Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 13:40, курсовая работа
Планирование себестоимости продукции, работ и услуг имеет исключительно важное значение. Он позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнение плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции. Этот наиважнейший показатель и будет подробно рассмотрен в данной работе.
Вступление
Издержки производства и реализации или себестоимость продукции, работ и услуг представляют собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на её производство и реализацию.
Прежде чем начать производство продукции, любая фирма определяет, какую прибыль она сможет получить. Необходимым условием получения прибыли является определенная ступень развития производства, обеспечивающая превышение выручки от реализации продукции над затратами (издержками) по ее производству и сбыту.
Переход к рыночной экономике требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижения научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы и т.д. важным показателем , характеризующим уровень промышленных предприятий, является себестоимость продукции. Она характеризует уровень производительности труда, степень использования производственной мощности, экономичность расходования материалов, топлива, электроэнергии, целесообразность и бережливость расходования денежных средств. Себестоимость продукции служит основой для ценообразования, используется для оценки экономической эффективности внедрения новой техники и мероприятий по совершенствованию технологии и организации производства.
Важным показателем, характеризующим работу промышленных предприятий, является себестоимость продукции. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятия, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние хозяйствующих субъектов.
Планирование себестоимости продукции, работ и услуг имеет исключительно важное значение. Он позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнение плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции. Этот наиважнейший показатель и будет подробно рассмотрен в данной работе.
1. Понятие себестоимости продукции.
Получение наибольшего эффекта с наименьшими затратами, экономия
трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от того, как решает
предприятие вопросы снижения себестоимости продукции.
Непосредственной задачей анализа являются: проверка обоснованности плана
по себестоимости, прогрессивности норм затрат; оценка выполнения плана и
изучение причин отклонений от него, динамических изменений; выявление
резервов снижения себестоимости; изыскание путей их мобилизации.
Выявление резервов снижения себестоимости должно опираться на
комплексный технико-экономический анализ работы предприятия: изучение
технического и организационного уровня производства, использование
производственных мощностей и основных фондов, сырья и материалов,
рабочей силы, хозяйственных связей.
Затраты живого и овеществленного труда в процессе производства
составляют издержки производства. В условиях товарно-денежных отношений
и хозяйственной обособленности предприятия неизбежно сохраняются
различия между общественными издержками производства и издержками
предприятия. Общественные издержки производства - это совокупность
живого и овеществленного труда, находящая выражение в стоимости
продукции. Издержки предприятия состоят из всей суммы расходов
предприятия на производство продукции и ее реализацию. Эти издержки,
выраженные в денежной форме, называются себестоимостью и являются частью
стоимости продукта. В нее включают стоимость сырья, материалов, топлива,
электроэнергии и других предметов труда, амортизационные отчисления,
заработная плата производственного персонала и прочие денежные расходы.
Снижение себестоимости продукции означает экономию овеществленного и
живого труда и является важнейшим фактором повышения эффективности
производства, роста накоплений.
Наибольшая доля в затратах на производство промышленной продукции
приходится на сырье и основные материалы, а затем на заработную плату и
амортизационные отчисления.
Себестоимость продукции находится во взаимосвязи с показателями
эффективности производства. Она отражает большую часть стоимости
продукции и зависит от изменения условий производства и реализации
продукции. Существенное влияние на уровень затрат оказывают
технико-экономические факторы производства. Это влияние проявляется в
зависимости от изменений в технике, технологии, организации
производства, в структуре и качестве продукции и от величины затрат на
ее производство. Анализ затрат, как правило, проводится систематически в
течение года в
целях выявления
снижения.
Для анализа уровня и динамики изменения стоимости продукции используется
ряд показателей. К ним относятся: смета затрат на производство,
себестоимость товарной и реализуемой продукции, снижение себестоимости
сравнимой товарной продукции и затраты на один рубль товарной
(реализованной) продукции.
Смета затрат на производство - наиболее общий показатель, который
отражает всю сумму расходов предприятия по его производственной
деятельности
в разрезе экономических
во-первых, все
расходы основного и
связанные с выпуском товарной и валовой продукции; во-вторых, затраты на
работы и услуги непромышленного характера (строительно-монтажные,
транспортные,
научно-исследовательские и
затраты на освоение производства новых изделий независимо от источника
их возмещения. Эти расходы исчисляют, как правило, без учета
внутризаводского оборота.
В себестоимость товарной продукции включают все затраты предприятия на производство и сбыт товарной продукции в разрезе калькуляционных статей
расходов. Себестоимость реализуемой продукции равна себестоимости
товарной за вычетом повышенных затрат первого года массового
производства новых изделий, возмещаемых за счет фонда освоения новой
техники, плюс производственная себестоимость продукции, реализованной из
остатков прошлого года. Затраты, возмещаемые за счет фонда освоения
новой техники, включаются в себестоимость товарной, но не входят в
себестоимость реализуемой продукции.
2. Планирование себестоимости продукции
Цель планирования себестоимости продукции:
- определить оптимальный
уровень затрат на
- составить программу
рационального использования
- оценить финансовые результаты в плановом периоде.
Типичные исходные данные для планирования себестоимости продукции: объем продукции в натуральном и стоимостном выражении; норма расхода ресурсов; цены, тарифы, ставки налогов, норм амортизационных отчислений; нормы отчислений на страхование; планы: технического развития , совершенствования организации производства…
Важнейшими показателями себестоимости продукции является:
Основные разделы плана по себестоимости продукции:
Смета затрат на производство составляется по экономическим элементам и отражает общую структуру затрат, связанных с производственно-хозяйственной деятельностью предприятия. Не включаются в сводную смету затрат:
Смета затрат на производство может составляться различными способами, основными из которых являются метод расчета отдельных элементов, входящих в смету по предприятию в целом, и метод суммирования смет отдельных цехов и служб предприятия.
В первом случае смета составляется на основе расчетов по элементам, непосредственно содержащимся в соответствующих разделах плана. Например, указываемые в смете затраты по основной и дополнительной заработной плате будут соответствовать общему фонду заработной платы в плане по труду, а расход основных и вспомогательных материалов – итоговой стоимости этих материалов в плане материально-технического снабжения; величина амортизационных отчислений – той величине, которая приведена в финансовом плане.
Хозяйственная практика показывает, что более правильным является метод составления сметы производства на основе цеховых, с последующим исключением из полученной суммы внутризаводского оборота. Такой подход создает предпосылки для эффективности анализа деятельности предприятия.
Для определения себестоимости валовой продукции надо из общей суммы затрат исключить стоимость работ: по капитальному строительству , которые выполняются для своего предприятия; проектно-конструкторских – выполняемых для других предприятий.
Для расчета себестоимости товарной продукции из себестоимости валовой продукции или вычитается прирост, или прибавляется уменьшение остатка незавершенного производства полуфабрикатов, инструментов и приспособлений собственной выработки, включенных в валовую продукцию.
Себестоимость реализованной продукции рассчитывается путем прибавления к себестоимости товарной продукции разницы между входными и выходными остатками нереализованной продукции по их себестоимости .
Плановая калькуляция (месячная, квартальная, годовая) составляется на освоенную продукцию, предусмотренную производственной программой.
Расчет снижения себестоимости товарной продукции может осуществляться двумя методами : нормативным и на основе технико-экономических факторов.
При нормативном методе применяются нормы и нормативы использования ресурсов.
Метод планирования по технико-экономическим факторам позволяет учесть их влияние на уровень затрат. Наиболее значимы следующие факторы.
1. Изменение технического уровня производства, в том числе технологического. При этом оценивается:
2. Улучшение организации производства и труда, когда учитываются:
3. Изменение объема и структуры производимой продукции, когда анализируется:
4. Специфические факторы, в том числе изменение природных условий и способов добычи полезных ископаемых и различных видов сырья.
Изменение затрат определяют по каждому фактору, независимо от того, как он влияет на снижение себестоимости(положительно или отрицательно)
3. Пути снижения себестоимости продукции
Для снижения себестоимости
на предприятии рекомендуется пров