Шпаргалка по "Истории мировой экономики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 13:58, шпаргалка

Описание работы

Историко-экономическая наука оформилась как самостоятельная ветвь системы экономических наук в XIX в. Вначале произошло становление истории экономической мысли, затем во второй половине XIX в. утвердилась история народного хозяйства (история хозяйственного быта, экономическая история, история экономического быта). Основателями новой науки стали представители немецкой исторической школы (В. Рошер, В. Гильдебранд, К. Книс), которые доказали необходимость применения истории к политической экономии, В Англии одним из основоположников истории экономики был Арнольд Тойнби. В отличие от других экономистов А.Тойнби отмечал такую важную функцию новой науки, как мировоззренческую.

Файлы: 1 файл

шпоры по имэ2.docx

— 120.08 Кб (Скачать файл)

Таким образом, народнохозяйственное планирование начало принимать деформированные  формы, ставшие тормозом экономического развития. Но без них сложившаяся  административно-командная система  не могла добиться поставленных целей.

34. Экономическое развитие СССР в предвоенный период

"Великий перелом"  конца 20-начала 30-х гг. привел к  формированию в СССР особой  социально-экономической системы,  получившей название "государственного  социализма".

Характерные черты экономики "государственного социализма":

* формальное обобществление  труда и производства;

* полное огосударствление  производства;

* ликвидация частной собственности;

* тоталитарный характер  государства;

* однопартийная система.

Экономика "государственного социализма" со свойственной ей административно-командной  системой управления способствовала становлению  своеобразного типа воспроизводства.

Ускоренное индустриальное развитие, а также присоединение  в 1939 г. Западной Украины и Западной Белоруссии, а в 1940 г. - прибалтийских государств, Бессарабии и Северной Буковины содействовали значительным изменениям в структуре экономики. В стране было создано мощное угольно-металлургическое производство на Урале и в Кузбассе, начал осваиваться новый нефтедобывающий район между Волгой и Уралом ("Второе Баку"), были проложены новые железнодорожные магистрали, на присоединенных территориях создавались крупные промышленные и земледельческие хозяйства. Начавшаяся война в Европе выдвинула на первый план проблему вооруженных сил. Однако в ее решении были допущены серьезные ошибки, связанные в том числе с советско-германскими отношениями, с кадровой перестройкой в армии и с ее техническим оснащением, которые привели к просчетам, особенно в начальный период войны.

35. Советская экономика в годы войны (1941-1945) и в послевоенный период (1945-1953)

К началу Великой Отечественной  войны Германия превосходила СССР по общему объему промышленного производства в три-четыре раза. Поэтому первые полгода войны были самыми трудными для советской экономики. В это  тяжелое время последствия использования  директивной системы управления имели достаточно противоречивый характер. Так, в минимальные сроки под  чрезвычайно жестким руководством Государственного комитета обороны (ГКО) была проведена эвакуация заводов, фабрик на восток и перевод гражданского сектора экономики на военные  рельсы. Через неделю после начала войны правительство приняло "мобилизационный  народнохозяйственный план" на третий квартал 1941 г. В августе был принят военно-хозяйственный план на четвертый  квартал 1941 г. и на 1942 г. С февраля 1942 г. стала проводиться плановая мобилизация на промышленные предприятия  и стройки среди трудоспособного  городского населения, включая 14-летних подростков. Однако военная экономика, сопряженная с дефицитом сырья, кадров, неблагоприятной политической обстановкой и т. п. факторами, не могла функционировать в условиях чрезмерного централизма. Уже 1 июля 1941 г. вышло постановление правительства "О расширении прав народных комиссаров СССР в условиях военного времени", которое фактически использовалось для расширения прав не только наркомов, но и руководителей крупнейших предприятий прежде всего в области распоряжения материальными ресурсами. В ноябре 1941 г. были воссозданы политотделы в МТС и совхозах, а также утвержден институт уполномоченных ГКО и парторгов ЦК ВКП(б) на предприятиях всех отраслей промышленности. Стратегия послевоенного развития народного хозяйства заключалась не только в ликвидации нанесенного войной ущерба и достижении довоенного уровня народного хозяйства, но и в дальнейшем подъеме производительных сил. При переходе к мирному строительству руководство страны вновь вернулось к разработке пятилетних планов как основной формы планирования. Как и в годы первых пятилеток, основное внимание уделялось развитию тяжелого машиностроения, металлургии, топливно-энергетичес-кого комплекса. Легкая и пищевая промышленность финансировались по остаточному принципу, и их продукция не удовлетворяла даже минимальные потребности населения. Победа в войне, сохранив и упрочив независимость страны, одновременно укрепила командно-административную систему, распространив ее влияние и на так называемый социалистический лагерь.

Восстановление и последующее  развитие народного хозяйства в  послевоенный период происходило при  дальнейшем усилении плановой хозяйственно-организаторской  роли государства. ГКО был упразднен, т.к. он выполнил свои задачи в военный  период. Но централизм и диктат центра во всей их полноте сохранились. Были расширены функции Совета Министров  СССР и Госплана СССР. В это время  проводились различные реформы  управления, но они не вносили коренных изменений в сущность планово-административной системы. Так, в марте 1946 года наркоматы  превратились в министерства. Во многих министерствах была введена обязательная форма для служащих. В 1947 г. были образованы Государственный комитет по снабжению  народного хозяйства (Госснаб) и  Государственный комитет по внедрению  новой техники в народное хозяйство (Гостехника).

Таким образом, развитие экономики  в первые послевоенные годы осуществлялось на основе тех же тенденций, которые имели место в 30-40-е гг., а именно: свертывание товарно-денежных отношений, укрепление монопольного положения государства в экономике, фактическое подчинение хозяйственного механизма государственно-политическому управлению.

36. Попытки реформирования командно-административной системы в 50-60-е гг.

Первая попытка реформирования командно-административ-ной системы была тесно связана с окончанием в марте 1953 г. сталинского периода в истории СССР. Политические изменения в стране требовалось подкрепить изменениями в экономике. Одной из главных задач нового правительства стало решение продовольственной проблемы и вывод сельского хозяйства из глубокого и затяжного кризиса.

В середине 50-х гг. продолжался  процесс укрупнения и слияния  колхозов и их преобразования в совхозы. В начале 1962 года была осуществлена перестройка системы управления сельским хозяйством. На районном уровне были учреждены колхозно-совхозные  управления, а в областях, краях  и республиках - колхозно-сов-хозные комитеты.

Непоследовательность и  однобокость проводимых реформ, не затрагивающих сущности земельных  отношений, привела к плачевным  результатам. Так, по плану на 1959-1965 гг. объем валовой сельскохозяйственной продукции должен был возрасти на 70 %, а фактический прирост составил лишь 10 %. Средняя урожайность зерновых культур в 1960-1964 гг. возрастала всего на 0,8 %.

Изменения происходили не только в аграрном секторе, но и в  промышленности. Заметное внимание стало  уделяться ее техническому уровню и  энергетической базе. В этот период большое развитие получили атомная, космическая, химическая промышленность, металлургия, добыча нефти и газа. Между тем экономический рост в промышленности осуществлялся преимущественно за счет экстенсивных факторов.

Особое место среди  преобразований, проведенных в этот период, занимает реформа 

Результаты

* Углубление территориального  разделения труда

* рост местной бюрократии  и развитие местничества

* двоевластие местных  Советов и совнархозов

Однако еще в 1970 г. внешнеторговый оборот нашей страны составлял всего  около 8 % по отношению к национальному доходу, или порядка 4 % ВНП, если исчислять последний по западной методике (в США в том же году сумма экспорта и импорта превысила 8 % ВНП, в Японии составила 18 %, во Франции - 26 %, в Англии - 32 %, в ФРГ - 38 %). Такая псевдоинтеграция привела к закреплению во всех социалистических странах структуры экономики с гипертрофированным удельным весом базовых отраслей и с ресурсопожирающей технологией, с неоправданным параллелизмом, то есть неспособной обеспечить эффективность производства и потребление национального дохода.

37. Экономика застоя

В начале 70-х гг. нарастание кризиса различных сторон советского общества приняло характер постоянно усиливающегося процесса. Все больше советская экономика отставала от экономики развитых стран по техническому и технологическому уровню, показателям эффективности, структурным характеристикам. Стали падать темпы роста производства, начиналась его стагнация, поэтому период 70-сер. 80-х гг. вошел в историю как экономика застоя. Его отличительной чертой является возникновение особого механизма торможения социально-экономического развития страны.

Механизм торможения был  закономерным следствием развития административно-командной  системы. С точки же зрения организации  производства его появление было реакцией народного хозяйства на противоречие, сложившееся на основе фабричного уровня, между затратной  по своей сути советской экономикой и антизатратными методами НТП

Период застоя создал благоприятные  условия для теневой экономики.

Теневая экономика в СССР - негосударственный сектор (рыночная экономика), нелегально распространяемый внутри государственного хозяйства.

В качестве универсального средства решения всех социально-экономических  вопросов провозглашались повышение  руководящей роли коммунистической партии, распространение партийного контроля на все сферы жизни общества. И хотя десятая пятилетка (1976-1980) была провозглашена "пятилеткой эффективности  и качества", результаты работы оказались  весьма скромными. По-прежнему структура  экономики характеризовалась преобладанием  тяжелой, фондоемкой промышленности. В 1979 г. была сделана еще одна попытка правительства А.Н. Косыгина провести реформу. Придавая особое значение необходимости интенсификации советской экономики, ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление "Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества".

Особенности экономической  реформы 1979 г.:

* изменения в системе  управления на макро- и микроуровнях;

* оценка выпуска продукции  в натуральном выражении;

* исчисление производительности  труда по чистой (нормативной)  продукции;

* введение измерения экономического  роста (нормативной) продукции;

* определение фонда зарплаты  по нормативам на рубль продукции  по показателям производительности  труда.

В 1982 г. с приходом к власти Ю.В. Андропова был взят курс на усиление командных методов управления путем  проведения мероприятий по наведению  порядка и дисциплины. Однако административные методы помогали достижению только временного успеха, но не способствовали устойчивому  экономическому росту.

Страна и существующая в ней командно-административная система вступили в период глубокого  кризиса. Характерно, что, чувствуя полную неэффективность и бесперспективность плановой, распределительной экономики, руководство Советского Союза ставило  вопрос лишь о частичном, дозированном и под его неусыпным контролем  введении некоторых элементов рыночной экономики. Так, в первой половине 80-х  гг. были приняты новые правила  в практике хозяйственного развития. Таким образом, история экономического развития СССР свидетельствует о  сохранении решающей роли государства. Характер К-циклов XX остается экзогенным, а циклические колебания имеют  внеэкономические причины.

38. Экономические последствия второй мировой войны

Вторая мировая война (1939-1945 гг.) стала крупнейшей экономической  катастрофой.

Военные действия, а следовательно, и разрушения не коснулись территории США, и ресурсы страны с населением почти в 150 млн. человек в несколько раз превосходили ресурсы других развитых государств. В результате после войны США давали 60 % промышленной продукции, на их долю приходилось 50 % мировой добычи угля, 64 % - нефти, 53 % - выплавки стали, 17 % - производства зерна, 63 % - кукурузы. Соединенные Штаты сосредоточили в своих руках 2/3 золотого запаса и 1/3 экспорта капиталистического мира.

Тогда же было принято решение  об учреждении международной инвестиционной организации, получившей название Мировой  банк реконструкции и развития (или  Мировой банк). А несколько ранее  в апреле 1944 г. было провозглашено  создание международного валютного  фонда (МВФ). Обе эти организации  в значительной степени зависели от США, предоставивших им первоначальный капитал.

Укрепление экономического положения США позволило им осуществлять новую внешнеэкономическую стратегию, получившую название "Пакс Американа" - либеральное устройство мира под американским покровительством. Наиболее ярким ее проявлением стала серия соглашений по таможенным тарифам 1946-1947 гг., послужившая основой для возникновения ГАТТ (Генерального соглашения о тарифах и торговле) в 1948 г. Однако успешное развитие мировой торговли в немалой степени зависело от восстановления европейской экономики. Первоначально США пытались решить проблемы, предоставляя западноевропейским странам краткосрочные кредиты, сумма которых к 15 августа 1947 г. составила уже 7 263 млн. долл. Однако начало "холодной войны" потребовало смены тактики. Так появился знаменитый план Маршалла, выдвинутый 5 июня 1947 г.

Основные направления  плана

* модернизация инфраструктуры

* увеличение объемов производства

* рационализация структуры  экономики

* рационализация производства  в сельском хозяйстве и легкой  промышленности

* денежная и финансовая  стабилизация

Результаты

* создание Европейской  организации экономического сотрудничества (1948)

* либерализация торговли  и платежей

* увеличение выпуска продукции  в базовых отраслях с 1947 по 1950 гг. на 50%

* повышение конкурентоспособности  европейских товаров на внешнем  рынке

* изменение структуры  экспорта европейских стран (увеличение  доли промышленных товаров)

39. Национальные программы возрождения экономики

На общем фоне послевоенного  состояния экономики западноевропейских стран особенно удручающе выглядела  Германия. В 1946 г. промышленное производство составляло около 1/3 от довоенного 1939 г., лет на 30 назад было отброшено  сельское хозяйство. Инфляция достигала 600 % к довоенному уровню. Разработанные еще в ходе второй мировой войны и окончательно согласованные на Берлинской (Потсдамской) конференции 1945 г. принципы послевоенного устройства Германии предусматривали ее полное разоружение и демилитаризацию. В порядке частичного возмещения убытков странам антигитлеровской коалиции Германия должна была выплатить репарации в объеме 20 млрд. долл., в том числе в виде оборудования.

Начало функционирования модели социального рыночного хозяйства  в Западной Германии относится к  середине 1948 года, когда начала осуществляться хозяйственная реформа Эрхарда. Она состояла из двух частей: денежной и ценовой реформ.

Еще в начале 1948 г. по американскому  образцу был основан Банк немецких земель. В Германии стала складываться двухуровневая система, в которой  Центральный банк был наделен  следующими функциями:

* учет векселей;

* операции на свободном  рынке;

* регулирование денежного  рынка (определение резервов коммерческих  банков);

* все платежные операции  с заграницей;

* эмиссия денег.

21 июня 1948 г. с объявления  рейхсмарок недействительными началось осуществление денежной реформы. Замена рейхсмарок дойчмарками по курсу 100: 6,5 привела к тому, что 93,5 % денежной массы уничтожилось.

4 июня 1948 г. был обнародован  закон о принципах хозяйственной  структуры и политике цен. Цены  отпускались на свободу, отменялись  административное распределение  ресурсов и многочисленные нормативные  документы, регулировавшие до  этого экономические отношения.  Однако свободные цены не распространялись  на ряд продуктов питания, некоторые  виды сырья (уголь, чугун, сталь,  минеральные удобрения), а также  на жилье и энергоносители. Кроме  того, государство вплоть до обратимости  западногерманской марки в начале 50-х гг. сохраняло за собой монополию во внешней торговле.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории мировой экономики"