Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2014 в 12:01, реферат
Актуальность данной темы заключается в том, что до введения земельного законодательства в Российской Федерации все земельные ресурсы находились в государственной собственности и рынка земельных ресурсов, как такового, не существовало. Государство само распоряжалось земельными ресурсами по своему усмотрению, не получая при этом прибыли и не развивая общественные отношения в этом направлении. Но по мере возникновения рыночных отношений, земля становится товаром - объектом хозяйственного оборота, который оказывает немаловажное значение не только на развитие экономических отношений между физическими и юридическими лицами и экономику страны в целом, но и на развитие внешнеэкономических отношений.
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
ТЕМА «Рынок земельных ресурсов России»
2014 год
План
Введение
Рынок земли является неотъемлемой частью экономики любого развитого государства. В развитых странах принимаются законы, которые стоят на защите любых прав в собственности, в том числе и земельной.
Рынок земли на современном этапе образовался после периода, когда про него практически никто не слышал, поэтому его возникновение породило различные противоречия при освещении этого вопроса. Это в свою очередь произошло из-за того, что долгое время в нашей стране существовал стереотип, как поведения, так и мышления, что все общественное, а значит ничье. Но последние глобальные преобразования и изменения системы ценностей породили некий интерес общества к земельной проблеме.
Актуальность данной темы заключается в том, что до введения земельного законодательства в Российской Федерации все земельные ресурсы находились в государственной собственности и рынка земельных ресурсов, как такового, не существовало. Государство само распоряжалось земельными ресурсами по своему усмотрению, не получая при этом прибыли и не развивая общественные отношения в этом направлении. Но по мере возникновения рыночных отношений, земля становится товаром - объектом хозяйственного оборота, который оказывает немаловажное значение не только на развитие экономических отношений между физическими и юридическими лицами и экономику страны в целом, но и на развитие внешнеэкономических отношений.
Наряду с другими рынками такими, как рынок труда, рынок ценных бумаг и др. рынок земельных ресурсов в России еще до конца не развит, он только формируется, создаются новые нормативно-правовые базы, разрабатывает различные проекты и программы, которые помогают решать сложные вопросы на пути становления земельных отношений.
Начало практике оценки земель в России было положено в правление Ивана III (XV в.). В XVI в. учреждается Поместный приказ. В XVII в. земельная собственность оценивается с учетом ее правового статуса [1, с.57]. При Петре I возникает понятие недвижимости. В середине XVIII в. Екатерина II утверждает принципы генерального межевания и оценки земель поселений. В XIX в. предметом оценки и налогообложения становятся также земли, занятые под фабрики, заводы, жилые и хозяйственные постройки и др.
С отменой крепостного права целью оценки земель становится определение стоимости крестьянского надела и величины выкупного платежа. В 1864 г. принимается положение о земских учреждениях, предусматривающее переход к налогообложению имущества граждан.
В 1861–1889 гг. формируется новая предметная область – земская оценочная статистика, предназначенная для оценки всех видов недвижимости.
В конце XIX в. В.В. Докучаев, А.В. Советов, Н.М. Сибирцев и другие почвоведы на чинают проводить естественное исследование земель. Отмена подушного налога в 1887 г. и переход к подоходному налогообложению потребовали создания новых законов и способов оценки тех или иных видов собственности. В 1896 г. была определена ценность и доходность городских земель Московской губернии.
Единая методика оценки сельско хозяйственных земель, разработанная лишь к началу XX в., включала в себя два этапа – описательный и оценочный. В качестве факторов оценки устанавливались характер почв, структура сельскохо зяйственных угодий, способы ведения хозяйства, климатические условия, транспортная доступность.
Чистый доход землепользования определялся как процент от капитала, вложенного в освоение земель. Столыпинская реформа 1906 г. способствовала развитию частных крестьянских владений: за 1908–1915 гг. продали надельные земли 1201269 хозяев – 3963532 десятинна сумму 444,7 млн руб. [1, с. 59].
В первые годы советской власти, согласно Земельному кодексу РСФСР 1922 г., была проведена сравнительная оценка земель по их типу и целевому назначению. До конца 20-х гг. существовала практика платного землепользования: налог взимался со всех типов земель, в том числе с поселенческих. Масштабные работы по оценке земель проводились в военные годы, что было продиктовано необходимостью освоения природных ресурсов для удовлетворения нужд обороны страны.
С переводом в период «перестройки» территориально-отраслевых отношений на хозрасчетную основу было предложено проводить экономическую оценку городских территорий.
По ГОСТ 26640-85 земля рассматривается как поликомпонентное природное образование многоцелевого хозяйственного использования, важнейшая часть окружающей природной среды, характеризующаяся пространством, рельефом, климатом, почвенным покровом, растительностью, недрами, водами, являющаяся главным средством производства в сельском и лесном хозяйстве, а так же пространственным базисом для размещения предприятий и организаций всех от раслей народногохозяйства. Земельные ресурсы определяются как часть земельного фонда государства, которая может быть использована в отраслях на родного хозяйства.
Введение земельного налога в 1992 г. положило начало повсеместному зонированию территорий поселений и определению средних ставок налогообложения.
В качестве основных факторов оценки принимаются местоположение; транспортная доступность центра, объектов обслуживания; состояние инфраструктуры; благоустройство, ландшафтная ценность территории; инженерно-геологические условия строительства и экология среды. С 2000 г. в России проводится государственная кадастровая оценка земель, результаты которой положены в основу формирования новой системы определения земельного налога. Как видим, главной целью всех институциональных (в том числе законодательных) преобразований землепользования являлось упорядочение государственной налоговой (фискальной) политики.
Запасы земельного фонда России на 1 января 2013 г. составили 1709,8 млн га, из них доля земель сельско хозяйственного назначения – 23,5 %, населенных пунктов – 1,2 %. Согласно данным ИКАР*, на одного жителя РФ приходится 803 тыс. га пашни. В США этот показатель равен 574 тыс. га, во Франции – 289 тыс. га, в Германии – 189 тыс. га, в Индии – 141 тыс. га, в Китае – 108 тыс. га, то есть почти на порядок меньше, чем в России [4].
За перид реформ около 60 % земельных запасов выбыло из ресурсно-сырьевого оборота (за первые 10 лет реформ сельское хозяйство РФ было разрушено на 90 %). По данным, приведенным в Государственном (национальном) докладе о состоянии и использовании земель Российской Федерации в 2008 г., часть земель подвергается эрозии (водной – 17,8 %, ветровой – 8,4 %), заболачиванию (12,3 %), засолению (20,1 %), дефляции, опустыниванию, подтоплению, зарастанию кустарником и мелколесьем и другим процессам, ведущим к потере плодородия и выводу угодий из хозяйственного оборота [5].
Как из вестно, экономика РФ базируется на поставках мировому рынку топливно-энергетического природного сырья – нефти и газа. Рассматриваются возможности расширения ресурсно-сырьевой номенклатуры за счет лесных, водных и земельных запасов. РФ лидирует по объемам поставок сырой нефти (12 % мировой торговли). Из объема поставок 30 % экспортируется в страны Европы. На долю России приходится 25 % мировой торговли природным газом (по ставки в страны СНГ, ЕЭС) [5]. Иностранные компании владеют в России запасами газа объемом свыше 7 трлн из 47 трлн м3, причем, лучшего качества [4]. Значительная доля доходнойчасти государственного бюджета направляется на обустройство потоков и подготовку запасов новых месторождений топливного сырья.
Поставки деловой древесины на мировой рынок приобретают государственные масштабы. Общая площадь земель лесного фонда РФ на 1 января 2013 г. составила 1106,5 млн га (64,7 % земельного фонда страны). России принадлежит около четверти мировых запасов лесных ресурсов, из них более 45 % – хвойной древесины [5].
Теневой сектор вносит заметные коррективы в лесной ресурсно-сырьевой оборот страны: значительно поредели леса Решет, Богучан, «облысели» транспортнодоступные территории залесения Иркутской области; интересы теневых «лесозаготовителей» простираются в Бурятию; трагическая участь постигла леса государственного фонда Республики Алтай и др. Сформировалась технология теневого лесоуничтожения: пускается легкий пал, иногда перерастающий в лесные пожары; опаленный древостой, несоответствующий рыночным требованиям, хищнически вырубается, очищается, распиливается на бревна определенной длины и контрабандой направляется в КНР. Считается, что объемы теневых лесозаготовок составляют не менее 15 % государственных.
Вспомним, что при «облысении» ныне еще залесенных территорий уничтожаются «легкие» континента – поставщики атмосферного кислорода. А это неизбежно ведет как к развитию парни кового эффекта, так и к исчезновению биологически активных веществ (каротина, аскорбиновой кислоты, витаминов С, В12, Е, Р, рибофлавина, хлорофилла, ксантофилла, многих микроэлементов и т.д.), обогащающих среду и имеющих огромное значение для создания лечебно-профилактических зон рекреации, и, как следствие, к резкому ухудшению экологии среды обитания.
Край не нерационально используются гидро ресурсы. В стремлении создать зеленые оазисы на юге была ликвидирова наречная система Амударьи – Сырдарьи, что обусловило опустынивание и засолонение земель обширных территорий Приаралья. С трудом удалось спасти сибирские реки (Иртыш и Обь) от переброски части их стока в Аральское озеро (Омская область уже сегодня испытывает значительный дефицит питьевой воды). Печален итог гидроигр с торфяниками в Московской области: осушили, спровоцировав торфяные пожары/
У России есть (правда, мизерный) опыт вывоза зарубеж земельных ресурсов: по завершении чехословацкой концессии озера Байкал наряду с мальками рыбных ресурсов была вывезе на часть приозерного и приамурского почвенного покрова; вовремя Великой Отечественной войны фашисты вывозили в Германию российский чернозем.
Для подготовки выхода России на мировой ресурсно-сырьевой рынок, на наш взгляд, требуется:
– создание институтов различной ресурсно-сырьевой специализации;
– совершенствование законодательно-правовой базы ресурсопользования как для внутренних ресурсопользователей, так и для за рубежных партнеров;
– формирование организационной структуры и механизмов функционирования земельного рынка;
– разработка рыночной ценовой политики;
– создание методического подхода к разработке основ системного прогнозирования комплексного взаимоувязанного освоения природного, антропогенного (созданного трудом человека) и демографического потенциалов территорий.
Индия и Китай приняли специальные программы скупки сельскохозяйственых земель зарубежом. Растет зависимость России от импорта продовольствия.
Прfва юридических лиц, иностранных граждан и лиц без гражданства на приобретение в собственность земельных участков в России весьма ограничены: к владению и пользованию земельными участками иностранцы официально допускаются только на правах аренды; жилье иностранцам и лицам без гражданства предоставляется на договорной основе. Но, как оказалось, нерешенность законодательно-правовых вопросов не является препятствием для спонтанного заселения отдельных частей территории России иностранными гражданами – главным образом представителями Китая.
Иностранные компании, действуя через подставные фирмы, завладели в России около 1 млн га пашни (только Шведскому инвестиционному фонду принад лежит 300 тыс. га). Иностранных покупателей и арендаторов привлекает дешевизна российских земель: в Краснодарском крае цена 1 га достига ет 5000 дол., в Воронежской области – 700–800 дол., в Липецкой области – 320 дол., в Алтайском крае – 20–40 дол. Средняя стоимость приобретения 1 га земли в России для агрохолдинга составляет около 1000 дол. плюс 400–500 дол. за оформление ее в собственность. Эти цены просто не сопоставимы с мировыми: в Аргентине 1 га земли стоит 4400–7800 дол., во Франции – 5100 дол., в Испании –14 500 дол., в Бельгии – 26 000 дол., в США – от 13 200 до 32 000 дол. [5].
В первом полугодии 2013 г. в охотоведческое, сельское и лесное хозяйство поступило 351 млн дол. инвестиций из-за рубежа, в сферу оптовой и розничной торговли, ремонта транспортных средств и бытовой техники – 13,479 млрд дол., в операции с недвижимостью, аренду и предоставление услуг – 7,101 млрд дол. Однако, по мнению экспертов, приведенные данные – лишь видимая часть айсберга [4].
Часть территории дальневосточного Приморья китайцы называют Хэй-Хан-Ше – Северная провинция.
В Свердловской и Иркутской областях местные власти выражают готовность сдать КНР в долгосрочную аренду заброшенные сельхозугодья. Рослесхоз предложил Китаю 1 млн га леса в Тюменской и Томской областях в аренду на 49 лет, итоги которой не трудно представить.
А в Алтай ском крае с. Плотава уже именуется на китайский манер (Вань Юань) – после того, как существовавший здесь колхоз сталкитайским, – ООО «Вань Юань Плотава» [5].
В апреле 2013 г. в Порвоо (Финляндия) было начато обсуждение возможности продажи российских приграничных земель: Президент РФ на просьбу Президента Финляндии по поводу приобретения приграничных земель финнами ответил, что «российские власти поищут компромиссный» вариант решения этой задачи, и подчеркнул, что вопрос, по-видимому, придется решать в отношении всех приграничных территорий.