Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 03:25, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экономике".

Файлы: 1 файл

переходная 1-17.docx

— 76.02 Кб (Скачать файл)

 

 

13. Макроэкономическая  несбалансированность: причины и  формы проявления

Смена экономических систем сопровождалась и сменой критериев  макроэкономической сбалансированности. Формы проявления несбалансированности данной макроструктуры оказались весьма многообразными. В наиболее общем  виде их можно свести к структурным  и технологическим дисбалансам. Структурный дисбаланс выразился  в приоритетном развитии первого  подразделения общественного производства, то есть отраслей тяжелой промышленности, продукция которых доминировала в валовом общественном продукте, в отставании отраслей второго подразделения  и особенно сельского хозяйства, в неразвитости сферы услуг. Технологический  дисбаланс материализовался в четко  выраженном технологическом лидерстве  ВПК и технологической отсталости гражданского комплекса. Советская  экономика с этой точки зрения страдала крайней технико-технологической  неоднородностью: на уровне современных  технологических укладов находились лишь отрасли ВПК, а в целом  по народному хозяйству преобладал ручной труд, особенно в сельском хозяйстве, где не была завершена даже первичная  механизация. Но и своим технологическим  лидерством ВПК обязан не природе  общенародной собственности, отторгающей  НТП..

Преодоление унаследованных диспропорций носило на первых порах  преимущественно разрушительный характер, так как речь шла прежде всего о ликвидации избыточных производственных мощностей. Таковые сосредоточились в отраслях тяжелой промышленности и ВПК. Но так как именно здесь сконцентрировалось высокотехнологичное наукоемкое производство, сохранить которое в полной мере не представлялось возможным вследствие избыточности производственных мощностей, сосредоточенных в этом комплексе, то реструктуризация начала 90-х годов неизбежно сопровождалась деиндустриализацией унаследованного научно-производственного потенциала.

На фоне массового разорения  предприятий обрабатывающей промышленности резко возрос удельный вес отраслей ТЭК, что означало деградацию структуры  народного хозяйства в целом.

Высокий удельный вес даже физически устаревшего оборудования является естественным следствием завышенного  в советский период среднего срока  службы основного производственного  оборудования, установленного на уровне 25 лет, при том что в развитых странах он не превышает 10 лет. Степень износа оборудования в российской промышленности оказалась на уровне 50%, а в отдельных отраслях — свыше 70%.

Особенно велика роль крупных  корпоративных структур, ориентированных  на создание современного высокотехнологичного производства, без которого не выжить в условиях жесткой межстрановой конкурентной борьбы. По мере сокращения государственного долга активизируется инвестиционная деятельность и самого государства как макроэкономического субъекта.

Фактором, весьма затрудняющим процесс реструктуризации народного  хозяйства, по-прежнему остается дефицит  инвестиционных средств, обусловленный  следующими обстоятельствами:

- тяжелым финансовым положением  большинства предприятий, сложившимся  к началу рыночной трансформации  и усугубленным обесценением  основных фондов и оборотных  средств под воздействием гиперинфляции  начала 90-х годов;

- слабостью институтов  рыночной инфраструктуры, и прежде  всего фондовой биржи и банковской  системы, не вполне оправившихся  после финансового кризиса 1998 г.;

- все еще незначительным  относительно потребностей притоком  прямых иностранных инвестиций;

- невозможностью введения  системы ускоренной амортизации  ввиду низкого платежеспособного  спроса населения;

- нецелевым использованием  амортизационного фонда в условиях  дефицита оборотных средств;

- резким сокращением инвестиционной  деятельности самого государства  вследствие огромного долга, образовавшегося  к началу и в первые годы рыночных преобразований.

Не вполне преодолены объективные  факторы, сдерживающие инвестиционную активность новых собственников, среди  которых можно отметить следующие:

- во многом преодоленный  неблагоприятный инвестиционный  климат тем не менее сохраняет свою неустойчивость, порождаемую, например, не всегда глубоко продуманными действиями государства, вызывающими негативную реакцию со стороны бизнеса;

- отвлечение значительной  доли свободного денежного капитала  на участие во все еще не  завершенном разделе и переделе объектов собственности.

По существу речь идет о  диверсификации российской экономики, направленной прежде всего на преодоление сырьевой зависимости, на ее модернизацию в целях преодоления технологических дисбалансов. Трудно строить прогнозы относительно сроков завершения реструктуризации народного хозяйства. Однако вполне естественно, что она, по своей природе будучи долгосрочной проблемой, может оказаться еще более длительной во времени. Между тем реализация амбициозных планов относительно темпов экономического роста прямо и непосредственно связана с преобразованием сложившейся структуры народного хозяйства.

15. Функции государства  в постсоциалистической экономике

Определяя экономическую  роль государства в переходный период, следует исходить, прежде всего из того, что в постсоциалистических странах в течение десятилетий предшествующего развития эта роль была исключительной. И уже в силу этого обстоятельства логичным представляется сохранение за государством в полной мере бремени управления национальной экономикой вплоть до появления подлинных собственников, способных и готовых взять на себя эти функции. При этом рыночная трансформация в равной мере распространяется и на экономическую деятельность самого государства. Государственное регулирование наполняется новым содержанием, меняются способы и методы его воздействия на национальную экономику и процессы, в ней протекающие, появляется принципиально новая система государственных институтов. Напомним также, что в постсоциалистических странах именно государство в лице наиболее радикально настроенной прослойки внутри правящей номенклатуры инициировало и возглавило рыночные преобразования. Роль государства в постсоциалистических странах определяется и тем, что в них формируется современная модель рыночной экономики. Но такая модель характеризуется тем, что государство, оставаясь политическим институтом, превращается в макроэкономический субъект, в качестве такового выступающий носителем общенациональных интересов. На реализацию последних и направлены усилия государственных институтов, сосредотачивающих свою деятельность в традиционных для макроэкономического субъекта сферах. Но не менее важно направить в русло общенациональных интересов и инвестиционную деятельность микроэкономических субъектов, используя в этих целях наработанные мировой практикой многообразные методы экономического и административного, косвенного и прямого воздействия на их поведение. Исходя из интересов класса собственников, государство призвано создавать благоприятные экономические, правовые, политические и пр. условия для развертывания частнопредпринимательской деятельности в целях повышения эффективности функционирования национальной экономики. В постсоциалистических странах перед государством как макроэкономическим субъектом стоит грандиозная по своим масштабам и значимости проблема коренного преобразования унаследованной структуры народного хозяйства во всех ее аспектах: секторальном, региональном, отраслевом.  Государство в новых условиях не имеет экономических оснований для всеобщего уравнивания. Величайшей заслугой постсоциалистического, постсоветского государства в особенности явилось то обстоятельство, что переход от социализма удалось совершить без крупных социальных потрясений, столь естественных в условиях, когда все население утрачивало статус сособственника, а собственниками становились немногие. На исходе 90-х годов начался активный процесс акционирования государственных предприятий и даже продажа наименее перспективных из них, не имеющих стратегически важного значения. Но и разыгравшийся вследствие объективных причин в постсоциалистических странах по полной программе трансформационный спад без вмешательства государства успешно преодолен быть не может. Дело в том, что условием такого преодоления выступает глобальная реструктуризация народного хозяйства, направленная на преодоление унаследованных и углубленных в переходный период структурных и технологических дисбалансов, всесторонняя модернизация народного хозяйства в соответствии с современным постиндустриальным этапом развития производительных сил. В изменившихся на рубеже веков условиях перед государством как макроэкономическим субъектом в качестве первоочередной задачи ставится активная промышленная политика, направленная на формирование принципиально иной структуры народного хозяйства, на диверсификацию национальной экономики. Но глобальная реструктуризация немыслима без разработки и принятия теоретически обоснованной стратегической программы экономического развития, ориентированной на формирование структуры народного хозяйства в соответствии с современными технологическими укладами. И самая сложная проблема состоит в том, чтобы суметь наладить на принципиально новой основе взаимоотношения с бизнесом, что позволит активизировать в целях реализации общенациональных интересов их инвестиционную активность наработанными мировой практикой методами и способами административного и экономического, прямого и косвенного государственного регулирования. Важнейшим результатом предшествующего этапа реформирования явилось завершение трансформационного спада. Ныне на первый план выдвинулась иная функция государства. Она состоит в том, чтобы по мере становления национальной модели рыночной экономики сформировать условия для устойчивого экономического роста социальной направленности, для обеспечения в этих целях амбициозных темпов роста ВВП. Это тем более важно, что четко просматривается становление современной, то есть смешанной, модели рыночной экономики. Особенность последней состоит в весьма значимой роли государства именно как макроэкономического субъекта в обеспечении диверсификации национальной экономики в условиях переходной экономики, направленной на завершение индустриального и становление постиндустриального этапа, чем и обеспечивается экономический рост. В развитых странах традиционно мощным фактором экономического роста выступает государственный бюджет 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

14. Структурная  диверсификация - основа экономического  роста

Формирование общенациональной политики, имеющей в своем распоряжении многообразные инструменты реализации ее задач и обеспечивающей ими  прогрессивные структурные сдвиги в российской экономике, является первоочередной стратегической задачей российского  государства. Ослабить сугубо сырьевую ориентацию национальной экономики  возможно только посредством оптимальной  комбинации структурных сдвигов.

В России необходимо развивать  два интегральных приоритетных направления, связанных, с одной стороны, с  «новой» (инновационной) экономикой (внутри ориентированный сектор), и со «старой» (сырьевой) экономикой (экспортно-ориентированный сектор) – с другой. Пропорции между ними должны целенаправленно регулироваться, исходя из долгосрочных национальных интересов.

Так как у нас экономика ресурсозависимая, то структурные преобразования в стране нужно начинать с сырьевых отраслей, доходы от экспорта которых целенаправленно использовать для модернизации следующих по технологической цепочке отраслей и расширения производства все более наукоемкой продукции. Возможности сырьевого источника инвестиционных ресурсов для технологической модернизации экономики далеко не полностью использованы. Естественно, что за счет ограниченных бюджетных вливаний не удастся обеспечить требуемые масштабы развития инновационного сектора. Нужно формировать у сырьевых корпораций сильную мотивацию к диверсификации и переливу капитала в высокотехнологичные сферы: перерабатывающие и машиностроительные.

Для этого следует разработать научно обоснованную долгосрочную промышленную политику России, на базе которой можно было бы осознанно выстраивать ее общехозяйственную и внешнеэкономическую специализацию, включая целевое привлечение иностранного капитала.

Предлагаемые меры должны улучшить для России пропорции международного обмена в неэнергетическом секторе, вовлечь во внешнеэкономические  связи новые предприятия и  регионы, сглаживая различия в их уровнях развития.

При индустриализации экспорта нельзя забывать и о будущем мирового рынка услуг. Перспективными здесь представляются услуги транзита, связи, освоение космоса, туризм, образование, программные продукты, а также экспорт технологий.

Необходимо также переориентировать импорт на инвестиционные цели, удовлетворяя потребительский спрос в основном за счет импортозамещения. Решающую роль здесь могло бы сыграть изменение характера государственного регулирования импорта и превращающее его в инструмент разумного протекционизма в рамках промышленной политики страны

Сырьевой структурный  фактор легче всего повернуть  в пользу высоких технологий и  даже нанотехнологий, совместив стратегию глубокой переработки сырья и переориентацию части доходов на реализацию программ и проектов создания новых и модернизацию действующих наукоградов и других структур фундаментальной науки, опытного производства, прогрессивных технологий.

16. Экономическая  политика государства

в переходный период

Государство реализует себя в качестве носителя общенациональных интересов посредством проведения экономической политики во всем многообразии ее направлений. Политика государства в переходный период подчинена преобразованию социалистической

плановой экономики в  капиталистическую рыночную. Прежде всего этим определяется критерий ее адекватности переживаемому этапу развития во всех постсоциалистических странах. Однако расстановка акцентов на ее основных направлениях, значимость каж-

дого из них, последовательность и темпы их проведения во многом определяются принятой моделью реформирования, а в пределах одинаковой модели — национальными особенностями каждой страны.В кредитно-денежной и финансовой политики гос-ва,в конечном счете должны быть подготовлены предпосылки экономического роста Такой политикой должен быть погашен государственный долг, ускорен процесс преодоления унаследованных дисбалансов, сформирован механизм конкурентной борьбы, под воздействием которой вымывается  безнадежно морально и физически устаревшее производство. Методами кредитно-денежной и финансовой политики государство должно стремиться преодолеть финансовую дестабилизацию.Государство должно приступить к регулированию денежного обращения в соответствии с присущими рыночной экономике законами.В той или иной мере оно занимается и инвестиционной политикой

В меру финансовых возможностей обремененного долгами государства  проводится и социальная политика, основные направления которой предопределяется особенностями социальной сферы, сформированной в предшествующий период, а также  обстоятельствами переходного периода, обусловившими резкое снижение жизненного уровня широких слоев населения.Осн.направления:

- необходимостью сохранения  бесплатной

 социальной сферы

- социальная защита

Так же,усилия государства направляются на предотвращение массовой безработицы, столь свой-

ственной экономическому спаду, и недопущение массового разрушения привычной для населения старой социальной системы. То и другое сдерживает рост нищеты.

Назначение гос-ва состоит прежде всего в том, чтобы обеспечить построение рыночной экономики на руинах плановой путем создания соответствующих юридических предпосылок для преобразования всей системы экономических отношений и последующего юридического оформления вновь возникающих отноше-

ний, создать законодательную базу, способную эффективно защищать права и наемных работников, и собственников, равно как и обеспечивать неукоснительное выполнение взаимных обязательств в пределах правового поля их деятельности..

В условиях переходной экономики  государство должно выступать так же в качестве  макроэкономического субъекта, прерогативой  которого является обеспечение методами экономической политики повышения эффективности функционирования национальной экономики. И в этом смысле государство призвано ак-

тивизировать и направить инвестиционную активность микроэкономических субъектов в русло реализации общенациональных интересов. В переходной экономике такая активность должна быть сосредоточена на реструктуризации народного хозяйства по критериям рыночной экономики

17. Структурная  перестройка российской экономики

Преобразование административно-командной  хозяйственной системы в рыночную экономику сопровождается сменой приоритетов  в формировании структуры народного  хозяйства. Прежде всего, такая смена  диктуется необходимостью преодоления  структурных перекосов, унаследованных от прошлого. Прежняя структура народного  хозяйства СССР характеризовалась  высокой степенью огосударствления всех экономических процессов и монополизации производства, искаженной структурой народно-хозяйственного комплекса с высокой долей добывающих отраслей, гипертрофированным военно-промышленным комплексом при существенном отставании отраслей, работающих на потребительский рынок.

Всесторонняя структурная  перестройка экономики России -отраслевая, региональная, управленческая, технологическая, организационная, социальная - является необходимым условием преодоления кризиса и выхода на траекторию роста.

Эффективной признается такая  структура экономики, которая способна обеспечить устойчивый и эффективный  экономический рост, выход национальной экономики на передовые рубежи научно-технического прогресса и на этой основе обеспечить высокий уровень жизни населения.

Основными направлениями  структурной перестройки экономики  являются:

развитие отраслей, продукция  которых пользуется спросом на внутреннем и внешнем рынках;

создание условий для  развития перспективных наукоемких производств;

свертывание и перепрофилирование объективно ненужных и недееспособных предприятий.

Решение проблем структурной  перестройки облегчается наличием в стране уникальных природных ресурсов, высокого научно-технического и кадрового  потенциала.

Однако пока позитивных изменений  в структуре экономики не происходит, наоборот, наблюдаются негативные тенденции, прежде всего в промышленности. От развития промышленности в первую очередь  зависят состояние производственного  и научно-технического потенциала, эффективность использования природных, материальных и трудовых ресурсов.

Негативные тенденции  выражаются в росте доли добывающих и падении доли обрабатывающих отраслей. Это противоречит общемировой тенденции  опережающего роста обрабатывающей промышленности. Более того, развитие отраслей топливно-энергетического  комплекса и металлургических отраслей во многом ориентировано на внешний  рынок вне пределов национальной экономики. Отечественная экономика  все сильнее втягивается в  худший вариант международного разделения труда в качестве поставщика топливных  и сырьевых ресурсов и потребителя  готовых промышленных изделий.

В 2000 г. удельный вес в российском экспорте топливных и сырьевых товаров  составил 53,2%, а с учетом древесины, черных, цветных и драгоценных  металлов и сырья для их производства -80,4%'. В результате формируется сырьевая ориентация российской экономики и  утрачивается значительная часть научно-технического потенциала.

Усилия должны быть сконцентрированы в тех отраслях обрабатывающей промышленности, которые имеют конкурентные преимущества, позволяющие создавать экономические  структуры, способные завоевывать  мировые рынки. В первую очередь это касается авиационной и аэрокосмической промышленности, ядерной энергетики, ряда отраслей приборостроения, сферы высоких технологий.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 Специфика градуалистской модели

В основу был положен присущий компаративистике как науке метод  сравнительного анализа противоположных  экономических систем в  целях  заимствования наиболее эффективных  форм хозяйствования, соответствующих  условиям национальной экономики, позволяющих  вследствие такого соответствия получать наибольший экономический и социальный эффект в своей стране в процессе преобразований. Использование данной модели позволило не только предотвратить кризисные явления в связи со сменой советской модели социализма на «социализм с китайской спецификой», трактуемый как социалистическое плановое рыночное хозяйство, но и добиться выдающихся экономических успехов и уж тем более избежать крупных социальных потрясений. Решающее значение имело, во-первых, сохранение социализма как системы отношений общенародной, то есть государственной собственности, во-вторых — смена модели социализма, снявшая препятствия для формирования отношения негосударственной, собственности во всем и многообразии.

Как известно, К.Маркс и  Ф.Энгельс трактовали социализм  как систему отношений общественной, общенародной  собственности, материальной основой становления которой  признавали индустриальный этап развития производительных сил в пору его  зрелости. И совершенно открытым текстом  он говорил о несовместимости  этих отношений с рыночными, товарно-денежными. Отказ от марксистского толкования социализма позволил китайским ученым разработать и успешно использовать наиболее бесконфликтный способ преобразования социалистической экономики в национальную разновидность по существу современной модели смешанной рыночной экономики. Таким образом, китайские реформаторы и от социализма не отказались, коль скоро социалистические идеи не были изжиты в массовом общественном сознании к началу преобразований, и вместе с тем создали благоприятные условия для стремительного становления в стране рыночных отношений, совместив тем самым несовместимое с точки зрения концепции научного социализма.

В ней дано четкое обоснование  содержания и последовательности этих преобразований, институционального оформления. Был достигнут своевременно правовое обеспечение реформы. Критерием  ее успешности был провозглашен устойчивый экономический рост, направленный на повышение жизненного уровня населения. Проведения реформы сопровождалось разъяснительное работой среди  широких масс населения, что позволило  сформировать позитивное отношение  к ней и обеспечить социальный мир на протяжении всех лет преобразований. Необходимость реформы обосновывалась тяжелым наследием предшествующего  развития, принявшего наиболее уродливые  формы в годы «больших скачков», народных коммун и последующей «культурно революции». В результате всех этих экспериментов экономика оказалась  в катастрофическом положении. Преодолению  подлежали унаследованные макроэкономическая несбалансированность, низкая эффективность  социалистического производства,  острый дефицит товаров и услуг,  чрезвычайно низкий жизненны уровень  населения, крайняя бюрократизация административно-командного аппарата. В связи с этим и требовалось  «немедленно лечение», методы которого разрабатываются китайской экономической  наукой на протяжении  всех лет реформы  применительно к каждому данному  этапу развития при целевой установки на построение социалистического планового рыночного хозяйства. Обоснования преобразований, «подобных революции»,велось по целому ряду направлений. Прежде всего была разработана и реализуется на практике концепция многосистемной структуры собственности, включающей наряду с государственной и коллективной индивидуальную частную и смешанную формы, признаны достоинства акционерной собственности.

Реформы в КНР началась в конце 1978 г., когда ЦК КПК было принято решение о проведении преобразований экономического и политического  характера, «подобных революции». Она  в исходном пункте была направлена на преобразование всех сторон жизнедеятельности  китайского общества, последовательно  осуществляемое протяжении всех лет  путем перехода:

- от натурального и  полунатурального хозяйства к  товарному плановому;

- то аграрного общества  к индустриальному;

-от деревенского к  поселково-городскому типу проживания;

-от закрытого к открытому обществу;

-от однообразия к многообразию  форм хозяйствования;

-от экстенсивного экономического  развития к интенсивному;

- от общества моральных  принципов к правовому.

 В соответствии с  данными целевыми установками  основные направления китайской  реформы следующие:

- коренной преобразование  аграрных отношений;

- реализация программы  специального экономического зонирования;

-преобразование в государственном  секторе в целях коммерциализации  деятельности государственных предприятий  на основе внедрения новых  форм хозяйствования;

- реструктуризация народного  хозяйства в целях переориентации  на производство потребительских  товаров и услуг;

- создание частного сектора  путем законодательного допущения  частнопредпринимательской деятельности  в городе и деревне;

- проведение политики  макрорегулирования и макроконтроля.

Преобразование аграрных отношений осуществлялось путем  роспуска народных коммун и превращение  крестьянской семьи в первичную  производственную ячейку, действующую  на принципах подворного семейного  подряда. Земля, оставаясь в государственной  собственности, предоставляется в  аренду, срок которой непрерывно увеличивался, вплоть до пожизненно аренды. В первые же годы были существенно повышены государственные закупочные цены, ныне они устойчивы, но крестьяне получили свободу выбора рынка сбыта своей продукции.

Одновременно с аграрной реформой началась реформа государственного сектора, но протекает она более  медленно и с меньшим эффектом. Здесь широко апробируются многообразные  формы хозяйствования. Цель их внедрения  — преодоления жесткого централизованного  государственного регулирования производства, снабжения и сбыта готовой  продукции.

В ходе осуществления реформ КНР достигла выдающихся успехов. Так, соотношение форм собственности  изменилось в пользу негосударственных  форм; преобразована планово-распределительная  система; прямо административно-командное  регулирование уступило место косвенному с преобладанием экономических методов воздействия; с 1994 г. введена конвертируемость национальной валюты.

Подводя итоги, можно отметить следующие особенности китайской  реформы:

- она осуществляется на  основе концепций социалистического  планового рыночного хозяйства,  позволяющей использовать в меру  экономической целесообразности  преимущество планового механизма  хозяйствования, ориентированного  на использование законов рыночной  экономики, не прибегая при  этом к копирования чужого опыта;

-высокие темпы экономического  роста успешно сочетаются со  стабильностью;

-успешно реализуется  формула: развития — цель, стабильность  —предпосылка, реформ — движущая  сила;

-методы государственного  регулирования обеспечивают экономический  рост на самых ответственных  направлениях: сельское хозяйство,  потребительский сектор, приток  иностранного капитала, ориентированного  на высокотехнологичное наукоемкое  производство;

-успешное разграничение  и сочетание методов и способов  макрорегулирования и макроконтроля;

-достигнута оптимальная  хронологическая последовательность  реформы: каждый последующий шаг  обоснован предыдущим;

-реформа оказалась самодостаточной, так как соответствует интересам все слоев населения: правящая номенклатура, инициировав и возглавив реформу, сохранил политическую власть в свои руках; реформы поддержана и снизу, так как сопровождается непрерывным ростом жизненного уровня трудящихся масс на протяжении всех лет.



Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"