Сходство и отличия социального обеспечения и социального страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 14:09, контрольная работа

Описание работы

И система социального обеспечения, и система социального страхования все более активно используются как высокоэффективные механизмы социальной защиты всех граждан независимо от взносов или продолжительности их трудового стажа, хотя эти факторы продолжают играть заметную роль при определении размеров отдельных пособий, превышающих основной минимум. Формирование идей, доктрин, а впоследствии и механизмов социальной защиты, основанных на принципах социальной справедливости, позволяет странам Запада распространять материальную поддержку на широкий круг лиц, исходя скорее из их потребностей, нужд, чем из приобретенных ими прав на пособие.

Файлы: 1 файл

Сходство и отличия социального обеспечения и социального страхования.doc

— 105.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, сходства социального страхования и социального обеспечения заключаются в обеспечении обоими видами социальной защищенности граждан. При этом они различаются ролью государства в финансировании и обеспечении правовой базы для этих процессов. Социальное обеспечение является конкретной социальной политикой государства, стремящегося правовыми мерами обеспечить удовлетворительное или хотя бы безбедное существование тем группам населения, которые находятся в особо сложном материальном положении и не способны без внешней поддержки улучшить его. Роль государства в системе социального страхования заключается в большей мере на правовых принципах, а финансирование выплат, в основном, перекладывается на страхователя и застрахованного.

Сущность, содержание и приемы управления риском.

Риск присущ любой форме человеческой деятельности, что связано с множеством условий и факторов, влияющих на положительный исход принимаемых людьми решений. Исторический опыт показывает, что риск недополучения намеченных результатов особенно проявляется при всеобщности товарно-денежных отношений, конкуренции участников хозяйственного оборота.

Сущность, содержание и виды рисков

Существует большое разнообразие мнений по поводу понятия определения, сущности и природы риска. Это связано с многоаспектностью этого явления, недостаточным использованием в реальной деятельности, игнорированием в существующем законодательстве. Рассмотрим два понятия, которые дополняют друг друга и охватывают общее содержание риска.

Первое определение заключается в том, что риск определяют как вероятность реализации какой-либо опасности\ где опасность понимается как, события>, которые в определенной ситуации могут нанести вред человеку. Следовательно, риск относится к возможности наступления какого-либо неблагоприятного события.

Второе определение риска сопряжено с понятием "ситуация риска".

Ситуацией, вообще, называется сочетание, совокупность различных обстоятельств и условий, создающих определенную обстановку для того или иного вида деятельности. Обстановка может способствовать или препятствовать осуществлению данного действия.

При ситуации риска существует возможность количественно и качественно определять степень вероятности того или иного варианта и ей сопутствуют три условия: наличие неопределенности;

необходимость зыборэ зльтернзтизы (включая отказ от зыбора); возможность оценить зероятность осуществления выбираемых альтернатив.

По своей природе риск делят на три вида:

  1. Когда в распоряжении субъекта, делающего выбор из нескольких альтернатив, есть объективные вероятности получения предполагаемого результата. Это вероятности, независящие непосредственно от данной фирмы: уровень инфляции, конкуренция, статистические исследования и т.д.
  2. Когда вероятности наступления ожидаемого результата могут быть получены только на основе субъективных оценок, т.е. субъект имеет дело с субъективными вероятностями. Субъектные вероятности непосредственно характеризуют данную фирму: производственный потенциал, уровень предметной и технологической специализации, организация труда и т.д.
  3. Когда субъект, в процессе выбора и реализации альтернативы располагает как объективными, так и субъективными вероятностями.

Благодаря этим видоизменениям риска субъект делает выбор, и стремится реализовать его. В результате этого риск существует как на стадии выбора решения, так и на стадии его реализации.

Исходя из этих условий второе определение риска следующее. Риск - это действие (деяние, поступок), выполняемое в условиях выбора (в ситуации выбора в надежде на счастливый исход), когда в случае неудачи существует возможность (степень опасности) оказаться в худшем положении, чем до выбора (чем в случае несовершения этого действия).

Более полно риск определяют как деятельность, связанную с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи и отклонения от цели.

Из последнего определения можно выделить основные элементы, которые будут составлять сущность понятия "риск".

  1. Возможность отклонения от предполагаемой цели, ради которой осуществлялась выбранная альтернатива (отклонения как отрицательного, так и положительного свойства).
  2. Вероятность достижения желаемого результата.
  3. Отсутствие уверенности в достижении поставленной цели.
  4. Возможность материальных, нравственных и других потерь, связанных с осуществлением выбранной в условиях неопределенности альтернативы.

Основными чертами риска являются: противоречивость, альтернативность и неопределенность.

В зависимости от возможного результата (рискового события) риски можно поделить на две большие группы: чистые и спекулятивные.

Чистые риски означают возможность получения отрицательного или нулевого результата. К этим рискам относятся следующие риски: природно-естественные, экологические, политические, транспортные и часть коммерческих рисков (имущественные, производственные, торговые).

Спекулятивные риски выражаются в возможности получения как положительного, так и отрицательного результанта. К этим рискам относятся финансовые риски, являющиеся частью коммерческих рисков.

В зависимости от основной причины возникновения рисков (базисный или природный риск) они делятся на следующие категории: природно-естественные риски, экологические, политические, транспортные, коммерческие риски.

К природно-естественньм рискам относятся риски, связанные с проявлением стихийных сил природы: землетрясение, наводнение, буря, пожар, эпидемия и т.п.

Экологические риски - это риски, связанные с загрязнением окружающей среды.

Политические риски связаны с политической ситуацией в стране и деятельностью государства.

Транспортные риски - это риски, связанные с перевозками грузов транспортом: автомобильным, морским, речным, железнодорожным, самолетами и т.д.

Коммерческие риски представляют собой опасность потерь в процессе финансово-хозяйственной деятельности. Они означают неопределенность результатов от данной коммерческой сделки.

Приемы и методы управления риском

Методы управления рисками весьма разнообразны. Из сложившейся на настоящий момент практики достаточно четко видно, что у российских специалистов с одной стороны, и западных исследователей — с другой, сложились вполне четкие предпочтения в отношении методов управления рисками. Наличие подобных предпочтений обусловлено в первую очередь, характером экономического развития государства и, как следствие, группами рассматриваемых рисков.

Для снижения степени риска применяются различные приемы. Наиболее распространенными являются:

диверсификация;

приобретение дополнительной информации о выборе и результатах;

лимитирование;

самострахование;

страхование;

При выборе конкретного средства разрешения риска нужно исходить из следующих принципов:

  • нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал;
  • нельзя рисковать многим ради малого;
  • следует предугадывать последствия риска.

Применение на практике этих принципов означает, что всегда необходимо рассчитать максимально возможный убыток по данному виду риска, потом сопоставить его с объемом капитала, подвергаемого данному риску, и затем сопоставить весь возможный убыток с общим объемом собственных ресурсов.

Проблемы единого социального налога и предлагаемые подходы к их решению.

Проблемы ЕСН

Единый социальный налог (далее - ЕСН) регламентируется нормами главы 24 части второй Налогового кодекса РФ, которая введена в действие с 1 января 2001 г. Этот налог является федеральным и имеет целевое назначение. Он предназначен для мобилизации средств в целях реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, а также на медицинскую помощь (ст. 39, 41 Конституции РФ).

В составе единого социального налога консолидированы взносы в федеральный бюджет (в части взносов ранее подлежащих зачислению в Пенсионный фонд РФ), Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования. При этом в самостоятельном порядке исчисляются и уплачиваются в Пенсионный фонд РФ страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию. Связь между этими двумя платежами состоит в том, что сумма единого социального налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается на сумму уплаченного страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию.

По-прежнему отдельный порядок установлен для взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Они уплачиваются самостоятельно. Подобное исключение обусловлено тем, что ставки взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний дифференцированы в зависимости от категорий профессионального риска, к которым относится сфера деятельности плательщика (Закон РФ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ). Таким образом, включение данных взносов в состав единого социального налога не позволил бы установить единую для всех предприятий, независимо от сферы деятельности, шкалу ставок и расчет налога был бы значительно усложнен.

Социальное страхование и обеспечение - это система материального обеспечения трудящихся в случае старости, инвалидности, временной потери трудоспособности, потери кормильца, а также система оздоровительных мероприятий - профилактории, санатории, дома отдыха, лечебное питание.

Социальное страхование и обеспечение производится в основном за счет предприятий, учреждений, организаций и распространяется на всех работников, не зависимо от форм собственности предприятий.

Анализ действующего законодательства, связанного с единым социальным налогом, а также ведомственных актов (МНС России и др.) показывает наличие ряда пробелов, противоречий и излишней детализации, устранение которых позволило бы улучшить механизм администрирования ЕСН, сделать налоговое законодательство более понятным для налогоплательщиков.

Проведенный анализ практики применения ЕСН позволил сформулировать следующие выводы:

Цели, декларируемые при введении ЕСН, не были достигнуты в полном объеме. Количество оформляемых плательщиком платежных документов не уменьшилось, а даже увеличилось; количество органов, осуществляющих контроль за поступлением платежей в государственные внебюджетные фонды, практически не сократилось.

Остается дискуссионной правовая природа ЕСН, имеющего признаки индивидуальной возмездности, что не соответствует законодательному определению налога как безвозмездного платежа.

Действующее законодательство по вопросам ЕСН противоречиво и нуждается в серьезной переработке.

Установленный налоговым законодательством целевой характер использования ЕСН, аккумулируемого в федеральном бюджете, противоречит принципам бюджетного законодательства.

Законодательная инициатива Правительства по снижению ЕСН в первозданном виде сохраняет, консервирует нерешенные проблемы, решая чисто техническую задачу изменения ставок ЕСН в различные государственные социальные внебюджетные фонды.

Модернизация единого социального налога.

Ставка ЕСН может быть снижена за счет прекращения финансирования из средств налогообложения ФОТ выплат не страхового характера. Выплаты, не связанные с потерей заработка, которые носят характер социальной помощи, выполняют компенсационную роль или нацелены на поддержку наиболее уязвимых слоев населения, необходимо финансировать из источников, отличных от налогообложения ФОТ.

Так, в действующей системе обязательного социального страхования к этой категории выплат и расходов можно отнести: единовременное пособие при рождении или усыновлении ребенка; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; социальное пособие на погребение; льготы по срокам оплаты и размеру пособий по временной нетрудоспособности, связанные с местом проживания, семейным положением и т.п.; содержание детско-юношеских спортивных школ; оплату путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей; другие виды социальной помощи.

По оценкам, такие расходы в системе социального страхования в 2003 г. составят около 1% ФОТ работающих граждан.

В системе обязательного медицинского страхования также существуют расходы не страхового характера. В 2002 г. платежи ЕСН в части ОМС на 29% превышали стоимость базовой программы ОМС для работников. Это означает, что на оплату медицинской помощи неработающему населению направлялись средства, равные 1,05% ФОТ.

В итоге ставка ЕСН в результате упразднения рисков не страхового характера могла бы быть снижена как минимум на 1,6-1,8% ФОТ (1,6-1,8 млрд. долл.).

Ставка ЕСН может быть уменьшена за счет прекращения финансирования из средств налогообложения ФОТ выплат, не связанных с потерей заработка. В соответствии с предлагаемым вариантом средства ЕСН направляются на финансирование гарантированных государством базовых выплат в части пенсионного и медицинского обеспечения. Исходя из этого, устанавливается и ставка данного налога.

Для финансирования выплат, имеющих страховую природу и связанных с потерей заработка работающих граждан, целесообразно установить страховые взносы работодателей (а в дальнейшем и работников). При этом размеры тарифов страховых взносов для работодателей и работников следовало бы определить на основе актуарных расчетов исходя из уровня страхового обеспечения в ходе переговоров сторон социального партнерства. Кроме того, в рамках подготовки Генерального соглашения социальные партнеры могли бы договориться о порядке и условиях назначения страхового обеспечения по обязательному страхованию социальных рисков в соответствии с социально-экономическим положением государства и с учетом интересов и возможностей работодателей и работников.

Информация о работе Сходство и отличия социального обеспечения и социального страхования