Шпаргалка по "Интеллектуальной собственности"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 20:43, шпаргалка

Описание работы

Понятие «интеллектуальная собственность». Система объектов интеллектуальной собственности.
Роль интеллектуальной собственности в развитии общества.
Объекты авторского права

Файлы: 1 файл

автомат к интеллек. собственности.docx

— 101.15 Кб (Скачать файл)

- иные основания связаны с тем, что в случае регистрации заявляемого обозначения в качестве товарного знака могут быть нарушены права или законные интересы других лиц.

 
-Иные основания для отказа в регистрации изображения в качестве товарных знаков. Не регистрируются в качестве товарных знаков обозначения, повторяющие:  
- известные в Беларуси фирменные наименования (или их части) в отношении однородных товаров;  
- промышленные образцы, если промышленный образец обладает более ранним приоритетом по сравнению с заявленными на регистрацию товарными знаками;  
- наименования мест происхождения товаров, охраняемые в Республике Беларусь;  
- названия известных в Республике Беларусь произведений, цитаты или персонажи из них, произведения искусства или их фрагменты без согласия обладателя авторского права ;  
- фамилии, имена, псевдонимы и производные от них, портреты и факсимиле известных в Республике Беларусь лиц без согласия таких лиц или их наследников, а также знаки систем сертификации, охраняемые в установленном законодательством порядке.

 
26. Географические указания. Условия предоставления правовой охраны наименованиям мест происхождения товаров.

 

Закон Республики Беларусь «О географических указаниях» регулирует отношения, возникающие в связи  с правовой охраной и использованием географических указаний. При этом используемое в законе понятие «географическое  указание» является родовым и включает в себя два самостоятельных понятия – «наименование места происхождения товара» и «указание происхождения товара».  
Наименование места происхождения товара – это название страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта , используемое для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для этого географического объекта природными или иными факторами либо сочетанием природных условий и этих факторов.  
На основании поданной заявки патентный орган проводит экспертизу, и в случае положительного решения выдает свидетельство на право пользования наименованием места происхождения товара, действующее в течение десяти лет с даты подачи заявки, с возможностью продления этого срока на десять лет неограниченное число раз. При этом право пользования наименованием места происхождения товара может быть предоставлено любому юридическому и физическому лицу, находящемуся в данном географическом объекте, независимо от того, было ли данное наименование ранее зарегистрировано другим лицом из данного географического объекта, производящим товар с теми же свойствами.  
Права владельца наименования места происхождения товара обеспечиваются установленным законом запретом в отношении всех остальных лиц, не имеющих свидетельства на данное наименование, не только использовать собственно зарегистрированное наименование, но также использовать в переводе или в сочетании со словами «вид», «род», «тип» и т.п., а равно использовать сходное обозначение, способное ввести потребителя в заблуждение относительно места происхождения и особых свойств товара.  
Указанием происхождения товара является обозначение, прямо или косвенно указывающее на место действительного происхождения или изготовления товара.  
Указание происхождения товара может быть представлено в виде названия географического объекта (например, «Сделано в Беларуси»), так и представлено в виде изображения, однозначно ассоциируемого с определенным географическим объектом (герб города, государственный флаг, известный символ, ассоциируемый с определенным городом или государством).  
Правовая охрана указания происхождения товара осуществляется без регистрации - на основании использования этого указания и состоит в недопущении использования ложных (фальшивых) указаний происхождения товара, а также указаний, вводящих потребителя в заблуждение в отношении действительного места происхождения товара.

 

27. Договор уступки прав на объекты интеллектуальной собственности.

 

Договор уступки исключительного  права – это соглашение, по которому обладатель исключительного права на объект интеллектуальной собственности производит отчуждение принадлежащего ему исключительного права другому лицу.  
В зависимости от основания возникновения исключительных прав в отношении объектов интеллектуальной собственности можно выделить две разновидности договора уступки исключительного права:  
1) уступка исключительных прав, удостоверяемых патентом (свидетельством).  
2) уступка исключительного права, не основанного на патенте (свидетельстве).  
Предметом договора уступки является отчуждение правообладателем исключительного права в отношении определенного объекта интеллектуальной собственности. Когда речь идет об уступке права в отношении изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, сортов растений специальные законы, посвященные этим объектам интеллектуальной собственности, используют термин «уступка патента».  
Патентный орган может принять решение об отказе в регистрации договора в следующих случаях:

1) если действие охранного документа (патента, свидетельства) прекращено досрочно или он признан недействительным;

2) положения договора  противоречат действующему законодательству. По результатам регистрации договора  уступки в патенте делается  запись о новом патентообладателе. По результатам регистрации договора уступки товарного знака в отношении всех товаров и услуг, в отношении которых он зарегистрирован, производится запись в свидетельстве на товарный знак; если уступка произведена в отношении части товаров и услуг, то на имя приобретателя оформляется новое свидетельство.  
Основной обязанностью продавца является обязанность уступить определенное в договоре право или его часть (если законодательство применительно к данному объекту интеллектуальной собственности позволяет уступить часть права). Уступаемое право должно быть действительным – патент или свидетельство должны действовать, а произведение, исполнение или фонограмма - охраняться законом. Неисполнение этого обязательства дает покупателю право отказаться от договора и потребовать возврата уплаченной денежной суммы.  
Основной обязанностью покупателя является обязанность уплатить определенную договором цену. Вопрос о способах и порядке выплаты цены фактически отдан на усмотрение сторон договора. Практике известны случаи, когда заключаемый договор уступки патента предусматривает обязанность покупателя выплачивать продавцу вознаграждение в виде процента от стоимости изготовленной с использованием запатентованного изобретения продукции в течение всего срока действия патента.  
Стороны договора уступки исключительного права могут в договоре также предусмотреть обязанности покупателя, касающиеся осуществления прав на данный объект интеллектуальной собственности.

 

28. Лицензионный договор. Классификация лицензионных договоров. Исключительная и неисключительная лицензии.

 

 

 

В сфере международной торговли объектами интеллектуальной собственности крайне сложно найти совпадающие по основным положениям лицензионные договоры. Их многообразие определяется характером и степенью разработки объектов, состоянием их охраны, наличием ноу-хау, условиями передачи и объемом прав, порядком расчетов, требованиями покупателя и т.д.

По сути дела, любой из этих существенных признаков может  стать основанием для определения  вида и названия самого лицензионного  договора. Например, лицензионный договор на устройство, способ производства, товарный знак, промышленный образец, на передачу исключительного права на ноу-хау и т.д. Не случайно в международном обмене лицензиями применяется значительно больше типовых лицензионных договоров, чем типовых контрактов для других видов внешнеторговых сделок.

Нередко встречаются публикации, в которых при определении  типа лицензионного договора за основу классификации принимается вид  лицензии, что приводит к отождествлению классификаций видов лицензий и  лицензионных договоров. Вид лицензии — важный, но не единственный существенный признак, характеризующий специфику  конкретного лицензионного договора.

Более справедливой представляется точка зрения тех авторов, которые  пытаются группировать лицензионные договоры, исходя из их общих признаков. Такой  подход позволяет классифицировать лицензионные договоры по следующим  наиболее существенным признакам:

предметам лицензий;

видам лицензий;

объему передаваемых прав;

способу охраны объектов интеллектуальной собственности;

статусу субъектов договора и характеру отношений между  ними.

На представленной ниже схеме  даны классификационные признаки лицензионных договоров, которые в разных сочетаниях используются при составлении конкретного  договора.


 

В группу лицензионных договоров, классифицируемых по предметам лицензий, входят лицензионные договоры на патентные изобретения, ноу-хау, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, селекционные достижения, программы для ЭВМ, базы данных и топологии микросхем. В рамках указанных соглашений, как правило, предусматривается предоставление лицензиату права пользования указанными объектами интеллектуальной собственности, передача технической документации, оказание технической помощи, а также поставка в ряде случаев специального оборудования, сырья, комплектующих узлов, образцов и т.п. для освоения и использования лицензии. В ряде случаев предмет соглашения может быть ограничен лишь предоставлением права пользования указанными объектами интеллектуальной собственности.

В группу лицензионных договоров, классифицируемых по видам лицензий, входят соглашения на «чистые», сопутствующие, возвратные, перекрестные, принудительные, открытые, обязательные, а также сублицензии. По объему прав и обязательств такие договоры могут не отличаться от предыдущей группы, однако в их структуре и содержании отражается специфика конкретного вида лицензий.

В зависимости от объема передаваемых прав лицензионные договоры могут предусматривать передачу неисключительной (простой), исключительной и полной лицензии, а также продажу патента. В каждом таком договоре объем прав на использование предмета лицензии может быть различным, что позволяет лицензиару более эффективно учитывать собственные интересы при продаже лицензии. По договору лицензиату могут быть переданы права на производство, использование и продажу лицензионной продукции на территории одной или нескольких стран, а может быть предусмотрено лишь право на ее продажу или использование. Как правило, для выработки оптимального решения по объему предоставляемых по лицензионному договору прав лицензиар и лицензиат проводят серьезные исследования рынка, возможностей и интересов партнеров.

По способу охраны объектов интеллектуальной собственности лицензионные договоры делятся на патентные и беспатентные. К патентным относятся договоры, предусматривающие передачу прав на использование защищенных патентами и свидетельствами изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков и других объектов интеллектуальной собственности. В рамках беспатентных лицензионных договоров осуществляется передача прав на ноу-хау, включая неохраняемые технические решения, секреты производства, технические, коммерческие и производственно-экономические знания и опыт.

По статусу и отношениям субъектов лицензионных сделок различают договоры, заключаемые между юридически и финансово независимыми между собой фирмами (межфирменные лицензионные договоры), и договоры, заключаемые в рамках ТНК между их родственными компаниями (внутрифирменные лицензионные договоры).

Как было отмечено выше, в  рамках самостоятельных беспатентных лицензионных договоров осуществляется передача технических решений, отвечающих требованиям патентоспособности изобретений  или полезных моделей в отношении  новизны, изобретательского (технического) уровня и промышленной применимости, но не имеющих патентной защиты. Ноу-хау второго типа, служащие дополнением  к охраняемым изобретениям или полезным моделям, передаются в рамках патентного лицензионного договора.

Следует подчеркнуть условный характер рассмотренной классификации, в основу которой положены такие  существенные признаки лицензионного  договора, как предмет и вид  лицензии, объем передаваемых прав, способ охраны объектов интеллектуальной собственности и характер взаимоотношений  субъектов сделки. Анализ договора по одному из этих признаков, хотя и  позволяет углубить исследование, показать специфику и отличительные черты  лицензионной сделки, однако дает одностороннюю, неполную характеристику лицензионного договора. Поэтому любой отнесенный к тому или иному виду лицензионный договор должен быть рассмотрен с точки зрения других указанных в классификации признаков. Очевидно, что подготовку проекта лицензионного договора целесообразно начать с анализа предмета лицензии. Именно этот признак лежит в основе многочисленных типовых лицензионных договоров, известных в международной практике.

Например, типовой лицензионный договор на патентное изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, ноу-хау и др. Реальные лицензионные договоры составляются на основе типового договора, определенного  в зависимости от предмета лицензии, с последующим анализом и учетом других классификационных признаков.

Несмотря на условный характер приведенной на схеме классификации, ее можно использовать в практической деятельности, в частности, при подготовке предложений и запросов в отношении  предмета лицензии, при разработке проектов лицензионных договоров. В  ней отражены все возможные варианты лицензионных договоров. Поэтому любой  подлежащий продаже или покупке  объект интеллектуальной собственности  с учетом его объективных характеристик, целей и договоренностей партнеров  может быть проанализирован с  помощью этой схемы. Результатом  такого анализа должен стать реальный лицензионный договор, отвечающий требованиям  использования конкретного объекта  интеллектуальной собственности и  условиям его реализации на рынке.


 

29.  Авторский договор. Сфера применения авторского договора. Существенные условия авторского договора.

 

Авторский договор – это  соглашение, по которому автор предоставляет  другому лицу право использования  произведения науки, литературы или  искусства на определенных условиях в течение определенного договором  срока( издательский договор, постановочный договор, сценарный договор).  
Договор об использовании в промышленности произведения декоративно-прикладного искусства в литературе по авторскому праву определяли как договор, по которому автор обязуется передать или создать и передать неопубликованное произведение декоративно-прикладного искусства промышленному предприятию, которое обязуется выплатить автору вознаграждение и выпустить в свет произведение на промышленном изделии.  
Авторский договор о передаче исключительных прав законодатель определяет как договор, который разрешает использование произведения определенным способом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются, и дает такому лицу право запрещать подобное использование другим лицам.  
Авторский договор о передаче неисключительных прав разрешает пользователю использование произведения наравне с обладателем исключительных прав, передавшим такие права, и (или) другими лицами, получившими разрешение на использование этого произведения таким способом. Тем самым, договор о передаче неисключительных прав по одному и тому же предмету может быть заключен одновременно не только с одним, а с множеством пользователей. Заключение «авторского договора о передаче неисключительных имущественных прав» не дает пользователю права запрещать использование произведения третьим лицам.  
Авторский договор должен предусматривать : способы использования произведения (конкретные права, которые передаются по авторскому договору); срок и территорию, на которые передается право; размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты, а также другие условия, которые стороны сочтут необходимыми.  
Если в договорах об издании или ином воспроизведении произведения авторское вознаграждение определено в виде твердо зафиксированной суммы, законодатель дополнительно устанавливает еще одно существенное условие авторского договора - максимальный тираж экземпляров произведения, который может быть изготовлен на основании заключенного договора.  
Для авторского договора законодатель устанавливает обязательную письменную форму. Исключение в виде допускаемой устной формы предусмотрено только в отношении договоров об использовании произведения в периодической печати.

 

30. Цели оценки стоимости объектов интеллектуальной собственности. Методы оценки.  

 

Необходимость оценки при  использовании объектов интеллектуальной собственности чаще всего возникает  при передаче имущественных прав на эти объекты, при внесении прав на объекты интеллектуальной собственности  в качестве неденежного вклада в уставные фонды юридических лиц, при залоге прав на объекты интеллектуальной собственности, разгосударствление и приватизация государственной собственности и иных случаях.  
1. Затратный подход заключается в расчете фактических затрат или затрат, необходимых для воспроизводства объекта интеллектуальной собственности или его замены, за вычетом обоснованной поправки на начисленный износ. Затратный подход реализуется следующими методами: методом определения начальных затрат, методом стоимости замещения и методом восстановительной стоимости.  
Метод определения начальных затрат. Метод определения начальных затрат - это метод оценки стоимости объекта интеллектуальной собственности, основанный на калькуляции затрат на создание (приобретение), охрану и доведение до готовности использования объекта в запланированных целях на дату оценки, отраженных в бухгалтерском учете.  
Метод стоимости замещения. При этом используется принцип замещения, основанный на том, что стоимость объекта интеллектуальной собственности определяется той ценой, которую следует заплатить при покупке актива аналогичной полезности или с аналогичной потребительной стоимостью.  
Метод восстановительной стоимости. При использовании этого метода стоимость объекта интеллектуальной собственности определяют как сумму затрат, необходимых для создания его новой точной копии.  
2. Сравнительный подход (оценка по стоимости выбранного аналога) основан на возможности выбора активов – объекта интеллектуальной собственности из числа других, подобных и выполняющих эти же функции. В рамках сравнительного подхода могут использоваться следующие методы: метод сравнительного анализа продаж и метод рынка интеллектуальной собственности (метод освобождения от роялти/ренты).  
Метод сравнительного анализа продаж основан на принципе эффективно функционирующего рынка, на котором активно продаются и покупаются аналогичного типа активы. Он предусматривает сопоставление оценки стоимости объекта по намечаемой сделке с уже состоявшейся аналогичной сделкой с корректировкой на установленные основные предпосылки и ограничения.  
Метод рынка интеллектуальной собственности (метод освобождения от роялти/ренты) основан на предположении, что объект интеллектуальной собственности, используемый правообладателем, ему не принадлежит. При этом считается, что часть выручки, которую он должен был бы выплачивать в виде вознаграждения правообладателю, в действительности остается у него и является его дополнительной прибылью, созданной данным объектом..  
3. Доходный подход - это совокупность методов расчета стоимости объекта интеллектуальной собственности, основанных на определении прогнозируемых доходов (расходов), которые с использованием объекта может получить его правообладатель (приобретатель). Доходный подход предусматривает, что никто на приобретение того или иного объекта интеллектуальной собственности не вложит большую сумму средств, если такой же доход можно получить другим способом в такой же предполагаемый отрезок времени. Доходный подход реализуется следующими методами - методом, основанным на дополнительном уровне прибыли, получаемой от использования объекта интеллектуальной собственности, и методом разделения прибыли.  
Метод, основанный на дополнительном уровне прибыли, основан на доходном капитализированном анализе деятельности по использованию объекта интеллектуальной собственности конкретным потребителем путем определения прогнозного значения дохода в будущем. При этом разновременные стоимостные оценки приводят к расчетному году с помощью ставки дисконта.  
Метод разделения прибыли основан на доходном капитализированном анализе деятельности лицензиата по использованию объекта интеллектуальной собственности путем определения прогнозного значения дохода в будущем и определения принципа разделения получаемой прибыли между лицензиатом и лицензиаром. Часть прибыли – лицензионное вознаграждение лицензиару, является стоимостью объекта интеллектуальной собственности, определенной данным методом. При этом разновременные стоимостные оценки приводят к расчетному году с помощью ставки дисконта.

Информация о работе Шпаргалка по "Интеллектуальной собственности"