Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 11:11, шпаргалка
1. Предмет, метод и задачи курса «история экономики»
2. Варианты периодизации экономической истории
....
50. Экономическое развитие и результаты хозяйственного реформирования СССР в годы «перестройки»
51. Экономическое развитие России в 90-е годы XX века
52. Роль СССР в экономическом сотрудничестве стран-членов СЭВ
Основные направления плана:
Инструменты:
Результаты:
В 1951 г. план «Маршалла» был заменен законом о взаимном обеспечении безопасности и способствовал формированию военно-политического блока Западных государств, усилению «холодной войны» против социалистических стран, зависимости европейских государств от США.
В первые послевоенные годы особенно удручающей выглядела экономика Германии. Главным архитектором хозяйственных реформ выступил Людвиг Эрхард (министр народного хозяйства ФРГ, а потом и канцлер страны). В книге «Благосостояние для всех» он определил ведущую цель экономических реформ (денежной, ценовой, налоговой и др.) в создании «социального рыночного хозяйства», повышении покупательной способности всех слоев населении, увеличении народнохозяйственного дохода. Рычаги экономического возрождения он видел в свободной частной инициативе и конкуренции в сочетании с активной ролью государства в хозяйственной жизни. Поэтапная реализация программы Л. Эрхарда дала замечательные результаты и в конце 50-х – начале 60-х годов вывела ФРГ на передовые позиции, обогнав в хозяйственном отношении своих былых победителей.
В ФРГ, образовавшейся в
1949 г., фактически сформировалась модель
социального рыночного
Своеобразием отличается японская модель развития. В состоянии хаоса находилась экономика Японии, проигравшей Вторую мировую войну. Представителями американского монополистического капитала Дж. Доджем и К. Шоупом была предложена программа «Обратного курса», ставившая целью обеспечение стратегического союза с японской буржуазией и превращение Японии в «мастерскую Азии». Была осуществлена демонополизация экономики, т.е. разукрупнение гигантских промышленных и торговых компаний. Проведены земельная и радикальная бюджетная реформы. Преобразования включали структурную перестройку экономики с акцентом на трудоемкие и наукоемкие отрасли. Устанавливался полный государственный контроль над всей системой внешнеэкономических связей. В итоге за три послевоенных десятилетия Япония, бедная с гипертрофированной военной индустрией, превратилась в конце 60-х – начале 70-х годов в великую державу и вышла на второе место в мире в экономическом отношении.
Сложившаяся модель, возможная только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны, характеризуется некоторым отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Препятствий имущественному расслоению не ставится.
Другой чертой японской модели развития служит активная роль государства, направленная на создание такой хозяйственной среды, в которой перспективные отрасли развиваются наиболее динамично.
После окончания второй
мировой войны экономика всех
капиталистических стран
Так, в США сформировалась модель, построенная на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. В свою очередь, малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Задача социального равенства здесь вообще не ставится. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. В целом для американской модели характерно государственное воздействие, направленное на поддержание стабильной конъюнктуры и экономического равновесия.
В январе 1981 г. президентом США стал Р. Рейган. Проводившаяся им экономическая политика, получившая название «рейганомика», явилась вариантом неоконсервативной политики, которая на протяжении 80—90-х годов применялась во всех развитых капиталистических странах. Она включала в себя: сокращение социальных программ и всех видов налогов, борьбу с инфляцией с помощью жесткой кредитно-денежной политики, дерегулирование предпринимательской деятельности.
Сфера деятельности федерального правительства, особенно в социальной области, была сокращена — из 46 социальных программ 44 были отданы в ведение штатов.
В стране проводилась глубокая структурная перестройка экономики, связанная с новым этапом НТР, наблюдался рост реального объема личного потребления и рост государственного долга другим странам.
В конце 80-х гг. экономика США вступила в период резкого замедления темпов роста.
Этапным явился приход к
власти в Англии правительства во
главе с М. Тэтчер в 1979 г. Понятие
«тэтчеризм», как рейганомика», вошло
в мировую экономическую
В вопросах политики Рейган и Тэтчер были убежденными консерваторами. Политика поощрения конкуренции, которую сделали реальностью, придала динамизм американской и британской экономике. Рейган объявил о введении в действие широкомасштабной программы сокращения налогов и о проведении монетаристской политики в сфере денежного обращения. Примеру США последовали Великобритания и ФРГ. Последствия монетаристской политики вызвали длительный период стагнации в странах ОЭСР, роста безработицы. Но из-за ослабления импорта и увеличения продажи промышленной продукции в страны, экспортирующие нефть, торговый баланс ОЭСР улучшился. Снижение налогов способствовало росту капиталовложений, оживлению экономической жизни.
При Тэтчер были осуществлены
структурные изменения
Народное хозяйство СССР развивалось быстро, и главные показатели жизнеобеспечения людей и страны улучшались. Именно в "период застоя" было проведено огромное по масштабам жилищное и дорожное строительство, было построено метро в 11 городах, быт людей в городе в основном вышел на современный уровень, а на селе сильно улучшился (была завершена полная электрификация села и газификация большей части). В этот период были сделаны большие капиталовложения в гарантированное жизнеобеспечение на долгую перспективу: созданы единые энергетические и транспортные системы, построена сеть птицефабрик, решившая проблему белка в рационе питания, проведены крупномасштабное улучшение почв (ирригация и известкование) и обширные лесопосадки (1 млн. га в год). Хозяйство и госаппарат были насыщены квалифицированными кадрами, стабильной стала демографическая обстановка с постоянным приростом населения около 1,5% в год. СССР стал единственной в мире самодостаточной страной, надолго обеспеченной всеми основными ресурсами.
В 1982 г. была разработана
и принята государственная
Судя по динамике множества показателей, СССР в 1965-1985 гг. находился в состоянии благополучия, несмотря на многие неурядицы, которые в принципе могли быть устранены. Советский строй, выросший из крестьянского мироощущения, медленно отвечал на принципиально иные потребности растущего городского населения, особенно молодежи. Нарастал разрыв между новым социальным типом (молодого образованного горожанина среднего достатка) и строем жизни, что было объективной причиной нарастающего недовольства. В то же время назревали факторы нестабильности и общего ощущения неблагополучия, которые накладывались на неизбежный и общий адаптационный стресс, связанный с массовой урбанизацией - переходом к городскому образу жизни.
Производство стало недостаточно быстро отвечать на изменения как технологии, так и общественных потребностей. Мыслящие в категориях политэкономии кадры все больше сдвигались к идее использовать в советском хозяйстве стихийный регулятор - рынок.
Все в более широких кругах населения СССР, прежде всего в кругах интеллигенции, нарастало отчуждение от государства и ощущение, что жизнь устроена неправильно.
С избранием в 1985 генсеком
ЦК КПСС Горбачева, в СССР наступает
период реформ. На 1 этапе с 85-91 шел
процесс пересмотра тоталитарного
политического строя и планово-
Постепенно должно было происходить разгосударствление части собственности и внедрение в экономику рыночных отношений, однако развязавшийся экономический кризис сопровождался ухудшением полит обстановки в стране. Представители республик и краев требовали больших прав в управлении и эк возможностей для своих регионов. Это привело к уменьшению доли поступающей в централизованные фонды страны. Этот вопрос не был решен, т.к. шла война в Афганистане и требовала больших затрат на содержание ВПК. Из-за того, что цены на сырьевые ресурсы были необоснованно занижены, а цены на конечную продукцию завышены, то объём национального дохода в республиках не отражал их истинного вклада в эк государства. Налоговая система искажала показатели вкладов республик в экономику государства.
С начала 90х годов по стране покатилась волна забастовок рабочих, треб повыш з\пл. Руководство СССР принимает решение о подготовке нового союзного договора, в котором д\б найти отражение расширение прав республик, но в авг 91 накануне подписания этого договора, группа лиц из высшего состава руководства гос-ва ввела в стране чрезвычайное положение. 8 дек 91 президенты РСФСР, Украины и Белоруссии (Ельцин, Кравчук и Шушкевич) подписали соглашение , в кот говорилось, что СССР как субъект международного права прекращает свое сущ-ие.-> на основе союз республик были созданы самостоятельные независимости гос-ва.
Т.о., милитаризация эк-ки, чрезмерная гонка вооружений, ведение военных действий в др странах, оказание воен и эконом помощи гос-вам, недостаточно эффективное ведение хоз-ва и бесхозяйственность привели к истощению гос-ва и растройству эк-ки страны, стали причиной эк и полит кризиса и распада СССР.
После распада СССР начинается этап радикальных реформ. 92-98гг:
"Шоковая терапия"; Либерализация цен; Разгосударствление; Структурная перестройка экономики; Налоговая реформа. Земельная реформа -> Не комплексность и непоследовательность в проведении реформ. Высокая социальная цена реформ. Спад производства. Финансовый кризис. Увеличение бюджетного дефицита и государственного долга. Таким образом страна переходила на капиталистическую систему хозяйствования. В России было создано к этому времени бесклассовое общ-во. Эти реформы привели к углублению эк кризиса. За период 92-95 сократился об промышленного пр-ва на 81%, с\х продукции 53%, нац дохода на 63%. Понизились доходы населения и число жителей.
В 93 оппозиционные правительству
силы (от коммунистов до фашистов) предприняли
попытку восприпятствовать