Шпаргалка по "Истории экономических учений"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 11:28, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "История экономических учений".

Файлы: 1 файл

ИЭУ.doc

— 204.00 Кб (Скачать файл)

1.  Эк. теория и ее история. Предмет курса «История эк. учений».

Э-ка-молодая  наука. Эк мысль- способ восприятия мира эк-и, она испытывает влияние идеологии  и политики, а также личностный фактор. История эк. мысли- история  наших попыток понять действия э-ки, основанной на рыночных операциях.

ИЭУ зародилась в 19 веке. Авторы первых работ: Бланки,Гильдебранд,Косс,Жид,рист.  При изучении эк. науки  возможны два подхода: кумулятивный (прогресс науки это усовершенствование  и р-ие старых теорий) и эволюционный (меняется сам мир реальной эк-и, что вызывает переоценку взглядов) также существуют еще два подхода: абсолютистский (отслеживание строго интеллектуального развития предмета, накопление знаний,но не позволяет увидеть эк.мысль во всем ее разнообразии) и релятивистский (рассмотрение выдвинутых теорий как отражение соответствующих Эк. реальностей). Эк. мысль – зародилась с зарождением цивилизации там,где возникали первые города и письменность.(5-7 тыс лет назад). Экон.учения – в период культурного взлета человечества (200-800 до н.э.)

2. Эк-я мысль др. мира. Ксенофонт. Платон. Аристотель.

Осн. эк. проблемы кот. волновали древних : сущность богатства и факторы  его роста, роль разделения труда, что  такое товар,деньги,цена, формы собственности. Сократ и ксенофонт считали что  только земледелие создает богатство,богатство относительно,зависит от потр-тей. Два исскуства достойны свободного человека: земледелие и военное дело. Кто доволен немногим-тот богат. Платон – дает 1-ю трактовку разделения труда, основанного на естеств. Различии в способностях ч. В государстве нет частной собств., нет права наследования, практически нет денег, внешней торговли. – 1 социалистическая доктрина деньги – символы,предназначенные для облегчения обмена. Аристотель - основа деятельности чела- пр-во богатства для удовлетворения потр-тей семьи. Гл. орудия труда- бык и раб. Допускается обмен. Мера ценности -  монета(деньги) производство и обмен ради накопления богатства(денег) осуждает.Различал потребительную и меновую ценности, предполагая что меновая каким-то образом получается из потребительной.

3.Меркантилизм как предистория эконом. науки. Ранний м.Система денеж. Баланса

Меркантилизм- система взглядов нарождающейся  буржуазии, политика направленная на формирование централизованных государств. Возникла 15-18век связанная с периодом географических открытий. Меркантилисты считали что богатство - только деньги. Для приумножения богатства - протекционистская политика внешней торговли. Этапы- ранний(политика активного денежного баланса), поздний( политика торгового баланса). Торг баланс – превышение вывоза товара над ввозом. Дефицит в торговле с одними странами может компенсироваться активным сальдо в обмене с другими странами.

4. Меркантилизм как  предыстория эк. науки. Доктрина  торгового баланса.

Меркантилизм -  система взглядов экономистов XV—XVII вв., ориентированная на активное вмешательство гос-ва в хоз-ую деятельность. представители: Томас Мэн, Антуан де Монкретьен, Уильям Стаффорд. 2я пол. XVI-XVII ст. Поздний м. Осн. положения: снятие жестких ограничений по импорту товара и вывозу денег; доминирует идея торгового баланса; появляется протекционизм эк. политики гос-ва. система активного торгового баланса, кот. обеспечивался путем вывоза готовых изделий своей страны и при помощи посреднической торговли в связи с чем разрешается вывоз денег за границу. Появляется принцип покупки дешевле в одной стране и продажи дороже в другой.Воззрения  меркантилистов  это отдельные наблюдения,  выводы,  о том,  как увеличить  богатство страны, кот. отождествляли  с  деньгами - с  золотой  и  серебряной  монетой.  Под богатством понимали  золото  и серебро,  а причиной  увеличения  богатства – считали внешнюю торговлю.   Меркантилистская политика, особенно проявившаяся во Франции, привела к следующим негативным последствиям: ухудшилось положение большей части населения, так как пополнялась казна за счет налогов с фермеров и повышение уровня цен приводило  к снижению уровня жизни населения; к тем же самым последствиям привело превышение экспорта над импортом. они  положили начало новому направлению мышления, и это направление незаметно двигалось в сторону эк. свободы. Ограниченность  взглядов  меркантилистов.  Меркантилистами ошибочно ставился знак равенства между деньгами и капиталом. Считалось, что импорт должен состоять из сырья, экспорт – из конечного продукта, считалось, что цель гос-го строительства может быть обеспечена ослаблением эк. мощи сосед- них гос-тв.

5. Дж. Ло крах пирамиды Ло, его уроки для истории науки

Яркий представитель меркантилизма. Подлинное богатство страны- товары, предприятия, торговля. Полное использование  земли раб силы зависит от количества денег. Недостаток золотых и серебряных денег может быть восполнен кредитными(бумажными) деньгами. В 1716 Ло утверждает в Париже Всеобщий банк,имевший право банкнотной эмиссии.,также основал компанию Индий,ее акции поступали в продажу. Расцвела фондовая биржа,золото и серебро упали в цене,расчеты осуществлялись в банкнотах.Собранные огромные деньги шли на выкуп облигаций гос-го долга,печатались все новые банкноты, что привело к огромной инфляции, хотя сначала с-ма Ло способствовала снижению% ставки. 1720-обрушилась финансовая пирамида Ло. Урок для эк-й науки: стала очевидной зависимость денежного хозяйства от реальной эк-ки, был дан толчок к переосмыслению роли денег и торговли, общему повороту эк-й мысли в сторону проблем пр-ва и распределения богатства.

6.В. Пети и П. Буагильбер:переход к теории производства

Петти различал чистый продукт труда  и чистый продукт земли. Ввел понятие земельная рента и цена земли которая ровна определенному числу годовых рент. Буагильбер утверждал что будущее экономике в развитии деревни. Выступал за систему прогрессивного налога обложения доходов за снятие ограничений с внутренней торговли и за свободный рынок зерна. Говорил что ценам рыночного равновесия соответствуют в полнее определенные пропорции общественного производства. Деньги это всего лишь временный носитель потребительского спроса.

7.Зарождение класс  школы:Кантильон, Локк, Мандевиль, Гурнэ

.Отцом эк.науки Р.Кантильон.  Опубликовал очерк о природе  торговли, разграничил натуральное,  меновое и денежное хоз., разделил  общества на классы земельные  собственники, наемные рабочие, предприниматели.  Предприниматели получают нефиксированный доход. В 18 в утвердилась идея естественного порядка. Согласно ней люди равны, свободны. Локк выдвинул трудовую теорию собственности и трудовую теорию ценности. Каждый человек наделен свободой от рождения, власть не имеет права распоряжаться тем чем принадлежит гражданам. Мондевиль опубликовал в 1714г работу где говорил о том что пороки частных лиц выгодны обществу, так как порождают спрос, трудолюбие и изобретательность.

8.Физиократическая система Кенэ

Направление во Франции в центре которого с/х. Источник богатства земледелие. Промышленность бесплодная сфера. Чистый продукт разница между сумм всех благ и затратам на производство продукта. Чистый продукт – дар природы. Деньги это средство обращения. Накопление денег – вредно. Функции государства – защита частной собственности. Основоположником физиократии был Кенэ. Его работы «фермер», «зерно», «экономическая таблица». В качестве предмета изучения рассматривал проблемы с/х. Разработал концепцию о естественном порядке. Источником чистого продукта считал землю и труд людей. Поделил общество на 3 класса: производительный, собственников и бесплодный. Капитал поделил на оборотный и основной.

 

9.Тюрго и его реформы.

Классы: наемные раб. и предприн. Предпр  - обладатели больших капиталов, используемых для получения прибыли. Наемн. раб. Авансируют предприн. Свой ежедневный труд и их доход – зарплата определ-ся на уровне прожиточного минимума. Капитал на 2 части: 1. Возмещает ту долю капитала, кот. была потрачена на создание продукта. 2. Прибыль на капитал (предприн. доход, оплата труда, риска и земельной ренты). Тюрго понимает роль денег в эк-е. Сторонник свободы торговли. Реформы Т.: 1.свободная торговля хлебом 2. Упразднение ремесленных цехов и гильдий. Каждый мог производить продукцию -> увелич. конкуренции. 3. Налоговая реформа. Осн.и налогоплат. должны стать собственники земли, т.к. только они имеют чистый продукт виде ренты. Реформы были выгодны фермерам и промышленникам. Увеличивалась конкуренция, пр-во. Но проигрывала беднота, т.к. цены на хлеб резко выросли, и землевладельцы, кот. до этого налога не платили. Поэтому реформы были отменены. А Т. отправлен в отставку.

10.Клас школа. Смит, его концепция естественного  порядка

Богатство народов – это продукт  народа. Увеличение богатства происходит за счет повышения производительности труда, кот. обеспечивается за счет разделения труда и его специализации. Смит выделяет 2 типа разд. труда.: 1.специализация фирм внутри одной отрасли . 2. Разделение процесса пр-ва данного продукта на отдельные операции внутри предприятия. Другой фактор повышения богатства – бережливость владельцев доходов. Для того чтобы увеличить богатство нужно часть дохода сберечь и направить его на наем дополнительных производительных  работников. Естественный порядок включает 2 концепции:  1. Эк-го чела – чел, кот. стремится к достижению собственного благосостояния. Он производит тот продукт, на кот. у него есть способность произвести. Свой продукт он обменивает на другой товар, кот. не может произвести сам с наименьшими затратами труда. Товар – продукт, предназначенный для обмена. Экон. чел. – торговец, а общество – торговый союз. Невидимой рукой Эк. чел. направляется к своей цели, которую он не предполагал – благо общества. Невидимая рука -  рыночная конкуренция, кот. обеспечивает  установление естественных  цен, и поощряет бережливость.

11.Учения Смита о меновой ценности, з.п., капитале, прибыли и земельной ренте.

Объектом анализа Смита стала меновая ценность. Форма меновой ценности является естественная цена. Цена любого товара состоит из з/п, земельной ренты и прибыли. Естественная цена это цена которая складывается в естественных условиях и представляет собой сумму всех доходов. Рыночная цена это фактическая цена за которую продается товар, определяется спрос на предложение. З/п- это цена услуг труда. Это то что необходимо рабочему для существования и содержания своей семьи. Постоянное возрастание богатств увеличивает з/п. З/п зависит от договора м/у 2 сторонами и определяется: приятностью и неприятностью занятий, легкостью и дешевизной или трудностью и дороговизной обучения им, постоянство и непостоянство занятий, вероятность или невероятность успеха. У Смита нет конкретного представления о земельной ренте. Рента это плата за пользование землей или доход землевладельца который достается без усилий. Рента зависит от плодородия земли и др факторов. Прибыль это доход владельцев капитала, определяется стоимостью употребленного в дело. Капитал – сэкономленный доход. Бывает основной и оборотный.

 

12.Экономич либерализм.Функции  гос-ва (по Смиту)

Принципы эк.либерализма: невмешательство государства в экономику, свобода предпринимательской деятельности, свобода внешней торговли, свобода продажи земли.

Три функции государства: 
1.Обеспечение военной безопасности. 
2.отправление правосудия. 
3.забота о предприятиях общественного характера.

Основной источник доходов государства  – налоги.

13.Рикардо как изобретатель  техники эконом анализа. Естеств  порядок, анализ з.п.,

Т.К. он впервые стал использовать метод абстракции, эк-го моделирования, предельный анализ. Под з.п. Р понимал доход наемного рабочего, кот противостоят собственники капитала и земли. Абсолютная величина зп еще не характеризует положения рабочего класса по отношению к другим классам, относительная же зп, т. е. зп в ее отношении к прибавочной стоимости, выражает собой общественное отношение между трудом и капиталом. Рассматривая отношения между классами, Рикардо устанавливает, что заработная плата и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости. Такую же зависимость он обнаруживает и в отношении прибыли и земельной ренты. Отсюда возникают противоречия, с одной стороны, между рабочими и капиталистами, а с другой - между капиталистами и землевладельцами. Он считает, что с развитием общества противоречия между классами имеют тенденцию возрастать.

14.Теория земельной  ренты Риккардо как частный  случай предельного анализа.

Теория земельной ренты Рикардо впервые в истории экономической мысли содержит определение ренты как добавочной прибыли на капитал, вложенный в сельское хозяйство. Он характеризует ренту как вычет из продукта труда, как часть стоимости, которая создается трудом рабочих в сельском хозяйстве. Рикардо описал и сосредоточил внимание на дифференциальной ренте, которая определяется различием плодородия земель, связав образование этой ренты с действием закона убывающего плодородия почвы.

15. Прибыль в теоретической с-ме Рикардо.Тенденция нормы прибыли к понижению

Прибыль-остаток продукта,достающийся капиталисту после вычета з/п и ренты.Отношение прибыли к инвестированному капиталу есть норма прибыли.Т.К. трудовой капитал состоит из оборотного а оборотный из расходов на оплату труда,то норма прибыли есть отношение прибыли к фонду з/п. «Прибыль имеет естеств тенденцию к падению,потому что с прогрессом об-ва и богатства требующееся добавочное кол-во пищи получается при затрате все большего труда.» Р признавал только один СП-б увеличения прибавочной стоимости (по его терминологии — прибыли) - повышение пр-ти труда и уменьшение в результате этого той части стоимости, кот получает рабочий в форме зп.  Крупнейшая заслуга Рикардо состоит в том, что он совершенно четко и последовательно проводил мысль о противоположности между заработной платой и прибылью. Р доказывал, что чем выше заработная плата, тем ниже прибыль, и наоборот. внимание Р уделял падению нормы прибыли. Рикардо делал вывод, что с р-ием общества все большая часть стоимости должна идти на заработную плату, а, как следствие норма прибыли будет падать.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории экономических учений"