Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 16:20, реферат
Проблемы реформирования и дальнейшего развития российской газовой отрасли относятся к числу приоритетных как на государственном, так и на бизнес уровне, они находятся также в поле зрения исследователей. Различные сценарии развития отрасли представлены в Энергетической стратегии России до 2020 г.1 (далее – Стратегия), проекте долгосрочного прогноза роста российской экономики до 2015 г.2, разрабатываемой в настоящее время Генеральной схеме развития газовой отрасли до 2030 г.3 Перспективы развития отрасли активно исследуются академическим сообществом, в частности, ИНЭИ РАН.
Лаева Т.В. (ГУ-ВШЭ), Бек Н.Н. (ГУ-ВШЭ)
Сценарно-стратегический анализ развития отрасли: учет поведенческих факторов
Проблемы реформирования и дальнейшего развития российской газовой отрасли относятся к числу приоритетных как на государственном, так и на бизнес уровне, они находятся также в поле зрения исследователей. Различные сценарии развития отрасли представлены в Энергетической стратегии России до 2020 г.1 (далее – Стратегия), проекте долгосрочного прогноза роста российской экономики до 2015 г.2, разрабатываемой в настоящее время Генеральной схеме развития газовой отрасли до 2030 г.3 Перспективы развития отрасли активно исследуются академическим сообществом, в частности, ИНЭИ РАН.
Анализ разработанных к
Так, в Стратегии сценарии развития отрасли непосредственным образом зависят от того или иного варианта социально-экономического развития России. При этом в качестве ключевых факторов неопределенности рассматривается ряд внешних и внутренних макроэкономических и отраслевых переменных: объем спроса на газ, уровень внутренних цен на газ, объем инвестиционных ресурсов, развитость транспортной инфраструктуры, налоговые условия и научно-технические достижения в разведке и разработке месторождений, а также качество разведанной сырьевой базы. Основным варьируемым сценарным параметром является объем добычи газа. Прогнозируемые объемы добычи газа, которые представлены на рисунке 1, соответствуют двум сценариям социально-экономического развития, но определены, без учета возможности участников отрасли влиять на реализацию того или иного сценария. В то же время анализ развития газовой отрасли за последние 8-10 лет свидетельствует о том, что реальная траектория развития отрасли складывается, в том числе, под влиянием приоритетов и стратегий основных стейкхолдеров (групп интересов и влияния).
Более поздние исследования по сценарному анализу и стратегическому планированию показали целесообразность учета поведенческих факторов (P.J.H. Schoemaker6, L.J. Bourgeois7). Так, Шумахер предлагает после выявления ключевых факторов неопределенности выделить основных стейкхолдеров и оценивать изменение их первоначальных позиций, интересов, уровня власти при реализации того или иного сценария. Однако данный методический подход не предполагает учет долгосрочных интересов стейкхолдеров при разработке сценариев, а также возможности влияния заинтересованных сторон на дальнейшее развитие отрасли, изменения с течением времени состава стейкхолдеров и их интересов.
Проведение сценарно-
Если в области добычи газа можно отметить возможность конкуренции между производителями (помимо Газпрома добычу газа на территории России осуществляют независимые производители газа и нефтяные компании), то сфера транспортировки газа по магистральным трубопроводам отнесена к естественно монопольным видам деятельности и регулируется государством. Этот вид услуг предоставляет Газпром, который является собственником газотранспортных сетей. Необходимость иностранных инвестиций для дальнейшего развития отрасли подчеркивается представителями и Газпрома, и государства. В то же время существующие высокие барьеры входа в отрасль обуславливают ограниченное присутствие иностранных компаний, которое чаще всего сводится к участию в добывающих или инфраструктурных проектах в качестве со-инвесторов. Такие мощные и влиятельные стейкхолдеры отрасли, как государство и Газпром, а также иностранные компании и независимые производители газа своими стратегическими решениями и действиями влияют на возможный диапазон сценариев и, в конечном итоге, определяют процесс развития отрасли. Кроме того, следует отметить, что в газовой отрасли государство выступает одновременно в роли двух стейкхолдеров: первый отражает интересы государства, как органа, регулирующего функционирование и развитие отрасли, второй - интересы государства, как основного акционера ОАО «Газпром».
Анализ основных стратегических событий, происходящих в отрасли в течение последних 10 лет8, подтверждает данное предположение.
С момента образования РАО «Газпром» в 1993 г. и до настоящего времени развитие отрасли в значительной мере происходит под влиянием приоритетов и стратегий этой компании. Условно можно выделить три этапа развития газовой отрасли:
Среди основных групп факторов, которые отражали изменение приоритетов и целей наиболее влиятельных стейкхолдеров, и тем самым определяли развитие отрасли с 1993 по 2005 г., можно отметить:
Рассмотрим примеры влияния указанных групп факторов на развитие отрасли на каждом из выделенных этапов.
1993-1999 гг.
Формирование структуры газовой отрасли, которая сохраняется до настоящего времени, происходит под влиянием следующих событий: создание акционерного общества «Газпром»9, приватизация нефтяной отрасли и образование монополии Газпрома, проведение руководством Газпрома политики выведения проблемных активов компании. Указанные события способствуют также формированию сектора независимой газодобычи и стимулируют интересы нефтяных компаний, которые начинают приобретать газовые активы.
Государственная политика по поддержанию низких внутренних цен на газ, высокая социальная нагрузка на Газпром, а также дефолт 1998 г., оказывают серьезнейшее влияние на Газпром и отрасль в целом. Наблюдаются тотальные неплатежи за газ, как со стороны российских потребителей, так и со стороны стран СНГ: доля «живых денег» в оплате газа Газпрому внутренними потребителями и странами СНГ в 1999 г. не превышала 17%. Как следствие, были резко сокращены инвестиции компании в развитие отрасли с 8,7 млрд. долл. США в 1997 г. до 2,2 млрд. долл. США в 1999 г.
Стратегической целью Газпрома в этот период являлось сохранение своего монопольного положения в отрасли. А основные приоритеты были связаны с развитием экспортного направления сбыта газа, укреплением позиций на международном рынке, поиском иностранных партнеров. Под давлением МВФ, требующего в 1996 г. проведения в России реструктуризации естественных монополий, в первую очередь Газпрома, в дочернюю компанию «Межрегионгаз» (со 100% капитала) выделена сбытовая составляющая деятельности Газпрома. Одновременно менеджментом Газпрома лоббируются свои интересы при подготовке закона, регулирующего процесс газоснабжения в Российской Федерации.
Наряду с внешними факторами, главным из которых явился дефолт 1998 г., на формирование структуры отрасли оказали влияние действия государства, как регулирующего органа, независимых компаний и самого Газпрома. Законодательное10 закрепление монопольного положения Газпрома в отрасли, а также результаты реализуемой им стратегии развития (монополия заявила о себе на международном рынке, заключив значительное количество экспортных контрактов, приступив к реализации проекта «Голубой поток», и введя в эксплуатацию газопровод «Ямал-Европа»11) свидетельствуют о том, что развитие отрасли в 1993-1999 гг. проходило по сценарию менеджмента Газпрома. Данный вывод подтверждает и тот факт, что преобладающим большинством в составе Совета директоров были менеджеры Газпрома.
2000-2004 гг.
Несмотря на очевидный кризис в отрасли, инвестиционная политика компании не изменяется: инвестиции в ГРР не превышают 1% от общего объема капитальных затрат, инвестиции в добычу снижаются, наблюдается рост инвестиций в строительство и реконструкцию экспортных газопроводов. Одновременно на фоне продолжающегося кризиса в отрасли наблюдается рост независимого сегмента газодобычи (рисунок 2).
Неудовлетворенность правительства качеством управления Газпромом (неэффективность деятельности, информационная закрытость, недофинансирование капитальных вложений в добычу и геологоразведочные работы, использование прибыли на финансирование непрофильной деятельности), а также изменения в руководстве страны в результате президентских выборов привели к смене высшего менеджмента Газпрома в 2000 г. В Совет директоров Газпрома введены представители иностранных компаний (в 1998 г. компания «Рургаз АГ» приобрела 2,5% акций Газпрома) и миноритарных акционеров, а также изменена структура Совета директоров (передача большинства голосов представителям государства, которым в 2001-2003 гг. принадлежало 54,5%). Минэкономразвития России разрабатывается концепция реформирования Газпрома, изменяется политика государства в сторону постепенного повышения уровня внутренних цен на газ.
В свою очередь, менеджмент Газпрома, выражая несогласие с идеей дробления монополии, разрабатывает собственную концепцию формирования независимых производителей газа под контролем Газпрома и активно проводит политику по возврату активов.
В результате принятых государством и Газпромом мер с 2002 г. начинается рост добычи газа предприятиями Газпрома, который обусловлен в большей степени политикой Общества (таблица 1). Наблюдается давление Газпрома на ряд независимых компаний («Итера» выведена из сферы транспортировки газа по странам СНГ, ослаблены позиции «ТНК-BP» в восточной Сибири).
Таблица 1
Динамика добычи ОАО «Газпром»12, млрд. м3
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. | |
Добыча всего |
521,9 |
540,2 |
545,1 |
547,2 |
Прирост за счет поглощения |
9,5 (7,65 за счет 51% в ЗАО «Пургаз», 1,8 за счет установления контроля над «Востокгазпромом») |
11,6 (7,76 – «Пургаз», 3,8 – «Востокгазпром») |
15,9 (7,73 – «Пургаз», 4,0 – «Востокгазпром», 4,2 - «Пургаздобыча», и ЗАО «Стимул») |
Более 15 (за счет 51% в «Нортгазе и 72,6% в «Сибнефти») |
Собственная добыча ОАО «Газпром» |
512,4 |
528,6 |
529,2 |
532,0 |
Иностранные инвестиции
в реализацию крупнейших газовых
проектов (требуемый объем инвестиций
для реализации всех планируемых
проектов оценивался в 157 млрд. долл. США),
необходимость которых
В 2003 г. меняются государственные приоритеты развития отрасли: отказ от реструктуризации и сохранение существующей структуры Газпрома. Руководством Газпрома ставится новая цель - превращение в глобальную энергетическую компанию и переход на стратегию диверсификации. С 2004 г. осуществляется диверсификация в нефтяную отрасль и электроэнергетику, продолжается скупка активов, в том числе приобретение акций «Сибнефти».
2005-2006 гг.
В ответ на возросшие требования международных организаций, принимается решение о либерализации рынка акций Газпрома. Одновременно государство увеличивает свою долю в акционерном капитале Газпрома до 50% + 1 акция.
Проведенный ретроспективный анализ влияния на развитие отрасли позиций, интересов и стратегических решений основных стейкхолдеров, позволяет сделать вывод, что реальная траектория развития отрасли складывается под воздействием не только макро и отраслевых факторов неопределенности, но также приоритетов и стратегий основных групп влияния.
Можно ожидать, что и в последующие годы развитие отрасли будет определяться в большей степени воздействием следующих факторов (таблица 2).
Информация о работе Сценарно-стратегический анализ развития отрасли: учет поведенческих факторов