Шпаргалка по "Экономическому анализу"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 16:34, шпаргалка

Описание работы

Гос-й бюджет: эк. сущность, функции, структура
Равновесная цена на рынке, дефицит и излишки на конкурентном рынке. Государственное регулирование цен
Бизнес- план необходим, если нужно:1) начать новый бизнес, 2) расширить свой бизнес,3) продать или передать его другому лицу, 4) получить ссуду.
Экономическая оценка инвестиций
Реальные инвестиции

Файлы: 1 файл

шпора по эк анализу.doc

— 106.50 Кб (Скачать файл)

Гос-й бюджет: эк. сущность, функции, структура

Госбюджет рассм-ся как  ведущее звено финансовой системы и основная финансовая категория. В нем объединяются главные доходы и расходы гос-ва и, соответственно, основные фин категории (налоги, госкредит, госрасходы) в их действии, т.е. ч/з бюджет осущ-ся постоянная мобилизация ресурсов и их расходование. Бюджет – основной инструмент финансового регулирования. Бюджетное регулирование – процесс распределения доходов и перераспределения средств, между бюджетами разных уровней, в целях выравнивания их доходной базы. Задачи бюджетного регулирования: поддержание стабильности экономики, обеспечивая её сбалансированность; предотвращение кризисных ситуаций; проведение антикризисных мероприятий; обеспечение структурных сдвигов. Основой бюджетного регулирования является закрепление источников дохода за бюджетами разного уровня.Понятие «бюджет» рассм-ся в различных аспектах: 1. как сов-ть эк-х отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования гос-го централизованного фонда ДС; 2. как правовая категория б-т представляет собой правовой акт, содержащий основной финплан образования, распределения и использования централизованного денежного фонда гос-ва, имеющий форму и силу закона; 3. в матер. смысле б-т предст. собой гос-й централизованный фонд ДС. Госбюджет – форма образования и расходования фонда ДС, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций гос-ва. 1. Госбюджет обеспечивает для органов госуправления возможность выполнения ими своих функций, включая воздействие на функционирование рынков товаров и услуг, финансовых рынков и распределение доходов в секторах экономики. Б-т явл-ся инструментом мобилизации средств всех секторов эк-ки для проведения гос-й внутренней и внешней политики. С помощью б-та осущ-ся межсекторальное ( гос-й и частный сектор), межотраслевое и межтерриториальное перераспределение ВВП, гос-е регулирование и стимулирование эк-ки, финансирование соц-й политики с учетом долгосрочных интересов страны. Т.обр. в б-те отражаются финансовые взаимоотношение гос-ва с плательщиками налоговых и неналоговых средств в б-т и получателями бюд-х средств по поводу формирования и расходования бюд-х средств. 2. Аккумуляция средств в бюджете позволяет гос-ву осуществлять соц-е программы, направленные на развитие культуры, здравоохранения, образования, поддержку семей с низкими доходами, решение жилищной проблемы. 3. Централизуя и распределяя денежные ресурсы, гос-во получает возможность корректировать действие саморегулирующегося рыночного механизма. Средства, мобилизуемые ч/з гос-й б-т и гос-е внеб-е фонды, используются для расходов на общегос-е нужды, к-е на м/б удовлетворены за счет частного предпринимательства. К ним, в частности, относятся гос-е управление, общественная безопасность граждан, соц-е программы, экология и оборона. Перераспределение ресурсов м/у секторами эк-ки, отраслями, соц-ми группами и территориями  явл-ся важным рычагом реструктуризации  эк-ки, реализации целевых и научно-технических программ. 4. В процессе бюджетного планирования и исполнения б-та осущ-ся контроль за финансово-хоз-й деятельностью н/х. В условиях перехода на рыночные отношения значение бюдж-го контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использовании усиливается.  Из этих особенностей вытекают функции б-та. Госбюджет выполняет следующие функции: 1. перераспределение НД и ВВП. 2. гос-е регулирование и стимулирование эк-ки. 3. фин-е обеспечение соц-й политики. 4. контроль за образованием и использованием централизованного фонда ДС. Структура. Расходы федер-го б-та. Расходы – затраты, возникающие в связи с выполнением гос-вом своих задач и функций. Каждый вид расходов обладает кол-й и кач-й хар-кой. Кач-я хар-ка отражает эк-ю природу того или иного расхода и позволяет установить назначение б-х расходов. Кол-я хар-ка позволяет установить величину. Расходы класс-ся по ряду признаков: 1) эк-я классификация расходов показывает влияние расходов на расширенный процесс воспроизводства, в связи с этим расходы делят на текущие и капитальные. Текущие расходы обеспечивают финансирование текущей деят-ти гос-ва (выплата з/п, начисления на нее, приобретение предметов снабжения и расходных материалов, командировки, оплата коммун-х и транспортных услуг и др.). капитальные расходы связаны с финансированием инновационной и инвестиционной деят-ти гос-ва (приобретение оборудования, новое строит-во, капремонт) 2) функциональная классификация отражает сферы деят-ти, в к-е направляются ДС: гос-е управление и местное самоуправление; судебная власть; международная деят-ть; нац-я оборона; правоохранит-я деят-ть и обоспечение безопасности гос-ва;  фундаментальные исследования и содействия НТП; пром-ть, энергетика, строительство; с/х и рыболовство;  охрана окружающей природной среды и прир-х ресурсов;  транспорт, дорожное хоз-во, связь и информатика; предупреждение и ликвидация последствий ЧС и стихийных бедствий;  образование, культура, искусство, СМИ, здравоохранение; обслуживание госдолга; пополнение госзапасов и резервов; финпомощь бюджетам др. уровней; целевые б-е фонды и др. 3) ведомственная класс-я позволяет выделить соответствующие министерства, ведомства или др. гос-е учреждения, получающие бюджетное ассигнование. 4) класс-я по целевому назначению, т.е. по конкретным видам затрат. Такая класс-я явл-ся необходимой для обеспечения эф-го контроля за использованием бюджетных ассигнований. 5) территориальная класс-я (расходы фед-го бюджета, б-тов субъектов РФ, местных б-тов).

Доходы фед-го бюджета. Доходы б-та – часть централизованных фондов гос-ва, необходимых для выполнения его функций. Они выражают эк. отношения, возникающие в процессе формирования фондов ДС и поступают в распоряжение органов власти разных уровней. Гл. мат-й источник доходов – НД. Огосударствление НД осущ-ся след. методами: 1. перераспределение НД (с помощью налогов); 2. гос-е займы. К этому методу гос-во прибегает при возникновении б-го дефицита. Сущ-ют 2 пути получения займов: у юр. лиц и физических лиц путем выпуска ЦБ от имени гос-ва и кредиты, полученные у ЦБ и др. кредитных учреждений. Увеличение объемов кредитных операций ведет к росту гос-го долга. Гос-й долг связан с налогами, т.к. погашение и выплата % за пользование кредитом осущ-ся за счет налогов; 3. эмиссия бумажных ден.

Классификация доходов: 1. по источникам образования: налоги с юр. лиц; налоги с населения; займы;  поступления от реализации гос-й собственности. 2. по методам взимания:  налоговые; неналоговые. 3. по видам налогов: прямые; косвенные. прямые налоги предполагают непосредственное изъятие части доходов налогоплательщика (налог на прибыль организаций и пр-й, НДФЛ, налог на имущество). косвенные налоги взимаются в ценах ТиУ (акцизы, НДС, таможенные пошлины).  Доходы: налоговые (налог на прибыль пр-й, НДФЛ, налог на игорный бизнес, НДС, акцизы, федеральные лицензионные и регистрационные сборы, налог на покупку ин денежных знаков, налог на операции с ЦБ, платежи а пользование природными ресурсами, ввозные и вывозные таможенные пошлины, др.); неналоговые (доходы от имущества, находящегося в гос-й собственности, от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов госвласти); доходы целевых бюджетных фондов. Структура бюджета: ст.1. Доходы и полученные официальные трансферты: 1.1. Доходы: 1.1.1. Текущие доходы; 1.1.1.1. Налоговые поступления; 1.1.1.2. Не налоговые поступления; 1.1.2. Доходы от операций с капиталом. 1.2. Полученные Официальные трансферты: 1.2.1.Текущие; 1.2.2. Капитальные. Ст. 2. Расходы и кредитование минус погашение: 2.1. Расходы: 2.1.1. Текущие; 2.1.2. Капитальные. 2.2. Кредитование минус погашение: 2.2.1. Валовое кредитование других секторов; 2.2.2.Погашение кредитов предоставлен. другим секторам. Ст. 3. Дефицит или профицит (ст. 1 – ст. 2). Ст. 4. Финансирование дефицита (4.2. – 4.1. + 4.4. – 4.3. + 4.5.): 4.1. Финансовые активы приобретённые гос-вом в целях управления ликвидностью; 4.2. Поступление от продажи финансовых активов приобрет. Гос-вом в целях управления ликвидностью; 4.3. Платежи по обязательствам сектора гос. Управления (погашение долгов гос-ва); 4.4. Принятие обязательств сектором гос. управления (гос заимствование); 4.5. Изменение остатков наличных денежных средств. Ст. 5. Государственный долг. Бюджетная классификация – группировка доходов и расходов бюджета всех уровней бюджетной системы а также источников финансирования дефицита этих бюджетов используемой для составления и исполнения бюджета и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех уровней. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Равновесная цена на рынке, дефицит и излишки на конкурентном рынке. Государственное регулирование цен.

На рынке типичными могут  быть три соотношения спроса и  предложения.


1 вариант: спрос = предложению.  Этот вариант отражен на рисунке,  из которого видно, что при  пересечении кривых спроса и предложения обнаруживается равновесная точка Р. В ней полностью совпадают спрос и предложение. Если спроецировать равновесную точку на ось ординат, то мы определим равновесную цену Цр. В ней полностью совпадают цены продавцов и покупателей.


              Цена


                    С2                                                 П2

 

 

 

 

                                    Р

      Цр


                                                                        С1

               П1

                                                                                                                            Кол-во Т

                                   Кр


 

 

 

Равновесная цена – это есть та рыночная цена, которая выражает сущность равенства спроса и предложения.

Равновесная цена и равновесное  кол-во обладают следующими свойствами:

    • Здесь товаров представлено на рынке не больше и не меньше, чем нужно для потребления людей. Все затраты на производство благ окупаются их продажей по равновесной цене. Таким образом, достигнутое равновесие свидетельствует о наибольшей экономической эффективности сложившейся рыночной ситуации.
    • В точке равновесия выражен и наибольший социальный эффект. За равновесную цену потребитель приобретает предельное (для его дохода) кол-во полезностей.
    • На рынке не обнаруживается не избытка товаров (кол-во, которое излишне для продажи при данном объеме доходов населения), ни дефицита (нехватки) благ.

2 вариант: предложение  товаров превышает спрос покупателей.  На рисунке зона избытка товаров занимает пространство С2- Р-П2. Такое относительное товарное обилие может быть результатом не только излишнего производства изделий. Оно является также следствием непомерного вздувания цен, невысокого кач-ва продуктов, дефицита денег у населения при неудовлетворенных потребностях или каких-либо других обстоятельствах. Когда возникает зхатоваривание рынка излишними продуктами, не находящими сбыта, то при определенных условиях может возникнуть кризис перепроизводства. Определенным выходом из неблагоприятной ситуации может быть снижение цен (уценка товаров, их сезонная распродажа).

3 вариант: спрос превышает предложение.  На рисунке зона дефицита товаров  занимает пространство П1-Р-С1. Такая  нехватка благ возникает по  разным причинам:

    • Когды выпускается мало изделий, пользующихся повышенным спросом,
    • Если цены искусственно занижаются (ниже стоимости или равновесной цены), что вызывает растущий спрос,
    • Когда денежные доходы населения повышаются быстрее, чем расширяется производство.

Постоянный дефицит  товаров может при определенных условиях перерасти в кризис недопроизводства. Рынок реагирует на товарный дефицит  прямым или скрытым ростом цен. Одновременно расширяются масштабы спекуляции – скупка недостающих вещей по более низким ценам и их перепродажа по более высоким ценам в целях наживы. Выходом из критической ситуации может служить некоторое уменьшение роста денежных доходов населения, увеличение производства пользующихся спросом товаров или повышение рыночных цен на них.

Таким образом, за верхним и нижним пределами равновесной точки на рынке несомненно существуют две неблагоприятные зоны. Они свидетельствуют о неблагополучии экономического положения либо продавцов, либо покупателей.

Если рынок не способен своими силами преодолеть неравновесное состояние (избавляться от избытка или дефицита товаров), то включается механизм гос-ного регулирования цен. Рассмотрим 2 варианта.

    • Установление верхней границы цен, выше которой продавать продукцию запрещается. При этом установленный потолок цен, естественно, ниже равновесного уровня. В странах с рыночной экономикой такая мера принимается в периоды острого товарного дефицита (например, во время войны), когда свободные рыночные цены для большинства населения недоступно высоки. Подобное регулирование позволяет потребителям приобретать товары первой необходимости, которые они не смогли бы купить при равновесных ценах. Однако здесь возникает цепочка негативных последствий. Нарушение рыночного саморегулирования вызывает:

- устойчивый дефицит  товаров,

- необходимость гос-ного нормирования дефицитной продукции для потребителей (например, через карточную систему),

- растет контролирующий бюрократический  аппарат,

- появляются нелегальные, черные  рынки, фальшивые потребительские  карточки…

    • Установление нижней границы цен применяется, когда гос-во хочет обеспечить достаточный уровень доходов определенным производителям (чаще всего фермерам). В данном случае установленная правительством минимальная цена выше цены равновесия. Это также порождает негативные последствия. Выключение рыночной саморегулировки ведет к:

- образованию устойчивого  излишка продукции (завышенная  цена стимулирует предложение,  одновременно сужая спрос),

- гос-во вынуждено  ограничивать производство (например, диктуя пределы посевных площадей), либо закупать излишки продукции (тем самым субсидируя фермеров). При этом встает проблема хранения, использования или ликвидации закупленной излишней продукции.

Таким образом, государственное регулирование  цен выключает механизм рыночного  саморегулирования. Если свободно устанавливающиеся цены автоматически согласуют спрос с предложением, то регулируемые цены этого не делают. Образуются дефициты и излишки продукции, и обществу приходится справляться с порождаемыми ими проблемами.

Гос-во может воздействовать на рыночную цену и через:

    • введение косвенного налога (который непосредственно включен в стоимость товара) вызывает стремление производителя увеличить цену предложения, чтобы уменьшить свои потери. Объем спроса уменьшится. Часть суммы, заплаченной покупателями, идет гос-ву, т. е. продавцы получат меньше, чем заплатят покупатели. Предложение уменьшится.
    • установление дотаций означает, что часть цены производителей оплачивается гос-вом. То есть весь объем произведенного товара будет предлагаться для реализации фактически по меньшей цене, чем цена равновесия. Предложение увеличится.

Субсидии потребителям оказывают повышающее воздействие  на спрос и стимулируют предложение. Равновесная цена растет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бизнес- план необходим, если нужно:1) начать новый бизнес, 2) расширить свой бизнес,3) продать или передать его другому лицу, 4) получить ссуду.

Основные разделы бизнес – плана  в соответствии с методологией Международной  школы бизнеса в Манчестере:

Информация о работе Шпаргалка по "Экономическому анализу"