Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 03:25, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экономике".

Файлы: 1 файл

переходная 1-17.docx

— 76.02 Кб (Скачать файл)

1. Основные черты  переходной экономики

Наиболее существенными  из них представляются следующие:

- переходный период — это длительная историческая полоса ввиду сложности и многогранности преобразований;

- наличие двух линий  развития: восходящей, знаменующей ста- новление новой системы экономических отношений, и нисходя- щей, выражающейся в отмирании прежней, взаимодействие кото- рых в течение всего переходного периода весьма драматично, так как связано с судьбами агентов — носителей этих отношений;

- переходный период характеризуется неустойчивостью разви- тия вследствие остроты противоречий между отмирающими стары- ми и вновь нарождающимися экономическими отношениями, по- рождающих острые социальные потрясения, крайней формой про- явления которых становится гражданская война;

- неоднозначность судьбы  старых экономических отноше- ний: они либо полностью вытесняются новыми, либо интегри- руются в новую экономическую систему в существенно преобра- зованном виде;

- при равенстве исходного  и конечного пунктов преобразований  в тех или иных странах неизбежна  в наиболее существенных мо- ментах общность способов, методов, последовательности, темпов преобразований, хотя национальные особенности и уж тем более различия исторических эпох, в которых осуществляется один и тот же по своему содержанию переход в странах-лидерах и странах до- гоняющего типа развития, придают им весьма существенную спе- цифику. Так, например, во всех постсоциалистических странах проводится приватизация объектов государственной собственности, однако соотношение и масштабы бесплатной и денежной при- ватизации, например, в них разные, равно как и методы осуществ- ления каждой из них.

Переходный период носит локальный характер, если протекает в одной или одновременно в нескольких странах, и глобальный, если охватывает значительное число стран. Несовпадение во времени смены экономических систем объясняется неравномерностью экономического, политического, культурного и прочего развития стран в силу множества причин, порождающих специфику национального развития. Вследствие такой неравномерности выделяются страны-лидеры, впервые в мире осуществляющие переход к неведомой ранее экономической системе. Наряду с ними есть страны догоняющего типа развития, следующие по стопам развитых стран с тем или иным временным интервалом. К числу последних относится и Россия, отставание которой относительно стран Запада сохраняется и поныне, хотя в годы социализма была предпринята так и неудавшаяся попытка не то что его преодолеть, но хотя бы сократить разрыв. Однако данная система способствовала лишь его нарастанию. Западные страны во второй половине XX в. активно вступили в постиндустриальную эпоху, в России же и индустриальный этап не вполне завершен в масштабах национальной экономи- ки, что в полной мере выявилось в условиях либерализации внешнеэкономической деятельности. Рыночную экономику приходится возводить по существу заново, хотя весьма вероятно в ее современной модификации — смешанной. Локальный переход в постсоциалистических сэранах совершается в условиях, когда развитые страны успешно вступили в эпоху постиндустриального информационного общества.

  1. 2. Особенности переходного периода в постсоциалистических странах

Во всех постсоциалистических странах такое содержание является одинаковым: социалистическая плановая экономика преобразуется в капиталистическую рыночную, чем и предопреде- лен ряд общих для этих стран особенностей переходного периода. Наиболее существенными из них представляются следующие:

- такой переход не имеет аналогов в мировой истории, а потому не существует и опыта подобных преобразований;

- на путь рыночного  капиталистического развития эти  страны вступают вторично. Как  известно, в России, например, такое  раз- витие в начале прошлого века было прервано социалистической революцией, в странах ЦВЕ — послевоенным разделом мира, по итогам которого им был уготован социалистический путь развития;

- переход совершается  эволюционно-реформаторским путем  по инициативе и под руководством  бывшей советской номенклатуры, инициировавшей и возглавившей рыночные преобразования;

- гибель социализма оказалась  непредсказуемой, неожиданной даже для критически мысливших западных советологов, а потому единой приемлемой для главных действующих лиц модели преобразований не было выработано, вследствие чего ее пришлось позаимствовать на Западе. Речь идет о либеральной модели, теоретической основой которой является монетаризм. Она была разработана экономической элитой США и принята к использованию МВФ и другими международными организациями первоначально для оздоровления экономики ряда латиноамериканских стран в целях погашения ими огромной внешней задолженности перед международными финансовыми организациями;

- движение к рыночной экономике оказалось безальтернативным во всех странах. Вопрос состоял лишь в том, какая модель рыночной экономики возобладает. По мере перехода к постиндустриальному развитию свободная рыночная экономика эволюционирует в смешанную;

- как известно, в постсоциалистических странах к моменту краха системы индустриальный этап развития в большей или меньшей мере был пройден, но далеко не завершен, а потому нет оснований говорить о переходе в них прямо и непосредственно к постиндустриальному развитию. Становление в стране свободной рыночной экономики;

- вместе с тем имеются  предпосылки и для становления  современной модели рыночной экономики. Так, отрасли ВПК и непосредственно работавшие на него смежные отрасли оказались на уровне суперсовременных технологических укладов. К тому же советская экономика не только в качестве индустриальной, но и управляемой из единого экономического центра подверглась крайней монополизации, что создавало предпосылки для появления акционерной формы собственности в процессе рыночного преобразования советских монополий, представленных ПО и НПО. Оба эти обстоятельства и явились основой формирования смешанной модели рыночной экономики.

В связи с таким многообразием  в экономической науке постсоциалистических стран активно обсуждался вопрос о том, какая разновидность смешанной экономики возобладает в каждой из них исходя из недавнего социалистического прошлого и национальных особенностей. Если говорить о российской экономике, то в ней есть основания для формирования рыночной экономики типа социального рыночного хозяйства путем использования наработанной социализмом, а потому столь привычной для населения практики предоставления общественно значимых благ и услуг через так называемые общественные фонды потребления, ныне в значительной мере разрушенные, но тем не менее поддающиеся возрождению.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Трансформационный  спад и экономический кризис

Основой отождествления трансформационного спада с периодически повторяющимся экономическим кризисом становится прежде всего общность форм проявления того и другого: абсолютное снижение макроэкономических показателей, рост безработицы, появление инфляции, нарастание социальной напряженности и т.п. Единство внешних форм проявления обусловлено единством функции, которую каждый из них выполняет. Она состоит в насильственном разрешении накопленных ранее социально-экономических противоречий, материализовавшихся, что очень важно для понимания кризиса или спада, в сформированной в предшествующий период макроэкономической структуре. Разрешение этих противоречий неизбежно сопровождается частичным разрушением сформированной всякий раз в соответствии с данным поколением техники и технологии макроструктуры, чем высвобождается экономическое пространство для становления новой, соответствующей очередному этапу в развитии НТП.   И все же при весьма существенном единстве экономический кризис и трансформационный спад имеют различия с точки зрения их происхождения. Они осуществляют свои функции в принципиально различных исторических условиях. А потому вполне естественно, что и способы их преодоления не могут быть одинаковыми. Оба они выполняют функцию механизма разрешения накопленных в предшествующий период противоречий, неизменно сопровождающегося разрушительными последствиями — прежде всего потому, что эти противоречия нашли воплощение в сформированной макроэкономической структуре. Но этот предшествующий период оказывается разным не только по продолжительности, но и по существу. В рыночной экономике этот период измеряется продолжительностью промышленного цикла, завершающегося кризисом, знаменующим исчерпание потенциала развития на материальной основе данного поколения техники и технологии, кризисом тем более глубоким и продолжительным, если происходит при этом еще и смена технологических укладов. Иная картина складывается в переходной экономике. Трансформационным спадом разрешаются противоречия, накопленные предшествующей экономической системой и материализовавшиеся в сформированной по ее критериям, а потому не могущей в пределах данной системы быть иной структуре народного хозяйства. Вследствие этого последняя на определенном этапе становится тупиковой, исключающей дальнейший экономический рост. Преодоление этих противоречий осуществляется переходом к принципиально иной экономической системе, а вместе с ней — к иному типу хозяйствования, с иными критериями макроэкономической сбалансированности. Частичному разрушению подлежит структура народного хозяйства, сформированная за несколько десятилетий социализма. периодически повторяющийся экономический кризис — явление сугубо рыночной экономики. Его причина — накопленные в пределах цикла противоречия экстенсивного и интенсивного экономического роста, разрешаемые путем массового внедрения техники и технологии того же или нового, более сложного технологического уклада, каждый из которых подготавливается достижениями в области фундаментальных и прикладных наук. Все это находит выражение в изменении соотношения между первичным, вторичным и третичным секторами, между добывающей и обрабатывающей промышленностью, между материальным производством и сферой услуг внутри реального сектора, между реальным и финансовым секторами национальной экономики. Таким путем осуществляется дальнейшее повышение эффективности функционирования национальной экономики, обеспечивающее рост душевого ВВП, углубление социальной направленности рыночной экономики. Заимствованная модель реформирования отнюдь не воспрепятствовала преобразованию плановой экономики в рыночную. Однако по своей природе она способствовала развертыванию во многом стихийных процессов и в этом смысле - и трансформационному спаду. Вытекающие из ее теоретического происхождения монетаристские методы регулирования оказались неспособными не то что предотвратить спад, но хотя бы его ослабить. Процесс первоначального накопления капитала, например в России, в не- малой мере благодаря либеральной модели развертывался по ставшей классической схеме этого процесса, подвергшегося анализу в трудах А.Смита и К.Маркса, хотя на исходе XX века резонно было бы ожидать более жесткого государственного регулирования столь сложного процесса. Но развитие пошло по сценарию, предопределенному всей совокупностью исторических обстоятельств, как они сложились в стране к исходу века.

4. Факторы, определяющие  глубину и продолжительность  трансформационного спада

Глубина и продолжительность  трансформационного спада в разных странах различны, но при этом наибольшие в России и странах СНГ, наименьшие — в странах ЦВЕ и Балтии. Среди последних в наименьшей мере трансформационный спад поразил такие страны, как Чехия, Польша, Венгрия, Словакия, Словения, Хорватия. Наиболее существенными факторами, смягчившими трансформационный спад в этих странах, представляются следующие:

- социализм был навязан  этим странам извне по итогам  Второй мировой войны и уже в силу этого отторгался большинством населения в противоположность России, где он стал внутренним мо- ментом ее истории, ее «неотвратимой судьбой»;

- ими унаследована от  социализма менее деформированная  макроструктура не только вследствие  фактора времени, но и потому, что именно СССР взял на  себя основное бремя военных  расходов;

- в этих странах менее  длительна история социализма. Вследствие  этого в них в меньшей мере разрушен рыночный менталитет и выше готовность и адаптационные способности широких слоев населения к рыночным преобразованиям;

- в ряде стран прорыночные преобразования, направленные на преодоление социально-экономических противоречий социализма, весьма последовательно проводились еще при социализме (в Венгрии — с 60-х годов, в Польше — с 80-х) в отличие от СССР, где начатая было в 1965 г. наиболее радикальная по масштабам допущения товарно-денежных отношений (ТДО) и расширения сферы их действия хозяйственная реформа была прервана в связи с известными событиями в Чехословакии в августе 1968 г. Перестройка середины 80-х годов, хотя и начатая под сугубо социалистическими лозунгами, уже в полной мере распахнула двери для становления рыночных отношений, создав соответствующие юридические предпосылки в облике законодательства, принятого на ее исходе, в рамках которого оказалась возможной даже спонтанная приватизация государственного имущества, осуществленная в течение 1987-1991 гг.;

- в этих странах в  меньшей мере был разрушен частный сектор (в Польше, например, сплошная коллективизация не проводилась вообще, а в ГДР в частном секторе было занято до трети городского трудоспособного населения), следовательно, более высокой и зрелой оказалась адаптация хозяйствующих субъектов к рыночным условиям;

- более ощутимой явилась финансовая и пр. помощь со стороны Запада;

- более грамотно и менее  поспешно проводились рыночные  преобразования, так как угрозы  реставрации социализма в этих  странах практически не было. Здесь также была принята либеральная  модель, и соответственно проводилась  политика шоковой терапии, хотя и с разной степенью жесткости и последовательности. Так, бесплатная приватизация либо не проводилась вовсе, либо в меньших масштабах и с меньшими льготами трудовому коллективу, либо ограничивалась реституцией.

Как известно, трансформационный спад на постсоветском пространстве принял беспрецедентные для постсоциалистического пространства масштабы, что объясняется множеством факторов преимущественно сугубо советского происхождения. Наиболее значимыми представляются следующие:

- социально-экономические  противоречия социализма, о которых  говорилось выше, накапливались  в течение самой длительной именно здесь его истории;

- в силу этого, не  говоря уже об особом месте  СССР в рамках мировой социалистической системы, наиболее глубокими оказались структурные и технологические дисбалансы;

- разрушение сформировавшегося  за три четверти века единого  народно-хозяйственного комплекса в результате распада СССР, внесшего весомый вклад в спад промышленного производства;

- массовая эмиграция накопленного  в России денежного капи- тала на протяжении всех 90-х годов вследствие крайне неблагоприятного инвестиционного климата, вновь несколько осложнившегося на исходе 2003 г.;

- по существу всеобщая  и в этом смысле беспрецедентная  среди постсоциалистических стран криминализация экономической деятельности, в силу своих масштабов крайне разрушительная по своим последствиям;

- возобладание стихийных процессов в разделе и переделе соб- ственности, юридические предпосылки для начала которых формировались уже с конца 80-х годов. Активное участие в этих про- цессах приняли и государственные чиновники, выступившие от имени государства в качестве «раздатчиков» и «продавцов» государственного имущества и сумевшие извлечь максимум выгоды лично для себя из столь благоприятной для них ситуации.

Таким образом, есть основания  полагать, что масштабы трансформационного спада в России в действительности были не столь катастрофичны, как это изображает официальная статистика. К тому же последняя сама находится в состоянии перестройки и уже вследствие этого не может дать исчерпывающей, а тем более — достоверной информации. Однако в любом случае трансформационный спад носит характер «созидательного разрушения», где разрушение становится предпосылкой последующего созидания, по определению, однако, не могущего быть столь же стремительным, как разрушение.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Основные модели  рыночной трансформации 

Итак, ситуация в разных социалистических странах складывалась по-разному, но необходимость радикальных перемен  назревало повсеместно. В это  связи и возникло проблема модели реформирования экономики. Разное видение  причин кризиса социализма, а следовательно, и способов его разрешения породило многообразие моделей преобразований, но базовым явились две: либеральная, или монетаристская, во всем национальном многообразии ее реализации по отдельны страна и градуалистская. Первая была заложена в основу преобразований в постсоциалистически странах, к числу которых относятся страны ЦВЕ, Балтии и СНГ, втора — в КНР. Каждая из них имеет разное теоретическое обоснование, что и обусловливает и весьма существенные различия. Тем не менее можно выделить общие черты, порожденные идентичность исходного и конечного пунктов движения. Назовем важнейшие из них:

-осуществление реформ  по инициативе и по руководством  государстве в лице правящей номенклатуры;

-преобразование отношений  государственной и кооперативно-колхозной  форм собственности и соответствующих  и институтов, чем достигается  разгосударствление экономики;

-преобразование механизма  хозяйствования;

-становление институтов  рыночной инфраструктуры;

-коренной изменение социальной  структуры общества.

В наиболее чистом виде либеральная  модель была использована в бывшей ГДР, градуалистская, естественно, — в КНР. Вместе с тем элементы градуализма четко просматриваются и в постсоциалистических странах, равно как либерализация экономической деятельности осуществляется и в КНР.

Однако эти модели имеют  принципиально разное происхождение. КНР, первое приступившая к реформированию своей экономики, не могла позаимствовать на Западе готовую к употреблению модель уже вследствии того, что китайские реформаторы не ставили в качестве цели задуманных ими преобразований смену экономической системы.

В СССР, а вслед за тем  и в других постсоциалистических странах социализм рухнул в одночасье. Предпринимавшиеся ранее отчаянные попытки его оздоровления не увенчались спехом. Распад социалистической системы принял необратимый характер, альтернативы рыночной экономики история не предоставила. Но и приемлемой для всех политических партий и течений модели реформирования не оказалось, а потом пришлось позаимствовать на Западе, что и было сделано. И хотя модель была разработана отнюдь не для социалистических стран, как показало время, она в полной мере не только соответствовала целевой установке на рыночную трансформацию, но и способствовала ее успешному и быстрому осуществлению.

6. Особенности  либеральной модели 

Итак, позаимствованная на сей  раз модель была разработана экономической  элитой США и принята к практическому  использованию международными финансовыми  организациями. В исходном пункте она  предназначалась для финансового  оздоровления ряда стран Латинской  Америки в целях погашения  огромной задолженности перед МВФ. И уже вследствие этого заимствование  оказалось не вполне обоснованным.

Данная модель вполне соответствовала  экономическим и прочим интересам  как предлагающей, так и принимающей  стороны.

Прежде  всего несомненным достоинством данной модели было то, что предусмотренная ею политика шоковой терапии позволяла за короткий период придать рыночной трансформации необратимый характер. Это имело чрезвычайно важное значение в стране, где широкие слои населения отнюдь не требовал подобного рода перемен.

Данной моделью предусматривалась  безотлагательность коренных преобразований, столь актуальных ввиду катастрофического  состояния советской экономики, равно как и экономик других социалистических стран, что наиболее наглядно проявлялось  в полном развале внутреннего  рынка, в буквальном опустошении  магазинных полок. Вместе с тем либеральная  модель прежде всего и в наибольшей мере соответствовал экономическим интересам ТЭКовско номенклатуры. Это было важным обстоятельством с той точки зрения, что именно данная прослойка номенклатуры в силу сложившихся в предшествовавший период обстоятельств к

моменту преобразования сумела занять лидирующие позиции на номенклатурном Олимпе.

Стремительная либерализация  экономической деятельности, предусмотренная  данной моделью, сопровождалась неоднозначными социально-экономическими явлениями. Так, отпуск цен в высокомонополизированной, хронически дефицитной экономике, характеризующейся  к тому же глубокими структурными и технологическими дисбалансами, не мог не породить гиперинфляцию со всеми вытекающими из нее последствиями.

Важным направлением реформировании явилась либерализация внешнеэкономической деятельности. Была упразднена монополия государства на внешнюю торговлю, право ведения внешнеторговой деятельности наделялись все хозяйствующие субъекты. Это способствовало бурному развитию торгово-посреднической деятельности, крайне прибыльной в стране хронического дефицита, равно как и формированию торгового капитала. Это было весьма существенно, так как такой капитал является историческим предшественником промышленного, он играет важную роль в накопление денежного капитала, необходимого для участия в денежном этапе приватизации. Вместе с тем внешняя открытость постсоциалистической экономики мгновенно выявил низкую конкурентоспособность отраслей гражданского сектора ввиду его технико-технологической отсталости, что привело к массовому банкротству не только отдельных предприятий, но и целых отраслей.

Доминирующими направлениями  экономической политики государства  при данной модели реформирования стали  денежно-кредитное и финансовое. В условия огромного государственного долга такая политика носила преимущественно  фискальный характер, что неизбежно  вело к ухудшению финансового  положения предприятий, истощению  и инвестиционного потенциала, нарастанию кризиса неплатежей, появлению денежных суррогатов, разрастанию теневого бизнеса  и пр. Но тем самым фискальная политика вынужденно ускоряла процесс  демонтажа социалистической экономики.

8. Собственность  как экономическая категория 

Отношения собственности  являются исторически преходящими. Они находятся в постоянном развитии, основой которого выступает прогресс в области производительных сил, адекватной социально-экономической  реализацией которого они становятся. Смена отношений собственности  происходит в переходный период, когда  общество оказывается перед необходимостью осуществления качественно нового этапа в развитии производительных сил, невозможного в условиях сохранения прежних.

В содержательном плане собственность  есть система экономических отношений, складывающихся по поводу присвоения средств производства, которым предопределяется присвоение потребительских благ и услуг. Присвоение средств производства осуществляется в исторически меняющихся формах. Материальной основой такого изменения является прогресс в области развития производительных сил, обеспечиваемый непрерывно углубляющимся познание законов природы естественными науками. Результатов этих знаний становится все более усложняющаяся  техника и технология.

Многообразие форм совместного  присвоения определяется масштабами это  «совместности», ассоциации. В качестве таково можно назвать групповую, коллективную, кооперативную, акционерную, общенародную. Последняя принимает юридический статус государственной. Специфической особенность совместной, то есть ассоциированной, собственности является ее все более четкое обособление о управлении как следствие укрупнения производственных объектов и соответственно усложнения управленческого труда. Такое обособление порождает особый социальны слой — менеджеров, на профессиональном уровне выполняющих функции управления, хотя стратегии развития, как правило, определяет собственник. Итак, субъектом присвоения выступает либо отдельное лицо, либо разного масштаба ассоциации собственников, соответственно — физическое или юридическое лицо.

Существует чрезвычайно  важный в жизни всякого общества правовой аспект отношений собственности, которые нередко даже в науке  подменяется экономическое содержание данной категории. Основой такой  подмены является то обстоятельство, что экономические отношения  как отношения собственности  получают нормативно-правовое оформление тем более полное и совершенное, чем более развита экономическая  система, в данном случае — рыночная экономика. Законодательным актам  регулируются отношения собственности  как отношения между  различными субъектами собственности, между собственниками и несобственниками.

С  точки зрения права  отношения собственности трактуются как имущественные.


 

 

 

 

 

 

 

 

9. Приватизация гос. собствености: этапы и способы  
радикальным способом разгосударствления экономики является приватизация государственной собственности, в ходе которой осуществляется раздел ранее созданных объектов присвоения, сопровождающийся, как правило, последующим их постприватизадионным переделом.

Во всех постсоциалистических странах была осуществлена приватизация, начавшаяся в первые же годы, не завершенная и поныне. Исходной явилась спонтанная приватизация, проведенная практически во всех постсоциалистических странах еще в предреформен- ный период, правовой основой которой в России, например, явилось законодательство конца 80-х годов, когда был снят запрет с индивидуальной частнопредпринимательской деятельности, разрешено создание подлинных кооперативов, допускалась аренда государственного имущества.

Бесплатная приватизация была порождена  двумя основными обстоятельствами. Во-первых, сугубо идеологическими  соображениями. Таким образом была отдана дань социалистическому менталитету — созданы равные для всех членов общества стартовые условия для вхождения в рыночную экономику, коль скоро национальное богатство было создано совместным трудом нескольких поколений советских людей. Вместе с тем ей не было альтернативы и с точки зрения экономической: бесплатная приватизация носила вынужденный характер вследствие того, что денежный капитал, необходимый для участия в денежной приватизации, по определению не мог быть накоплен в социалистическом обществе. К тому же ваучерная приватизация открывала прежде всего ей (вкупе с трудовым коллективом) наиболее перспективный доступ к присвоению управляемых ею объектов. Инсайдерская модель акционирования как способа приватизации наиболее крупных объектов позволяла им сформировать контрольный пакет акций и без денежного капитала.

На основе соответствующих законодательных  актов ваучерная приватизация началась в середине 1992 г. и завершилась к июлю 1994 г. Было выпущено и роздано населению 146 млн. безымянных ваучеров, каждый номиналом в 10000 рублей. Приватизация проводилась следующим образом:

- продажа акций АООТ,

- продажа предприятий на аукционах,

- продажа предприятий по коммерческому конкурсу,

- продажа предприятий по некоммерческому конкурсу,

- продажа имущества (активов) ликвидируемых и ликвидированных предприятий,

- выкуп арендованного имущества.

По способу приватизации предприятия  были разбиты на три группы:

- предприятия со среднегодовой численностью занятых до 200 человек и балансовой стоимостью основных фондов на 1.1.1992 г. не более 1 млн руб. подлежали продаже на аукционах;

- предприятия со среднесписочной численностью занятых свыше 1000 человек и балансовой стоимостью основных фондов более 50 млн.руб. на ту же дату подлежали акционированию;

- предприятия со среднесписочной численностью занятых от 200 до 1000 человек и балансовой стоимостью основных фондов от 1 до 50 млн руб. на ту же дату подлежали приватизации любым из указанных способов.

Приватизации подлежали объекты  государственной и муниципальной собственности, к числу которых были отнесены следующие:

- предприятия, цеха и производственные участки, выделенные в самостоятельные предприятия;

- оборудование, здания, сооружения, лицензии, патенты и др. материальные и нематериальные ценности;

- доли (паи, акции) государственных и местных органов власти в капитале АО, ТОО, СП, банков и пр.

Обязательной приватизации подлежали  объекты и предприятия, в наибольшей мере влияющие на формирование и функционирование рыночной инфраструктуры, а также объекты и предприятия с недостаточной эффективностью, сдерживавшие темпы экономического развития страны и формирование рынка. К числу таковых относились следующие:

- объекты и предприятия оптовой и розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания;

- государственные сельскохозяйственные объекты и предприятия;

- предприятия, осуществляющие переработку сельскохозяйственной продукции, обслуживающие сельскохозяйственное производство;

- предприятия пищевой и легкой промышленности;

- убыточные предприятия всех отраслей народного хозяйства, кроме специально оговоренных;

- законсервированные объекты и объекты незавершенного строительства с истекшими нормативными сроками строительства;

- имущество предприятий, ликвидированных без установления правопреемника;

- предприятия автотранспорта, кроме специально оговоренных.

Главные цели приватизации были определены следующим образом:

- формирование широкого слоя частных собственников,

- повышение эффективности деятельности предприятий путем их приватизации,

- социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации,

- содействие стабилизации российской экономики,

- создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства,

- привлечение иностранных инвестиций,

- создание условий и организационных структур для расширения масштабов приватизации.

Класс новых собственников в  процессе ваучерной приватизации формировался за счет региональной и отраслевой номенклатуры, директоров государственных предприятий, трудовых коллективов, новых предпринимателей — выходцев из различных слоев населения, сумевших в короткое время накопить денежный капитал, так называемых бюджетников. Участие последних, однако, было существенно ограничено отсутствием синхронности в выпуске ваучеров и акций под них, что чрезвычайно усугублялось гиперинфляцией начала 90-х годов и обесценением вследствие этого ваучеров. К тому же в свободную продажу поступало акций значительно меньше 29%, предусмотренных соответствующим указом Президента 1993 г.

Итак, полученные населением ваучеры  использовались следующим образом: при закрытой подписке на акции своих предприятий, при участии в чековых аукционах, при покупке акций у чековых инвестиционных фондов (ЧИФы), около 25% ваучеров поступило в свободную продажу.

В результате ваучерной приватизации право собственности и хозяйствования сосредоточилось в российской экономике в руках трудовых коллективов и директоратов. Так, на начало июля 1994 г. пакет акций приватизированных предприятий распределился следующим образом: трудовой коллектив — 52%, фабрично-заводская администрация — 14,2%, крупные внешние инвесторы — 11,5%, мелкие акционеры — 8,2%, государство — 14,1%. Стартовая структура акционерного капитала в итоге выглядела так: инсайдеры — около 66%, аутсайдеры — 20%, государство — 14,1%. Как и ожидалось, возобладала инсайдерская модель акционирования.

К завершению ваучерного этапа было приватизировано 40% общего числа государственных предприятий, появилось около 40 млн акционеров.

С I июля 1994 г. начался денежный этап приватизации. В первые годы она была направлена на достижение следующих целей:

- дальнейшее разгосударствление экономики,

- привлечение инвесторов в реальный сектор экономики,

- реструктуризация макроэкономической структуры,

- пополнение доходов федерального бюджета за счет средств от приватизации.

Денежная приватизация осуществлялась путем проведения инвестиционных конкурсов и специальных денежных аукционов. Так, в 1995—1996 гг. по инициативе представителей крупного денежного капитала, сформированного буквально за несколько лет преимущественно, хотя и не исключительно путем развертывания активной и весьма прибыльной торгово-посреднической и финансово-спекулятивной деятельности, было проведено 12 залоговых аукционов, представлявших собой сочетание инвестиционного конкурса и аукциона. Их проведение носило вынужденный характер и было обусловлено крайне тяжелым финансовым положением государства, обремененного непомерными долгами, составлявшими на тот период порядка 70% годового ВВП. Суть залоговых аукционов состояла в том, что Правительство РФ получало кредит под свой пакет акций сроком до трех лет и под минимальную процентную ставку в 6% годовых. Кредиторы, в свою очередь, брали обязательство погасить задолженность предприятий в бюджет и по заработной плате. По истечении срока залога государство либо возвращало кредит, либо выставляло пакет акций на продажу.

Фактически ни один кредит не был возвращен, большая часть  акций перешла в частные руки. Произошел своеобразный обмен акций на кредиты. Все 12 выставленных на аукционы объектов обрели реальных собственников, получивших название олигархов.

В ходе денежной приватизации глубокие изменения претерпели итоги первого  этапа. Так, доля трудового коллектива в акциях упала уже к 1997 г. с 52% до 15—20%. Аутсайдеры, накопившие в течение 90-х годов значительный денежный капитал, не только потеснили инсайдеров, но и оказались главными действующими лицами этапа денежной приватизации.

На исходе 90-х годов принципы приватизации вновь подверглись корректировке, что нашло выражение в следующем:

  • отказ от подхода к приватизации преимущественно как средству пополнения доходов государства,
  • переход к приватизации по «точечным проектам» с использованием индивидуальных стандартных способов продаж,
  • развитие процесса приватизации недвижимости, в том числе — земельных участков под приватизированными предприятиями, что было особенно важно для привлечения инвестиций, осуществления диверсификации производства, роста эффективности.

 

10) Постприватизационный передел собственности

В настоящее время все  еще продолжается процесс передела объектов собственности. Российской практикой  наработано множество способов его  осуществления. К числу наиболее широко используемых относятся такие, как агрессивная или согласованная скупка пакетов акций на вторичном рынке, добровольное или принудительное вовлечение в корпоративные структуры, лоббирование конкретных сделок с пакетами акций, оставшихся у федеральных и региональных властей.

Все еще продолжается жесткая конкурентная борьба между инсайдерами и аутсайдерами за обладание контрольным пакетом акций и функциями корпоративного управления.

Обе стороны накопили немалый опыт в борьбе друг с другом за сохранение и приумножение пакета акций. Инсайдеры, например, широко используют такие  методы, как

- контроль за реестром акционеров и манипулирование им,

- не избрание членов совета директоров, а их назначение и недопущение в него аугсайдеров,

- общая стратегия распыления акций,

- переход на единую акцию,

- изменение размера уставного капитала АО и уменьшение доли посторонних акционеров через дополнительную эмиссию акций,

- бесконтрольная перекачка активов в собственные компании,

- санкции по отношению к работникам-акционерам за продажу акций на сторону,

- широкое привлечение местных властей для ограничения деятельности чужих фирм, скупивших акции у работников,

- установление запредельных окладов,

- фиктивные банкротства с последующей скупкой продаваемых активов и т.д. и т.п.

Отработаны методы борьбы и аутсайдерами: это установление контроля за АО путем ведения корреспондентских  счетов и регулирования финансовых потоков, получения пакета акций в качестве компенсации за долги АО, скупка акций в пользу институциональных инвесторов, в качестве каковых выступают страховые компании, НПФ, ЧИФы, действующие как портфельные инвесторы спекулятивной ориентации и выполняющие брокерские функции, ПИФы, ориентированные на привлечение средств мелких инвесторов, и пр.

Финансовый кризис 1998 г. привнес  новые моменты в передел собственности, среди которых отметим наиболее распространенные:

- переход от тактики захвата к тактике выживания путем сброса неработающих и неликвидных активов;

- ослабление прежних лидеров и нарастание агрессии со стороны конкурентов и региональных властей в связи с вынужденным расчетом акциями по долгам, арестом пакетов акций за долги и их последующей продажей в рамках официальной процедуры банкротства;

- агрессивное рыночное позиционирование путем установления контроля над поставщиками и потребителями, поглощение методом «мелких шагов»;

- реструктуризация долгов путем изменения прав собственности внутри АО;

- объединение на основе вертикальной производственной интеграции (например, развернувшаяся конкурентная борьба между металлургами и энергетиками за раздел и передел угольных шахт как поставщиков сырья);

- слияния и поглощения на добровольной и принудительной основе все еще преимущественно в экспортно-ориентированных отраслях, сопровождающиеся укрупнением и образованием новых вертикально интегрированных бизнес-структур под имеющуюся рыночную нишу в облике преимущественно холдингов вместо аморфных конгломератов 90-х годов. Так, на долю сделок с нефтедобывающими предприятиями в 2003 г. пришлось 63% стоимости сделок даже при несостоявшемся слиянии НК «ЮКОС» и «Сибнефть», в то время как в мировой экономике на них пришлось всего 3% (Известия, 23 декабря 2003).

Слияния и поглощения заняли особое место в формировании корпоративного сектора в российской экономике  во второй половине 90-х годов. С точки зрения российского законодательства слияние выступает как реорганизация юридических лиц, при которой права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникающему юридическому лицу. Иная картина при поглощении. Оно трактуется как приобретение поглощающей фирмой контрольного пакета акций поглощаемой. При этом фирмы остаются самостоятельными юридическими лицами. Как уже отмечалось, слияния и поглощения могут быть осуществлены агрессивно, жестко, на принудительной основе, тем паче что методы защиты от агрессора не отработаны в России ни законодательно, ни на практике.

Побудительные мотивы слияний и  поглощений могут быть самыми разными: это и конкурентная борьба за привлекательный объект, и соображения вертикальной интеграции, как, например, создание замкнутой технологической цепочки в рамках единой корпорации, и повышение эффективности функционирования, и усиление монопольного положения, и вывод капитала из отраслей, оказавшихся в состоянии спада на отраслевых рынках, и проведение диверсификации производства, и отделение собственности от управления и пр. Наиболее интенсивно слияния и поглощения протекали после финансового кризиса 1998 г., явившись, по существу, способами передела собственности по итогам кризиса. Однако на этом процесс не закончился. Начавшаяся вслед за тем реструктуризация и реорганизация корпораций в ходе консолидации акционерного капитала отнюдь не воспрепятствовала сохранению и даже нарастанию высоких темпов слияний и поглощений. Более того, по их числу Россия оказалась лидером среди стран Центральной и Восточной Европы: «она продемонстрировала потрясающий рост как по стоимости сделок с капиталом, так и по их количеству. Оценочная рыночная стоимость сделок по слияниям и поглощениям возросла с 7,5 млрд долл. в 2002 г. до 23,7 — в 2003... Большая часть инвестиций (86%) российских компаний пришлась на отечественные предприятия» (Известия, 31 марта 2004).

11) Финансовая система и ее институты

Формирование финансовой системы  как института сугубо рыночной экономики началось в переходный период и по существу заново. В период своего становления финансовая система сыграла огромную роль в преобразовании отношений социалистической собственности, в становлении рыночного механизма управления. Деятельностью ее институтов было обеспечено проведение кредитно-денежной и финансовой политики, под воздействием которой складывалась новая система взаимоотношений макро- и микроэкономических субъектов. При их активном участии осуществлялось накопление денежного капитала, без которого немыслимо проведение денежной приватизации, равно как и пост- приватизационный передел объектов собственности, суть которого состояла в корректировке итогов инсайдерской модели приватизации ее первого этапа. Институтами финансовой системы заполнялся институциональный вакуум, образовавшийся в связи с упразднением государственных институтов управления.

Истоки финансовой системы были заложены раздвоением товарного мира на товар и деньги. Такое раздвоение ведет к зарождению денежного обращения и законов, его регулирующих, на основе которых определяется денежная масса в обращении в соответствии с функциями, выполняемыми деньгами. Возникают исторически и логически первые институты финансовой системы, регулирующие денежное обращение. Всеобщее распространение они получают в связи с переходом от натурального хозяйства к рыночному. Появление денежного капитала в процессе превращения натурального хозяйства в рыночное капиталистическое усложняет финансовую систему, в недрах которой формируется кредитный рынок и соответствующие специализированные институты в облике коммерческих банков, осуществляющих трансформацию сбережений в инвестиции посредством движения кредита. В связи с превращением рабочей силы в товар и формированием рынка труда появляется такой значимый институт финансовой системы, как биржа труда.

Дальнейшее развитие рынка капитала связано с усложнением отношений  собственности, что нашло выражение  в появлении и широком распространении  со второй половины XIX в. такой разновидности ассоциированной собственности, как акционерная. Ею был порожден принципиально новый институт финансовой системы в облике фондовой биржи. Последняя.выступает особой разновидностью финансового рынка, в качестве рынка капитала призванной обслуживать движение акционерного капитала. Особенностью последнего является его двоякое бытие. Обособление потребительной стоимости от стоимости происходит теперь уже не на уровне простого товара, а на несравненно более сложном, на уровне капитала в форме акционерного. Акционерный капитал в денежной форме приобретает самостоятельную форму движения на особом рынке — рынке ценных бумаг, первичном и вторичном. Соответственно и управление акционерным капиталом раздваивается: с одной стороны, оно осуществляется менеджерами акционерных компаний, с другой — фондовой биржей.

В связи с акционированием государственных  предприятий появляется фондовая биржа, регулирующая движение акционерного капитала. Обращение превращающихся в товар материальных благ и услуг опосредуется товарной биржей, приходящей на смену государственной системе снабжения и сбыта готовой продукции. Биржа труда регулирует движение рабочей силы в региональном, отраслевом и прочих аспектах. Появляются страховые компании, негосударственные пенсионные, паевые инвестиционные и прочие фонды. Все они в совокупности и образуют тесно взаимодействующие институты финансовой системы, призванной обслуживать различные потребности реального сектора экономики, чем и определяется их функциональное многообразие. Каждый из них регулирует соответствующий рынок: товаров и услуг, капитала, рабочей силы, недвижимости.

12) Взаимодействие реального  и финансового секторов переходной  экономики  
Итак, в переходный период складывается весьма специфичное взаимодействие реального и финансового секторов национальной экономики в странах, избравших либеральную модель рыночной трансформации. Формы проявления этой специфики многогранны. Но, как представляется, суть этой специфики состоит в том, что деятельность финансового сектора в переходной экономике сосредоточилась прежде всего не на обслуживании потребностей реального сектора. Усилия институтов финансовой системы были направлены на накопление денежного капитала, что не только не укрепляло позиции реального сектора, но, напротив, во многом способствовало разрушению последнего. И в этой связи напомним, что частичное разрушение унаследованной макроэкономической структуры было неизбежно ввиду ее несоответствия критериям становящейся рыночной экономики. Реструктуризация последней может быть осуществлена лишь промышленным капиталом. Но образованию последнего предшествует накопление денежного капитала. Деятельность институтов финансовой системы, коммерческих банков прежде всего, и была сосредоточена на формировании денежного капитала. Последний предназначался для участия в денежном этапе приватизации и в постприватизационном переделе объектов собственности, в ходе чего и происходило его превращение в промышленный. А уже деятельность последнего прямо и непосредственно направлена на возрождение реального сектора экономики, на преодоление унаследованных структурных и технологических диспропорций. С этой точки зрения правомерно говорить о том, что разрушение реального сектора, особенно интенсивно протекавшее в российской экономике вплоть до конца 90-х годов, носило все же созидательный характер: таким разрушением высвобождалось экономическое пространство для деятельности нового класса собственников, преобразующих структуру народного хозяйства в соответствии с критериями рыночной экономики.

В посткризисный период взаимодействие между реальным и финансовым секторами российской экономики стало складываться уже в традиционном для рыночной экономики виде. Вновь формирующаяся теперь уже по мере возрождения реального сектора финансовая система выполняет свою прямую функцию — обслуживает соответствующие потребности последнего в меру своих все еще весьма скромных возможностей, что соответствует этапу становления рыночной экономики.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"