Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 22:00, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика".
30.Противоречия
31.Проблемы и особенности
* оптимизации внешнеэкономических связей и отношений страны;
* анализа экономических
циклов; * эффективности
32.Государственное
33.Государственный бюджет: понятие, структура, цели создания.
Государственный бюджет – денежный фонд, в котором представлена сумма доходов (налоги, неналоговые поступления и др.) и расходов (на социальные нужды, затраты на хозяйственные нужды, на оборону и внешнюю политику, платежи по гос. долгу и др.) государства за определённый период (1 год). В России утверждается Государственной Думой и Советом Федерации, подписывается Президентом РФ. Структура доходов и расходов определяет перспективные направления социально-экономической политики страны и необходимые ресурсы для ее реализации. Цели создания гос. бюджета: Бюджет является мощным рычагом гос. регулирования экономики. Воздействие государства на экономику происходит путем финансирования, выдачи субсидий, трансфертов и т.д. С помощью бюджета государство осуществляет сочетание централизованных и местных интересов регионов через распределение налогов, бюджет как экономический документ отражает политическую и социальную динамику общества.
34.Сущность, виды и функции налогов. Налоговая система.
Налог – это принудительно изымаемые государством или местными властями средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций. Виды налогов: Прямые налоги — зависят от величины доходов и размера имущества. берутся с каждого гражданина и каждой действующей в стране фирмы. К основным видам прямых налогов относятся: 1)Подоходный налог - вид налогового платежа, при котором облагается доход юридического или физического лица, полученный в результате их деятельности или от использования имущества. 2) Налог на прибыль - налог на доходы юридических лиц, взимаемый по пропорциональным ставкам на основе налоговых деклараций этих лиц. Объектом налогообложения является валовая прибыль компаний за вычетом отдельных видов расходов, осуществляемых из прибыли и скидок (дивидендов, расходов на расширение производства, выплат процентов по задолженности, убытков и т.д.). 3)Налог на имущество - налог на собственность физических лиц, распространяющий свое действие на отдельные виды частной собственности граждан. Косвенные налоги — не зависят от величины доходов и размера имущества. Они существуют в виде надбавок к ценам определенных товаров, налогов с продаж и добавленной стоимости. К основным видам косвенных налогов относятся: 1) Акциз - вид налога, включающийся в цену товара и изымающийся в государственный и местный бюджеты. 2) Налог на добавленную стоимость (НДС) – налог, взимаемый с предприятий на сумму прироста стоимости, исчисляемую в виде разности между выручкой от реализации товаров и услуг, суммой затрат на сырье, материалы, полуфабрикаты, полученные от других производителей, со стороны. 3)Таможенные пошлины - налог, уплачиваемый экспортерами и импортерами в процентах к стоимости экспортируемых и импортируемых товаров. По уровням управления (федеральные, региональные, местные): Федеральные налоги - налоги, идущие в федеральный бюджет (налог на добавленную стоимость; акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и виды минерального сырья; налог на прибыль организаций; подоходный налог с физических лиц; государственная пошлина; таможенная пошлина и др.). Региональные налоги – налоги, идущие в региональный бюджет (налог на имущество организаций; налог на недвижимость; транспортный налог и др.). Местные налоги - налоги и сборы, ставки которых устанавливаются представительными органами государственной власти, а налоговые суммы поступают в доходы местных органов государственной власти и расходуются ими (земельный налог; налог на имущество физических лиц; налог на рекламу; налог на наследование и дарение и др.).
По целевому назначению налога (общие, специальные): Общие налоги - поступают в единую казну государства, обезличиваются, используются для общегосударственных целей. Специальные налоги - имеют строго определенное назначение и обычно формируют внебюджетные целевые фонды. Функции налогов: Фискальная функция – функция, благодаря которой государство формирует денежные фонды. Экономическая (регулирующая) функция предполагает использование налогов в качестве инструмента перераспределения национального дохода, заинтересованности производителей и предпринимателей в развитии разнообразных видов деятельности по производству товаров и услуг. Распределительная функция – функция, с помощью которой в бюджете накапливаются денежные средства, которые могут быть направлены на решение общегосударственных проблем. Стимулирующая функция Проявляется в изменении объекта обложения, уменьшения налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки. Контрольная функция, опираясь на закон, может эффективно реализовываться только на основе принуждения, подчинения силе государственной власти и закону. Налоговая система - совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы.
35.Кривая Лаффера.
А. Лаффер доказал, что снижение налоговых ставок до предельной оптимальной величины способствует подъемы производства и росту доходов. Согласно его рассуждениям чрезмерное повышение налоговых ставок на доходы корпораций снижает у них стимулы к капиталозатратам, тормозит НТП, замедляет экономический рост. На рисунке по оси ординат отложены налоговые ставки (T), а по оси абсцисс – поступления в бюджет (TR). При увеличении ставки налога (T) доход государства в результате налогообложения (TR) увеличивается. Оптимальный размер ставки (TR) обеспечивает максимальные поступления в государственный бюджет (TR).
При дальнейшем повышении налогов стимулы к труду и предпринимательству падают, а при 100%-м налогообложении доход государства равен нулю, так как никто не хочет работать, не получая дохода.
36.Понятие дефицита и
Дефицит гос. бюджета – превышение расходов над его доходами. Структурный дефицит возникает тогда, когда государственные расходы превышают налоги в условиях полной занятости.
Циклический дефицит представляет собой разность между фактическим бюджетным дефицитом и структурным дефицитом и возникает в условиях спада производства. Способы финансирования дефицита:1) за счет займов у населений: эффект вытеснения инвестиций - повышение процентных ставок и последующее сокращение чистого объема инвестиций в экономике, вызванное ростом займов правительства на денежном рынке; 2) за счет выпуска новых денег: монетизация, при которой совокупные расходы возрастают, не оказывая пагубного влияния на инвестиционные или потребительские расходы. Благодаря такому способу государство получает сеньораж – доход, образуемый в результате выпуска в обращение дополнительного количества денег.
Профицит гос. бюджета – превышение доходов над его расходами. Способы ликвидирования бюджетных излишков: 1) погашение долга: правительство может использовать дополнительные средства от избыточных налоговых поступлений для погашения внутреннего долга; 2) изъятие денег из обращения: правительство может добиться антиинфляционного воздействия за счет изъятия этих избыточных сумм, приостановив любое их использование.
Государственный долг – неизбежное порождение дефицита бюджета, причины которого связаны со спадом производства, с ростом предельных издержек, необеспеченной эмиссией денег, возрастанием затрат по финансированию военно-промышленного комплекса, ростом объемов теневой экономики, непроизводственных расходов, потерь, хищений и т.д. Внутренний долг – величина задолженности своим гражданам и предприятиям (сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств). Внешний долг – задолженность гражданам и организациям иностранных государств. В его уплату приходится рассчитываться ценными товарами и платить большие проценты. Погашение производиться путем конверсии – изменение условий займа и размеров выплачиваемых процентов по нему или превращение его в долгосрочные иностранные инвестиции (иностранным кредиторам предлагается приобрести недвижимость и т.д.) или путем консолидации – изменение условий займа, связанное с изменением сроков погашения, когда краткосрочные обязательства становятся долгосрочными. Возможна только при взаимном согласии правительств.
37.Фискальная политика: цели и задачи реализации.
Фискальная (бюджетно-налоговая) политика представляет собой систему регулирования, связанную с правительственными расходами - расходами на содержание государства, а также государственные закупки товаров и услуг; и налогами – принудительно изымаемые государством или местными властями средства с физических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций; а также бюджетом – централизованным денежным фондом, находящимся в распоряжении правительства. Ее основные цели: 1. сглаживание колебаний экономического цикла; 2. стабилизация темпов экономического роста; 3.достижение высокого уровня занятости и умеренных темпов инфляции. К прямым методам относятся способы бюджетного регулирования. Средствами государственного бюджета финансируются: затраты на расширенное воспроизводство; непроизводительные расходы государства; развитие инфраструктуры, научных исследований и т.п.; проведение структурной политики; содержание военно-промышленного комплекса и т.п.
С помощью косвенных методов государство воздействует на финансовые возможности производителей товаров и услуг и на размеры потребительского спроса. К числу важных косвенных методов, содействующих накоплению капитала, относится политика ускоренной амортизации – часть стоимости продукта, идущая на возмещение износа физического капитала. По существу, государство освобождает предпринимателей от уплаты налогов с части прибыли, искусственно перераспределяемой в амортизационный фонд.