Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 17:04, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение параметров бюджета домохозяйств, а также его макроэкономического значения, применительно к Российской Федерации и мировой экономики в целом.
Цель работы обусловила решение следующих задач :
- рассмотрение понятия семейного бюджета, его структуры, порядка составления
- сравнение исторических подходов и теорий к составлению бюджета домохозяйства
- описание текущей ситуации по практике составления семейного бюджета в РФ и мире
- определение роли семьи в экономике РФ и экономике западных стран в целом.
1. Введение ( актуальность темы, постановка цели, задачи, проблемы)
2. Глава 1. Теоретические аспекты построения бюджета
1.1. Определение и характеристика понятия бюджета, домохозяйства
1.2 Экономическая сущность семейного бюджета, его структура и особенности планирования.
3. Глава 2. Особенности построения семейного бюджета
2.1. Методологическая база построения семейного бюджета, анализ таблиц и графиков.
2.2. Оценка правительственных программ по повышению финансовой грамотности населения.
Широко распространен в статистических исследованиях по неравенству в распределении доходов децильный коэффициент дифференциации доходов, который исчисляется как отношение минимального дохода у 10% наиболее обеспеченных граждан к максимальному доходу 10% наименее обеспеченных граждан. Коэффициент дифференциации доходов Кдх рассчитывается путем сопоставления девятого (Д9 ) и первого (Д1 ) децилей:
Индекс концентрации доходов (коэффициент Джини) КДж служит для измерения отличия фактического распределения доходов по численно равным группам населения от их равномерного распределения (степень неравенства в распределении доходов населения). Данный индекс исчисляется по формуле
(15.6)
где Li , Li-1 - доля населения в интервале; Si , Si-1 - доля суммарного дохода (на начало и конец i-го интервала).
Индекс концентрации доходов измеряется в пределах от 0 (совершенное равенство) до 1 (совершенное неравенство), т.е. чем ближе индекс к 1, тем выше поляризация доходов в обществе.
Для статистических характеристик уровня жизни важно установление границ дохода, обеспечивающих минимально допустимый уровень, т.е. определение прожиточного минимума (стоимостная оценка минимального набора продовольственных и непродовольственных товаров, а также обязательные платежи и сборы). Прожиточный минимум позволяет установить границы бедности.
Коэффициент бедности - относительный показатель, который рассчитывается как процентное отношение численности граждан, чьи доходы ниже прожиточного минимума, к общей численности населения страны. В настоящее время (с 1990 г.) в мире установлен порог бедности, равный 1 доллару США в день.
2.Программы повышения финансовой грамотности населения и повышение качества финансов домохозяйств как элемент финансовой политики государства.
Проанализировав структуру доходов и расходов разных стран, а также различные методологии анализа семейных финансов, необходимо отметить, что в России система семейных финансов проходит пока свое становление. По данным Национального агентства финансовых исследований ( НАФИ) , более половины населения (56%) по-прежнему не ведет учета своих доходов и расходов. При этом почти каждый десятый россиянин (9%) даже приблизительно не знает, сколько денег было получено и потрачено в его семье. Около 47% населения учета средств не ведет и имеет только приблизительное представление о денежных потоках в семье. За полгода отмечается даже небольшое снижение (с 24% до 20%) доли тех, кто ведет семейный бюджет, фиксируя все поступления и расходы, однако это изменение в доли близко к статистической погрешности опроса. Учет всех средств в семейном бюджете чаще, чем в среднем, происходит в семьях малообеспеченных россиян и россиян старшего возраста (старше 60 лет).
В сложившихся условиях необходимо на государственном уровне внедрить программы, повышающие уровень финансовой грамотности населения, способствующие росту макроэкономического значения семейного бюджета в РФ.
Программа «Финансовая культура и безопасность граждан России»
Это общефедеральная программа по повышению финансовой культуры и защищенности всех слоев граждан. Стартовала весной 2008 года по инициативе политической партией «Единая Россия». Основной акцент в программе делается на молодежь, в среде которой отмечается наиболее высокая необходимость на улучшение потребительской финансовой грамотности. Другие возрастные группы так же не остаются за рамками программы.
Задачи общефедеральной программы «Финансовая культура и безопасность граждан России»
Обозначить проблемы малой финансовой грамотности граждан РФ;
Сформировать в обществе высокие стандарты финансовой культуры;
Способствовать активному освоению гражданами современных методов сбережения и инвестирования своих денежых средств;
Сформировать общественное неприятие финансовых предложений и услуг, находящихся за рамками закона;
Обучать финансовой грамотности школьников и молодежи ;
В рамках реализации программы:
запущен информационный интернет-портал «Город финансов»
регулярно проводятся семинары и обучающие мероприятия о финансовая грамотности, противодействии финансовому мошенничеству, предпринимательской деятельности[1].
выпущены информационные брошюры[2]
заявлен конкурс на соискание Всероссийской премии «За вклад в финансовое просвещение граждан России»[3]
производятся и
Координатор проекта: Хазин Андрей Леонидович
Программа повышения финансовой грамотности IBLF
Программа организованная
в России интернациональной
Задачи программы повышения финансовой грамотности IBLF:
Повышение уровня знаний населения о финансовых услугах и их использовании;
Популяризация в обществе идеи финансовой грамотности;
Развитие сотрудничества между государством, бизнесом и обществом в сфере реализации программы повышения финансовой грамотности;
Применение и адаптация мирового опыта повышения финансовой грамотности;
В рамках реализации программы:
Запущен портал о финансовой грамотности «Азбука финансов»;
Оказываются он-лайн консультаций по управлению личными финансами;
Проводятся семинаров об инвестициях и дней финансовой грамотности;
Другие программы и инициативы в России
В сентябре 2008 года была создана Экспертная группа по финансовому просвещению при Федеральной службе по финансовому рынку.
Экспертная группа создана с целью разработки предложений по повышению уровня финансовой грамотности граждан, в том числе на повышение информированности о работе российского финансового рынка.
Так же в рамках своей деятельности экспертная группа выносит предложения направленные на недопущение нарушений законодательства РФ на финансовых рынках и на защиту прав и законных интересов инвесторов. [4]
Группой разработана «Концепция Национальной программы повышения финансовой грамотности населения».
Программы США: Месяц Финансовый Грамотности
Апрель в США считается Национальным Месяцем Финансовый Грамотности (National Financial Literacy Month). В этот месяц на первый план выдвигается важность финансовой грамотности. В апреле рядовых американцев обучают, как приобретать и поддержать здоровые финансовые привычки.
Месяц финансовый грамотности появился в 2000 году, по инициативе компании Jumpstart[5], а в 2003 году при поддержке Конгресса США и президента Джордж Буша, месяцем финансовый грамотности был признан официально[6].
Государственные финансовые учреждения США и некоммерческие организации продвигают Апрель как месяц финансовый грамотности. Проводят образовательные мероприятия и создают обучающие материалы, посвященные эффективному обращению с деньгами и кредитами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Артемова Л. Назарова А.
2. Безруков В., Сафронов Б., Мельников
Б. Социально-экономическое развитие РФ
в 2003 году и прогноз на 2004 год // Экономист.
2004. 1.
3. Березин И. О "бедности" и борьбе
с ней, среднем классе, социальной структуре
и дифференциации доходов в России в начале
XXI века // "Практический маркетинг".
2004. 7. /http://www.marketologi.ru/
4. Богатые и бедные // Экономика России:
ХХI век. 2004. 14.
5. Дадашев А.З., Черник Д. Г. Финансовая
система России - М.: ИНФРА-М, 1997.
6. Динамика доходов населения в 2003 г. //
Вестник Русского экономического общества,
N 115, 13 февраля 2004 /http://www.ress.ru/
7. Жеребин В. М., Романов А. Н. Экономика
домашних хозяйств. - М.: ЮНИТИ, 1998.
8. Замараев Б. Сбережения: проблемы формирования
и использование // Экономист. 1998. 9.
9. Игнатенкова О. В. Сберегательное поведение
населения в условиях становления рынка
// Вестник финансовой академии. 1. 2004.
10. Конечное потребление домашних хозяйств:
тенденции и место России в мире /http://www.forecast.ru
11. Курс экономики / Под ред. Райзберга
Б. А. - М.: ИНФРА-М, 2001.
12. Лисин В. Инвестиционные процессы в
российской экономике // Вопросы экономики.
2004. 6.
13. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс:
принципы, проблемы и политика. - М.: Республика,
1992.
14. Макроэкономика. Теория и российская
практика / Под ред. Грязновой А. Г., Думной
Н. Н. - М.: КНОРУС, 2004.
15. Макроэкономические показатели России
в 2002-2004 гг. // Экономист. 2004. 10.
16. Мехряков В. Д. Повышение личных доходов
населения как фактор стабилизации экономики
// Финансы. 2001. 3.
17. Орлова Е. М. Экономические реформы и
оплата труда в Орловской области // Вопросы
статистики. 2003. 9.
18. Плышевский Б. Сбережения и инвестиции
в российской экономике периода реформ
// Экономист. 2003. 2.
19. Стребков Д. Основные типы и факторы
кредитного поведения населения в современной
России // Вопросы экономики. 2004. 2.
20. Толстолесова Л. А. Финансирование инвестиционной
деятельности в Ханты-Мансийском автономном
округе /http://nv-study.intramail.ru/
21. Трудовые отношения, заработная плата
и семейные доходы в условиях рынка / Запевалин
И. С, Гришина Е. А., Ерунова А. П., Ровенская
Т. В. - Пенза: Изд-во Пенз. политехн. ин-та,
1993.
22. Финансы. Денежное обращение. Кредит.
/ Под ред. Поляка Г. Б. - М. ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
23. Финансы. Лекции. /http://www.distance.ru/uch_
24. Финансы / Под ред. Ковалева В. В. - М.:
"Проспект", 2001.
25. Черников Д. Макроэкономическая теория
// Российский экономический журнал. 1993.
1-2.
26. Чернов А. Ю. Личные финансы. Доходы и
расходы семейного бюджета. - М.: Перспектива,
1995.
27. Чобану К. Г. Финансы домохозяйств в
системе национальных счетов // Вопросы
статистики. 2003. 9.
28. Шохин А. Н. Денежные сбережения населения
как экономическая категория. - М.: ЦМИ
АН СССР, 1984