Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 08:13, шпаргалка

Описание работы

1.Предмет, метод и функции экономической теории. Микро и макроэкономика.
2.Экономическая система и способ ее функционирования. Типы экономических систем.
3.Основные проблемы экономической организации в условиях ограниченности ресурсов и безграничности потребностей. Кривая производственных возможностей.
....
22. Экономический цикл, его фазы. Деформация экономического цикла в России.

Файлы: 1 файл

экономика.docx

— 71.87 Кб (Скачать файл)

1.Предмет, метод и функции  экономической теории. Микро и  макроэкономика.

. Экономическая теория – это  наука об использовании людьми  редких или ограниченных производственных  ресурсов для производства различных  товаров и распределения их  между людьми в целях потребления.

Задача экономической теории состоит  в том, чтобы описать, проанализировать и объяснить динамику производства, цен, безработицы и других подобных явлений, а также установить соотношения  между ними.

Экономическая теория использует широкий  спектр методов научного познания:

  • Важнейшим из них является метод научной абстракции. Он состоит в очищении исследования объекта от случайного, временного и определении постоянных, типичных, характерных черт.
  • Метод индукции – движение мысли от частных к общим умозаключениям.
  • Метод дедукции – движение мысли от общих положений к частным определениям.

Необходимо отметить, что существует два типа экономических суждений: позитивные суждения – им свойственен  подход к экономическим процессам  как к объективной реальности (например - низкие пенсии потому, что  недостаточно денег в федеральном  бюджете); нормативные суждения –  подход к экономическим процессам  с позиции справедливости и  этических  норм. Таким образом, столкновение этих суждений во многом и определяет содержание политических процессов в стране и направленность социально-экономического развития.

  • Позитивная экономика – изучает факты экономической жизни и описывает процессы и механизмы функционирования различных хозяйственных структур.
  • Нормативная экономика – пытается ответить на вопросы: на сколько хорошо, справедливо  то или иное решение, т.е. затрагивает проблемы этического, оценочного характера (сфера политических решений; например: каким образом следует сокращать бюджетный дефицит – повышая налоги или сокращая расходы правительства).

В зависимости от уровня изучения процессов и явлений экономической  жизни обычно различают микроэкономику и макроэкономику.

  • Микроэкономика – анализирует причины, закономерности и последствия функционирования отдельных субъектов в рыночной экономике (ДХ, фирмы, банки, отрасли производства, товарные и финансовые рынки).
  • Макроэкономика – рассматривает совокупные показатели дохода, занятости, динамики цен, определяет закономерности государственной экономической политики, т.е. рассматривает экономику как единое целое.

 

2.Экономическая система и способ  ее функционирования. Типы экономических  систем.

Система – целое составленное из частей; множество элементов, находящихся  в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность  и единство.

Свойства системы:

  • Целостность (сумма свойств подсистем не равна свойству системы);
  • Противоречивость (целое и часть);
  • Инерционность (экономическая пассивность, жажда перераспределения, ожидание «доброго царя» и т.д.)

Экономическое пространство напоминает бассейн перегороженный решетками  – вода одна, а плавать нельзя!

Отношение системы к новому элементу:

  • Старое победит новое;
  • Старое окружит новое оболочкой как занозу;
  • Новое перестроит старое.

 

 

 

3.Основные проблемы экономической  организации в условиях ограниченности  ресурсов и безграничности потребностей. Кривая производственных возможностей.

Следствием ограниченности ресурсов является конкуренция между альтернативными  целями их использования. Эффективность  экономической системы во многом зависит от оптимального распределения  ограниченных ресурсов. Решение о  производстве или потреблении одного товара всегда есть отказ от производства или потребления другого товара.

Классический пример - КПВ: пушки  и масло.

Поскольку производство использует ресурсы  которые могли бы быть использованы где-то в другом месте, то производство товара влечет за собой потерю возможности  производить другой товар, т.о. все  имеет альтернативную стоимость.

Альтернативная стоимость –  стоимость измеренная с точки  зрения потерянной возможности заниматься наилучшей из доступных альтернативных деятельностей, требующей того же самого времени или тех же ресурсов.

Для удобства производительные ресурсы  делят на 5 основных категорий: труд, земля, капитал, предпринимательские  способности и информация. Закон убывающей производительности факторов производства.

 

4.Координирование  экономических выборов (иерархия  и рынок). Характерные черты, функции,  преимущества и недостатки рыночной  экономики.

Для того чтобы экономика функционировала, она должна обладать способами координирования  выборов хозяйственных субъектов. В истории существует два типа координирования:

  • Стихийный порядок, в котором люди приспосабливают свои действия к условиям, основываясь на информации и стимулах.
  • Иерархия, в которой индивидуальные действия подчинены инструкциям центральной власти. (пример с очередью в кассы магазина)

Перед любым обществом, независимо от способа организации общественного  производства, стоят одинаковые по своей сути вопросы: Что производить? Как производить? Для кого производить?  Разные подходы к решению этих основных проблем экономической  организации общества и обусловили появление и развитие различных  типов экономических систем.

Экономическая система

Что?

Как?

Для кого?

Традиционная

На основе обычаев и традиций. Наборы благ практически не изменяются.

На основе традиций, технологии производства совершенствуются медленно. Преобладают  ручной труд и натуральное хозяйство.

Готовый продукт получает тот, кто  его произвел, но его существенная часть передается властьимущим.

Командная

На основе планов и нормативов.

На основе плана внедрения достижений НТП в производство.

Основные блага распределяются поровну, а дефицитные по очереди  или в зависимости от места  в иерархии власти.

Рыночная

Решают производители, учитывая желания  потребителей.

Решают производители, и выбирают наиболее эффективные технологии производства.

Продукция распределяется посредством  рыночного механизма. Получит тот, кто больше заплатит.


 

 

6. Предложение, его неценовые детерминанты, закон предложения.

Предложение – показывает, какое количество продукта будет предъявлено к  продаже по разным ценам. Кривая предложения  имеет положительный наклон.

Закон предложения - на любом рынке, при  прочих равных условиях, существует прямая зависимость между ценой товара и величиной предложения.

Однако на положение кривой воздействуют неценовые детерминанты предложения, сдвигая ее вправо или влево (цены на ресурсы, изменение технологии, количество продавцов, цены на другие товары (производимые из этих же ресурсов – кукуруза и пшеница), налоги и дотации, ожидания по поводу будущего состояния рынка).

 

 

 

 

5. Спрос, его неценовые детерминанты, закон спроса.

Весь  механизм функционирования рыночной экономики, по сути дела, определяется столкновением  спроса и предложения. В процессе взаимодействия рыночного спроса и  рыночного предложения достигается  равновесное состояние рынка, что, однако не означает соответствия объемов  спроса объему предложения, чем во многом и объясняется товарное изобилие. Именно рыночными взаимодействиями можно объяснить особенности  мотиваций экономических субъектов.                                                                   

Спрос – обобщающий термин, который описывает  поведение фактических и потенциальных  покупателей товара. Всегда необходимо различать грань между желанием иметь товар и желанием его  приобрести. Здесь необходимо различать  категории «спроса», которая характеризует  только желание  иметь товар  и  «величины спроса», отражающей уже  конкретные параметры спроса: сколько  товаров потребители готовы приобрести, по какой цене, и за какой промежуток времени.

Зависимость объема спроса от цены выражено в законе спроса – на любом рынке, при прочих равных условиях, существует обратная зависимость между ценой товара и величиной спроса. Необходимо иметь  в виду, что кривая спроса отражает лишь характер реакции потребителя  на изменение цены и построить  кривую спроса можно только на основе конкретных рыночных реакций потребителя. Графически эта зависимость выглядит следующим образом.

Конфигурация  кривой спроса объясняется с помощью  двух эффектов: дохода и замещения. Снижение цены или увеличение дохода, что совершенно однозначно, делает нас реально богаче и позволяет  расширить объем спроса.

На  динамику спроса влияют и неценовые  факторы (детерминанты), сдвигающие кривую спроса вправо или влево (потребительские  вкусы, изменение доходов (нормальный и низший товар), количество потребителей, потребительские ожидания (инфляция, перспектива роста доходов, погода), цены на сопряженные товары (взаимозаменяющие и взаимодополняющие товары)).

 

7. Взаимодействие  спроса и предложения. Рыночное  равновесие.

При совмещении кривых спроса и предложения и  образуется равновесная цена. В реальной экономике равновесная цена существует как момент, постоянным же является отклонение цены от ее равновесного уровня в ту или иную сторону, чем во многом  и объясняется дефицит или  излишек товаров. Но рынок тем  и доказывает свою эффективность  – практически моментально восстанавливая нарушенное равновесие: сдвиг кривой спроса влево увеличивает избыток, что оказывает давление на цену сверху; сдвиг кривой предложения влево увеличивает дефицит и давит на цену снизу. Т.о. равновесная цена – прямое подтверждение стихийной экономической координации.

 

8. Понятие  эластичности спроса, виды эластичности.

Может показаться, что закон спроса и  предложения полностью описывает  рыночные процессы, однако анализ эластичности, т.е. реакции и потребителя и  производителя на изменение ценовых  и неценовых факторов отрицает автоматизм их рыночного поведения. Необходимо принимать во внимание и тот факт, что на выбор, как потребителя, так  и производителя влияет осознание  каждым из них собственных целей, кстати, это присуще не всем субъектам  экономической системы. Очевидно, что  для потребителя основной целью  является максимизация полезности от полученного дохода, а для производителя, в противовес устоявшемуся мнению, избежание банкротства.

Эластичность  – мера реакции одной переменной на изменение другой, выраженная как  отношение процентных изменений.

Спрос и предложение могут быть: эластичными, неэластичными, абсолютно эластичными, абсолютно неэластичными и единичной  эластичности.

Факторы эластичности предложения (проблемы приспособления к новому уровню цены, т.е. реакция  предложения на цепочку рост спроса – рост цены – рост предложения не совсем проста):

  • Дифференциация затрат на разных фирмах, т.е. их относительная дефицитность.
  • Мобильность капитала, т.е. быстрый перелив из одной отрасли в другую.
  • Степень использования мощностей (коэффициент сменности).
  • Наличие свободных трудовых ресурсов.
  • Время (скорость перестройки определена возможностями технологии).

9. Функции  денег. Определение размеров денежной  массы (предложение и спрос  на деньги).

Деньги, в сущности, представляют собой долговые обязательства государства и  депозитных учреждений, и их ценность во многом определяется соотношением спроса на них и их предложения. На ценность денег большое влияние оказывает господствующее в обществе к ним отношение.

Большинство экономистов склонны  выяснять сущность денег, анализируя их функции как: меры стоимости; средства обращения (деньги как посредник); средства платежа; средства сбережения; мировых денег. В конечном счете, эффективность денежного обращения определяется их способностью к обслуживанию товарных потоков, во многом зависит от свойств экономической системы и регулирующих усилий государства – и в этом смысле, деньги считают категорией макроэкономического характера. Однако, деньги играют существенную роль не только на макро уровне, представляя собой объект госрегулирования, но и на микро уровне, являясь и оценочным инструментом, и целью деятельности, и элементом системы мотивации, как производителя, так и потребителя

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"