Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 11:32, шпаргалка
Работа содержит ответы на 31 вопрос по дисциплине "Экономика".
6) Предоставление ссуд.
19. Создание денег банками. Денежный мультипликатор.
Банки могут и сами создавать деньги. Это происходит следующим образом:
Актив | Пассив |
Резерв 1000 Ссуда 9000 | Вклады 10000 |
Допустим банк А получил 10 тыс в виде вкладов, а резервная норма = 10%.
Актив | Пассив |
Резервы 900 Ссуда 8100 | Вклады 9000 |
Т.о. кол-во денег увел-сь с 10 тыс до 19, и 9 тыс это деньги кот создал банк. Тот кто взял ссуду будет тратить деньги, покупая то, чо ему необх-мо, а тот кто продает получит эти деньги и кладет их в банк В.
Процесс создания новых денег банковской системы закончен. Дело в том, что каждый последующий банк часть полученных вкладов обязан заморозить и поэтому имеет меньшую возможность к созданию новых денег, как только последний $ будет отложен в качестве обязательных резервов; процесс создания денег заканчивается. Для расчета потенц-х возможностей банковской системы создавать деньги испол-ся денежный мультипликатор: m = 1 / R. (m – мультипликатор; R – резервная норма). Для того чтобы определить увел ден массы необх первоначальные избыточные резервы (ссуды) умножить на m: D = E*m (Е - ссуды).
20. Стр-ра гос бюджета.
Финансы – это система отношений связ. с образованием и движением ден. фондов м\у гос-вом и фирмами.
Различают гос. и не гос. финансы.
К гос. относятся:
1. Гос. бюджет
2. Гос. соц. страх.
3. Гос. имущество и личное страхование.
Осн. формой не гос. финансов явл. финансы фирмы.
Стр-ра бюджета определяется гос. устройством. В унитарных гос-вах 2-х уровневая стр-ра: гос. и местные бюджеты.
Федеративн. гос-во- 3-х уровневая система: гос. бюджет, местный, бюджет штатов или земель.
В бюджете отражена стр-ра расходов и дох. гос-ва.
Расходы бюджета подразделяются:
1. расходы на соц-эконом. цели.
2. расходы на хоз. деят-ть гос-ва.
3. расходы на гос. управление.
4. военные расходы.
5. на внешнеэконом. деят-ть.
Доходная часть бюджета формируется за счёт:
1. Налоговых поступлений.
2. Гос. займов.
21. Бюджетный дефицит, гос. долг и способы их регулирования.
При превышении расходов части бюджета над доходом образует бюджетный дефицит, если наоборот - профицит.
Внутренний гос. долг- это сумма бюджетного дефицита за ряд лет. Как правило он представляет собой задолженность прав-ва перед своими гражданами.
Погашение внутреннего долга гос-ва возможно следующим образом:
1. Увеличение налогов
2. Эмиссия денег
3. Рефинансирование – выпуск новых облигаций для погашения старых.
Внешний гос. долг- это задолженность гос-ва др. странам и фирмам.
22. Экономический рост, сущность, цели, типы.
Под экономическим ростом понимается изменение результата функционирования общественного производства, конечной целью экономического роста явл-ся рост потребления.
Типы экономического роста:
1. Экстенсивный тип- увеличение объема производства достигается за счет большого кол-ва факторов производства – работников, земли, сырья, оборудования.
2. Интенсивный – прирос производства обеспечивается за счет применения более совершенных факторов производства, т.е. НТП.
При определении темпов экономического роста необходимо учитывать:
- качество созданной продукции.
- структуру созданного продукта: чего в нем больше средств производства или товаров потребления.
Главным показателем экон-го роста явл-ся: темпы роста ВНП, величина свободного времени, система показателя качества жизни.
*** Капитал.
Капиталом является любой актив, физический или человеческий, обладающий способностью генерировать поток доходов. Определение капитала по Д. Хайману: «Капитал – это ресурс длительного пользования, создаваемый с целью производства большего количества товаров и услуг. Физический капитал включает в себя машины, здания и сооружения, средства передвижения, инструменты и запасы (фонды) сырья и полуфабрикатов. Человеческий капитал состоит из навыков, формируемых для оказания различных услуг».
Капитал – это блага, использование которых позволяет увеличивать производство будущих благ.
Инвестирование – это процесс пополнения капитальных фондов или приток нового капитала. Инвестиции осуществляются потому, что новый капитал позволяет фирме увеличивать прибыль.
23.Факторы экон-го роста.
Экон-ий рост,его темпы и качество опред-ся его факторами. Факторы экон-го роста хар-ся следующими показателями:
1. природные ресурсы.
Показатели: - степень изменения и комплексность переработки.
- материалоемкость продукции.
2. трудовые ресурсы.
Пок-ли: - численность населения в трудоспособном возрасте.
- уровень образования и здоровья.
3. основной капитал (оборудование предприятий).
Пок-ли: - цена оборуд-я.
- фондоотдача (фонды в экон. наз. станки).
4. Научно Технический Прогресс (НТП).
Пок-ли: - затраты на НТП.
5. совокупный спрос.
Пок-ли: - доходы населения.
24. Современные тенденции экон-го роста:
На современном этапе выделяют след-е модели экон-го роста:
1. Неокансианское направление – оно показывает, что динамика эфек-го спроса зависит от величины доходов населения производства к расширению.
2. Неоклассическая модель – считает, что только инвестиции в производство могут создать матер-ую основу для будущего экон-го роста.
3. Историкосоциалогическая, кот-я сост. из следующих стадий:
- классовое общество – рост населения и падение доходов на душу населения.
- стадия создания условий для разбега – созд. матер-ых условий для повышений эффект-ти произ-ва.
- стадия разбега – повышается удельный рост инвестиций и широко используется достижение НТП.
- путь к зрелости – увеличение национального дохода опережает рост населения.
- общество высокого массового потребления – заботы связанные с объемом производства, отпадают, растет значимость товаров длительного пользования (сколько надо, столько произведем). 25. Влияние спроса и предложение на зарплату:
З/п – величина денежного вознаграждения выплачиваемого рабочему за выполнение определенного объема работ в течении некоторого времени.
Величина з/п зависит от спроса и предложения на раб. силу, спрос на раб. силу определяется потребностью работодателей при найме ее на производство.
Q – кол-во раб. силы
Предложение труда зависит от численности населения в трудоспособном возрасте, величина раб. недели, качество раб. силы.
Чем больше з/п, тем больше желающих работать на этой работе.
На конкурентном рынке труда равновесие з/п и кол-во рабочих определ-ся законом спроса и предложения.
Прямоугольник ОАВС – это величина фонда з/п предназначенной для найма раб. силы.
Факторы влияющие на з/п:
1. уровень образования и профес-ой подготовки.
2. условие труда и виды работ.
3. вклад работников в доход фирмы.
В экон-ки развитых странах повышения уровня з/п, рост благосостояния работников, отображается на общем числе отработанных за год часов.
Кривая предложения при движении слева на право сначало поднимается, а пройдя критическую (.) С, снова приближается к вертикальной оси. Q-кол-во часов.
Это говорит о следующем: пои высокой оплате каждого часа работы, каждый час свободного времени становится как бы убыточным, поэтому работник старается замещать свое свободное время рабочим. Этот процесс называется «эффектом замещения», но «эффекту замещения» противодействкет обратный процесс – «эффект дохода», заключается в следующем: имея высокую з/п работник становится достаточно обеспеченным и старается лучше жить, и предпочетает лишний выходной или дополнительный отпуск.
Основные формы з/п.
З/п принимает след-е формы:
1. повременная оплата за кол-во проработанного времени с учетом квалификации работника. Она бывает дневной недельной месячной.
2. сдельная сумма заработка работника нах-ся в зависимости от кол-ва и качества выработанной им продукции.
Кроме того различают:
1. номинальную з/п – этоз/п выраженная в денежной форме, т.е. сумма денег, кот. получает раб-к.
2. реальная з/п – это сумма товаров и услуг, кот. можно преобрести на номинальную з/п.
26. Структура рынка труда
Рынок труда- это экон-ое отношение по поводу купли-продажи раб. силы.
Рынок труда имеет след-е структуры:
1. конкурентную ни продавец, ни покупатель не способны влиять на уровень оплаты труда.
2. монопсоническая стр-ра – продовец определяет уровень цены раб. силы.
3. правсоюзный - определяет уровень цены раб. силы.
Конкурентный уровень труда хар-ся:
- большим кол-вом фирм наним-их раб. силу.
- множество раб-их одинаковой квалификации.
- невозможность для фирм и рабочих контролировать з/п.
Модель монопсонии хар-ся:
- фирма явл-ся крупнейшим нанимателем раб. силы в данной отрасли
- труд на данной фирме явл-ся малоподвижн., т.е. затруднен переход на альтернативе раб. места или отлив раб-х в другие отрасли.
Правсоюзный рынок использует след. способы для контр-я з/п:
1. введение ограничений на продолжительность раб. дня, кот. заключается в след-ем:
- иммиграционные барьеры.
- законодательство об ограничении раб. недели.
- увеличение периода обучения.
- запрет на принятие новых членов в правсоюз.
- ряд мер замедляющих работу (ширина кисти, кол-во укладываемых кирпичей).
2. увеличение уровня стандартной з/п.
3. устранение эксплуатации труда монополией.
27. Участие гос-ва в регулировании рыночной экономики.
Рынок не явл-ся абсолютно идеальным механизмом и имеет (+) и (-) стороны. Например, конкуренция объективно толкает производителя к установлению контроля над рынком, т.е. монополизация. Создание механизма для борьбы с монополиями явл-ся задачей гос-ва. К областям где необходимо участие гос-ва прежде всего относятся производство ряда услуг общественного, которые могут потребляться на коллективной основе (коммунальные услуги, образование, культура, охрана окр. среды). Вмешательство гос-ва в рыночную экономику преследует 3 цели: 1.) Эффективность экономики – зависит от уровня конкуренции в общественном производстве, поэтому гос-во принимает антитрестовские законы для подержания конкуренции. 2.) Справедливость – гос-во ч/з пере распределительную политику старается сгладить противоречие м/у богатыми и бедными (пере распределить нац-ое богатство). 3.) Стабильность – гос-во ч/з кредитно- денежную политику старается сгладить пром. цикл и подержать экономический рост.
28. Экономические функции гос-ва.
В условиях рыночной экономики гос-во выполняет следующие функции:
1. разработка и утверждение правовых основ экономики. Гос-во устанавливает правила экономической игры в которой участвуют фирмы- потребители и само гос-во;
2. макроэкономическая стабильность;
3. распределение – функция производства заключается в социально справедливом распределении ресурсов;
4. определение приоритетов макроэкономического развития – правительство берет на себя определение, что важно сегодня для нас, а что будет важно завтра;
5. перераспределение – становясь более богатым, общество все больше ресурсов отдает на службу человеку, что может привести к бесплатной медицине и материальной помощи бедным.
К средствам которые используются гос-ом для регулирования экономики относятся:
1. гос-ая собственность;
2. фискально-бюджетная политика гос-ва (в области расходов и налогов);