Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 22:00, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика".

Файлы: 1 файл

bilety_ekonomika_50-50.doc

— 2.69 Мб (Скачать файл)

 

30.Противоречия экономического  роста и его государственное  регулирование. Экономический рост включает ещё и «производство» отходов, не только никому не нужных, но и вредных. Экономический рост приносит как благо, так и зло, более того, его отрицательные последствия подчас ставят под вопрос выживание человечества. Примеры тому – парниковый эффект (постоянный рост средних температур) или разрушение озонового слоя атмосферы, вызываемые загрязнением окружающей среды. Другое последствие сегодняшнего экономического роста – исчерпание природных ресурсов. Противоречие между целями государственного регулирования. Например, нужно одновременно сдерживать инфляционный рост цен и обеспечивать полную занятость, что, как мы видели, не всегда совместимо. Особо выделяется противоречие между социальной справедливостью и экономической эффективностью, которое проявляется в том, что стремление государства добиваться большей социальной справедливости путем более равномерного распределения национального дохода ведут к снижению эффективности производства того же национального дохода. В результате «национальный пирог» растет не столь быстро, ограничивая возможности повышения доходов беднейшей части населения. 2. Противоречие между моделями государственного регулирования. В основном это противоречие между моделями, предполагающими активное государственное вмешательство в экономику, и моделями, предполагающими весьма умеренное вмешательство. 3. Противоречие между инструментами государственного регулирования. Например, стимулирование совокупного спроса через налогово-бюджетную политику может вести к повышению ставки процента и сдерживать чистый экспорт. Сужает возможности экспорта и политика «дорогих денег». Не всегда избыточные банковские резервы, образующиеся под воздействием государственной политики, превращаются в кредиты, так как банки в период спада их ограничивают, заботясь о своей ликвидности. 4. Противоречия, вызываемые наличием временного лага между выявлением существующих в экономике проблем, принятием решений и проведением конкретных мероприятий. Экономика нередко реагирует на эти меры с запозданием, причем иногда эта реакция уже не соответствует изменившейся за время после принятия решения экономической ситуации.

 

31.Проблемы и особенности макроэкономической  динамики в современной России. В центре внимания макроэкономики находятся проблемы: * экономического роста; * общего экономического равновесия и условий его достижения; * макроэкономической нестабильности, измерения и способов регулирования экономических процессов; * измерения результатов национальной экономической деятельности и взаимосвязи между ними;

* оптимизации  внешнеэкономических связей и  отношений страны;

* анализа экономических  циклов; * эффективности макроэкономической  политики государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

32.Государственное регулирование  экономики: необходимость, цели  и направления. Государственное регулирование экономики - процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной концепции. Направления: 1) Обеспечение нормальных условий работы рыночного механизма, что предполагает регулярную демонополизацию экономики, ее антиинфляционную профилактику с помощью стабильной денежной политики, поддержание бездефицитной системы государственных финансов и др. 2) Выполнение функций, очерченных минимально необходимыми и максимально допустимыми границами вмешательства государства в экономику. В решении этих экономических проблем рыночный механизм обнаруживает свою несостоятельность или неэффективность. 3) Разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства, т.е. правовой основы предпринимательства, налогообложения, банковской системы и др. Цели: Высшими, «центральными» целями неизменно являются формирование наиболее благоприятных условий для поддержания экономического развития (включая его социальные сферы) и общественной стабильности. Цели второго порядка: создание благоприятных институциональных условий для увеличения прибыли и развертывания конкуренции, стимулирование умеренного (в соответствии с имеющимися ресурсами) экономического роста, Необходимость: 1. Несостоятельность конкуренции, выражающаяся в том, что на некоторых отраслевых и региональных рынках могут возникать (и возникают) монополии, которые, если этому не противодействует государство, своим ценообразованием наносят ущерб благосостоянию общества. 2. Наличие многочисленных товаров, жизненно необходимых обществу, которые либо не предлагаются рынком, либо, если и могли быть предложены, то в недостаточном количестве. Таких товаров (главным образом в форме услуг) много в сферах образования, здравоохранения, науки, культуры, обороны и др. 3. Внешние эффекты (экстерналии), типичный пример которых — загрязнение окружающей среды, нанесение теми или иными хозяйствующими субъектами экологического ущерба обществу, физическим и юридическим лицам. 4. Неполные рынки, одним из типичных примеров которых является рынок страховых услуг, прежде всего медицинских и пенсионных. 5. Несовершенство информации, во многих отношениях представляющей собой общественный товар, который в более или менее достаточном количестве при соответствующем качестве не может быть произведен без активного участия государства. 6. Безработица, инфляция, экономическое неравновесие, особенно резко проявляющееся в периоды кризисов (рецессий) и депрессий. 7. Излишне неравномерное распределение доходов, которое, если государство не принимает мер для «социальной компенсации» малоимущим и обездоленным слоям населения, ставит под угрозу общественную стабильность. 8. Наличие обязательных товаров (например, начальное образование), потреблять которые общество может заставить только государство, но никак не рынок.

 

 

 

33.Государственный бюджет: понятие,  структура, цели создания.

Государственный бюджет – денежный фонд, в котором представлена сумма доходов (налоги, неналоговые поступления и др.) и расходов (на социальные нужды, затраты на хозяйственные нужды, на оборону и внешнюю политику, платежи по гос. долгу и др.) государства за определённый период (1 год). В России утверждается Государственной Думой и Советом Федерации, подписывается Президентом РФ. Структура доходов и расходов определяет перспективные направления социально-экономической политики страны и необходимые ресурсы для ее реализации. Цели создания гос. бюджета: Бюджет является мощным рычагом гос. регулирования экономики. Воздействие государства на экономику происходит путем финансирования, выдачи субсидий, трансфертов и т.д. С помощью бюджета государство осуществляет сочетание централизованных и местных интересов регионов через распределение налогов, бюджет как экономический документ отражает политическую и социальную динамику общества.

 

34.Сущность, виды и функции налогов.  Налоговая система.

Налог – это принудительно изымаемые государством или местными властями средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций. Виды налогов: Прямые налоги — зависят от величины доходов и размера имущества. берутся с каждого гражданина и каждой действующей в стране фирмы. К основным видам прямых налогов относятся: 1)Подоходный налог - вид налогового платежа, при котором облагается доход юридического или физического лица, полученный в результате их деятельности или от использования имущества. 2) Налог на прибыль - налог на доходы юридических лиц, взимаемый по пропорциональным ставкам на основе налоговых деклараций этих лиц. Объектом налогообложения является валовая прибыль компаний за вычетом отдельных видов расходов, осуществляемых из прибыли и скидок (дивидендов, расходов на расширение производства, выплат процентов по задолженности, убытков и т.д.). 3)Налог на имущество - налог на собственность физических лиц, распространяющий свое действие на отдельные виды частной собственности граждан. Косвенные налоги — не зависят от величины доходов и размера имущества. Они существуют в виде надбавок к ценам определенных товаров, налогов с продаж и добавленной стоимости. К основным видам косвенных налогов относятся:  1) Акциз -  вид налога, включающийся в цену товара и изымающийся в государственный и местный бюджеты. 2) Налог на добавленную стоимость (НДС) – налог, взимаемый с предприятий на сумму прироста стоимости, исчисляемую в виде разности между выручкой от реализации товаров и услуг, суммой затрат на сырье, материалы, полуфабрикаты, полученные от других производителей, со стороны. 3)Таможенные пошлины - налог, уплачиваемый экспортерами и импортерами в процентах к стоимости экспортируемых и импортируемых товаров. По уровням управления (федеральные, региональные, местные): Федеральные налоги - налоги, идущие в федеральный бюджет (налог на добавленную стоимость; акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и виды минерального сырья; налог на прибыль организаций; подоходный налог с физических лиц; государственная пошлина; таможенная пошлина и др.). Региональные налоги – налоги, идущие в региональный бюджет (налог на имущество организаций; налог на недвижимость; транспортный налог и др.). Местные налоги - налоги и сборы, ставки которых устанавливаются представительными органами государственной власти, а налоговые суммы поступают в доходы местных органов государственной власти и расходуются ими (земельный налог; налог на имущество физических лиц; налог на рекламу; налог на наследование и дарение и др.).

По целевому назначению налога (общие, специальные): Общие налоги - поступают в единую казну государства, обезличиваются, используются для общегосударственных целей. Специальные налоги - имеют строго определенное назначение и обычно формируют внебюджетные целевые фонды. Функции налогов: Фискальная функция – функция, благодаря которой государство формирует денежные фонды. Экономическая (регулирующая) функция предполагает использование налогов в качестве инструмента перераспределения национального дохода, заинтересованности производителей и предпринимателей в развитии разнообразных видов деятельности по производству товаров и услуг. Распределительная функция – функция, с помощью которой в бюджете накапливаются денежные средства, которые могут быть направлены на решение общегосударственных проблем. Стимулирующая функция Проявляется в изменении объекта обложения, уменьшения налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки. Контрольная функция, опираясь на закон, может эффективно реализовываться только на основе принуждения, подчинения силе государственной власти и закону. Налоговая система - совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы.

35.Кривая Лаффера.

А. Лаффер доказал, что снижение налоговых ставок до предельной оптимальной величины способствует подъемы производства и росту доходов. Согласно его рассуждениям чрезмерное повышение налоговых ставок на доходы корпораций снижает у них стимулы к капиталозатратам, тормозит НТП, замедляет экономический рост.  На рисунке по оси ординат отложены налоговые ставки (T), а по оси абсцисс – поступления в бюджет (TR). При увеличении ставки налога (T)  доход государства в результате налогообложения (TR) увеличивается. Оптимальный размер ставки (TR) обеспечивает  максимальные поступления в государственный бюджет (TR).

При дальнейшем повышении налогов стимулы к  труду и предпринимательству  падают, а при 100%-м налогообложении  доход государства равен нулю, так как никто не хочет работать, не получая дохода.

 

 

 

 

 

36.Понятие дефицита и профицита  государственного бюджета. Государственный долг и бюджетный дефицит.

Дефицит гос. бюджета – превышение расходов над его доходами. Структурный дефицит возникает тогда, когда государственные расходы превышают налоги в условиях полной занятости.

Циклический дефицит представляет собой разность между фактическим бюджетным дефицитом и структурным дефицитом и возникает в условиях спада производства. Способы финансирования дефицита:1) за счет займов у населений: эффект вытеснения инвестиций - повышение процентных ставок и последующее сокращение чистого объема инвестиций в экономике, вызванное ростом займов правительства на денежном рынке; 2) за счет выпуска новых денег: монетизация, при которой совокупные расходы возрастают, не оказывая пагубного влияния на инвестиционные или потребительские расходы. Благодаря такому способу государство получает сеньораж – доход, образуемый в результате выпуска в обращение дополнительного количества денег.

Профицит  гос. бюджета – превышение доходов над его расходами. Способы ликвидирования бюджетных  излишков: 1)  погашение долга: правительство может использовать дополнительные средства от избыточных налоговых поступлений для погашения внутреннего долга; 2) изъятие денег из обращения: правительство может добиться антиинфляционного воздействия за счет изъятия этих избыточных сумм, приостановив любое их использование.

Государственный долг – неизбежное порождение дефицита бюджета, причины которого связаны со спадом производства, с ростом предельных издержек, необеспеченной эмиссией денег, возрастанием затрат по финансированию военно-промышленного комплекса, ростом объемов теневой экономики, непроизводственных расходов, потерь, хищений и т.д. Внутренний долг – величина задолженности своим гражданам и предприятиям (сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств). Внешний долг – задолженность гражданам и организациям иностранных государств. В его уплату приходится рассчитываться ценными товарами и платить большие проценты. Погашение производиться путем  конверсии – изменение условий займа и размеров выплачиваемых процентов по нему или превращение его в долгосрочные иностранные инвестиции (иностранным кредиторам предлагается приобрести недвижимость и т.д.) или путем консолидации – изменение условий займа, связанное с изменением сроков погашения, когда краткосрочные обязательства становятся долгосрочными. Возможна только при взаимном согласии правительств. 

 

37.Фискальная политика: цели и  задачи реализации.

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика представляет собой систему регулирования, связанную с правительственными расходами -  расходами на содержание государства, а также государственные закупки товаров и услуг; и налогами – принудительно изымаемые государством или местными властями средства с физических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций; а также бюджетом – централизованным денежным фондом, находящимся в распоряжении правительства.  Ее основные цели: 1.  сглаживание колебаний экономического цикла; 2. стабилизация темпов экономического роста; 3.достижение высокого уровня занятости и умеренных темпов инфляции. К прямым методам относятся способы бюджетного регулирования. Средствами государственного бюджета финансируются: затраты на расширенное воспроизводство; непроизводительные расходы государства; развитие инфраструктуры, научных исследований и т.п.; проведение структурной политики; содержание военно-промышленного комплекса и т.п.

С помощью  косвенных методов государство  воздействует на финансовые возможности производителей товаров и услуг и на размеры потребительского спроса. К числу важных косвенных методов, содействующих накоплению капитала, относится политика ускоренной амортизации – часть стоимости продукта, идущая на возмещение износа физического капитала. По существу, государство освобождает предпринимателей от уплаты налогов с части прибыли, искусственно перераспределяемой в амортизационный фонд.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"