Семья как институт российского общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 09:12, курсовая работа

Описание работы

В России отмечается увеличение внебрачных союзов, где семья предстает как отдельная ячейка общества, но в то же время не является правовым институтом. Трансформация семьи влияет на взаимоотношения между родителями и детьми. Прежде всего это проявляется в том, что решение родителей имеет все меньший вес в деле заключения браков их детьми, дети перестают быть носителями семейных традиций. Социальные условия позволяют им без опоры на традиции семьи утвердиться в обществе. Современная семья все больше трансформируется в социальную общность, в основе которой – брачная связь, построенная на любви и взаимном уважении.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
1 Особенности семьи и брака как социальных институтов…………………………………………………………………………..
1.1Брак, его формы ……………………………………………
1.2 Институт семьи, ее функции ……………………………………………..
2 Проблема семьи и брака в России
2.1Состояние семьи и брака в России 12
2.2Кризис семьи и брака в России, и его последствия 14
3 Семейная политика и социальная поддержка семьи в РФ…………………………………………………………………………………………….
3.1Государственная политика по регулированию семьи и брака 24
3.2Оказание помощи неблагополучной семье 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 37

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 38.94 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное  образовательное  учреждение высшего  профессионального образования

«Российская академия народного хозяйства

 и государственной  службы 

при Президенте Российской Федерации»

 

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ИНСТИТУТ

 

Факультет “Государственное и муниципальное управление”

Направление подготовки 080200.62 “Менеджмент”

Профиль подготовки “Малый бизнес”

Кафедра Экономики  и налогообложения

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  дисциплине «Институциональная экономика»

 

на  тему:

Семья как институт российского общества

 

 

 

 

Автор работы:

студент 211 группы

Козырева  Рената Курманбиевна

Подпись  __________________

 

 

Руководитель  работы:

к.э.н., доцент

Шильникова  Ирина Борисовна

Оценка   ___________________

                                                                                            Подпись ___________________

                                                                   «_____» ___________20____ г.

 

 

 

 

 

 

Хабаровск 2013 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………

1 Особенности семьи и брака как социальных институтов…………………………………………………………………………..

1.1Брак, его формы ……………………………………………

1.2 Институт семьи, ее функции ……………………………………………..

2  Проблема семьи и брака в России

2.1Состояние семьи и брака в России 12

2.2Кризис семьи и брака в России, и его последствия  14

3  Семейная политика и социальная поддержка семьи в РФ…………………………………………………………………………………………….

3.1Государственная политика по регулированию семьи и брака 24

3.2Оказание помощи неблагополучной семье 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И  ЛИТЕРАТУРЫ 37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1 Особенности семьи и брака как социальных институтов

    1. Брак, его формы

В России отмечается увеличение внебрачных союзов, где семья предстает как отдельная ячейка общества, но в то же время не является правовым институтом. Трансформация семьи влияет на взаимоотношения между родителями и детьми. Прежде всего это проявляется в том, что решение родителей имеет все меньший вес в деле заключения браков их детьми, дети перестают быть носителями семейных традиций. Социальные условия позволяют им без опоры на традиции семьи утвердиться в обществе. Современная семья все больше трансформируется в социальную общность, в основе которой – брачная связь, построенная на любви и взаимном уважении.

          В прошедшем 2009 году по данным Росстата в России зафиксировано более 1млн. 200тыс. браков, в том числе в Москве - 92322 брака, в Санкт-Петербурге - 49121 браков. Прирост количества браков относительно 2008 года составляет 10% по Москве и 5% по Санкт-Петербургу.

        Самым активным возрастом для заключения браков является период от 25 до 34 лет. В это время совершается практически половина всех браков. К сожалению, констатируем, что та же картина наблюдается и в области разводов. Следует отметить, что в рассматриваемый период с 2000 года по 2009 год заметна устойчивая тенденция к росту количества регистрируемых браков по городам в отдельности и по стране в целом. В отличие от Санкт-Петербурга, где линия тренда четко прослеживается на подъем, московские показатели увеличиваются волнообразно, каждый второй год. В целом по сравнению с 2000 годом количество браков в Москве, как и в России увеличилось на 36%, а в Санкт-Петербурге - на 50%.

В 2008 году Москва установила своеобразный рекорд. Если в 2007 году жители столицы  создали семью с гражданами 102 стран, то в 2008 уже с гражданами 106 стран. Среди государств дальнего зарубежья  лидируют Турция, Германия, США, Израиль  и Великобритания. Ну а среди стран  СНГ на первом месте стоит Украина, с гражданами которой было заключено  около 4000 браков. Итого в Москве в 2008 году заключено 12000 интернациональных  браков.

Брак  – это санкционированная и  регулируемая обществом форма отношений  между мужчиной и женщиной, определяющая их права и обязанности по отношению  друг к другу и к детям.

Первой  формой общественного регулирования половых отношений считается дуально-родовой, или групповой брак, характерный для ранней стадии первобытного общества. Групповой брак был отношением между родами (а не между лицами). Всякие половые связи внутри рода были строжайше запрещены (экзогамия), т.е. групповой брак выражался в том, что муж и жена не жили вместе и не принадлежали к одному хозяйственно-бытовому коллективу.

 В  дальнейшем групповой брак между членами разных родов сузился до лиц, принадлежавших одному поколению, и затем постепенно сменился парным браком. Вначале при парном браке супруги, вероятно, жили отдельно, затем муж стал переходить в род жены (матрилокальный брак), а позже жена – в род мужа (патрилокальный брак), имущество было раздельным, сохранялись пережитки группового брака.

Переход к земледелию и скотоводству повысил  хозяйственную роль мужчины, в результате чего парный брак упрочивается и дает начало моногамному браку, укрепляющему целостность семьи. В ходе исторического развития основной формой брака становится именно моногамия; у ряда народов она сочетается с полигамией, однако распространение последней сокращается.

Заключение  браков и выбор брачного партнера происходит под определяющим влиянием социальных и экономических факторов.

В рабовладельческих  государствах брак был признан лишь для свободных граждан, резко  осуждались брачные связи свободных  с рабынями.

В феодальных обществах господствовали гомогамные браки, особенно среди правящих классов  или сословий. Браки между крепостными  обычно заключались по воле помещика. Усиление социально и особенно экономической  функции семьи способствовало усложнению порядка заключения брака, которому предшествовала договоренность о его  социальных условиях (выкуп, приданое). Ответственность и инициатива при  заключении брака, а также выбор  брачного партнера становятся функциями  главы семьи.

Развитие  индустриального общества, сопровождающееся ростом образования и втягиванием  женщины в общественно производство, привело к новым изменениям брака:

  1. процесс секуляризации (освобождение от церковного влияния в общественной деятельности) приводит к постепенной замене церковного брака гражданским браком;
  2. заключение брака упрощается, облегчается процедура развода;
  3. рост общего и специального образования повышает брачный возраст;
  4. растет число мужчин и женщин, не вступающих в брак, увеличивается число добрачных связей и незаконнорожденных детей.

В ходе культурно-исторического  развития изменялась не только форма  семейно-брачных отношений, но и  само содержание этих отношений, в частности  между мужем и женой. С возникновением моногамии это изменение в  большей степени носило качественный характер.

1.2 Институт семьи, ее  функции

Cуществует мнoжествo дефиниций cемьи, выделяющиx в качестве семьеoбразующих oтнoшений различные стoрoны семейнoй жизнедеятельности, начиная oт прocтейших и крайне расширительных (напримеp, семья - это группа людей, любящих друг друга, или же группа лиц, имеющих общих предков либо проживающих вместе) и кончая обширными перечнями признаков семьи. Среди дефиниций семьи, учитывающих критерии воспроизводства населения и социально-психологической целостности, привлекает определение семьи "как исторически конкретной системы взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная неoбхoдимoсть в кoтoрoй oбусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения", данное А.Г. Харчевым.

Семью создает  отношение родители-дети, а брак оказывается легитимным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной , тех форм сожительства или сексуального партнерства, которые  сопровождаются рождением детей. Для  более полного понимания сути семьи следует иметь в виду пространственную локализацию семьи  – жилище, дом, собственность –  и экономическую основу семьи  – общесемейную деятельность родителей  и детей, выходящую за узкие горизонты  быта и потребительства.

Таким образом, семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство  населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи.

Лишь  наличие триединого отношения супружества-родительства-родства  позволяет говорить о конструировании  семьи как таковой в ее строгой  форме. Факт одного или двух или названных отношений характеризует фрагментность семейных групп, бывших прежде собственно семьями (по причине взросления и отделения детей, распада семьи из-за болезни, смерти ее членов, из-за развода и других видов семейной дезорганизации), либо не ставших еще семьями (например, семьи молодоженов характеризующиеся только супружеством и ввиду отсутствия детей не обладающие родительством (отцовством, материнством) и кровным родством детей и родителей, братьев и сестер).

Наличие таких отношений (т.е. семьи в строгом  смысле слова) обнаруживается у подавляющего большинства семей страны. С другой стороны, несемейное население состоит  из тех, кто является родителем, но без  супружества, либо находятся в фактическом  или легитимном браке без детей. Для всех этих фрагментарных, “осколочных” форм семьи лучше подходит термин “семейная группа”, под которой  понимается группа людей , ведущих совместное домохозяйство и объединяемых только родством , либо родительством или  супружеством.

Семья –  это первичный и важнейший  институт общества благодаря тем  функциям, которые она реализует. Именно через семью сменяются  поколения людей, в ней появляется на свет человек, продолжается человеческий род, происходит первичная социализация и воспитание детей, наконец, реализуется такая благородная функция, как забота о престарелых. На семью ложится организация быта, потребления, а также значительная часть хозяйственно-экономических функций.

Социальный институт - относительно устойчивый тип или форма социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества.

Говоря  о функциях семьи, нельзя делить их на главные и второстепенные, все  семейные функции – главные, однако необходимость указать среди  них на тех, которые позволяют  отличить семью от других институтов, привела к выделению специфических и неспецифических функций семьи.

Согласно  А.Г. Харчеву, специфические функции, вытекая из сущности семьи, отражают ее особенности как социального  явления, тогда как неспецифические  функции – это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной  в определенных исторических обстоятельствах.

Специфические функции семьи, к которым относятся  рождение (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциальная функция) и  воспитание (функция социализации), остаются при всех изменениях общества, хотя характер связи между семей  и обществом может изменяться в ходе истории. Поскольку человеческое общество всегда нуждается в воспроизводстве населения, всегда остается социальная необходимость в семье как социальной форме организации рождения и социализации детей, причем такой своеобразной форме, когда реализация этих функций происходит при личной мотивированности индивидов к семейному образу жизни – без всякого внешнего принуждения и давления.

Наличие личных потребностей в семье и  детях, личных желаний и влечений к браку и семье – очень  важное обстоятельство, показывающее, что существование семьи и  общества возможно только потому, что  миллионы людей испытывают потребность  в семейном образе жизни и детях, и лишь благодаря этому происходит воспроизводство населения.

Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением  и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, домохозяйства, отдыха и досуга, с  заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению Я каждого и др., - все эти функции отражают исторический характер связей между семьей и обществом, раскрывают исторически преходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье.

К началу XXI столетия социальные институты все более совмещают и берут на себя функции образования и воспитания (школа и детсады), защиты и охраны (полиция, армия), функции питания, одежды, досуга (сфера обслуживания), функции благосостояния и передачи социального статуса (индустриальный наемный труд).

Будущее семьи как института, снимающего противоречие между личной потребностью супругов в детях и обезличенной потребностью социума в работниках, зависит от способности социальной системы сохранить семью вместе с личной вовлеченностью супругов в реализацию ее специфических функций.

Информация о работе Семья как институт российского общества