Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 13:42, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 48 вопросов по дисциплине "Экономика".

Файлы: 1 файл

shpory_oet.doc

— 353.00 Кб (Скачать файл)

Высшей формой гос. рег. явл. программирование, прогнозирование и планирование. Объектами таких целевых программ явл. отрасли (в том числе аграрная), регионы, соц. усл., направления научных исследований и т. д. Программы бывают обычные, целевые, чрезвычайные.

Наиболее распространены общенац. программы по восст. эк-ки, структурной перестройке, приватизации, послекризисной стабилизации эк-ки.

Среди методов прямого ГРЭ преобладают разл. формы безвозвратного финансирования в виде субвенций или субсидий. Целью таких методов явл. достижение приоритетов развития, защита обществ-необходимых секторов эк-ки и групп населения. Могут быть негативные последствия в виде деформации реального соотношения издержек и цен, снижения уровня конкурентности, ослабления балансирующей функции рынка.

Прямое ГРЭ осущ. через  инвестиции в опр. отрасли хоз-ва. Оно может идти по 2 направл.: или развитие гос. предприним. (напр., угольная пром.), или субсидирование предприятий негос. сектора.

Гос-во реализует программу  поддержки таких сфер, как образование, здравоохр., охрана окр. среды.

Гос-во оказывает также  прямое регулир. воздействие на экспорт, освобождая экспортера от уплаты пошлин на ввоз опр. видов сырья, создавая льготное кредитование экспорта либо представляя гос. гарантии под внешние кредиты.

Гос-во осущ. и прямое воздействие на нац. рынок путем гос. заказа. Под ним понимают гос. задание фирме на произв-во опр. вида прод. в опр. сроки и в опр. размерах на уникальную, особо дефицитную прод.

К косвенным отн.: кредитно-денежные методы, налоговые, бюджетные, индикативное планирование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40 сущность и ф-ии финансов. Финансовая  система.

Эк. структура  любого общества не может функц-ть без  нормально организованного потока денежных средств м/у гос-вом и производств. структурами, гос-вом и разл. слоями насел., м/у регионами и отдельными гос-вами. Такие денежные потоки отражают процессы реальной жизни общества, устанавливая связи и отн. м/у гражданами и юрид. учреждениями. Через финансовый механизм гос-во реализует все свои ф-ии по управлению, ограничению, контролю и аудиту за производств. и финансовыми структурами. В ходе выполнения этих ф-ий финансы исп-ся в качестве индикатора роста нац. эк-ки, роста благосостояния, а также как инструмент устранения негативных моментов в эк. росте. Они стимулируют снижение издержек произв-ва и их конкурентоспособность на мировом рынке, формируют структуру произв-ва, межотраслевые и территориальные пропорции.

Сл-но, финансы  – это система отношений по поводу распределения и исп. фондов денежных средств или финансовых рес. через особые фонды и учреждения.

Становление финансовых отн. происходит одновременно с развитием товарно-денежных отн. в целях обслуживания потребностей гос-ва в организации эк. и культ. жизни, содержании аппарата управления, армии, здравоохр., образования, пенсионного обеспечения и т. д.

Реализуются финансовые связи через финансовую систему, кот. включает в себя бюджеты разл. уровней, фонды соц., имуществ. и личного страхования, валютные резервы гос-ва, денежные фонды предприятий и фирм, коммерческих и некоммерческих структур и прочие специальные денежные фонды. В рамках эл-тов финансовой системы формируются финансовые рес., как количественно определенная и специально предназначенная сумма денежных средств.

Чем более  развиты рыночные отн., чем сложнее и многообразнее эк. связи в гос-ве, тем сложнее финансовая система и тем больше ее финансовые рес. Развитость и размер финансовых рес. обеспечивают более широкую маневренность гос-ва в выполнении внутр. и внеш. эк. ф-ий.

Различают финансы  хозяйствующих субъектов, населения и государства. 3a счет гос. финансов решаются такие соц. программы, как защита окр. среды, эколог. мониторинг, создание земельного кадастра, конверсия военно-пром. предпр. и т. д., а также соц. вопросы: помощь ветеранам, инвалидам, вынужденным переселенцам, военнослужащим, уволенным в запас, и др. Гос. финансы обеспеч. обороноспособность и защиту.

К концу XX столетия в большинстве стран гос. финансы стали активно исп. для достижения результатов стабильного роста – повышения конкурентной способности нац. эк-ки, ускорения НТП, преодоления региональной неравномерности в распределении и исп. рес. и трудового потенциала.

 

 

41 гос. бюджет.

Главным звеном финансовой системы явл. гос. бюджет. Это крупнейший денежный фонд, находящийся  в распоряжении прав-ва. Гос. бюджет образует централизованный фонд денежных рес. прав-ва для содержания гос. аппарата, вооруж. сил, здравоохр., образования, выплаты соц. пособий. Бюджет явл. мощным рычагом гос. регулир. эк-ки, воздействия на хоз. конъюнктуру, осущ. мер по ее стабилизации. Воздействие гос-ва на эк-ку происходит путем финансирования, выдачи субсидий и т. д.

Бюджет совр. гос-ва – сложный, многоплановый  инструмент, отражающий компромисс в  соотнош. соц-эк. интересов разл. групп  и партий. Это компромисс м/у собственниками и работающими по найму, по вопросам налогообложения, доходов и з/п, по поводу расходов на соц. цели.

С помощью  бюджета гос-во осущ. сочетание централизованных и местных интересов регионов ч/з распределение налогов, бюджетных дотаций, трансфертов.

Направления исп-ия: поддержание конъюнктуры  и эк. рост через субсидии и инвестиции, катализатор развития НТП, повышение  конкурентоспособности нац. прод. на внеш рынках, расходы на развитие аграрного  сектора, на вооружение, мат обеспечение внешнеэк связей, содержание аппарата, обслуживание внутр и внеш гос долга, расходы на кредитование экспорта, для обеспечения поставок на внутр рынок зарубежных товаров. Как эк. документ бюджет отражает полит. и соц. динамику общества.

Доходы гос. бюджета на 85% формируются за счет налоговых поступлений, прибыли казенной пром., поступлений от приватизации собств. и т. д.

Общая сумма доходов  в идеале должна покрывать запрограммированные  расходные статьи бюджета. В случае если расходы превышают доходную часть в общей структуре, образуется бюджетный дефицит.

Профицит бюджета –  превышение доходов бюджета над  его расходами. Образовавшийся остаток  доходов прав-во может исп. на непредусмотренные программой или планом расходы, осущ. долгосрочные выплаты по гос. долгу или перенести этот остаток в бюджет следующего периода (года).

Бюджетный дефицит по меж/нар. стандартам не должен превышать 5 % от ВВП. Покрывается он внутр. и внеш. гос. займами в виде продаж гос. ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов.

Во время эк. потрясений, кот. могут постигнуть гос-во, прав-во нередко прибегает к эмиссии денег для покрытия бюджетного дефицита. Последствия такой эмиссии перерастают в неконтролируемую инфляцию.

 

 

42 налоги, их сущность, виды и ф-ии.

  Налог — это принудительно изымаемые гос-вом или местными властями средства с физ. и юрид. лиц, необходимые для осущ. гос-вом своих ф-ий. Сборы эти производятся на осн. гос. законодательства.

Исп. налогов  в качестве инструмента централизованного  воздействия на эк. развитие гос-ва имеет длит. историю с периода широкого развития товарно-денежных отношений. Первый денежный поголовный налог на граждан был введен еще в Римской империи во II веке.

В совр. усл. налоги выполняют 2 осн. ф-ии: фискальную и эк-кую.

Фискальная  – осн. Используя ее, гос-во формирует денежные фонды.

Эк. – предполагает исп. налогов в качестве инструмента перераспределения нац. дохода, заинтересованности производителей и предприним. в развитии разнообразных видов деят. по производству товаров и услуг. Используя эту ф-ию налогов, гос-во оказывает влияние на реальный процесс произв-ва и инвестирования капитальных вложений.

Взимание  налогов основывается на исп. разл. ставок налогов:

  • Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размера дохода (тонну, штуку, партию товара, услугу и т. д.).
  • Пропорциональные ставки действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины.

• Прогрессивные ставки предполагают прогрессивное повышение ставки налога по мере возрастания дохода. Этот вид ставок служит инструментом изъятия средств у лиц, получающих большие доходы.

• Регрессивные ставки предполагают снижение налога по мере роста дохода. Эти ставки наиболее выгодны лицам, обладающим большими доходами, и наиболее обременительны физ. и юрид. лицам, обладающим незначит. доходами.

По платежеспособности и методу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги непосредственно уплачиваются конкретным плательщиком. Как правило, они прямо пропорциональны платежеспособности.

Косвенные налоги — это обязательные платежи, включенные в цену тов. или усл. Значит. часть их образуют акцизы.

По использованию налоги подразделяются на общие, поступающие в общую доходную часть бюджета, и специальные (целевые). Они используются строго на опр. цели. Это налоги, например, на продажу бензина, топлива, смазочных масел и др.

В соотв. с гос. устройством  и бюджетной структурой налоги подразделяются на федеральные и местные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

43. сущность, ф-ции и формы кредита.

Кредитная сделка — это купля-продажа с отсроченным платежом.

Кредит — это форма сущ-ния (движения) ссудного фонда, своеобразная форма реализации собственности на ссудный фонд.

Ссудный фонд представляет собой часть централизованного денежного фонда и ассоциируется с некой суммой денег. Он связан с двумя процессами: с формированием и использ-м на условиях возвратности временно свободных денежных средств.

Кредит выполняет  важные ф-ии в обеспечении микро- и макроэк. равновесия. С помощью кредита осущ. перераспределение капитала м/у разл. отраслями и предпр. Осн. принципы кредитования – срочность и возвратность – позволяют выступать кредиту эффективным дисциплинирующим средством рыночного механизма.

Кредит осущ. свое движение в разл. формах. Коммерческий кредит исп. при продаже товара с отсрочкой платежа. Цель – ускорение реализации тов. и усл. Документом при осущ-нии сделки в форме коммерч. кредита выступает вексель. Вексель – это одна из разновидностей ценных бумаг. Он представляет собой особый вид письменного долгового обязательства, дающий его владельцу право требовать по истечении определенного срока уплаты обозначенной в нем суммы. Банковский кредит предоставляется банками в форме денежных ссуд предприним. и другим заемщикам. Кредитором выступает банк.

Банковские кредиты  делятся на краткосрочные, когда кредит выдается сроком до года и используется на формир. оборотного капитала, и долгосрочные, выдаваемые на срок больше года.

Банковский кредит более эластичен, чем коммерческий, так как он не ограничен суммами кредитных сделок, их сроками и направленностью.

Следующей формой явл. гос. кредит, когда заемщиком выступает гос-во, а кредитором – главным образом население. Оформляется эта форма кредита в гос. займах, целевых беспроцентных займах, казначейских обязательствах.

В условиях становления  рынка получает развитие потребительский  кредит, предоставляемый на бытовые цели, и меж/нар. кредит, кот. обслуживает межгос. связи.

Новыми формами кредитных  отн., кот. успешно применяются в цивилизованных странах, являются лизинг-кредит, факторинг, фарфейтинг и др.

Лизинг – это безденежная форма кредита, форма аренды с передачей в пользование машин, оборудования и др. мат. средств с последующей постепенной выплатой их стоимости. Право собств. на имущество остается за арендодателем, а арендатор пользуется им опр. время до полной оплаты стоимости этого имущества.

Факторинг — это перекупка или перепродажа чужой задолженности или коммерческие операции по доверенности.

Форфейтинг–это долгосрочный факторинг, связанный с продажей банку долгов, взыскание кот. наступит через 1-5 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

44 Банки, ихъ виды и ф-ии.

Банк —эк. институт, занимающийся привлечением и размещением денежных рес. Можно выделить  3 важнейших эл-та совр. кредитной системы:

- центральный банк

- коммерческие банки

-специализированные  финансовые  учреждения (страховые,  ипотечные, сберегательные)

Банковскими операциями явл. операции, кот. могут осущ. исключительно банки и др. кредитные организации:

  1. привлечение денежных средств физ. и юрид. лиц во вклады (до востребования и на опр. срок);
  2. размещение  указанных выше привлеченных средств от своего имени и за свой счет;
  3. открытие  и   ведение   банковских   счетов   физ.   и юрид. лиц;
  4. осущ. расчетов по поручению физ. и юрид. лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их счетам;
  5. инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физ. и юрид. лиц;
  6. купля-продажа  иностранной  валюты  в наличной и безналичной формах;    
  7. привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
  8. выдача банковских гарантий.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"