Рынок земельных ресурсов России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2014 в 12:01, реферат

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том, что до введения земельного законодательства в Российской Федерации все земельные ресурсы находились в государственной собственности и рынка земельных ресурсов, как такового, не существовало. Государство само распоряжалось земельными ресурсами по своему усмотрению, не получая при этом прибыли и не развивая общественные отношения в этом направлении. Но по мере возникновения рыночных отношений, земля становится товаром - объектом хозяйственного оборота, который оказывает немаловажное значение не только на развитие экономических отношений между физическими и юридическими лицами и экономику страны в целом, но и на развитие внешнеэкономических отношений.

Файлы: 1 файл

рынок земельных ресурсов.docx

— 43.81 Кб (Скачать файл)

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

ТЕМА «Рынок земельных ресурсов России»

2014 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Рынок земли является неотъемлемой частью экономики любого развитого государства. В развитых странах принимаются законы, которые стоят на защите любых прав в собственности, в том числе и земельной.

Рынок земли на современном этапе образовался после периода, когда про него практически никто не слышал, поэтому его возникновение породило различные противоречия при освещении этого вопроса. Это в свою очередь произошло из-за того, что долгое время в нашей стране существовал стереотип, как поведения, так и мышления, что все общественное, а значит ничье. Но последние глобальные преобразования и изменения системы ценностей породили некий интерес общества к земельной проблеме.

Актуальность данной темы заключается в том, что до введения земельного законодательства в Российской Федерации все земельные ресурсы находились в государственной собственности и рынка земельных ресурсов, как такового, не существовало. Государство само распоряжалось земельными ресурсами по своему усмотрению, не получая при этом прибыли и не развивая общественные отношения в этом направлении. Но по мере возникновения рыночных отношений, земля становится товаром - объектом хозяйственного оборота, который оказывает немаловажное значение не только на развитие экономических отношений между физическими и юридическими лицами и экономику страны в целом, но и на развитие внешнеэкономических отношений.

Наряду с другими рынками такими, как рынок труда, рынок ценных бумаг и др. рынок земельных ресурсов в России еще до конца не развит, он только формируется, создаются новые нормативно-правовые базы, разрабатывает различные проекты и программы, которые помогают решать сложные вопросы на пути становления земельных отношений.

 

 

 

 

  1. История возникновения рынка земельных ресурсов в России

Начало практике оценки земель в России было положено в правление Ивана III (XV в.). В XVI в. учреждается Поместный приказ. В XVII в. земельная собственность оценивается с учетом ее правового статуса [1, с.57]. При Петре I возникает понятие недвижимости. В середине XVIII в. Екатерина II утверждает принципы генерального межевания и оценки земель поселений. В XIX в. предметом оценки и налогообложения становятся также земли, занятые под фабрики, заводы, жилые и хозяйственные постройки и др.

С отменой крепостного права целью оценки земель становится определение стоимости крестьянского надела и величины выкупного платежа. В 1864 г. принимается положение о земских учреждениях, предусматривающее переход к налогообложению имущества граждан.

В 1861–1889 гг. формируется новая предметная область – земская оценочная статистика, предназначенная для оценки всех видов недвижимости.

В конце XIX в. В.В. Докучаев, А.В. Советов, Н.М. Сибирцев и другие почвоведы на чинают проводить естественное исследование земель. Отмена подушного налога в 1887 г. и переход к подоходному налогообложению потребовали создания новых законов и способов оценки тех или иных видов собственности. В 1896 г. была определена ценность и доходность городских земель Московской губернии.

Единая методика оценки сельско хозяйственных земель, разработанная лишь к началу XX в., включала в себя два этапа – описательный и оценочный. В качестве факторов оценки устанавливались характер почв, структура сельскохо зяйственных угодий, способы ведения хозяйства, климатические условия, транспортная доступность.

Чистый доход землепользования определялся как процент от капитала, вложенного в освоение земель. Столыпинская реформа 1906 г. способствовала развитию частных крестьянских владений: за 1908–1915 гг. продали надельные земли 1201269 хозяев – 3963532 десятинна сумму 444,7 млн руб. [1, с. 59].

В первые годы советской власти, согласно Земельному кодексу РСФСР 1922 г., была проведена сравнительная оценка земель по их типу и целевому назначению. До конца 20-х гг. существовала практика платного землепользования: налог взимался со всех типов земель, в том числе с поселенческих. Масштабные работы по оценке земель проводились в военные годы, что было продиктовано необходимостью освоения природных ресурсов для удовлетворения нужд обороны страны.

С переводом в период «перестройки» территориально-отраслевых отношений на хозрасчетную основу было предложено проводить экономическую оценку городских территорий.

По ГОСТ 26640-85 земля рассматривается как поликомпонентное природное образование многоцелевого хозяйственного использования, важнейшая часть окружающей природной среды, характеризующаяся пространством, рельефом, климатом, почвенным покровом, растительностью, недрами, водами, являющаяся главным средством производства в сельском и лесном хозяйстве, а так же пространственным базисом для размещения предприятий и организаций всех от раслей народногохозяйства. Земельные ресурсы определяются как часть земельного фонда государства, которая может быть использована в отраслях на родного хозяйства.

Введение земельного налога в 1992 г. положило начало повсеместному зонированию территорий поселений и определению средних ставок налогообложения.

В качестве основных факторов оценки принимаются местоположение; транспортная доступность центра, объектов обслуживания; состояние инфраструктуры; благоустройство, ландшафтная ценность территории; инженерно-геологические условия строительства и экология среды. С 2000 г. в России проводится государственная кадастровая оценка земель, результаты которой положены в основу формирования новой системы определения земельного налога. Как видим, главной целью всех институциональных (в том числе законодательных) преобразований землепользования являлось упорядочение государственной налоговой (фискальной) политики.

  1. Современное состояние рынка земельных ресурсов России

Запасы земельного фонда России на 1 января 2013 г. составили 1709,8 млн га, из них доля земель сельско хозяйственного назначения – 23,5 %, населенных пунктов – 1,2 %. Согласно данным ИКАР*, на одного жителя РФ приходится 803 тыс. га пашни. В США этот показатель равен 574 тыс. га, во Франции – 289 тыс. га, в Германии – 189 тыс. га, в Индии – 141 тыс. га, в Китае – 108 тыс. га, то есть почти на порядок меньше, чем в России [4].

За перид реформ около 60 % земельных запасов выбыло из ресурсно-сырьевого оборота (за первые 10 лет реформ сельское хозяйство РФ было разрушено на 90 %). По данным, приведенным в Государственном (национальном) докладе о состоянии и использовании земель Российской Федерации в 2008 г., часть земель подвергается эрозии (водной – 17,8 %, ветровой – 8,4 %), заболачиванию (12,3 %), засолению (20,1 %), дефляции, опустыниванию, подтоплению, зарастанию кустарником и мелколесьем и другим процессам, ведущим к потере плодородия и выводу угодий из хозяйственного оборота [5].

Как из вестно, экономика РФ базируется на поставках мировому рынку топливно-энергетического природного сырья – нефти и газа. Рассматриваются возможности расширения ресурсно-сырьевой номенклатуры за счет лесных, водных и земельных запасов. РФ лидирует по объемам поставок сырой нефти (12 % мировой торговли). Из объема поставок 30 % экспортируется в страны Европы. На долю России приходится 25 % мировой торговли природным газом (по ставки в страны СНГ, ЕЭС) [5]. Иностранные компании владеют в России запасами газа объемом свыше 7 трлн из 47 трлн м3, причем, лучшего качества [4]. Значительная доля доходнойчасти государственного бюджета направляется на обустройство потоков и подготовку запасов новых месторождений топливного сырья.

Поставки деловой древесины на мировой рынок приобретают государственные масштабы. Общая площадь земель лесного фонда РФ на 1 января 2013 г. составила 1106,5 млн га (64,7 % земельного фонда страны). России принадлежит около четверти мировых запасов лесных ресурсов, из них более 45 % – хвойной древесины [5].

Теневой сектор вносит заметные коррективы в лесной ресурсно-сырьевой оборот страны: значительно поредели леса Решет, Богучан, «облысели» транспортнодоступные территории залесения Иркутской области; интересы теневых «лесозаготовителей» простираются в Бурятию; трагическая участь постигла леса государственного фонда Республики Алтай и др. Сформировалась технология теневого лесоуничтожения: пускается легкий пал, иногда перерастающий в лесные пожары; опаленный древостой, несоответствующий рыночным требованиям, хищнически вырубается, очищается, распиливается на бревна определенной длины и контрабандой направляется в КНР. Считается, что объемы теневых лесозаготовок составляют не менее 15 % государственных.

Вспомним, что при «облысении» ныне еще залесенных территорий уничтожаются «легкие» континента – поставщики атмосферного кислорода. А это неизбежно ведет как к развитию парни кового эффекта, так и к исчезновению биологически активных веществ (каротина, аскорбиновой кислоты, витаминов С, В12, Е, Р, рибофлавина, хлорофилла, ксантофилла, многих микроэлементов и т.д.), обогащающих среду и имеющих огромное значение для создания лечебно-профилактических зон рекреации, и, как следствие, к резкому ухудшению экологии среды обитания.

Край не нерационально используются гидро ресурсы. В стремлении создать зеленые оазисы на юге была ликвидирова наречная система Амударьи – Сырдарьи, что обусловило опустынивание и засолонение земель обширных территорий Приаралья. С трудом удалось спасти сибирские реки (Иртыш и Обь) от переброски части их стока в Аральское озеро (Омская область уже сегодня испытывает значительный дефицит питьевой воды). Печален итог гидроигр с торфяниками в Московской области: осушили, спровоцировав торфяные пожары/

У России есть (правда, мизерный) опыт вывоза зарубеж земельных ресурсов: по завершении чехословацкой концессии озера Байкал наряду с мальками рыбных ресурсов была вывезе на часть приозерного и приамурского почвенного покрова; вовремя Великой Отечественной войны фашисты вывозили в Германию российский чернозем.

Для подготовки выхода России на мировой ресурсно-сырьевой рынок, на наш взгляд, требуется:

– создание институтов различной ресурсно-сырьевой специализации;

– совершенствование законодательно-правовой базы ресурсопользования как для внутренних ресурсопользователей, так и для за рубежных партнеров;

– формирование организационной структуры и механизмов функционирования земельного рынка;

– разработка рыночной ценовой политики;

– создание методического подхода к разработке основ системного прогнозирования комплексного взаимоувязанного освоения природного, антропогенного (созданного трудом человека) и демографического потенциалов территорий.

Индия и Китай приняли специальные программы скупки сельскохозяйственых земель зарубежом. Растет зависимость России от импорта продовольствия.

Прfва юридических лиц, иностранных граждан и лиц без гражданства на приобретение в собственность земельных участков в России весьма ограничены: к владению и пользованию земельными участками иностранцы официально допускаются только на правах аренды; жилье иностранцам и лицам без гражданства предоставляется на договорной основе. Но, как оказалось, нерешенность законодательно-правовых вопросов не является препятствием для спонтанного заселения отдельных частей территории России иностранными гражданами – главным образом представителями Китая.

Иностранные компании, действуя через подставные фирмы, завладели в России около 1 млн га пашни (только Шведскому инвестиционному фонду принад лежит 300 тыс. га). Иностранных покупателей и арендаторов привлекает дешевизна российских земель: в Краснодарском крае цена 1 га достига ет 5000 дол., в Воронежской области – 700–800 дол., в Липецкой области – 320 дол., в Алтайском крае – 20–40 дол. Средняя стоимость приобретения 1 га земли в России для агрохолдинга составляет около 1000 дол. плюс 400–500 дол. за оформление ее в собственность. Эти цены просто не сопоставимы с мировыми: в Аргентине 1 га земли стоит 4400–7800 дол., во Франции – 5100 дол., в Испании –14 500 дол., в Бельгии – 26 000 дол., в США – от 13 200 до 32 000 дол. [5].

В первом полугодии 2013 г. в охотоведческое, сельское и лесное хозяйство поступило 351 млн дол. инвестиций из-за рубежа, в сферу оптовой и розничной торговли, ремонта транспортных средств и бытовой техники – 13,479 млрд дол., в операции с недвижимостью, аренду и предоставление услуг – 7,101 млрд дол. Однако, по мнению экспертов, приведенные данные – лишь видимая часть айсберга [4].

Часть территории дальневосточного Приморья китайцы называют Хэй-Хан-Ше – Северная провинция.

В Свердловской и Иркутской областях местные власти выражают готовность сдать КНР в долгосрочную аренду заброшенные сельхозугодья. Рослесхоз предложил Китаю 1 млн га леса в Тюменской и Томской областях в аренду на 49 лет, итоги которой не трудно представить.

А в Алтай ском крае с. Плотава уже именуется на китайский манер (Вань Юань) – после того, как существовавший здесь колхоз сталкитайским, – ООО «Вань Юань Плотава» [5].

В апреле 2013 г. в Порвоо (Финляндия) было начато обсуждение возможности продажи российских приграничных земель: Президент РФ на просьбу Президента Финляндии по поводу приобретения приграничных земель финнами ответил, что «российские власти поищут компромиссный» вариант решения этой задачи, и подчеркнул, что вопрос, по-видимому, придется решать в отношении всех приграничных территорий.

Информация о работе Рынок земельных ресурсов России