеют свои функции и технологию работы, предлагают свой комплекс

услуг.

На рынке труда многих стран государственная служба занятости занимает особое

монопольное положение, которое имеет две разновидности. Первая заключается в

том, что служба централизует все операции по найму. Вторая разновидность

означает менее жесткий  вариант. В РФ государственная служба занятости

занимает монопольное  место на рынке труда и в  то же время не подходит под

каноны ни первой, ни второй разновидности этой монополии.

Противостояние государственных  и частных агентств по найму обусловлено  прежде

всего несовершенством  законодательства, согласно которому практика частного

найма во многих странах  запрещена. В ряде стран (США, Канада, Италия)

деятельность частных  агентств легитимна. Отношения между  государственными и

частными органами по трудоустройству традиционно строятся на трех принципах:

контроле, конкуренции  и сотрудничестве.

Государственная служба занятости занимает монопольное  место в качестве

посреднической структуры  на рынке труда России, за исключением  г. Москвы и

ряда крупных городов, где функционируют альтернативные службы занятости,

частные агентства по временному и постоянному найму.

Мировой опыт говорит  о том, что через государственные  органы занятости

находит работу лишь 1/3 ищущих работу. Большинство людей, прежде чем

обратиться в государственную  службу занятости, проходят через сито частных

агентств, альтернативных служб занятости, специальных посреднических контор.

Поскольку подобного  спектра организаций на российском рынке труда еще нет,

процент обратившихся в  государственные органы настораживает. В настоящее

время можно выделить по крайней мере следующие причины нежелания людей,

потерявших работу, обращаться в ЦЗН.

·          психологическое неприятие безработицы  и самих безработных, это в

равной степени относится  как к тем, кто потерял работу и пытается

трудоустроиться самостоятельно, так и к тем, кто нанимает рабочую силу через

центр занятости;

·          население плохо информировано  о расположении данных служб, об их

предназначении и деятельности;

·          возможности трудоустройства центра занятости ограничены, т. к.

подавляющее большинство руководителей предприятий не прибегают к услугам ЦЗН

при поиске и найме  рабочей силы;

Говоря о финансовой стороне вопроса можно отметить следующие причины:

предполагается, что предприятия, высвобождающие работников, должны

информировать их о необходимости регистрации в ЦЗН. Однако у предприятий нет

ни стимулов, ни обязанностей выполнять эту функцию. Более  того, предприятия,

сокращающие занятых, скорее всего находятся в трудном  материальном положении

и для них выгоднее не информировать работников, поскольку в таком случае они

не будут выплачивать  им пособие за третий месяц; Закон  о занятости включает

положение о том, что  граждане России, получающие выходное пособие от

предприятий, не могут  претендовать на пособие по безработице. Это означает,

что многие из числа потерявших работу и получивших выходное пособие  не видят

смысла обращаться в  ЦЗН. Из опроса клиентов службы занятости  выяснилось, что

среди других, наиболее часто  встречающихся причин нежелания  обращаться в ЦЗН,

назывались такие как "через государственные СЗ можно трудоустроиться лишь в

государственном секторе", "в СЗ обращаются только уволенные  за нарушение

трудовой дисциплины".

Как бы ни были субъективны  оценки людей, неоспоримым является то, что

большинство не имеющих  работы не пользуется услугами органов службы

занятости. Эта субъективная информация ценна и ее изучение позволит оказывать

влияние на мотивационный  механизм человека, желающего трудоустроиться

     3. Перспективы  развития рынка труда

Успех проводимых в России реформ во многом зависит от степени

институционализации легальной  экономики в целом и отдельных  рынков в

частности. Конечно, следует  учитывать, что в процессе институционализации

могут формироваться  не только эффективные институты. Например,

институционализируются, наряду с легальными, и теневые рынки, и такие

процессы, которые никак  нельзя признать способствующими повышению

эффективности экономики.

Создание рыночных институтов не тождественно процессу формирования рынков. Но

в то же время успешное функционирование рынков, как основных механизмов

экономической координации, является целью инженерии институтов. В современной

экономической литературе по институционализму и экономике  организаций

различие между институтами  и рынками сводится к тому, что  рынки определяются

как механизмы по передаче прав собственности, а институты  – как правила и

нормы, определяющие этот и др. механизмы поведения людей.

Процесс институционализации  рынков труда в переходной экономике  протекает

сложно и противоречиво, сопровождаясь эрозией уже созданных институтов или их

неэффективным функционированием (например, городских, молодежных и  др. бирж

труда). Особая роль при  формировании институтов рынка труда  принадлежит

формальным институтам, среди которых важнейшее значение имеют институты и

нормы трудового законодательства. Принятие нового Трудового Кодекса в 2002

году должно способствовать изменению направления развития вектора

конструктивных тенденций  на современном отечественном рынке  труда.

Ситуацию на российском рынке труда можно охарактеризовать как неравновесную

(асимметричную), причем, природа неравновесия имеет особенности,  которые

часто не анализируются  в рамках традиционного неоклассического макро- и

микроэкономического анализа. Неравновесие на рынках в переходной экономике

является институциональным, проявляясь в отсутствии институтов, которые могли

бы обеспечить условия  для возникновения эффективных  равновесий.

На наш взгляд, выделяются следующие особенности неравновесия на рынке труда:

1) Сложившаяся ситуация  является следствием переходных и трансформационных

процессов в экономике  в целом. Своеобразие приспособления рынка труда к

сложившимся новым экономическим  условиям и институтам заключается  в том, что

оно происходит не столько  за счет сокращения численности занятых, сколько

гибкости в оплате труда, а также в его продолжительности и эффективности.

Конкретными проявлениями такой специфической гибкости являются низкий уровень

заработной платы, высокий  уровень ее дифференциации, систематические  задержки

в ее выплате, широкое  распространение административных отпусков и переводов в

режим неполного рабочего времени, развитие вторичной занятости, высокая

текучесть кадров. Перечисленные  факторы обусловливают сохранение

трудоизбыточной (придерживаемой) занятости на значительной части  российских

предприятий.

2) Особенностью неравновесия  современного российского рынка  труда является

существование увеличивающегося разрыва между официально регистрируемым

количеством безработных  и их общей численностью, которая  не соответствует

уровню падения производства. За последние годы наблюдается устойчивая

тенденция уменьшения доли официально регистрируемых безработных  в их общей

численности. Так в  июне 2000 года доля официально зарегистрированных

безработных в их общем  количестве составляла 22%, а в июне 2001 года - 15%.

Одним из объяснений подобного  феномена может служить прогрессирующий  уход в

"тень" легальной  составляющей рынка труда. Значительный  разрыв между

регистрируемой безработицей и фактической можно объяснить  тем, что

безработный часто стоит  перед выбором - иметь легальную занятость, но с

крайне низкими доходами или иметь более высокие доходы, но лишиться всех

социальных гарантий, перейдя в теневой сектор.

Таким образом, рынок  труда в зависимости от институциональных  факторов,

представляется сложным структурированным образованием, состоящим из

нескольких рынков и  квазирынков, в зависимости от вида которого работники

реагируют на разные стимулы  при поиске работы. Поэтому каждый работник

вынужден делать выбор  между теневым рынком труда и  легальным с невысокой

заработной платой и  минимальными социальными гарантиями. Именно, выбор

работника из этих критериев, наиболее выгодных для себя, и будет  в дальнейшем

показывать, направление  развития современного рынка труда  в будующем.

3) Отклонение цены  на рынке труда от совершенно равновесной можно также

объяснить специфической  монополизацией, которая является "наследием" плановой

экономики, а также  обусловлена слабостью и неразвитостью  институциональной

структуры.

Важнейшим институтом рынка  труда является институт профсоюзов. В плановой

экономике профсоюзы  не являлись свободными ассоциациями трудящихся, а были

встроены в общую  систему государственного управления.

В России кризис системы  государственных профсоюзов обозначился  еще в

дореформенный период, когда  начали создаваться независимые профсоюзы, и

широкий размах приняло  забастовочное движение. В ходе последующих  реформ

российский рынок труда  приобрел все важнейшие атрибуты, присущие современной

системе трудовых отношений: независимые от государства объединения

трудящихся; право на проведение забастовок; свобода заключения коллективных

договоров; механизм трехсторонних  соглашений с участием профсоюзов,

работодателей и государства. Эти изменения были закреплены в  законе "О

коллективных договорах  и соглашениях", положениях Правительства РФ "О

российской трехсторонней  комиссии по регулированию социально-трудовых

отношений", "О порядке  подготовки и заключения генерального соглашения и

Информация о работе Рынок труда в России