Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 03:25, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экономике".
13. Макроэкономическая несбалансированность: причины и формы проявления Смена экономических систем
сопровождалась и сменой критериев
макроэкономической сбалансированности.
Формы проявления несбалансированности
данной макроструктуры оказались весьма
многообразными. В наиболее общем
виде их можно свести к структурным
и технологическим дисбалансам.
Структурный дисбаланс Преодоление унаследованных диспропорций носило на первых порах преимущественно разрушительный характер, так как речь шла прежде всего о ликвидации избыточных производственных мощностей. Таковые сосредоточились в отраслях тяжелой промышленности и ВПК. Но так как именно здесь сконцентрировалось высокотехнологичное наукоемкое производство, сохранить которое в полной мере не представлялось возможным вследствие избыточности производственных мощностей, сосредоточенных в этом комплексе, то реструктуризация начала 90-х годов неизбежно сопровождалась деиндустриализацией унаследованного научно-производственного потенциала. На фоне массового разорения предприятий обрабатывающей промышленности резко возрос удельный вес отраслей ТЭК, что означало деградацию структуры народного хозяйства в целом. Высокий удельный вес даже
физически устаревшего Особенно велика роль крупных корпоративных структур, ориентированных на создание современного высокотехнологичного производства, без которого не выжить в условиях жесткой межстрановой конкурентной борьбы. По мере сокращения государственного долга активизируется инвестиционная деятельность и самого государства как макроэкономического субъекта. Фактором, весьма затрудняющим процесс реструктуризации народного хозяйства, по-прежнему остается дефицит инвестиционных средств, обусловленный следующими обстоятельствами: - тяжелым финансовым положением
большинства предприятий, - слабостью институтов
рыночной инфраструктуры, и прежде
всего фондовой биржи и - все еще незначительным
относительно потребностей - невозможностью введения
системы ускоренной - нецелевым использованием
амортизационного фонда в - резким сокращением Не вполне преодолены объективные факторы, сдерживающие инвестиционную активность новых собственников, среди которых можно отметить следующие: - во многом преодоленный
неблагоприятный - отвлечение значительной
доли свободного денежного По существу речь идет о диверсификации российской экономики, направленной прежде всего на преодоление сырьевой зависимости, на ее модернизацию в целях преодоления технологических дисбалансов. Трудно строить прогнозы относительно сроков завершения реструктуризации народного хозяйства. Однако вполне естественно, что она, по своей природе будучи долгосрочной проблемой, может оказаться еще более длительной во времени. Между тем реализация амбициозных планов относительно темпов экономического роста прямо и непосредственно связана с преобразованием сложившейся структуры народного хозяйства. |
15. Функции государства в постсоциалистической экономике Определяя экономическую роль государства в переходный период, следует исходить, прежде всего из того, что в постсоциалистических странах в течение десятилетий предшествующего развития эта роль была исключительной. И уже в силу этого обстоятельства логичным представляется сохранение за государством в полной мере бремени управления национальной экономикой вплоть до появления подлинных собственников, способных и готовых взять на себя эти функции. При этом рыночная трансформация в равной мере распространяется и на экономическую деятельность самого государства. Государственное регулирование наполняется новым содержанием, меняются способы и методы его воздействия на национальную экономику и процессы, в ней протекающие, появляется принципиально новая система государственных институтов. Напомним также, что в постсоциалистических странах именно государство в лице наиболее радикально настроенной прослойки внутри правящей номенклатуры инициировало и возглавило рыночные преобразования. Роль государства в постсоциалистических странах определяется и тем, что в них формируется современная модель рыночной экономики. Но такая модель характеризуется тем, что государство, оставаясь политическим институтом, превращается в макроэкономический субъект, в качестве такового выступающий носителем общенациональных интересов. На реализацию последних и направлены усилия государственных институтов, сосредотачивающих свою деятельность в традиционных для макроэкономического субъекта сферах. Но не менее важно направить в русло общенациональных интересов и инвестиционную деятельность микроэкономических субъектов, используя в этих целях наработанные мировой практикой многообразные методы экономического и административного, косвенного и прямого воздействия на их поведение. Исходя из интересов класса собственников, государство призвано создавать благоприятные экономические, правовые, политические и пр. условия для развертывания частнопредпринимательской деятельности в целях повышения эффективности функционирования национальной экономики. В постсоциалистических странах перед государством как макроэкономическим субъектом стоит грандиозная по своим масштабам и значимости проблема коренного преобразования унаследованной структуры народного хозяйства во всех ее аспектах: секторальном, региональном, отраслевом. Государство в новых условиях не имеет экономических оснований для всеобщего уравнивания. Величайшей заслугой постсоциалистического, постсоветского государства в особенности явилось то обстоятельство, что переход от социализма удалось совершить без крупных социальных потрясений, столь естественных в условиях, когда все население утрачивало статус сособственника, а собственниками становились немногие. На исходе 90-х годов начался активный процесс акционирования государственных предприятий и даже продажа наименее перспективных из них, не имеющих стратегически важного значения. Но и разыгравшийся вследствие объективных причин в постсоциалистических странах по полной программе трансформационный спад без вмешательства государства успешно преодолен быть не может. Дело в том, что условием такого преодоления выступает глобальная реструктуризация народного хозяйства, направленная на преодоление унаследованных и углубленных в переходный период структурных и технологических дисбалансов, всесторонняя модернизация народного хозяйства в соответствии с современным постиндустриальным этапом развития производительных сил. В изменившихся на рубеже веков условиях перед государством как макроэкономическим субъектом в качестве первоочередной задачи ставится активная промышленная политика, направленная на формирование принципиально иной структуры народного хозяйства, на диверсификацию национальной экономики. Но глобальная реструктуризация немыслима без разработки и принятия теоретически обоснованной стратегической программы экономического развития, ориентированной на формирование структуры народного хозяйства в соответствии с современными технологическими укладами. И самая сложная проблема состоит в том, чтобы суметь наладить на принципиально новой основе взаимоотношения с бизнесом, что позволит активизировать в целях реализации общенациональных интересов их инвестиционную активность наработанными мировой практикой методами и способами административного и экономического, прямого и косвенного государственного регулирования. Важнейшим результатом предшествующего этапа реформирования явилось завершение трансформационного спада. Ныне на первый план выдвинулась иная функция государства. Она состоит в том, чтобы по мере становления национальной модели рыночной экономики сформировать условия для устойчивого экономического роста социальной направленности, для обеспечения в этих целях амбициозных темпов роста ВВП. Это тем более важно, что четко просматривается становление современной, то есть смешанной, модели рыночной экономики. Особенность последней состоит в весьма значимой роли государства именно как макроэкономического субъекта в обеспечении диверсификации национальной экономики в условиях переходной экономики, направленной на завершение индустриального и становление постиндустриального этапа, чем и обеспечивается экономический рост. В развитых странах традиционно мощным фактором экономического роста выступает государственный бюджет |
14. Структурная диверсификация - основа экономического роста Формирование общенациональной
политики, имеющей в своем распоряжении
многообразные инструменты В России необходимо развивать
два интегральных приоритетных направления,
связанных, с одной стороны, с
«новой» (инновационной) экономикой (внутри
ориентированный сектор), и со «старой»
(сырьевой) экономикой (экспортно- Так как у нас экономика Для этого следует разработать Предлагаемые меры должны улучшить для России пропорции международного обмена в неэнергетическом секторе, вовлечь во внешнеэкономические связи новые предприятия и регионы, сглаживая различия в их уровнях развития. При индустриализации экспорта нельзя забывать и о будущем мирового рынка услуг. Перспективными здесь представляются услуги транзита, связи, освоение космоса, туризм, образование, программные продукты, а также экспорт технологий. Необходимо также Сырьевой структурный фактор легче всего повернуть в пользу высоких технологий и даже нанотехнологий, совместив стратегию глубокой переработки сырья и переориентацию части доходов на реализацию программ и проектов создания новых и модернизацию действующих наукоградов и других структур фундаментальной науки, опытного производства, прогрессивных технологий. |
16. Экономическая политика государства в переходный период Государство реализует себя в качестве носителя общенациональных интересов посредством проведения экономической политики во всем многообразии ее направлений. Политика государства в переходный период подчинена преобразованию социалистической плановой экономики в капиталистическую рыночную. Прежде всего этим определяется критерий ее адекватности переживаемому этапу развития во всех постсоциалистических странах. Однако расстановка акцентов на ее основных направлениях, значимость каж- дого из них, последовательность и темпы их проведения во многом определяются принятой моделью реформирования, а в пределах одинаковой модели — национальными особенностями каждой страны.В кредитно-денежной и финансовой политики гос-ва,в конечном счете должны быть подготовлены предпосылки экономического роста Такой политикой должен быть погашен государственный долг, ускорен процесс преодоления унаследованных дисбалансов, сформирован механизм конкурентной борьбы, под воздействием которой вымывается безнадежно морально и физически устаревшее производство. Методами кредитно-денежной и финансовой политики государство должно стремиться преодолеть финансовую дестабилизацию.Государство должно приступить к регулированию денежного обращения в соответствии с присущими рыночной экономике законами.В той или иной мере оно занимается и инвестиционной политикой В меру финансовых возможностей
обремененного долгами - необходимостью сохранения бесплатной социальной сферы - социальная защита Так же,усилия государства направляются на предотвращение массовой безработицы, столь свой- ственной экономическому спаду, и недопущение массового разрушения привычной для населения старой социальной системы. То и другое сдерживает рост нищеты. Назначение гос-ва состоит прежде всего в том, чтобы обеспечить построение рыночной экономики на руинах плановой путем создания соответствующих юридических предпосылок для преобразования всей системы экономических отношений и последующего юридического оформления вновь возникающих отноше- ний, создать законодательную базу, способную эффективно защищать права и наемных работников, и собственников, равно как и обеспечивать неукоснительное выполнение взаимных обязательств в пределах правового поля их деятельности.. В условиях переходной экономики государство должно выступать так же в качестве макроэкономического субъекта, прерогативой которого является обеспечение методами экономической политики повышения эффективности функционирования национальной экономики. И в этом смысле государство призвано ак- тивизировать и направить инвестиционную активность микроэкономических субъектов в русло реализации общенациональных интересов. В переходной экономике такая активность должна быть сосредоточена на реструктуризации народного хозяйства по критериям рыночной экономики |
17. Структурная
перестройка российской Преобразование Всесторонняя структурная перестройка экономики России -отраслевая, региональная, управленческая, технологическая, организационная, социальная - является необходимым условием преодоления кризиса и выхода на траекторию роста. Эффективной признается такая
структура экономики, которая способна
обеспечить устойчивый и эффективный
экономический рост, выход национальной
экономики на передовые рубежи научно-технического
прогресса и на этой основе обеспечить
высокий уровень жизни Основными направлениями
структурной перестройки развитие отраслей, продукция которых пользуется спросом на внутреннем и внешнем рынках; создание условий для развития перспективных наукоемких производств; свертывание и перепрофилирование объективно ненужных и недееспособных предприятий. Решение проблем структурной
перестройки облегчается Однако пока позитивных изменений
в структуре экономики не происходит,
наоборот, наблюдаются негативные тенденции,
прежде всего в промышленности. От
развития промышленности в первую очередь
зависят состояние Негативные тенденции выражаются в росте доли добывающих и падении доли обрабатывающих отраслей. Это противоречит общемировой тенденции опережающего роста обрабатывающей промышленности. Более того, развитие отраслей топливно-энергетического комплекса и металлургических отраслей во многом ориентировано на внешний рынок вне пределов национальной экономики. Отечественная экономика все сильнее втягивается в худший вариант международного разделения труда в качестве поставщика топливных и сырьевых ресурсов и потребителя готовых промышленных изделий. В 2000 г. удельный вес в российском экспорте топливных и сырьевых товаров составил 53,2%, а с учетом древесины, черных, цветных и драгоценных металлов и сырья для их производства -80,4%'. В результате формируется сырьевая ориентация российской экономики и утрачивается значительная часть научно-технического потенциала. Усилия должны быть сконцентрированы
в тех отраслях обрабатывающей промышленности,
которые имеют конкурентные преимущества,
позволяющие создавать |
7 Специфика градуалистской модели В основу был положен присущий компаративистике как науке метод сравнительного анализа противоположных экономических систем в целях заимствования наиболее эффективных форм хозяйствования, соответствующих условиям национальной экономики, позволяющих вследствие такого соответствия получать наибольший экономический и социальный эффект в своей стране в процессе преобразований. Использование данной модели позволило не только предотвратить кризисные явления в связи со сменой советской модели социализма на «социализм с китайской спецификой», трактуемый как социалистическое плановое рыночное хозяйство, но и добиться выдающихся экономических успехов и уж тем более избежать крупных социальных потрясений. Решающее значение имело, во-первых, сохранение социализма как системы отношений общенародной, то есть государственной собственности, во-вторых — смена модели социализма, снявшая препятствия для формирования отношения негосударственной, собственности во всем и многообразии. Как известно, К.Маркс и
Ф.Энгельс трактовали социализм
как систему отношений В ней дано четкое обоснование
содержания и последовательности этих
преобразований, институционального оформления.
Был достигнут своевременно правовое
обеспечение реформы. Критерием
ее успешности был провозглашен устойчивый
экономический рост, направленный на
повышение жизненного уровня населения.
Проведения реформы сопровождалось
разъяснительное работой среди
широких масс населения, что позволило
сформировать позитивное отношение
к ней и обеспечить социальный
мир на протяжении всех лет преобразований.
Необходимость реформы Реформы в КНР началась в конце 1978 г., когда ЦК КПК было принято решение о проведении преобразований экономического и политического характера, «подобных революции». Она в исходном пункте была направлена на преобразование всех сторон жизнедеятельности китайского общества, последовательно осуществляемое протяжении всех лет путем перехода: - от натурального и полунатурального хозяйства к товарному плановому; - то аграрного общества к индустриальному; -от деревенского к поселково-городскому типу проживания; -от закрытого к открытому обществу; -от однообразия к -от экстенсивного - от общества моральных принципов к правовому. В соответствии с
данными целевыми установками
основные направления - коренной преобразование аграрных отношений; - реализация программы
специального экономического -преобразование в - реструктуризация народного
хозяйства в целях - создание частного сектора
путем законодательного - проведение политики макрорегулирования и макроконтроля. |
Преобразование аграрных отношений осуществлялось путем роспуска народных коммун и превращение крестьянской семьи в первичную производственную ячейку, действующую на принципах подворного семейного подряда. Земля, оставаясь в государственной собственности, предоставляется в аренду, срок которой непрерывно увеличивался, вплоть до пожизненно аренды. В первые же годы были существенно повышены государственные закупочные цены, ныне они устойчивы, но крестьяне получили свободу выбора рынка сбыта своей продукции. Одновременно с аграрной реформой началась реформа государственного сектора, но протекает она более медленно и с меньшим эффектом. Здесь широко апробируются многообразные формы хозяйствования. Цель их внедрения — преодоления жесткого централизованного государственного регулирования производства, снабжения и сбыта готовой продукции. В ходе осуществления реформ
КНР достигла выдающихся успехов. Так,
соотношение форм собственности
изменилось в пользу негосударственных
форм; преобразована планово- Подводя итоги, можно отметить
следующие особенности - она осуществляется на
основе концепций -высокие темпы экономического роста успешно сочетаются со стабильностью; -успешно реализуется формула: развития — цель, стабильность —предпосылка, реформ — движущая сила; -методы государственного
регулирования обеспечивают -успешное разграничение
и сочетание методов и -достигнута оптимальная
хронологическая -реформа оказалась |