Себестоимость продукции промышленной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 00:30, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - изучить возможные пути снижения себестоимости продукции.
Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных задач:
-изучить суть понятия себестоимость продукции;
-проанализировать особенности формирования себестоимости продукции предприятия;
-наработать возможные пути снижения себестоимости продукции предприятия.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...3
1 Понятие себестоимости и классификация затрат, включаемых в себестоимость……………………………………………………………………..5
2 Определение себестоимости продукции ОАО «Надежда»……………9
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Надежда»…………………………………………………………………………9
2.2 Составление калькуляции себестоимости продукции……………19
3. Пути снижения себестоимости продукции…………………………22
3.1 Информационные технологии в расчётах себестоимости продукции………………………………………………………………………..22
3.2 Пути снижения себестоимости продукции…………………………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Себестоимость теория.doc

— 262.50 Кб (Скачать файл)

 

Исходя таблицы 2.2 следует  отметить, что объем производства продукции в 2010г. по сравнению с 2009г. увеличился на 1821 млн. или на 8,9%. Затраты на производство продукции в 2010г. по сравнению с 2009г. увеличились на 1918 млн. или на 10,6%. Затраты на топливо в 2010г. по сравнению с 2009г. увеличились на 627 млн. или на 31,2%. Затраты на электрическую энергию в 2010г. по сравнению с 2009г. увеличились на 135 млн. или на 35,9%. Затраты на оплату труда увеличились на 104 млн. или на 4,2%. Отчисления на социальные нужды уменьшились на 5 млн. или на 0,6%. Амортизация основных средств и нематериальных активов уменьшилась на 190 млн. или на 30%.

Объем  производства продукции в 2011г. по сравнению с 2010г. увеличился на 8273 млн. или на 37,2 %. Затраты на производство продукции в 2011г. по сравнению с 2010г. увеличились на 6683 млн. или на 33,4 %. Затраты на топливо в 2011г. по сравнению с 2010г. увеличились на 2697 млн. или на 27,1 %. Затраты на электрическую энергию в 2011г. по сравнению с 2010г. увеличились на 533 млн. или на 104,3 %. Затраты на оплату труда увеличились на 919 млн. или на 36,0 %. Отчисления на социальные нужды увеличились на 480 млн. или на 53,5 %. Амортизация основных средств и нематериальных активов увеличилась на 523 млн. или на 117,5%.

 

3. ПУТИ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ

 

3.1 Информационные технологии в  расчётах себестоимости продукции

 

В организации  аналитической работы на современном  предприятии играет значительную роль применение персональных ЭВМ. Во-первых, использование компьютерных технологий снижает трудоемкость аналитической работы, освобождая аналитика от самостоятельного подсчета большого количества показателей и сосредоточивая его внимание на главной части анализа - интерпретации полученных результатов. Во-вторых, для пользователей аналитической информации все коэффициенты, соотношения, сравнительные характеристики могут быть представлены в удобной и наглядной форме. То есть, наряду с получением информации из типовых форм отчетности, утвержденных законодательно, можно разработать собственные формы исходя из удобств пользователя информации - и возможности создания таких форм зависят только от возможностей используемых программ.

При информатизации процесса расчета себестоимости продукции существуют два основных пути в зависимости от выбора прикладного программного обеспечения - оно может быть пользовательским или конкретным.

1. Пользовательское  прикладное программное обеспечение  представляет пользователю средства для самостоятельного решения различных задач - это текстовые и графические редакторы, системы управления базами данных, но особенно - табличные процессоры. Достоинства их в том, что пользователь может самостоятельно определять порядок расчета нужных ему показателей и интерпретации их в удобной для него форме; кроме того, подобные программы, как правило, приобретаются вместе с приобретением персональной ЭВМ, то есть не требуют дополнительных расходов со стороны предприятия. Недостатки - отделение информационного обеспечения ведения бухучета от ведения анализа (всю аналитическую информацию, как правило, приходится вводить отдельно, что означает дублирование работы и увеличение вероятности ошибок. Наиболее удобно использовать такое программное обеспечение для анализа, если и отчетность  (и, возможно, учетные регистры) составляется с использованием той же прикладной программы.

Электронные таблицы - один из самых полезных программных продуктов, предназначены они для вычислений, доступных широкому пользователю и позволяют эффективно решать самые разнообразные задачи из множества отраслей знаний. Практически все программные продукты этого вида, представленные в настоящее время на рынке, имеют много общих черт и возможностей:

- они организованы  на основе использования двухмерных  таблиц, но в каждом файле (рабочей  книге) используется не отдельная  таблица, а именованная совокупность двухмерных таблиц  (поэтому рабочую книгу называют трехмерной таблицей);

- большое число  встроенных функций, позволяющих  выполнять математические, финансовые, статистические и другие расчеты,

- возможности  задания адресов ячеек,  сортировки  данных, автоматического заполнения  ячеек, установления связи с другими таблицами и рабочими книгами,

- построение  диаграмм по данным из различных  таблиц, входящих в “рабочую книгу”,

- возможность  работы с внешними базами данных  и другие возможности.

Наиболее распространенной среди пользователей является программа MS EXCEL;  являясь лидером на рынке программ обработки электронных таблиц, она определяет тенденции развития в этой области. К значительным преимуществам этой программы можно отнести простоту установки связи между файлами и таблицами (например, через введение ссылок на ячейку), наличие встроенной среды программирования Visual Basic for Application (VBA) для решения прикладных задач с использованием простого для освоения макроязыка, возможность многошагового формирования диаграмм, использование встроенных мастеров для выполнения различных задач (Function Wizard - упрощает составление формул, в которые входят различные функции; Text Wizard - импорт текстовых файлов с разбивкой на колонки, Pilot Table Wizard - построение таблиц с обобщающими данными из рабочих книг , Chart Wizard - построение диаграмм).

Среди других прикладных программ - электронных таблиц, можно  выделить программы фирмы Lotus - Пакет 1-2-3 , хотя возможности его более  ограничены по сравнению с EXCEL (16 разрядов, меньшая скорость, не поддерживает возможности редактирования на местах из других приложений (OLE). К дополнительным возможностям этого пакета можно отнести возможность формирования не только диаграмм, но и карт в качестве наглядного представления информации. Также редактор электронных таблиц имеется в составе пакета Microsoft Works, он организован тоже по принципу EXCEL. Однако необходимо заметить при выборе из существующих программ-  табличных редакторов, что большинство из перечисленных преимуществ электронных таблиц были использованы впервые в EXCEL, а другие ведущие производители ориентировались на достижения этой программы. Например, после успехов EXCEL в разработке VBA появились Basic-подобные языки макрокоманд в других программах: в Supercalc - язык CA-BLE, в пакете SmartSuite4.0 фирмы Lotus - LotusScript.

С помощью программы EXCEL5.0 построены все типовые  формы  отчетности (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках) и  аналитические справки, приложенные к данной работе, которые будут использоваться в дальнейшем проведении анализа на примере конкретного предприятия.

Основные функции программы, использованные в создании этих форм:

- различные  математические расчеты  - в основном  суммирование (в том числе автосуммирование)  и деление,

- ссылки на  адреса ячеек в других листах рабочей книги, а именно отдельных ячеек типовых отчетных форм ( через присвоение им для удобства специфических имен) и последующим упоминанием их в последующем;

- автоматическое  заполнение ряда (например, расчет  показателей структуры выручки  по видам продукции, в котором используется один и тот же алгоритм),

-  а также  различные функции меню “Формат”  директивы “Ячейки” для настройки шрифтов, рамок, формата чисел и прочих компонентов для приведения расчетов в наглядный вид.

2. Конкретное  прикладное программное обеспечение, предназначенное для выполнение одного и того же набора задач - это прежде всего программы бухгалтерского учета, в том числе комплексные программы автоматизации деятельности всего предприятия. В нем определены основные формы входных и выходных документов, алгоритмы решения задач, внутренние структуры хранения данных. Его достоинства -  в том, что оно предназначено именно для решения вопросов, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, и если  бухгалтерский учет на предприятии автоматизирован с помощью какой-либо существующей на рынке системы, весь комплекс анализируемой информации формируется именно в ней. Основной недостаток - все формы представления информации, как правило, предопределены заранее исходя из типовых учетных регистров и форм отчетности, что неудобно, если аналитик хочет представить информацию как-нибудь еще. Поэтому для анализа целесообразно использовать программы с широкими возможностями параметризации и настройки - использование макроязыка при задании формул, возможность индивидуального проектирования выходных форм.

Аналитические функции в автоматизированных информационных системах бухгалтерского учета осуществляются, прежде всего, через режим “Выдача  отчетов”, предусматривающий возможности  получения синтетических форм - оборотно-сальдового баланса, баланса типовой формы, форм отчетности для налоговой инспекции, а также разработки собственных выходных отчетных форм. Для этого в таких программах применяются : 1) Средства, позволяющие описывать формы отчетов и алгоритмы расчета показателей и изменять их с помощью макроязыка. 2) Программа-интерпретатор, позволяющая бухгалтеру настраивать программы под специфику предприятия (в ней может быть использована псевдографика, идентификация показателей отчета  (условные коды), алгоритмы расчета показателей описываются языком, предоставленным программой в текстовом или произвольном файле).

Программы автоматизации  бухгалтерского учета, которыми может  пользоваться на данный момент современное российское предприятие, различаются между собой по представлению исходных данных и выходных форм, по принципам использования, по диапазону решаемых задач,  по способам настройки и привязки бухгалтерских систем к учетной политике конкретных предприятий, по интерфейсу и  используемым операционным системам - чаще всего MsDOS или Windows. На рынке бухгалтерских программ сегодня самой распространенной является 1С: Бухгалтерия- прежде всего потому, что она проста для освоения, рассчитана прежде всего на специалистов, обладающих средними навыками, а также имеет широкие возможности настройки под потребности конкретного пользователя. В рамках этой системы для анализа можно задействовать следующие функции:

- составление  отчетности по установленным  формам. Программа 1С: Бухгалтерия автоматически формирует основные отчетные;

- составление  собственных форм отчетности. Поскольку  программа 1С: Бухгалтерия функционирует в операционной среде Windows, принципы создания собственных форм отчетности в основном сходны с алгоритмами графических и табличных редакторов. Строки, в которых задаются алгоритмы расчетов, начинаются  с символа !, а дальше следуют данные, которые относятся к расчетной части ( имя показателя, символ = , выражение в виде формулы на макроязыке описания форм отчетов , указание на период ( за год, за месяц, нарастающим итогом с начала года, месяца, квартала) , и показатель денежной единицы - рубли или тысячи рублей.

3.2 Пути снижения себестоимости продукции

 

Снижение себестоимости может осуществляться за счёт следующих факторов:

1. Повышение  технического уровня производства. Это внедрение новой, прогрессивной  технологии, механизация и автоматизация  производственных процессов; улучшение  использования и применение новых видов сырья и материалов; изменение конструкции и технических характеристик изделий; прочие факторы, повышающие технический уровень производства. По данной группе анализируется влияние на себестоимость научно-технических достижений и передового опыта.

2. Совершенствование  организации производства и труда.  Снижение себестоимости может  произойти в результате изменения  в организации производства, формах  и методах труда при развитии  специализации производства; совершенствования  управления производством и сокращения затрат на него; улучшение использования основных фондов; улучшение материально-технического снабжения; сокращения транспортных расходов; прочих факторов, повышающих уровень организации производства.

Снижение текущих  затрат происходит в результате совершенствования обслуживания основного производства (например, развития поточного производства, повышения коэффициента сменности, упорядочения подсобно-технологических работ, улучшения инструментального хозяйства, совершенствования организации контроля за качеством работ и продукции). Значительное уменьшение затрат живого труда может произойти при увеличении норм и зон обслуживания, сокращении потерь рабочего времени, уменьшении числа рабочих, не выполняющих норм выработки. Эту экономию можно подсчитать, если умножить количество высвобождающихся рабочих на среднюю заработную плату в предыдущем году (с начислениями на социальное страхование и с учетом расходов на спецодежду, питание и т.п.). Дополнительная экономия возникает при совершенствовании структуры управления предприятия в целом. Она выражается в сокращении расходов на управление и в экономии заработной платы и начислений на нее в связи с высвобождением управленческого персонала.

При улучшении  использования основных фондов снижение себестоимости происходит в результате повышения надежности и долговечности оборудования; совершенствования системы планово-предупредительного ремонта; централизации и внедрения индустриальных методов ремонта, содержания и эксплуатации основных фондов. Экономия исчисляется как произведение абсолютного сокращения затрат (кроме амортизации) на единицу оборудования (или других основных фондов) на среднедействующее количество оборудования (или других основных фондов).  
Совершенствование материально-технического снабжения и использования материальных ресурсов находит отражение в уменьшении норм расхода сырья и материалов, снижении их себестоимости за счет уменьшения заготовительно-складских расходов. Транспортные расходы сокращаются в результате уменьшения затрат на доставку сырья и материалов от поставщика до складов предприятия, от заводских складов до мест потребления; уменьшения расходов на транспортировку готовой продукции.

Определенные  резервы снижения себестоимости  заложены в устранении или сокращении затрат, которые не являются необходимыми при нормальной организации производственного процесса (сверхнормативный расход сырья, материалов, топлива, энергии, доплаты рабочим за отступление от нормальных условий труда и сверхурочные работы, платежи по регрессивным искам и т.п.). Выявление этих излишних затрат требует особых методов и внимания коллектива предприятия. Их можно выявить проведением специальных обследований и единовременного учета, при анализе данных нормативного учета затрат на производстве, тщательном анализе плановых и фактических затрат на производство.

Информация о работе Себестоимость продукции промышленной организации