Сценарно-стратегический анализ развития отрасли: учет поведенческих факторов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 16:20, реферат

Описание работы

Проблемы реформирования и дальнейшего развития российской газовой отрасли относятся к числу приоритетных как на государственном, так и на бизнес уровне, они находятся также в поле зрения исследователей. Различные сценарии развития отрасли представлены в Энергетической стратегии России до 2020 г.1 (далее – Стратегия), проекте долгосрочного прогноза роста российской экономики до 2015 г.2, разрабатываемой в настоящее время Генеральной схеме развития газовой отрасли до 2030 г.3 Перспективы развития отрасли активно исследуются академическим сообществом, в частности, ИНЭИ РАН.

Файлы: 1 файл

20060406_laeva_bek.doc

— 228.00 Кб (Скачать файл)

Лаева Т.В. (ГУ-ВШЭ), Бек Н.Н. (ГУ-ВШЭ)

Сценарно-стратегический анализ развития отрасли: учет поведенческих факторов

 

Проблемы реформирования и дальнейшего  развития российской газовой отрасли  относятся к числу приоритетных как на государственном, так и  на бизнес уровне, они находятся также в поле зрения исследователей. Различные сценарии развития отрасли представлены в Энергетической стратегии России до 2020 г.1 (далее – Стратегия), проекте долгосрочного прогноза роста российской экономики до 2015 г.2, разрабатываемой в настоящее время Генеральной схеме развития газовой отрасли до 2030 г.3 Перспективы развития отрасли активно исследуются академическим сообществом, в частности, ИНЭИ РАН.

Анализ разработанных к настоящему времени сценариев развития российской газовой отрасли показал, что они содержат лишь прогнозные значения ряда отраслевых экономических показателей и отражают классические подходы (M. Porter4, D. Mercer5) к разработке сценариев. Особенностью указанных подходов является выявление наиболее значимых макро и отраслевых параметров, так называемых «ключевых факторов неопределенности», которые существенным образом влияют на развитие отрасли.

Так, в Стратегии сценарии развития отрасли непосредственным образом  зависят от того или иного варианта социально-экономического развития России. При этом в качестве ключевых факторов неопределенности рассматривается ряд внешних и внутренних макроэкономических и отраслевых переменных: объем спроса на газ, уровень внутренних цен на газ, объем инвестиционных ресурсов, развитость транспортной инфраструктуры, налоговые условия и научно-технические достижения в разведке и разработке месторождений, а также качество разведанной сырьевой базы. Основным варьируемым сценарным параметром является объем добычи газа. Прогнозируемые объемы добычи газа, которые представлены на рисунке 1, соответствуют двум сценариям социально-экономического развития, но определены, без учета возможности участников отрасли влиять на реализацию того или иного сценария. В то же время анализ развития газовой отрасли за последние 8-10 лет свидетельствует о том, что реальная траектория развития отрасли складывается, в том числе, под влиянием приоритетов и стратегий основных стейкхолдеров (групп интересов и влияния).

Более поздние исследования по сценарному анализу и стратегическому планированию показали целесообразность учета поведенческих факторов (P.J.H. Schoemaker6, L.J. Bourgeois7). Так, Шумахер предлагает после выявления ключевых факторов неопределенности выделить основных стейкхолдеров и оценивать изменение их первоначальных позиций, интересов, уровня власти при реализации того или иного сценария. Однако данный методический подход не предполагает учет долгосрочных интересов стейкхолдеров при разработке сценариев, а также возможности влияния заинтересованных сторон на дальнейшее развитие отрасли, изменения с течением времени состава стейкхолдеров и их интересов.

Проведение сценарно-стратегического  анализа при разработке сценариев  развития российской газовой отрасли, то есть выявление основных групп  влияния (государства, компаний-производителей, инвесторов) и включение стратегических интересов и приоритетов этих групп в состав ключевых факторов неопределенности, обусловлено следующим. С одной стороны - это неоднородность конкурентной структуры отрасли, с другой - наличие стейкхолдеров, имеющих разнонаправленные интересы и обладающих разной степенью влияния.

Если в области добычи газа можно отметить возможность  конкуренции между производителями (помимо Газпрома добычу газа на территории России осуществляют независимые производители газа и нефтяные компании), то сфера транспортировки газа по магистральным трубопроводам отнесена к естественно монопольным видам деятельности и регулируется государством. Этот вид услуг предоставляет Газпром, который является собственником газотранспортных сетей. Необходимость иностранных инвестиций для дальнейшего развития отрасли подчеркивается представителями и Газпрома, и государства. В то же время существующие высокие барьеры входа в отрасль обуславливают ограниченное присутствие иностранных компаний, которое чаще всего сводится к участию в добывающих или инфраструктурных проектах в качестве со-инвесторов. Такие мощные и влиятельные стейкхолдеры отрасли, как государство и Газпром, а также иностранные компании и независимые производители газа своими стратегическими решениями и действиями влияют на возможный диапазон сценариев и, в конечном итоге, определяют процесс развития отрасли. Кроме того, следует отметить, что в газовой отрасли государство выступает одновременно в роли двух стейкхолдеров: первый отражает интересы государства, как органа, регулирующего функционирование и развитие отрасли, второй - интересы государства, как основного акционера ОАО «Газпром».

Анализ основных стратегических событий, происходящих в отрасли  в течение последних 10 лет8, подтверждает данное предположение.

С момента образования  РАО «Газпром» в 1993 г. и до настоящего времени развитие отрасли в значительной мере происходит под влиянием приоритетов  и стратегий этой компании. Условно  можно выделить три этапа развития газовой отрасли:

  1. 1993-1999 гг.: образование РАО «Газпром», управление развитием компании представителями государства и менеджмента, постепенное усиление позиций менеджмента в Совете директоров (с 37,5% в 1993 г. до 54,5% в 1999 г.), увеличение доли иностранных компаний в акционерном капитале до 10,31% в 1999 г.
  2. 2000-2004 гг.: введение представителей иностранных и миноритарных акционеров в состав Совета директоров Газпрома. Снижение доли менеджмента в Совете директоров до 36,4% при одновременном усилении позиции государства.
  3. 2005-2006 гг.: увеличение доли участия государства в акционерном капитале до 50%+1 акция, начало либерализации рынка акций Газпрома.

Среди основных групп  факторов, которые отражали изменение  приоритетов и целей наиболее влиятельных стейкхолдеров, и тем самым определяли развитие отрасли с 1993 по 2005 г., можно отметить:

  • цели и приоритеты политики государства (общие, а также в отношении газовой отрасли и Газпрома)
  • изменение структуры акционерного капитала
  • изменение состава и структуры Совета директоров Газпрома
  • приоритеты и стратегии развития Газпрома
  • приоритеты и стратегии развития независимых компаний - производителей
  • политика иностранных компаний - инвесторов
  • политика финансовых учреждений. 

Рассмотрим примеры  влияния указанных групп факторов на развитие отрасли на каждом из выделенных этапов.

1993-1999 гг.

Формирование структуры  газовой отрасли, которая сохраняется  до настоящего времени, происходит под  влиянием следующих событий: создание акционерного общества «Газпром»9, приватизация нефтяной отрасли и образование монополии Газпрома, проведение руководством Газпрома политики выведения проблемных активов компании. Указанные события способствуют также формированию сектора независимой газодобычи и стимулируют интересы нефтяных компаний, которые начинают приобретать газовые активы.

Государственная политика по поддержанию низких внутренних цен  на газ, высокая социальная нагрузка на Газпром, а также дефолт 1998 г., оказывают серьезнейшее влияние  на Газпром и отрасль в целом. Наблюдаются тотальные неплатежи за газ, как со стороны российских потребителей, так и со стороны стран СНГ: доля «живых денег» в оплате газа Газпрому внутренними потребителями и странами СНГ в 1999 г. не превышала 17%. Как следствие, были резко сокращены инвестиции компании в развитие отрасли с 8,7 млрд. долл. США в 1997 г. до 2,2 млрд. долл. США в 1999 г.

Стратегической целью Газпрома в этот период являлось сохранение своего монопольного положения в отрасли. А основные приоритеты были связаны с развитием экспортного направления сбыта газа, укреплением позиций на международном рынке, поиском иностранных партнеров. Под давлением МВФ, требующего в 1996 г. проведения в России реструктуризации естественных монополий, в первую очередь Газпрома, в дочернюю компанию «Межрегионгаз» (со 100% капитала) выделена сбытовая составляющая деятельности Газпрома. Одновременно менеджментом Газпрома лоббируются свои интересы при подготовке закона, регулирующего процесс газоснабжения в Российской Федерации.

Наряду с внешними факторами, главным из которых явился дефолт 1998 г., на формирование структуры отрасли оказали влияние действия государства, как регулирующего органа, независимых компаний и самого Газпрома. Законодательное10 закрепление монопольного положения Газпрома в отрасли, а также результаты реализуемой им стратегии развития (монополия заявила о себе на международном рынке, заключив значительное количество экспортных контрактов, приступив к реализации проекта «Голубой поток», и введя в эксплуатацию газопровод «Ямал-Европа»11) свидетельствуют о том, что развитие отрасли в 1993-1999 гг. проходило по сценарию менеджмента Газпрома. Данный вывод подтверждает и тот факт, что преобладающим большинством в составе Совета директоров были менеджеры Газпрома.


2000-2004 гг.

Несмотря на очевидный кризис в отрасли, инвестиционная политика компании не изменяется: инвестиции в ГРР не превышают 1% от общего объема капитальных затрат, инвестиции в добычу снижаются, наблюдается рост инвестиций в строительство и реконструкцию экспортных газопроводов. Одновременно на фоне продолжающегося кризиса в отрасли наблюдается рост независимого сегмента газодобычи (рисунок 2).

Неудовлетворенность правительства  качеством управления Газпромом (неэффективность  деятельности, информационная закрытость, недофинансирование капитальных вложений в добычу и геологоразведочные работы, использование прибыли на финансирование непрофильной деятельности), а также изменения в руководстве страны в результате президентских выборов привели к смене высшего менеджмента Газпрома в 2000 г. В Совет директоров Газпрома введены представители иностранных компаний (в 1998 г. компания «Рургаз АГ» приобрела 2,5% акций Газпрома) и миноритарных акционеров, а также изменена структура Совета директоров (передача большинства голосов представителям государства, которым в 2001-2003 гг. принадлежало 54,5%). Минэкономразвития России разрабатывается концепция реформирования Газпрома, изменяется политика государства в сторону постепенного повышения уровня внутренних цен на газ.

В свою очередь, менеджмент Газпрома, выражая несогласие с идеей дробления монополии, разрабатывает собственную концепцию формирования независимых производителей газа под контролем Газпрома и активно проводит политику по возврату активов.

В результате принятых государством и Газпромом мер с 2002 г. начинается рост добычи газа предприятиями Газпрома, который обусловлен в большей степени политикой Общества (таблица 1). Наблюдается давление Газпрома на ряд независимых компаний («Итера» выведена из сферы транспортировки газа по странам СНГ, ослаблены позиции «ТНК-BP» в восточной Сибири).

Таблица 1

Динамика добычи ОАО «Газпром»12, млрд. м3

 

 

2002  г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

Добыча всего

521,9

540,2

545,1

547,2

Прирост за счет поглощения

9,5

(7,65 за счет 51% в ЗАО  «Пургаз»,

1,8 за счет установления контроля над «Востокгазпромом»)

11,6

(7,76 – «Пургаз»,     3,8 – «Востокгазпром»)

15,9

(7,73 – «Пургаз»,

4,0 – «Востокгазпром»,

4,2 - «Пургаздобыча»,

и ЗАО «Стимул»)

Более 15

(за счет 51% в «Нортгазе  и 72,6% в «Сибнефти»)

Собственная добыча ОАО «Газпром»

512,4

528,6

529,2

532,0


 

Иностранные инвестиции в реализацию крупнейших газовых  проектов (требуемый объем инвестиций для реализации всех планируемых  проектов оценивался в 157 млрд. долл. США), необходимость которых признавалась также рядом представителей государства, привели к усилению зависимости Газпрома от иностранных инвесторов. На конец 2004 г. задолженность Газпрома по всем видам займов составляла 20,1 млрд. долл. США по сравнению с 17 млрд. долл. США на конец 2003 г.

В 2003 г. меняются государственные приоритеты развития отрасли: отказ от реструктуризации и сохранение существующей структуры Газпрома. Руководством Газпрома ставится новая цель - превращение в глобальную энергетическую компанию и переход на стратегию диверсификации. С 2004 г. осуществляется диверсификация в нефтяную отрасль и электроэнергетику, продолжается скупка активов, в том числе приобретение акций «Сибнефти».

2005-2006 гг.

В ответ на возросшие  требования международных организаций, принимается решение о либерализации рынка акций Газпрома. Одновременно государство увеличивает свою долю в акционерном капитале Газпрома до 50% + 1 акция.

Проведенный ретроспективный  анализ влияния на развитие отрасли  позиций, интересов и стратегических решений основных стейкхолдеров, позволяет сделать вывод, что реальная траектория развития отрасли складывается под воздействием не только макро и отраслевых факторов неопределенности, но также приоритетов и стратегий основных групп влияния.

Можно ожидать, что и в последующие  годы развитие отрасли будет определяться в большей степени воздействием следующих факторов (таблица 2).

Информация о работе Сценарно-стратегический анализ развития отрасли: учет поведенческих факторов