Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 11:32, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 31 вопрос по дисциплине "Экономика".

Файлы: 1 файл

Экономическая теория.doc

— 199.00 Кб (Скачать файл)


1. Потребность и редкость ресурсов.

Материальные потребностей составляют:

1 – предметы первой необходимости

2– предм. роскоши

3 – услуги

4 – потребность частных предпринимателей

5 – потребн. правительства

Экономические ресурсы, т.е. средства для производства товаров и услуг, ограничены и делятся на следующие категории:

- Земля – пахотные земли, леса, месторождения, водные ресурсы.

- капитал -  все виды оборудования и транспортные средства, их называют реальным капиталом; деньги - финансовый капитал, деньги не является экономическим ресурсом.

Процесс накопления капитала – инвестирование.

Труд – все физич. и умствен. способности людей применяемые в производстве.             Предпринимат. способности – этот ресурс раскрывается через след. функции предпринимателя: 

а) он берет на себя инициативу соединения ресурсов в единый процесс производства

б) водит новые товары и технологии

в) берет на себя основных решений в бизнесе

г) несет весь коммерческий риск.

Все ресурсы предоставляются частным предпринимателям в обмен на определенный доход:

1 - доход от материальных ресурсов – рентный доход

2 - зарплата – доход от рабочей силы

3 -  предпринимательский доход - прибыль

Все это факторы производства.

2. Эффективность

Экономич. эффективность раскрывается через проблему « затраты – выпуск», т.е. между количеством ресурсов в производстве и полученным в результате количеством продуктов.

Эк-ка будет эффективной, если она функционирует в условиях полной занятости и при полном объеме производства.

Полная занятость использует все имеющие ресурсы.

Полный обьем производства – ресурсы использ. таким образом, что они вносят наибольший вклад в общий обьем производства.

Проблема выбора в экономике:

Ограниченность ресурсов означает ограниченность выпуска готовой продукции, поэтому в любой момент эк-ка полной занятости и полного обьема производства должна жертвовать частью продукта X, чтобы получить больше продуктаY.

Кривая производственных возможностей (рис2.1).

Закон возрастающих (вмененных) издержек:

Т.к. ресурсы редки относительно безграничных потребностей, то приходится делать выбор между альтернативным их применением. Количество других товаров, от которых следует отталкиваться, чтобы получить какое-то кол-во другого товара наз. вмененными издержками пр-ва этого товара. При движении от альтернативы Х к альтернативе Y стоимость товара Y возрастает. Это происходит т.к. экономич. ресурсы непригодны для полного их использования в производстве альтернативных товаров.

3. Основные экономические проблемы.

Главная зад. эконо. выбрать наибол. эффективн. способ факторов пр-ва, кажд. общ-во должно найти ответ на 3 вопроса:

1 – Что?- из товаров и у слуг должно быть произведено и в каком количестве?

2 – Как?- дол. быть произведены эти товары с пом. каких ресурсов и технологий?

3 – Для кого?- предназначены товары, т.е. как произведенный товар дол. быть разделен между людьми.

Каждое общество реш. эти задачи след. образом:

1 – традиционная эк-ка: в примитивных обществах традиционно определ.поведение в производстве при решении? что? как? для того?

2 – командно-централизованная эк-ка: в ней государство в лице плановых органов решает вопросы по поводу производства и распределения.

3 – рыночная эк-ка храктериз. след. Особенностями

а) частная собственность

б) погоня за прибылью, она заставляет производителя изготовлять товары имеющие спрос у покупателя и поставляющ. на рынок по той цене, кот. устраивает покупателя.

в) конкуренция, продавцы конкурируют между собой стараясь привлечь покупателей производя товары по max низкой цене.

Т.о. рыночн. эк-ка явл. ценоуправляемой системой и через сист. цен решаются 3 осн. проблемы.

Что производить определяется голосованием потребителя путем выбора того или иного товара. Как производить опр-ся конкуренцией между различными производителями. Единствен. путь для производителя выиграть ценовую конкуренцию и увеличить прибыль, необходимо поддержать издержки на min уровне использ. эффективность технологий. Для кого производить определяется соотношением спроса и предложения на рынках факторов производства. Эти рынки определ. уровни зар.платы, ренты, %, прибыль, т.е.источников из которых склад. доходы людей.

 

 

 

 

 

 

 

4. Спрос, закон спроса.

Рынок – это любой способ соглашения по ср-вам кот. покупатели и продавцы товара вступают в контакт по поводу купли- продажи.

Спрос – это кол-во товаров, кот. покупатель желает приобрести за определённый период. Его величина зависит от цены данного товара.

Закон спроса. При неизменности всех прочих факторов снижение цены ведёт к возрастанию спроса и наоборот (рис.4.1 ‘P-цена, Q-объём товара, D-спрос’).

Если изменить др. факторы влияющие на спрос, а цену оставить  без изменения, то изменится и закон спроса при данном значении цены. Графически это проявляется в смещении кривой спроса (рис4.2).

Неценовые факторы, влияющие на спрос.

1.    Вкусы потребителей (изменение вкусов означает, что спрос изменится при данной цене и кривая спроса сдвинется соот. образом).

2.    Доходы потребителей (при росте доходов спрос растет не на все товары, т.е. товары на которые спрос растет при росте доходов наз-ся нормальными товарами /мясо, радиотовары/. Товары объём спроса на которые падает с ростом доходов наз-ся низшим товаром /хлеб, бульба/).

3.    Ожидание (потребление ожидания относительно таких явлений, как будущие цены, на товары, наличие и доход способны изменить спрос).

4.    Цены на сопряженные товары ‘вз/заменяемые и вз/дополняемые’(Товар явл. вз/заменяемым, если увеличение цены одного из них ведет за собой увеличение объёма спроса на др. /чай-кофе/. Товар явл. вз/дополняемым, если увеличение цены одного из них ведет к снижению спроса на др./бензин-масло/)

5. Предложение, з-н предлож. Неценов. факторы определ. предложение.

З-н предложения – продавцы предлагают больше товаров при высоких ценах и < при низких.

Кривая предложен. показ., что с увеличением цены при неизменности всех остальных факторов, обьем предложения меняется , происходит движение по кривой.

Неценовые факторы: если изменится неценов. факторы предложен., то кривая сдвигается либо вправо либо влево (рис.5.1,5.2).

1)   Цены на ресуры . Величина предложения основывется на издержках производства, это означает , что снижение цены на ресурсы снизит издержки производства и увеличит предложение.

2)   Налоги и дотации. Предприним. рассматрив. налоги как издержки, поэтому повышение их сокращает предложение. С дотациями все наоборот.

3)   Ожидание. Ожидан. изменения цен продукта в будущем может сократить или увеличить текущее предложение.

4)                      Число продавцов. Чем меньше в отрасли кол-ва предприятий, тем меньше рыночное предлжение.

6. Рыночное равновесие. Понятие дефицита и излишка. Эластичность.

Точка пересеч. спроса и предлож. наз. ценой равновесия- это когда объём спроса и предлож. при данной цене равны. При ценах привыш. цену равновесия объём спроса ниже объёма предлож. и возникает избыток предлож.-излишек. При ценах ниже, потребители желают купить больше продукта, чем поставщики хотят продать. Возникает избыточный спрос, т.е. дифецит. Степень чувствительности потреьит. к  изменению цены продукции наз. ценовой эластичностью. Коэфиц. Ценовой эластичности  Ed=%Q|%P*P|Q . Спрос является эластичным, если данное % изм. цены ведёт к большему % изменению кол-ва спрашиваемой продукции.

Пример: снижение цены на 2% вызовет увелич. спроса на 4%.

Ed>1- спрос эластичный

Ed<1- спрос не эластичный

Ed=1- еденичная эластичность

Совершенно не эластичн. спрос, когда изменение цены не изменяет спрос.

Сов. эласт. спрос, когда небольшое снижение цены заставляет покупателей увеличить свои покупки до предела своих возможностей.

8.Функции рынка.

Рынок выполняет следующие функции:

1.  Информационная - устанавливает потребности общ-ва в товаре, информации о размере спроса и предлож. на товар ч/з движение цены.

2.  Регулирующая - осуществляется через установление осн пропорций в нар. хоз-ве через прилив капитала из одной отрасли в др.

3.  Функция воспроизводства работника и процесса произ-ва. Работник приобретает на рынке необходимые товары, а предприниматель факторы приз-ва.

4.  Рынок реализует потребность субъекта в свободе эк-кой деятельности. Работник всегда может изменить сферу деятельности.

5.  Стимулирование противозатратного мех-ма, что приводит к сниж произв-ных ресурсов.

6.  Рынок способствует повышению трудовой активности, каждый человек занят в рез-ах своей деятельности.

 

 

 

7. Структура рынка.

В рыночной системе выд. следуюшие экономические субъекты:

- Дом. Хоз-во – это как правило потребители.

- Бизнес – это производители и потребители в одном лице.

- Правительство – как правило потребитель.

По объектам купли продажи рынок дел-ся:

А) Рынок потребительских товаров.

Б) Рынок средств производства.

В) Рынок интеллектуального труда.

Г) Земельный рынок.

Д) Рынок финансового капитала:

1. Рынок ценных бумаг - акции и облигации. Акции - ценные бумаги выпускающ. корпорацией и приносящая доход. Облигации - ценная бумага приносящая доход в %.

2. Кредитный рынок, который собирает временно свободные денежные сред-ва и предост. их за % нужд. для ведения бизнеса.

3. Валютный рынок.

Е) Рынок труда.

По типу конкуренции:

А) Рынок совершенной или свободной конкуренции где все продавцы и покупатели имеют равные права.

Б) Несовершенной конкур.- монополистич.

По территориальному признаку: Местные; Национальные; Мировые.

По насыщенности товаров: Дефицитный;  Равновесный; Избыточный.

По уровню развития: Формирующ.; Зрелый.

По соответствию законодательства: Легальный; Теневой.

9. Свободный рынок.

Это идеальный образ. Темнемение  можно выделить признаки определяющие режим свободного рынка:

1.  Неограниченное число участников конкуренции, свободный доступ на рынок и выход из него.

2.  Полная ответственность работника и предпринимателя за результат своей деятельности.

3.  Равноправие всех видов собственности.

4.  Свободное ценообразование и при этом гос. контроль за ценами допустим в ограниченной сфере.

5.  Открытость эк-ки - иностранные предприниматели хоз-в. На равных правах с предпринимателями страны.

6.  Обеспечение высокой степени соц. защищённости.

7.  Доступность эк-кой информации для каждого участника рынка.

10. Конкуренция и рынок.

В рыночной экономике существует 3 типа конкурентного поведения на рынке:

- Креотивная конкуренция. В этом случае конкурент стремиться создать новые элементы рыночных отношений: Новая продукция; Товары заменители; Новая организация производства; Новые методы сбыта.

-  Приспособленческое конкурентное поведение - конкурент стремиться к копированию достижений своих соперников.

- Гарантирующее конкурентное поведение- стремление предпринимателя к сохранению позиций на рынке за счёт повышения качества продукции и оказания дополнительных услуг. Исходя из этих типов конкурентного поведения существует 2 группы конкуренции:

1. Ценовая - соперничество предпр. на  основе уменьшения излишек приз-ва и цен.

2. Неценовая, которая включает: Изменение свойств продукции; Создание новой продукции для удовлетворения той же потребности; Создание продукции для удовлетворения потребностей не существующих раньше; Совершенствование услуг сопутствующих товару.

Методы недобросовестной конкуренции:

1. Самовольное использование чужого товарного знака, упаковки  и т.д.

2. Распространение ложных сведений способных нанести ущерб репутации конкурентов.

3. Некорректное сравнение товаров в процессе рекламной деятельности.

4. Приобретение коммерческой тайны конкурента без его согласия.

5. Введение в заблуждение потребителей относительно качества , способа и места изготовления товара.

11. Деньги и их функции

Деньги – это товар за котор обменивается любой др товар. Сущность денег заключ в их функциях: 1. мера стоимости. При пом денег мы измер стоимость товара. Эту функц выполняют идеальные деньги. 2. средство обращения. Деньги можно использ при покупке и продаже товаров. Эту функц вып реальные деньги. 3. средства платежа. Эту функц деньги вып в случае продажи товара в кредит и при безналичных расчётах. 4. средство сбережения . Т. к. деньги наиболее ликвидное ср –во они явл удобной формой хранения богатств (обычно это золото,серебро  и драг камни ). 5. мировые деньги. Эту функц  обычно вып золото .           

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"