Семья как институт российского общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 09:12, курсовая работа

Описание работы

В России отмечается увеличение внебрачных союзов, где семья предстает как отдельная ячейка общества, но в то же время не является правовым институтом. Трансформация семьи влияет на взаимоотношения между родителями и детьми. Прежде всего это проявляется в том, что решение родителей имеет все меньший вес в деле заключения браков их детьми, дети перестают быть носителями семейных традиций. Социальные условия позволяют им без опоры на традиции семьи утвердиться в обществе. Современная семья все больше трансформируется в социальную общность, в основе которой – брачная связь, построенная на любви и взаимном уважении.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
1 Особенности семьи и брака как социальных институтов…………………………………………………………………………..
1.1Брак, его формы ……………………………………………
1.2 Институт семьи, ее функции ……………………………………………..
2 Проблема семьи и брака в России
2.1Состояние семьи и брака в России 12
2.2Кризис семьи и брака в России, и его последствия 14
3 Семейная политика и социальная поддержка семьи в РФ…………………………………………………………………………………………….
3.1Государственная политика по регулированию семьи и брака 24
3.2Оказание помощи неблагополучной семье 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 37

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 38.94 Кб (Скачать файл)

Исследователи едины в том, что функции семьи  отражают исторический характер связи  между семьей и обществом, динамику семейных отношений на разных исторических этапах. Так, некоторые семейные функции (производственная, охранительная, образовательная), укреплявшие ее в прошлом, видоизменились, но не утратили своего значения, и в этом смысле их можно назвать традиционными.

Рассмотрим  более подробно функции семьи.

Хозяйственно-экономическая  функция связана с питанием семьи, приобретением и содержанием  домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройства жилища, созданием  домашнего уюта, организация жизни  и быта семьи, формированием и  расходованием домашнего бюджета. Данная функция изменяет свое содержание с изменением и развитием способов производства благ. С развитием цивилизации  хозяйственно-экономическая функция  претерпевает наибольшую трансформацию. Понятно, что крестьянское, фермерское хозяйство на основе труда членов семьи, семейный магазин, личное подсобное  хозяйство и современная городская  семья реализуют разные по типу хозяйственно-экономические  функции. Различаются они также  в зависимости от соотношения  в семье организации производства и потребления, потребления материальных и духовных благ, наконец в зависимости  от структуры и типа семьи.

Одной из основных исследователи называют репродуктивную функцию семьи, существующую издревле и обосновывающую существование  института семьи как такового. Другими словами, воспроизводство  человеческого вида, продолжение  вида – это главное, ради чего создавалась  и существовала семья и ради чего она в первую очередь существует сегодня. Потребность в детях  реализовывается с выполнением  данной функции.

В рамках репродуктивной функции следует  указать и на описываемую некоторыми авторами автономно семейную функцию  удовлетворения сексуальных потребностей супругов, которая, несомненно, играет большую роль в стабильности супружеских  отношений.

С репродуктивной тесно связанна воспитательная функция. Человек приобретает ценность для  общества только тогда, когда он становится личностью, и становление это требует целенаправленного, систематичного воздействия. Именно семья с ее постоянным и естественным характером воздействия призвана формировать черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение ребенка.

Воспитание  имеет тесную связь с образованием, обучением и реализуется в  прочесе творческого овладения  всеми доступными для человечества достижениями культуры, характерными для данного социально-исторического  контекста. Воспитание может быть представлено как способ выработки в индивиде определенных человеческих качеств и усвоение им нравственной, научно-познавательной и художественной культуры, что закономерно ориентирует личность на определенные ценности: отношение к добру, истине, красоте. Цели, содержание и организация воспитания зависят от традиций и норм соответствующей культуры.

Семейное  и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют друг друга и могут  в определенных границах даже заменять друг друга, но в целом они не равнозначны. Развитие ребенка органически вписано в жизнедеятельность семьи. Современная наука накапливает все больше данных о роли семейного воспитания в стимулировании интеллектуального развития ребенка: чем содержательней и многообразней общение в семье, тем быстрее ребенок накапливает знания, навыки речи, мышления. Сегодня даже для детей, оставшихся без попечения родителей, государство организует нетрадиционные детские дома, детские дома семейного типа. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо проводником его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям.

Семья может  выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора  воспитания. Положительное воздействие  на личность ребенка  состоит в  том, что никто, кроме самых близких  для него в семье людей –  матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку  лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И  вместе с тем семья может служить  отрицательным фактором воспитания.

Семейные  отношения строятся на основе взаимопомощи и взаимозависимости разных поколений. Бабушки и дедушки рассказывают внукам о своих молодых годах, играх, делятся жизненным опытом. Дети в свою очередь заботятся о престарелых родителях, отдавая свой долг.

Регенеративная  функция связана с наследованием  статуса фамилии, имущества, социального  положения. Наиболее актуально эта  функция проявлялась в периоды  феодализма, когда продолжение рода, династии было необходимым.

Рекреативная  функция семьи – это обеспечение  отдыха, организации досуга, забота о здоровье и благополучии членов семьи.

 

 

  1.   Проблема семьи и брака в  России

    1. Состояние семьи и брака в России

 

В начале 90-х гг. ХХ в. в России принципиально  меняется ситуация в политической организации  общества, в экономической системе, моральных устоях и ориентациях  людей, в обществе наступает период перехода от одного качественного состояния  к другому. Данный переход породил  глубокий, общесистемный кризис, который  также поразил институт семейно-брачных  отношений.

В чем  же суть проблем современной российской семьи? Где, в каких ее звеньях  кризис? Следует отметить, что проявления кризиса наблюдаются в самых  различных ее сферах. Кризисом затронуты  основы, на которых базируется современная  семья, особенно экономическая, ее социальный статус, осуществляемые многообразные функции. Происходят существенные изменения в структуре семьи, ее ценностных ориентациях.  
       Одной из основных проблем современной семьи является падение статуса семьи как социального института общества, изменение её места в ценностных ориентациях. Известно, что в годы советской власти социальный статус семьи был относительно не высоким, хотя государство оказывало существенное влияние на семейные отношения в обществе. В годы реформ произошло резкое снижение этого статуса. В системе социальных институтов семья оказалась в весьма неравнозначном положении. К тому же надо иметь в виду, что, начиная с 60-х годов, в общественном сознании всё больше стали брать верх ориентации на реализацию личностных качеств, достижение комфорта и других подобных символов социального успеха. Правы Ю.Г Волков, В.И.Добреньков, Ф.Д.Кадария, И.П.Савченко, В.А.Шаповалов, которые пишут, что «неравноправное положение института семьи среди других социальных институтов привело к девальвации семейного образа жизни, пожизненного брака, увеличению престижа одиночно - холостяцкой независимости и малодетности (1-2 ребёнка в семье) в разных стратах и слоях общества»1. Эти тенденции особенно усилились в 90-е годы, когда «обзаведение семьёй с несколькими детьми перестало выступать в качестве одного из показателей человеческого благополучия»2.С этим связано сокращение числа браков и рост количества разводов.

Основными причинами разводов являются: злоупотребление спиртными напитками, бытовая неустроенность супругов, супружеская неверность, проблемы распределения домашних обязанностей, психологическая несовместимость. В целом по России в 1999г. на 1000 чел. населения пришлось 6,3 брака и 3,7 развода.

Серьёзной проблемой семьи стало снижение её роли в выполнении репродуктивной функции. В годы реформ произошло  существенное сокращение уровня рождаемости  населения. За последние пятнадцать лет рождаемость в стране уменьшилась  примерно вдвое. Семья в России в настоящее время состоит из 3,2 чел. Начиная с 1992г. смертность превысила рождаемость. За 1992-1999 гг. население России сократилась на 2,8 млн. человек, причем «естественная» убыль населения превысила 5 млн. человек. Процесс депопуляции (снижение численности населения) в ближайшие десятилетия по имеющимся прогнозам будет продолжаться. По оценкам Госкомстата в 2015 г. Численность населения России составит 138 млн. человек. Другие прогнозы обещают к 2025 г. сокращение численности населения на 33 млн. человек3.

Словом, если раньше семья ассоциировалась  с мужем и женой, их родителями, 5-6 детьми, то сейчас, в лучшем случае – мужем с женой и двумя  детьми. Такое состояние российской семьи не отвечает условиям расширенного воспроизводства населения страны, задачам семейного воспитания. Но дело не только в демографическом  воспроизводстве. Как справедливо  замечает Н. М. Римашевская «демографическое воспроизводство в России последних  лет характеризуется не только прямой депопуляцией, уменьшением естественного  прироста населения, но и снижением  его качественных характеристик  по всему кругу показателей»4.

Всё более  острой становится проблема социализации, воспитания детей. Социализация призвана помочь индивиду усваивать систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Вместе с тем в условиях смены традиционной многопоколенной семьи двухпоколенной с характерной для неё двухкарьерной моделью и, следовательно, двухзарплатностью весьма существенно сужаются функции социализации детей. Будучи вовлечёнными в систему наёмного труда, родители ограничены во времени, поэтому их общение с ребёнком является преимущественно эпизодическим. Как свидетельствуют данные Госкомстата работающие женщины занимались с детьми в среднем 32 минуты в сутки, а мужчины - всего 16 минут. Воспитанием детей занимаются ясли, детсады, детдома, школы. «Мы - отцы и матери, - как остроумно пояснил эту ситуацию профессор Бестужев - Лада, - сдаём детей, как чемоданы, в камеры хранения, в школьные системы, и, получая обратно этот чемодан, возмущаемся: почему он такой бесчувственный по отношению к нам, когда мы становимся престарелыми, и не думает о нашем благополучии»5.

Но дело не только в отсутствии времени у  родителей для общения с детьми, но и в не рациональном его использовании. Как показывают исследования, большинство  родителей педагогически не образованы. Нередко по отношению к детям  применяется не только психологическое  или эмоциональное, но и физическое насилие. Об этом свидетельствуют такие  данные. Ежегодно в России около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями. Для 10% этих детей исходом  становится смерть, а для 2 тысяч - самоубийство. Более 50 тысяч детей в течение  года уходят из дома, спасаясь от собственных  родителей, а 25 тысяч несовершеннолетних находятся в розыске6.

По данным социологических опросов прибегают к использованию физического насилия родители как городских, так и сельских семей. В городе насилие применяется чаще, чем в деревне.

При этом прослеживается тенденция роста  числа проявлений физического насилия, что объясняется прежде всего  деморализацией, снижением образовательного, культурного уровня части населения, ростом числа психических расстройств, алкоголизмом.

Сегодня, как никогда раньше, остро стоит  задача кардинально повысить роль родителей  в воспитании детей. В отечественной  и зарубежной литературе настойчиво высказывается требование уйти от экономики  двухзарплатной системы, когда работают оба родителя. Необходимо создать  такие условия, чтобы зарплата одного из родителей была достаточной для  нормального функционирования семьи, а второй имел возможность заниматься воспитанием детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Волков Ю.Г. Социология молодёжи / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2001.  – С. 271.  

2 Адзиев Х. Г. Семья как институт гражданского общества //Социально-гуманитарные знания. – 2006. - № 6. -  С. 90.134.

3 Пуляев В. Т. Размышления о семье российской // Социально-гуманитарные знания. – 2001. – № 6. – С.134.

4Женщина, мужчина, семья в России: последняя треть ХХ века / Под ред. Н. М. Римашевской. – М.: Издательство ИСЭПН, 2001. – С. 43.

 

5 Карцева Л. В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества // Социс. – 2003. - № 7. – С. 97.

6 Солодовников В. В. Социально дезадаптированная семья в контексте общественного мнения //Социс. – 2004. - № 6. – С.78.


Информация о работе Семья как институт российского общества