Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 13:42, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 48 вопросов по дисциплине "Экономика".

Файлы: 1 файл

shpory_oet.doc

— 353.00 Кб (Скачать файл)

Такое состояние экономики, как правило, явл. непродолжительным  преходящим в экономич. динамику.     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

33 Потребления,  сбережения, инвестиции, эффект мультипликатора.

Потребление - завершающая  фаза воспроизводственного процесса Потребление-это  использование произведённых продуктов  труда и услуг. В усл. рыночных отношений товары и услуги поступают  в потребление через обмен. Уровень потребления определяют потребительские расходы на которые оказывают влияние различные факторы, важнейшими из которых явл. доход после уплаты налогов, а поскольку уровень доходов у различных слоёв населения неодинаковы, то и структура расходов их различна. По закону Энгеля, чем беднее семья, тем больше дохода она тратит на необходимые средства существования - пищу и жильё. Существуют пределы денежных средств, которые будут расходоваться на пищу по мере роста доходов. В связи с этим доля расходов на питание снижается по мере роста доходов и стабилизируется доля затрат на жильё у большинства населения опр. Часть дохода, которая остаётся у населения после уплаты налогов и не потребляется составляет сбережения В зап. Эк. лит-ре рассматривается функция потребления как отношения общего потребительского расхода к уровню дохода. (график) Линия, расположенная на графике под углом 45 показывает уровень потребления и свидетельствует о том, что уровень собственного дохода в такой семье позволяет жить без убытка. Факторы, оказывающие влияние на потребление и сбережения:1. Уровень благосостояния 2. Уровень цен 3. Ожидание 4. Потребительская задолженность 5. Налогообложение. Инвестиции-вложения в основной капитал (осн. средства произ-ва) в запасы, резервы, а также др. экономические объёкты, требующие отвлечения материальных и денежных средств в течении продолжительного времени. Инвестиции играют важную роль в макроэкономике. Во-первых: они оказывают решающее воздействие на совокупный спрос ( на занятость и объём произ-ва) во-вторых: инвестиции ведут к накоплению капитала. Источником инвестиций явл. сбережения населения и накопления предприятий. Уровень расходов на инвестиции опред. След. Факторами:1. Доходы 2. Ожидаемая норма чистой прибыли 3.ставка процента 4. Издержки 5.применяемые технологии

Показателем эффективности  капитальных вложений(инвестиций) явл. мультипликатор(множитель) Модели мультипликатора - увеличение(уменьшение инвестиций) ведёт  к уменьшению или к увеличению объёма произ-ва и занятостью. Мультипликатор показывает размер роста объёма произ-ва в результате воздействия в каждой единицы увеличения инвестиций. Пример: Если в произ-во вложено 100млн., а объём произ-ва через год сост. 300млн., то коэф. мультипликатора будет равен 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

35 циклический  хар-р эк. развития. Эк. цикл и его  фазы.

Движение общ. Произ-ва не явл. равномерным и непрерывным. Эк. рост постоянно чередуется с  падением повышения деловой активности её понижением. Развитие рыночной экономики происходит волнообразно или циклически. Цикличность эк. развития - это регулярно повторяющиеся колебания рыночной экономики в движении общест. Произ-ва. Эк. цикл связан с определёнными фазами времени протекания, чистотой повторения, амплитудами, показателями деловой активности. Эк. цикл определяют как развитие рыночной экономики от одного кризиса до начала другого. Эк. цикл включает след. Фазы:1.кризис 2.депрессия 3.оживление 4.подъём

Кризис(спад)-это такое  состояние экономики, когда происходит нарушение её равновесия, вызывающее её сокращение и преостановку произ-ва, а в наиболее тяжёлых случаях и разрушение производит. сил. Кризисы произ-ва могут быть двух основных типов:1.кризисы перепроизводства 2.кризисы недопроизводства. Кризисы перепроиз. характерны для развитых стран. Причинами явл. противоречия между производством и низким платёжеспособным спросом населения (график) Кризис проявляется в следующем:

  • возникновение излишних товаров относительно платежеспособного спроса на них.
  • Сокращение объёма произ-ва и деловой активности
  • Банкротство предприятий
  • Рост безработицы
  • Падение цен
  • Снижение ставки ссудного процента, падение жизненного уровня.

Эк. кризисы могут быть общие – это циклические кризисы  перепроизводства. Промежуточные отличаются от циклических тем, что не дают начало новому циклу, а прерывают на определённое время фазы подъёма или оживления. Существует такой тип кризиса как частичный - это кризис, охватывающий какую-нибудь локальную сферу (финансовый кризис) Отраслевые кризисы поражают определённую отрасль произ-ва. Структурные кризисы –это кризисы, вызванные крупными диспропорциями в развитии общества (энергетич. кризис, сырьевой, продовольственной и др. Мировые к.- это кризисы, затрагивающие экономику ведущих стран мира.

Депрессия(стагнация)-это неустойчивое равновесие. Депрессия представляет собой фазу приспособления хоз. жизни к новым усл. и потребностям.

Черты:

  • Прекращения падения объема произв-ва и их стабилизация, но на более низком уровне по сравнению с предшествующим периодом
  • Рассасывание тов. Запасов
  • Прекращение падения цен
  • Увел предложения денежных средств банками

В фазе депрессии начальные  процессы структурной перестройке  эк-ки и перехода на энерго- и материалосберегающие технологии.

Оживление – восстоновит  фаза. Черты:

  • Незначит расширение произв-ва
  • Накот сокращение безработицы
  • Постепенный рост цен и ссудного процента
  • Рост спроса на новое пром оборудование (увел. инвестиций)

Подъем (бум). Черты:

  • Превыщшение уровня произв-ва, достигнутого в предыдущем цикле
  • Сокращение безработицы до минимальных размеров
  • Возрастание спроса на продукцию отраслей, определяющих НТП
  • Значит увел спроса на сырьевые рес.
  • Увел цен на товары и ссудного процента

Превый кризис в Англии в 1825г.

С точки зрения длительности цикла различают:

  1. циклы Кондратьева (45-50 лет)
  2. строит цикла Кузнеца (15-20 лет)
  3. циклы Джаглера (7-11 лет)
  4. циклы Китчена (3-5 лет)
  5. частные хоз. циклы (1-12 лет)

Совр. западная эк. лит-ра не отвергая классификацию циклов на фазы применяют более агрегированное деление и выделяют всего 2 фазы: рецессия, кот. объединяет кризис и депрессию, и подъем, включающий оживление и бум.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36 Безработица  и ее формы

безработица – временная  незанятость экономически-активного  раселения (или трудоспособного  насел) в обществ произв-ве.

Причины:

  1. структурые сдвиги в эк-ке
  2. эк спад или дипрессия
  3. сезонные изменения уровня произв-ва в отдельных отраслях
  4. демографич изм в структуре насел
  5. политика прав-ва и пофсоюзов в области зарплаты
  6. сокращение армии
  7. конверсия (переквалификация военных предприятий в гражданские
  8. миграции

в реальной эк жизни безработица  – превышение предложения рабочей  силы над спросом на нее.

Сттруктура безработицы  по ее причинам включает 4 осн категории  раб силы: потерявшие работу в рез-те увольнения, добровольно оставившие работу, пришедшие на рынок после перерыва, впервые пришедшие на рынок труда.

Уровень безработицы  – отн кол-ва безработных к  общему числу работоспособных. УБ=Б/РС*100%.

Эк-ка не может ф-ровать при 100% использовании ресурсов (впервую  очередь трудовых). Она должна располагать  резервами, кот можно привести в действие в усл циклического развития эк-ки. Полная занятость в рыночной эк-ке определяется как занятость, составляющая менее 100% раб силы и равная сумме уровней фрикционной и структурной безработицы. Этот уровень наз естественным уровнем безработицы Прим.: в США в 60-х – 4,3%, в 70-х –6,6%, в 80-х – 7%, в 90-х – 6% безработных. В Европ странах средний уровень – 5%, а в Швеции и Японии –3%.

Формы безработицы:

  1. фрикционная, связанная с перемещением людей с одной работы на др.
  2. структурная
  3. сезонная
  4. циклическая,

полная и частичная, скрытая и явная, добровольная и  вынужденная, молодежная и женская.

Закон Оукена–отражает  отношения м/у уровнем безработицы  и отставанием объема ВВП. Согласно этому закону превышение текущего уровня безработицы на 1 % над предполагаемым естественным уровнем увеличивает отставание объема ВВП на 2,5 %.

Соц-эк последствия: не производится какая-то часть товаров и услуг, снижение налоговых поступлений  гос-ву от з/п, деквалификация раб силы, снижается уровень жизни семьи безработного, усиливается эксплуатация труда и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

38 объективная необходимость гос.  регулирования эк-ки. Эк. ф-ии гос-ва.

Гос-во призвано корректировать те недостатки, кот. присущи  рыночному механизму. Как известно, рынок имеет негативные стороны: не способствует сохранению невоспроизводимых рес. и защите окр. среды; не может регулировать исп-ние рес., принадлежащих  всему человечеству, напр. рыбных богатств океана. В усл. рынка порой игнорируются потенциально негативные последствия принимаемых решений и не создаются стимулы для произв-ва тов. и усл. коллективного пользования, не гарантируется право на труд и доход, не обеспечивается целенаправленное развитие фундаментальных иссл. в науке. Рынок в основном ориентирован не на производство социально-необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги. Он подвержен нестабильному развитию с присущими этому рецессионными и инфляционными процессами. Гос-во берет на себя ответственность за создание отн. равных усл. для взаимного соперничества фирм, для эффективной конкуренции, за ограничения монополизированного произв-ва. Гос-ву требуется направлять эк. рес. на удовлетворение коллективных потребностей людей, создавать произв-во обществ. тов. и усл. Участие гос-ва в эк. жизни диктуется и тем, что ему надлежит заботиться об инвалидах, детях, стариках, малоимущих, регулир. рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы. Не стоит забывать и о внешней политике, регулир. платежного баланса и валютных курсов.

В усл. рынка  гос. регулир. Эк-ки (ГРЭ) представляет собой систему мер законодат., исполн. и контролирующего хар-ра, осущ. гос. учреждениями с целью приспособления сущ. соц-эк. системы к изменяющимся усл. хозяйствования.

Цели: достижение эк. и соц. стабильности, обеспечение нац. конкурентных преимуществ, эк. безопасности, адаптации рыночного механизма к разл. ситуациям.

Эк. ф-ии совр. гос-ва многообразны и сложны:

•  поддержка функц-ния  рыночной системы и созд. конкурентной среды, защита конкуренции через антимонопольное законодат.;

•  перераспределение  дохода и богатства, корректировка  распределения рес. с целью изм. структуры нац. продукта, стабилизации эк-ки посредством контроля над уровнем  занятости и инфляции;

•  ограничение действия некот. эл-в рыночного механизма. Так, жесткое ограничение использования рыночных эл-в наблюдается в сфере распределения бюджетных рес. на поддержание и охрану обществ. порядка, нац. оборону, транспортную систему, обслуживание инфраструктурных комплексов, водоснабжение и т. д. Ограничения применяются и в сфере совокупного потребления и обеспечения общественно-нормальных усл. жизни, образования, мед. обслуживания. Гос. органы обеспеч. функци-ние систем образования, здравоохранения, экол. контроля с учетом рыночных и обществ. интересов;

• достижение и сохранение нац. конкурентных преимуществ в  мировой эк-ке. Эти ф-ии гос-ва осущ. посредством развития способности фирм конкурировать в новых и традиционно сложившихся отраслях на мировом рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

39 Формы, методы и инструменты  гос. регулир.

Формы гос. регулирования: законодат., административн., судебные. Общепринято деление методов  гос. регулир. на правовые, адм., эк., прямые, косвенные.

Правовое регулир. сост. в установлении гос-вом правил «эк. игры» для фирм-производителей и потребителей. Опр. формы и права собств., усл. заключения контрактов и функц-ния фирм, взаимные обязательства профсоюзов и работодателей и др.

Адм. регулир. включают в себя меры по регулированию, контингентированию, лицензированию, квотированию и т. д.. С помощью системы адм. мер осущ. гос. контроль над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом.

Эк. методы предполагают влияние на совокупный спрос, предложение, степень концентрации капитала, структуризацию эк-ки и соц. усл., исп. факторов . роста. С этой целью исп.:

•бюджетная и фискальная политика;

•денежно-кредитная политика;

•программирование;

•прогнозирование и  планирование.

Финансовая политика предполагает использ. бюджетно-налогового и фискального механизма для достижения нац-эк. и соц. целей.

Денежно-кредитная политика предполагает использ. метода косвенного воздействия Центрального банка на эл-ты рыночного механизма.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"