Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 22:00, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика".
1.Предмет макроэкономики. Методы и модели макроэкономики.
Макроэкономика – направление экон. теории, которое изучат национальную экономику как единый, целый, живой организм (создатель Джон Мейранд Кейнс). Предмет макроэкономики — выявление закономерностей развития экономики в целом, т.е. состояние (статистика) и динамика (развитие). Макроэкономика изучает поведения всех экономических субъектов и их совокупное взаимодействие. Основными специфическими методами исследования в макроэкономике являются: агрегирование и моделирование. Агрегирование – укрупнение экономических показателей посредством их объединения в единый общий показатель (создание агрегатов, совокупных величин). Агрегированные величины характеризуют развитие экономики как единого целого. Сектор домашних хозяйств является основным потребителем рыночных продуктов и собственником факторов производства. Он формирует предложение рабочей силы и спрос на блага. Взамен получает доход, часть которого потребляет, а часть сберегает. Предпринимательский сектор поставляет продукцию на рынок благ. Он предъявляет спрос на факторы производства и производит инвестирование. Государственный сектор производит общественные блага, взимает налоги, выплачивает трансферты, формирует предложение денег и создает условия для оптимального функционирования экономики. Иностранный сектор представляет собой совокупность экономических субъектов за границей и иностранных государственных институтов. Используется для определения состояния национального платежного баланса. Экономические переменные, величина которых задается до построения модели принимают за экзогенные (внешние). Макроэкономическая модель дает возможность определить эндогенные (внутренние) экономические переменные, величина которых устанавливается в процессе решения выдвинутой задачи. Задачей макроэкономики является объяснение развития эндогенных переменных при существующих экзогенных. Модели: простого, расширенного воспроизводства, социальная и открытая модели кругооборота.
2.Эндогенные и экзогенные
3.Экономические субъекты (домохозяйства, бизнес, государственный сектор и зарубежные партнеры). Резиденты и нерезиденты. Сектора домашних хозяйств - формируют предложение рабочей силы и спрос на блага, потребляют часть получаемого дохода, а другую его часть — сберегает. Домашние хозяйства стремятся максимизировать полезность при минимуме затрат; предпринимательские сектора — совокупности всех фирм в стране, которые предъявляют спрос на факторы производства, создают предложение благ и осуществляют инвестирование. В своей деятельности предпринимательский сектор, как правило, стремится к максимизации прибыли; государственные сектора - создают такие специфические блага, как безопасность, наука, услуги инфраструктур. Государство производит и закупает блага, взимает налоги, выплачивает трансферты, формирует предложение денег; сектора заграницы, представляют собой совокупность экономических субъектов за границей и иностранных государственных институтов. Сектор заграницы исследуется главным образом для определения состояния национального платежного баланса и валютного курса. Резиденты — это экономические агенты, постоянно находящиеся на территории данной страны, независимо от их гражданства или принадлежности капитала. Нерезиденты — это экономические агенты, постоянно находящиеся на территории зарубежного государства, даже если они являются гражданами данной страны.
4.Доход и продукт в
5. Основные макроэкономические показатели (ВВП, ВНД) и методы их расчета.(ВВП) — макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг произведённых во всех отраслях экономики на территории государства за определенный период времени (за год) ВВП по доходам. ВВП = Национальный доход + амортизация + косвенные налоги — субсидии — чистый факторный доход из-за границы (или + чистый факторный доход иностранцев, работающих на территории данной страны), где: Национальный доход = заработная плата + арендная плата + процентные платежи + прибыль корпораций. ВВП по расходам,где ВВП = Конечное потребление + Инвестиции (то есть покупка станков, оборудования, запасов, места производства) + Государственные расходы + Чистый экспорт (как положительный так и отрицательный). ВВП по добавленной стоимости (производственный метод) ВВП = сумма добавленных стоимостей. Общая добавленная стоимость = общий уровень выпуска — общая ценность промежуточной продукции. Валовой национальный доход (ВНД) выражается суммой первичных доходов, полученных резидентами данной страны за соответствующий период, как в пределах национальной территории, так и за границей, за вычетом доходов, переданных за границу. ВНД = ВВП + сальдо первичных доходов, полученных из-за границы или переданных за границу(оплату труда, дивиденды)
6. Система национального
7. Номинальный и реальный ВВП. Дефлятор. Индексы цен.
Номинальный ВВП – это ВВП, рассчитанный в текущих ценах, в ценах данного года. На величину номин. ВВП оказывают влияние: изменение реального объема производства, изменение уровня цен. Чтобы измерить реальный ВВП, необходимо «очистить» номинальный ВНП от воздействия на него изменения уровня цен. Реальный ВВП – это ВВП, измеренный в сопоставимых (неизменных) ценах, в ценах базового года. При этом, базовым годом может быть выбран любой год, хронологически как раньше, так и позже текущего. Реальный ВВП = Номинальный ВВП / Общий уровень цен. Дефлятор – показатель уровня инфляции (расчет: отношение номинального ВВП, выраженного в рыночных ценах текущего года, к реальному ВВП, выраженных в ценах базисного года). Индекс потребительских цен - создан для измерения среднего уровня цен на товары и услуги (потребительской корзины) за определенный период в экономике. Индекс потребительских цен рассчитывается как частное суммы произведений цен текущего года на выпуск базового года к сумме произведения уровня цен и выпуска базисного года. Вся дробь затем умножается на 100 %.
8.Понятие и структура
9.Понятие и виды
I — кейнсианский отрезок; II — классический
отрезок; III — промежуточный отрезок.
Горизонтальный отрезок кривой AS соответствует
экономике спада, высокому уровню безработицы
и недоиспользованию производственных
мощностей. В этих условиях любое повышение
AD — желательно, так как оно ведет к росту
объема производства и занятости, не увеличивая
при этом общий уровень цен. Промежуточный отрезок
кривой AS предполагает такую воспроизводственную
ситуацию, когда увеличение реального
объема производства сопровождается некоторым
ростом цен, что связано с неравномерным
развитием отраслей и применением менее
производительных ресурсов, поскольку
более эффективные ресурсы уже задействованы. Вертикальный отрезок
кривой AS имеет место тогда, когда экономика
работает на полную мощность и достичь
дальнейшего роста объема производства
в короткий срок уже невозможно. Увеличение
совокупного спроса в этих условиях приведет
к повышению общего уровня цен.
10.Совокупный спрос: ценовые
и неценовые факторы
Эффект процентной
ставки: с повышением уровня цен повышаются
и процентные ставки, а рост процентных
ставок сопровождается сокращением потребительских
расходов и инвестиций.
Эффект материальных
ценностей (эффект богатства) : с ростом
цен покупательная способность таких
финансовых активов, как срочные счета,
облигации снижается, реальные доходы
населения падают, а значит, сокращается
покупательная способность семей. Если
же цены будут снижаться, покупательная
способность будет повышаться, а расходы
будут увеличиваться.
Эффект импортных
закупок выражается в соотношении
национальных цен и цен на международном
рынке. Если цены на национальном рынке
возрастут, покупатели больше купят импортных
товаров, а на международном рынке сократится
продажа отечественных товаров. Таким
образом, эффект импортных закупок приводит
к уменьшению совокупного спроса на отечественные
товары и услуги. Снижение цен на товары
усиливает экспортные возможности экономики
и увеличивает долю экспорта в совокупном
спросе населения.
11. Совокупное предложение: ценовые и неценовые факторы совокупного спроса. Совокупное предложение —совокупная стоимость товаров и услуг, вновь созданная в национальной экономике. На графике AS можно выделить три отрезка: I — горизонтальный, или кейнсианский, отрезок; II — вертикальный, или классический, отрезок; III — восходящий, или промежуточный, отрезок. Ценовые факторы: I) Уровень издержек производства в расчете на единицу продукции фактически не меняется, а значит, и цены на создаваемые товары будут постоянны II) На этом участке любое изменение уровня цен в экономике не приведет к изменению реального объема производства в экономике. III) Увеличение объемов производства будет сопряжено с ростом издержек, а следовательно, и с ростом цен. Неценовые факторы: 1. Существующие цены на экономические ресурсы. Рост цен на ресурсы приводит к росту издержек производства, следовательно, совокупное предложение будет сокращаться, график AS сместится влево. 2. Уровень производительности экономических ресурсов и эффективность применяемых технологий. Внедрение новых технологий увеличивает производительность факторов производства и снижает издержки на единицу продукции. Это способствует росту совокупного предложения, его график будет смещаться вправо. 3. Уровень налогов, субсидий и дотаций. Рост налогов с предпринимательского сектора приведет к уменьшению прибыли. Естественным следствием этого станет сокращение совокупного предложения — график AS сместится влево. И наоборот, субсидии и дотации бизнесу из государственного бюджета позволят сократить издержки производства и простимулируют рост совокупного предложения — график AS сместится вправо. 4. . Меры государственного регулирования экономки. Как правило, расширение участия государства в экономической жизни сопровождается ростом издержек фирм и сокращением совокупного предложения.