Шпаргалка по "Истории экономических учений"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 11:28, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "История экономических учений".

Файлы: 1 файл

ИЭУ.doc

— 204.00 Кб (Скачать файл)

16.Принцип сравнительных преимуществ Р.Совр торговли междунар. торговли.

 Для обоснования свободы внешней торговли как ус-ия благополучия нации Р разработал пр ср-ых преим-в во внш. торговле. Внш. торговля взаимовыгодна обеим странам, если они специализируются на пр-ве тех товаров, для выпуска кот имеют сравн-ое преимущество. Для опр-ия сравн-го пр-ва были взяты меновые пропорции. Теорию Р можно проиллюстрировать примере: Две страны-Англия и Франция производят два товара: сукно и вино. В каждой стране на единицу продукции затрачивается разное количество часов труда. Меновые пропорции по сукну: В Анг 1м=0,5т, во Фр 1м=0,67т; по зерну:  Ан 1т=2м, во Фр 1т=1,5м. В пр-ве сукна ср-ое пр-во имеет А, Ф имеет ср-ое пр-во в пр-ве зерна. Обе страны, обменивая свой товар, будут получать выгоду. (обмен увеличивает благосостояние каждой страны)) Соврем теор м/унар торговли: теор абсол преимуществ А.Смита, теор Хекшера-Олина(страна экспортир товар,для пр-ва кт избыточн ф-р пр-ва), парадокс Леонтьева(доля капиталоемких тов в экспорте растет, а трудоемких-сокращаться), теор Портера, теорема Рыбчинского, теорема Самуэльсона(основывают свою концепцию на модели Рикардо с дополнениями Хекшера и Олина)

17 Мальтус. Законы народон-я  и убывающего плодородия почвы.  Т-я третьих лиц.

«Опыт о законе народа населения  в связи с будущим совершенствованием общества». «Начало политэкономии». Он был представителем классической политэкономии. Он был идеологом англ. землевладельцев. Он создатель закона и  теории народа населения. Утверждал, что существует закон народа населения, согласно которому и население и производство предметов потребления неограниченно растут, но скорость роста населения больше, чем прирост предметов потребления. Поскольку плодородие земли ограничено, то пр-во предметов потребления увеличивается в арифметической прогрессии, а население увеличивается в геометрической прогрессии. При этом М брал среднюю семью. М сделал вывод, что главная проблема бедности и нищеты заключается не в плохом общественном устройстве, а в самих людях, поэтому Мальтус, как и Д.Рикардо, сделал вывод, что бесполезно устраивать революции, стачки, митинги. Мальтус выступал против помощи бедным. Он считал, что это не решает проблему, а необходимо: 1. ограничить рождаемость; 2. моральное обуздание людей (бедные не должны иметь детей).

18.Последователи Рикардо и защитники его с-мы: Сениор,Милль,либералы-оптимисты (Бастиа,Кери)

Н.У.Сениор- 1-м разделил потребительские тов на предметы необх, благополучия и роскоши, сформулировал «теорию воздержания», согласно которой стоимость определяется не трудом, а издержками производства, которые определяются трудом и капиталом. Желание сохранить свой уровень жизни,надежда перейти к более высокому соц-му статусу-сильные мотивы поведения Дж.Милль-обобщил теоретич наследие Рикардо и то новое в эк-ке с чем пришлось столкнуться самому. Ввел законы производства (имеют характер истины),закон распределения (зависят от человека). Ввел понятия: не конкурирующая группа на рынке труда, ценовая эластичность предложения, экономия от масштаба, статика и динамика экономики. Ф.Бастиа-вводит в эк-й анализ понятие услуги(на рынке люди обмениваются услугами),отношения м/у трудом и капиталом гармоничные, в основе капиталистического порядка принцип солидарности. Ч.Кери- ценность товара оценивается незетраченным трудом а сбереженным,определил что разница м/у затратами того кто произвел и того кто мог бы произвести товар =сбереж-му труду.

19.Сисмонди -противник  экономического либерализма.Его  теория кризисов.Этатизм

Исходя из трудовой теории  ценности Сисмонди объясняет причину кризисов. На рынке доход обменивается на продукт, но доход в динамике всегда отстает от продукта, возникает проблемы реализации. Конкуренция заставляет внедрять в производство машины, многие остаются без работы, согласны работать за меньшую з/п, возникает проблема реализации. Часть доходов капиталистов идет на С, друга на S. S приводит к недопотреблению следовательно капитализму свойственен перманентный кризис перепроизводства. Капитализм – не имеет будущего, надо заменить строем мелких товаропроизводителей. Сис считал, что физ-ое благополучие людей должно обеспечить гос-во. Поэтому он является основателем этатизма. По Сис, гос-во должно приводить к такому порядку, кот. обеспечивал бы бедному и богатому довольство, радость и покой. В таком обществе должно быть единство пр-ва и потребления. Причина кризисов-недопотребление, конкуренция

20. Сэй, теория вменения. Закон рынков Сэя

В своем труде «Трактат политической эк.ии» обобщил ряд идей о том, что эк. благополучие нации определяется величиной общественного продукта и непрерывностью кругооборота. Сэй  первый из эк.истов выступил против трудовой теории ценности, заменив ее теорией 3х факторов пр-ва (теория вменения). Все факторы пр-ва равнозначны, каждый принимает участие в пр-ве товаров и услуг, создают ценность. Каждый фактор пр-ва получает свой доход равный вкладу. Отсюда он делает два вывода: 1) сумма доходов равна стоимости продукта, т.е. для того чтобы купить необходимый продукт каждый фактор должен создать продукт. На основе данного предложения формируется закон рынков Сэя: продукты обмениваются на продукты. Общие кризисы перепр-ва невозможны, т.к. доходы в обществе равны расходам (V=E), доходы распадаются на две части: на потребление и сбережение (V=C+S), а расходы-на потребление и инвестиции(E=C+I), отсюда следует, что сбережения равны инвестициям (S=I). На рынке благ возникает равновесие. Закон рынков Сэя можно трактовать как тенденцию долгосрочного равновесия, свойственную рынку.  2) Никакой эксплуатации нет, т.к. доход каждого фактора равен его вкладу. Эксплуатация будет только в том случае, если доход какого-либо фактора превышает его вклад. Сэй изменил представление о предмете науки: пр-во по Сэю-это пр-во полезностей. Политэк.ия-наука о рыночном порядке, о законах рынка. Сэй утвердил в науке фигуру предпринимателя. Прибыль на капитал он разделил на %, вменяемый капиталу, и предпринимательский доход, кот. вменяется предпринимательским способностям

 

21.Милль, его место  в истории эконом мысли. Либеральный  реформизм Милля

Милль – предерживался классических идей и Бентамовского утилитаризма. Ввел законы производства (имеют характер истины),закон распределения (зависят от человека). Ввел понятия: не конкурирующая группа на рынке труда, ценовая эластичность предложения, экономия от масштаба, статика и динамика экономики. Его гл. труд - "Основы политической эк.ии". Осн. идеи книги: 1. Лишь тот труд производителен, кот. служит пр-ву благ, способных в дальнейшем стать элементами капитала. 2. Проанализированы деление доходов на сберегаемую и потребляемую части, капитализация сберегаемой прибыли для р-ия пр-ва. 3. Изучена проблема распределения пр-венного богатства с позиции собственности - центрального понятия системы отношений общественных классов. 4. М переходит на теорию издержек пр-ва. Он анализирует спрос и предложение и показывает, что цена равновесия - это такая цена, кот. уравнивает спрос и предложение. В целях объяснения относительных цен Милль разделяет блага на три группы: 1) с совершенно неэластичным предложением; 2) с совершенно эластичным; 3) с относительно эластичным предложением.  5. Рассмотрены природные и технические аспекты эк. динамики в неразрывной связи с социальным р-ием общества. Большое внимание уделял р-ию акц-ых обществ. Это ускорит решение социальных вопросов. 7. М расширяет роль гос-ва в манипуляции налогами и дополнении рынка деятельностью гос-ва в разнообразных областях.  Предсказана необходимость р-ия системы соц обеспечения. уничтожение наемного труда путем кооперации, прогрессивный налог на землю и наследства, всеобщее избирательное право, деятельность профсоюзов, забота государства об образовании.

22. национальная Историческая школа в полит экономии. Лист и его последователи.

С утверждением классической школы  возникло альтернативное направление  – историческая школа. Основатель –  Ф.Лист. Выступал за создание единого  германского рынка, установление таможенных пошлин по отношению к другим странам. Его идея - путь к процветанию и объединению Германии через рост промышленности, кот. нуждается в защите от сильной иностранной конкуренции. Критиковал политику свободной торговли, выступал за протекционистскую политику. Ввел принцип историзма, Нация проходит стадии: дикость, пастушество, землевладельческая, землевладельческо-мануфактурная, землевладельческо-мануфактурная-комерческая. Последняя стадия – наибольшие производительные силы (способность создавать богатства нации). Выделил 3 типа земельных отношений- крупнопоместное с/х, мельчайшее, крупнокапиталистическое. Последователи: Рошер, Книс, Гильдебранд(старая школа ), Шмоллер, Брентано, Бюхер, Зомбарт (новая школа). Взгляды: реализация интересов индивидов зав. от возможностей конкретной нации, а они развиты неравномерно. Нации должны объединяться по принципу равного развития, иначе более сильная будет угнетать слабую. Считал главным не само богатство, а способность страны его производить. Главный предмет иссл. - роль гос. в конкретной ист. ситуации. 

 

23.Новая историческая школа в Германии(Шмоллер,Брентано,Зомбарт,Вебер)

Шмоллер выступал за укрепление монархии, необходимост разработки соц.законодательства,делал акцент но потребительской и жилищной кооперации. В числе функций гос-ва он называл заботу об умственном и эстетическом воспитании подданных и их здоровье; р-ие путей сообщения; покровительство старикам, женщинам, детям и другим слабым членам общества; помощь рабочим, получившим увечья; способствование стараниям рабочих организовать различные формы взаимопомощи (больничные кассы, потребительские кооперативы и т.д.). Брентано – выступал за профсоюзы, кооперации и разработку фабричного законодательства. Зомбард – способствовал тому что термин капитализм стал общеупотребительным, Осн мысль: капитализм создали евреи ввел понятие конъюнктура. Вебер – труд,мастерство,доходы-божий дар, честность,трудолюбие – нормы жизни, капитализм – торжество рациональности. В его творчестве можно обнаружить мысль о том, что р-ие эк. жизни народов и их культуры опр-ся некими общими з-ми, пробивающими себе дорогу сквозь все особенности нац. традиций, конкретных исторических обстоятельств и нац. Хар-ра.

24.Социал-я доктрина.Критически-утопический  социализм.Сен-Симон, Фурье, Оуэн

Первые десятилетия XIX века хар-ся дальнейшим р-ием и распространением теорий у.с., что было обусловлено  прежде всего дальнейшим р-ием капитализма, промышленными переворотами, усилением  эксплуатации наемного труда. Ус– теория и  учения о коренных преобразованиях общества на соц. началах. Ранний утопист- Томас Мор (УТопия). Поздние соц-ты утописты отказываются признавать капитализм естест-ым и выдвигают тезис о закономерной смене его новым общественным строем, Они склоняются к защите интересов рабочего класса. Доходы собственников он считала паразитическими, а доходы индустриалов – трудовыми. Они соединяют доходы первых ренту и ссудный капитал, а в доходах вторых – предпринимательский  барышь и зп.

Сен-симон, Фурье,Оуэн – критика  капитализма как эксплуататорской системы. Сформировали принципы социализма, отрицали революцию как способ преобразования общества. Выводы: развитие общества – естественный исторический процесс(Сен-симон:ранний период,рабство, средневековье, современный период, индустриализм. Фурье: дикость, патриархат, варварство, цивилизация. Оуэн – высшая ступень развития, коммунизм). Плановое ведение хоз,коллективность труда, соревнование – стимул повышения производимости, коллективное потребление, совместное воспитание детей.

25.Марксизм как социологическое учение, его источники и составные части.

Марксизм 40е годы 19в сложились  исторические условия для возникновения  марксизма (в Европе на замену феодалному пришел капиталистический строй). Идейные  предпосылки марксизма: учения Сенсимона, Фурье, Оуэна, философия Гегеля, эконом.учения Риккардо, учения Сисмонди. Гегель оказал влияние и на структуру «Капитала, на его язык и К.Маркс в первую очередь соц философ, то есть учение об обществе как целом,его р-ии. Отчуждение Маркс видит в превращении продукта труда в силу господствующую над людьми. Изучение этой силы приводит его к открытию капитала как буржуазно-пр-ого отношения и к созданию т. прибавочной стоимости. Суть марксизма – манифест каммунистической партии. Выводы после революции в Европе: переход к новому обществу возможен только через диктатуру пролетариата, следующая революция пролетарская(примерно ч/з 10 лет). История человечества по Марксу делятся на предысторию и собственную историю, разделял положение Риккардо по поводу денег, идеал, социализм, коммунизм.

26. «Капитал» Маркса, его  логика и структура.

.Книга «капитал. Критика политической  экономии». Цель открытие экономического  закона движения общества. Предмет-капиталистический  способ производства. Первый том  – « Процесс производства капитала» (посвящен анализу товаров и его свойств, товар обладает потребительской ценностью и ценностью, труд товара производителен, двойственен, труд подразделяется на конкретный и абстрактный).Второй том – процесс обращения капитала (капитал есть накопленная прибавочная стоимость, подразделяется на постоянный и переменный. К=С/V – органическое строение капиталов. П= м/(С+V)- норма прибыли.) Третий том – процесс анализа капиталистического производства в целом. Четвертый том(включает 3 книги) – теория прибавочной стоимости.

27.Трудовая теория  ценности и теория прибавочной  ценности. Норма прибав ценности. Теория капитала.

Товар по Марксу продукт труда, предназначенный  для обмена. Он есть единство двух противоположностей: потребительной ценности, то есть полезности и его стоимости . проявляются отношения между людьми в товарном пр-ве. Наиболее сложная категория у М - категория «абстрактный труд». Это труд вообще, труд как затрата общечеловеческой энергии. При этом, в обмене продукты более сложного труда сводятся к простому труду, как к своей мере.

В основе стоимости лежит труд, то рабочим должны по праву принадлежат  все  
материальные блага общества, созданные их трудом. Но так как капиталисты  
добровольно не откажутся от принадлежащих им средств производства, рабочие должны изъять их в ходе революции. Открытие двойственности труда позволило разработать теорию прибавочной стоимости. В соответствии с ней, стоимость (ценность) товара создается трудом наемного рабочего. Величина стоимости опр-тся только продолжительностью раб времени. Поэтому за один час простым средним трудом создается одна и та же стоимость. Увеличение произв-ой силы труда влияет  на кол-во производимых потребительных стоимостей и снижает цену единицы товара. 1 на две части: одна достается наемному  рабочему в виде з/п(стоимость средств существования -стоимостью рабочей силы - V), а другая достается капиталисту без эквивалента. Это и есть прибавочная стоимость неоплаченный  труд наемных рабочих (m). Из сказанного е средним рабочим в единицу времени V + m = соnst. Так как пр-во прибавочной стоимости или нажива есть единственная и безграничная цель капит-го пр-ва, то достигнуть ее можно лишь путем уменьшения доли рабочего (V) в созданной им стоимости. Это означает, что степень эксплуатации труда капиталом неизменно должна увеличиваться. Отношение m=m/v маркс назвал нормой  прибавочной стоимости-точным показателем степени эксплуатации.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории экономических учений"