· финансирование работы в частных
фирмах молодежи путем предоставления
в течение полугода владельцам предприятий
субсидий в виде оплаты 50% издержек на
вновь созданные рабочие места;
· специальное техническое
оборудование на обычных предприятиях
рабочих мест для инвалидов и выплата
субсидий владельцам предприятий за прием
инвалидов на работу и частично на их заработную
плату;
· стимулирование расширения
предпринимательской деятельности и сверхурочных
работ, а тем самым и более полной занятости
путем снижения налогообложения с прибыли
и личных доходов.
В системе рынка труда осуществляются
мероприятия по повышению общеобразовательного
уровня безработных и обучению профессиям,
имеющим устойчивый спрос на рынке труда:
· не имеющие законченного школьного
образования получают его, причем организуются
специальные усиленные курсы по математике,
химии, физики, английскому языку (в основном
для иммигрантов);
· детально выявляются интересы
поступающих на курсы: проводятся предварительные
беседы, ознакомление с предметами обучения
и предстоящей работой, при необходимости
сроком до месяца;
· применяются методы индивидуального
обучения (принцип так называемого личного
модуля), в основе которых лежат под-бор
предметов, наиболее полно удовлетворяющих
интересы обучающихся и предлагающих
оптимальные темпы и последовательность
их освоения;
· учебные курсы составляются
сипами ведущих специалистов университетов
и промышленных фирм: оплата преподавательского
состава проводится на уровне, который
существует для специалистов их класса
в частных фирмах;
· в максимально возможном числе
профессиональных школ на консультативных
началах используется опыт наиболее талантливых
педагогов и воспитателей для постановки
методики обучения;
· поддерживается оптимальное,
исходя из международного опыта на разных
уровнях обучения, соотношение учеников
и педагогов (7-8 к 1), которое позволяет
осуществлять индивидуальное обучение
и следить за качеством подготовки каждого
ученика;
· используется метод опекунства
старшекурсников над вновь поступившими,
что создает общую благоприятную психологическую
атмосферу и обеспечивает всеобщую заинтересованность
в успешном обучении.
Чем крупнее затраты на активные
меры по поддержанию занятости при общих,
более значительных масштабах финансирования
политики рынка труда, тем ниже, как правило,
безработица в стране и выше общий уровень
трудовой активности населения. Показательно,
в данном отношении, сопоставление ситуации
на рынке труда Швеции и США. Притом, что
в Швеции в три с лишним раза выше, чем
в США, относительные затраты на программы
политики рынка труда - 2,7 против 0,8 ВНП,
доля средств, идущих на меры активной
защиты населения от безработицы, в два
раза значительнее - 70 против 35%. Нет сомнения
в том, что именно эти различия в масштабах
и качестве внимания к социальной защите
населения на рынке труда являются одним
из главнейших факторов, определявших
сложившийся уровень занятости населения
обеих стран. Единственная возрастная
группа, по которой занятость в США выше,
чем в Швеции, население 16-19 лет. Объясняется
это тем, что в США намного значительнее,
чем в других западных странах, в т.ч. и
в Швеции, распространена частичная занятость
среди учащихся старших классов школ и
студентов. Трудовое воспитание оплачиваемым
трудом, кстати сказать, проходит в большинстве
западных стран, часто по месту учебы,
примерно половина учащейся молодежи,
что в целом связано с потребностью семей
в дополнительных средствах на удовлетворение
элементарных жизненных нужд. Высокий
уровень эффективности рынка труда в Швеции
во многом определяется тем, что в стране
хорошо поставлена профориентация, которая
предшествует профессиональному обучению.
2 ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА
В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОФСОЮЗОВ
Рынок труда - наиболее сложный
элемент рыночной экономики. Ближе всего
из общей численности населения нужно
выделить ту ее часть, которую можно выделить
по найму, однако способность работы по
найму не совпадает с понятием "трудоспособного"
населениях которому статистика относит
лица определенного возраста (в Казахстане
это мужчины в возрасте от 16 до 63 лет, и
женщины в возрасте от 16 до 58 лет). Но, тем
не менее, в общей численности населения
можно выделить две группы: люди способные
и не способные работать по найму. При
всей схожести развития экономики и социально
развитых стран политика занятости приводит
к формированию различных моделей рынка
труда, которых можно свести к двум основным
типам: внешний (или профессиональный)
и внутренний рынки труда, где внешний
рынок труда предполагает мобильность
рабочей силы между фирмами, а внутренний
основан на движении кадров внутри предприятия,
либо когда работник перемещается на новое
рабочее место, сходное по выполняемым
функциям и характеру работы с прежним
местом, либо на более высокие должности
и разряды. Развитое рыночное хозяйство
характеризуется тем, что товарную форму
принимают не только продукты труда, но
и рабочая сила.
Во-первых,
на рынке труда по договору между продавцом
и покупателем осуществляется процесс
купли-продажи труда предстоящего;
Во-вторых, согласно контракту
о найме, работодатель становится собственником
результатов труда, поскольку труд проявляется
только в его результатах. Работник за
труд должен получить его цену, т.е. столько,
этот труд стоит;
В-третьих, работодатель,
став собственником результатов труда,
приобретает право владения, пользования
и распоряжения последними;
В-четвертых,
при продаже труда на конкурентном рынке
происходит эквивалентный обмен, т.к. заработная
плата есть плата за использование труда.
В Законе РК "О занятости
населения" сформулированы два основных
принципа, придающие отношениям в сфере
занятости рыночный характер. Первый из
них предполагает обеспечение свободы
в труде и занятости, запрещение принудительного,
обязательного труда. В соответствии с
данным принципом, человеку принадлежит
право выбора: участвовать или не участвовать
в общественном труде. Второй принцип
предусматривает создание государством
условий для обеспечения права на труд,
на защиту от безработицы, на помощь в
трудоустройстве и материальной поддержке
при безработице. Законодательно определены
и основные принципы государственной
политики в области содействия занятости
населения: обеспечение равных условий
всем гражданам независимо от национальности,
пола, возраста, социального положения,
политических убеждений и отношения к
религии в реализации права на добровольный
труд и свободный выбор занятости; развитие
трудовых ресурсов; предупреждение массовой
и сокращение длительной (более одного
года) безработицы; поддержка трудовой
и предпринимательской инициативы граждан,
содействие развитию их способностей
к производительному, творческому труду;
обеспечение социальной защиты в области
занятости, создание специальных мер для
граждан, испытывающих трудности в поиске
работы, т.е. помощь особо нуждающимся
в трудоустройстве; сочетание местных
мер с централизованными в области занятости;
поощрение работодателей, создающих новые
рабочие места и другие принципы.
Занятыми считаются граждане:
работающие
по трудовому договору, имеющие иную
оплачиваемую работу (службу), включая
временные, сезонные работы;
самостоятельно обеспечивающие
себя работой, в том числе индивидуально-трудовой
деятельностью (включая фермеров, писателей
и др.) предприниматели, а также члены производственных
кооперативов;
избранные, утвержденные
или назначенные на оплачиваемую
должность;
трудоспособные учащиеся
любых учебных заведений очной
формы, включая обучение по направлению
службы занятости; военнослужащие любых
родов войск, служащие в органах внутренних
дел; временно отсутствующие на работе
(отпуск, болезнь, переподготовка и т.п.);
выполняющие работы по гражданско-правовым
договорам (договорам подряда).
Различают
несколько статусов занятости для экономически
активного населения, включая и безработных:
1. Наемные работники
- это лица, работающие по заключенному
письменному контракту (договору)
либо по устному соглашению
с руководством предприятия об условиях
трудовой деятельности, за которую они
получают оговоренную при найме оплату.
2. Работающие на индивидуальной
основе - это лица, самостоятельно
осуществляющие деятельность, приносящую
им доход, не использующие либо
использующие наемных работников только
на короткий срок.
3. Работодатели - это лица,
управляющие собственным предприятием,
акционерным обществом, хозяйственным
товариществом и т.п., либо уполномоченные
на выполнение этих функций
государством.
Работодатель может полностью
или частично делегировать свои функции
наемному управляющему, при условии сохранения
ответственности за благополучие предприятия.
4. Неоплачиваемые
работники семейных предприятий
- это лица, работающие без оплаты
на семейном предприятии, владельцем которого является их
родственник.
5. Лица, не поддающиеся
классификации по статусу занятости
- это безработные, не занимавшиеся
ранее трудовой деятельностью,
приносившей им доход. Сюда
относятся и лица, которых затруднительно
отнести к тому или иному
статусу занятости.
Рынок труда финансируется
государством через Министерство труда
и социальной защиты населения Республики
Казахстан по трем самостоятельным направлениям
- трудоустройство ищущих работу, обучение
пользующихся спросом специальностей
необходимых квалификации; профессиональная
реабилитация и обеспечение работой лиц
требующих особого социального внимания
(лица с ограниченной трудоспособностью
инвалиды, иммигранты, молодежь без полного
школьного образования и специальности
и т.д.). При этом одной из принципиальных
особенностей рынков труда является значительное
распределение предпринимательской деятельности,
что объясняется общим уровнем квалификации
трудовых ресурсов.
В настоящее время расходы
на развитие трудовых ресурсов поступающие
из государственного бюджета, непосредственно
от корпораций и отдельных предпринимателей,
не облагаются налогами, не имеют особых
экономических, производственных оценок
и не ставят трудящихся в связи с этим
в юридическую или фактическую зависимость
от предпринимателей, государства, общества
в целом. Следовательно, осуществляется
своего рода фактическое развитие и подготовка
к использованию рабочей силы как элемента
национальных производительных сил будущими
покупателями ее рабочего времени. Однако
ни капитал, ни государство не являются
ни изначальными владельцами трудовых
ресурсов, ни полными или частичными собственниками
созданного ими по существу товарного
потенциала рынка труда. Не ставится никаких
условий, закрепляющих подготовленную
рабочую силу за национальным рынком труда.
Она имеет практически неограниченные
возможности трудоустройства в интересах
наилучшей для себя реализации профессиональных
знаний. Изменилось отношение к рабочей
силе и у казахстанских предпринимателей,
где развитие современного производства
предъявило повышенные требования к качеству
рабочей силы: квалификации, профессиональной
и общеобразовательной подготовке, творческому
отношению к труду, высокому качеству
работы. Бизнес активно включился в профессиональную
подготовку кадров, авансируя тем самым
работников материальными затратами на
учебу. Вложение средств на переподготовку
кадров в связи с научно-техническим прогрессом
и стремительным развитием экономических
отношений определило политику закрепления
кадров, их стабилизации.
Рынок труда выполняет разнообразные
функции. Большинство экономистов, в качестве
важнейшей функции выделяют регулирование
уровня занятости или "регулирование
соотношения спроса и предложения трудовых
услуг". Используя свои механизмы, рынок
труда стремится к "состоянию равновесия,
и этот процесс начинается немедленно
в ответ на возмущения". Регулируя уровень
занятости, рынок труда формирует определенный
резерв рабочей силы и вакансий. Кроме
этой функции экономистами указывается
также распределительная функция: "пропорциональность
распределения рабочей силы в соответствии
со структурой общественных потребностей
и развитием технического базиса", или
"формирования и изменения структуры
и пропорций производства и отраслей".
По мнению исследователей к указанным
функциям рынкам труда относятся также
как "инструмент согласования экономических
интересов субъектов трудовых отношений,
стимулирование труда, формирование профессионально-квалификационной
структуры, воздействие на условия реализации
личного трудового потенциала". Поддерживая
данную точку зрения можно сказать, что
рынок труда выполняет и такие функции
как регулирующая функция, т.е. рынок труда
регулирует отношения между покупателями
трудовых услуг и их продавцами.
Защиту внутреннего рынка
труда и мониторинг привлечения в республику
иностранной рабочей силы осуществляет
Министерство труда и социальной защиты
населения Республики Казахстан в соответствии
с Правилами определения квоты и выдачи
разрешений работодателям на привлечение
иностранной рабочей силы в Республику
Казахстан, утвержденным постановлением
Правительства Республики Казахстан №
322 от 17 марта 2004 года. При регулировании
трудовой миграции приоритетное значение
имеет защита внутреннего рынка.
В соответствии с концепцией
разграничения полномочий между уровнями
государственного управления и совершенствования
межбюджетных отношений, а также в соответствии
с Законом Республики Казахстан "О занятости
населения" функции выдачи разрешений
на привлечение иностранной рабочей силы
для осуществления трудовой деятельности
на территории соответствующей административной
единицы в пределах квоты с 1 марта 2004 года
переданы местным исполнительным органам,
что позволит повысить оперативность
процесса оформления разрешений, сократить
сроки их оформления, улучшить партнерские
отношения с иностранными компаниями,
а также повысит роль местных исполнительных
органов в регулировании ввоза иностранной
рабочей силы и будет способствовать стабилизации
ситуации на рынке труда в регионе. Большую
роль в вопросах привлечения иностранной
силы и вывоза рабочей силы из Республики
Казахстан за границу играют частные агентства
занятости. По результатам исследования
можно сделать следующие выводы, что развитие
рынка труда происходит под влиянием множества
факторов окружающей рынок среды, в том
числе демографических, научно-технических,
правовых, социально - психологических
и других, к основным из которых относится:
законодательная база, обеспечивающая
условия формирования рынка труда;
свобода найма и увольнения
работников как основа конкурентоспособности
фирмы на рынке;
наличие множества работодателей,
как условие свободы конкуренции между
работниками за наиболее привлекательные
рабочие места;
политика вознаграждения
- как один из наиболее значимых инструментов
привлечения работников работодателем,
где государство не должно подавлять стимулирующую
и мотивирующую функцию вознаграждения,
а также оно должно способствовать выполнению
им воспроизводственной функции;
свободное перемещение граждан
по территории страны. Высокая ступень
свободы перераспределения рабочей силы
между сферами предложения труда, отраслями
народного хозяйства, предприятиями, организациями.
При этом важным условием реализации данной
свободы является развитая социальная
инфраструктура. Только при выполнении
этого условия возможно формирование
и функционирование национального рынка
труда, преодоление замкнутости локальных
территориальных рынков труда;