Шпаргалка по «Экономике»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 16:43, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Экономике»

Файлы: 1 файл

керарвпйкй2.docx

— 194.33 Кб (Скачать файл)


Функции и принципы кредита  
Кредит-система экономических отношений с передачей от одного собственника другому во временное пользование ценностей в любой форме на условиях возвратности, срочности, платности. 
Кредит-это товар продаваемый за специфическую цену, т.е. судный процент.  
Принципы кредита:  
1)Возвратность- предполагается, что переданные в долг ценности будут возвращены продавцу(кредитору). Целевая направленность кредита обеспечивает возвратность и платность ссуда. 
2)Срочность кредитования- естественная форма обеспечения возвратности кредита, т.е. она означает, что ссуда должна быть возвращена строго в срок ,оговоренный в кредитном соглашении.Для этого разрабатывается график погашения кредита и уплаты процентов.  
3) Обеспеченность кредита- дополнительный принцип кредитования, который всегда включается в кредитное соглашение. С принятием закона о о банке и банковской деятельности , банки могут выдавать кредиты своим клиентам под различные формы  обеспечения , которыми являются : 
-материальные ценности  
- гарантии посредников  
-страховые полисы  
-ликвидные ценные бумаги  
4)Принцип платности кредита- означает, что заемщик должен внести определенную единовременную плату за пользование кредита или платить по оговоренным срокам. 
5)Дополнительный принцип кредитования- его целевая направленность, создающая условия для соблюдения принципов возвратности и платности ссуд. 
Функции кредита: 
1)Распределительная функция- заключается в том, что благодаря кредитным отношениям временно свободны денежные средства перераспределяются в пользу тех, кто в них нуждается.  
2)Эмиссионная функция- создание кредитных средств обращения и замещения наличных денег.  
3)Контрольная функция- осуществление контроля за эффективностью деятельности экономических субъектов.   

Воспроизводство и его виды 
Воспроизводство- процесс производстава, расматриваемый как непрерывный возобновляемый повторяющийся процесс. 
Воспроизводство бывает :  
-Индивидуальным- рассматривается в рамках домашнего хозяйства или предпринимательнской фирмы. 
-Общественным- рассматривается в масштабах  всей национальной экономики.  
Воспроизводство включает в себя следующие основные элементы:  
1)Воспроизводство средст производства - замена и ремонт изношенных в процесе производства средств труда, строительства новых зданий и сооружений, восстановление запасов сырья, материалов, топлива и т.д.  
2)Воспроизводство рабочей силы - постоянное восстановление физической и умственной способности работника к труду, подготовки нового поколения работников, которые обладают необходимыми профессиональными навыками, повышение их квалификации. 
3)Воспроизводство экономических и производственных сил- отношение между людьми возникающие в процессе производства, распределения, обмена и потребления.  
4)Воспроизводство прирдных ресурсов и среды обитания человека- постоянное восстановление плодородия почвы лесных массивов, поддержание чистоты воздушного бассейна. 
5)Воспроизводство результатов производства,т.е. общественного продукта и в зависимости от достигаемого объёма общественного продукта, различают следущие типы воспроизводства:  
а)Простое воспроизводство- кол-во и другие параметры ВВП остаются неизменными  в последующем цикле. 
б)Расширенное- кол-во и другие параметры ВВП возрастают. 

Деньги их виды и функции  
Деньги- специфический товар, нано ликвидности , являющийся универсальным элементом других товаров и услуг. 
Деньги выступают в виде металлических, бумажных и кредитных денег. 
-Металлические деньги- самый древний вид денег. Металлчические деньги делятся на : 
-Полноценные, содержащие драгоценный металл в кол-ве, которое соответствует её номинальной стоимости. 
-Разменная- номинальная стоимость превышает стоимость содержащего в ней металла.  
-Бумажные деньги.Заменяют в обращение полноценные деньги. Выпускаются государство для покрытия своих расходов.Особенностью бумажных денег является то, что они не обладают самостоятельной стоимостью. В отличие от золота бумажные деньги приобретают стоимость только при обращение, покидая каналы обращения , они становятся бумажными.  
-Кредитные- денежные знаки, замещающие полноценные деньги и выступающие, как знак кредита.Они не облагаются собственной стоимостью, являются символическим выражением товарной стоимости, которая заключена в товаре.  
Формы: вексель(исходная форма), банкнота, депозитные деньги, чек, электронные деньги, плачебная карточка.  
Функции денег:  
1)Мера стоимости, т.е. разнородные товары приравниваются и обмениваются между собой на основные цены.  
2)Средство обращения- деньги, используют в качестве посредника в обращение товаров, для этой функции крайне важна легкость и скорость с которой деньги могут обмениваться на любой другой товар.  
3)Средства платежа- деньги используются при регистрации долгов и их уплаты. 
4)Средства накопления- деньги накопленные, но не использованные , позволяют переносить покупательную способность из настоящего в будущее.  
5)Мировые деньги-  внешне торговые связи, международные займы , оказание услуг внешнему партнеру дала возможность  появлению мировых денег. Они функционируют как всеобщее платежное средство. 

Выручка:понятие и виды 
Выручка- это результат деятельности предприятия за определённый период, выраженный в денежном эквиваленте .  
Виды выручки:  
-Выручка от реализации продукции- важнейший результат производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия, в основном соответствует принятому в мировой практике показателю "объем продаж". 
Под выручкой от реализации продукции понимается сумма денежных средств, фактически поступившая на счета предприятия в банке, в кассу предприятия, и другие поступления в оплату реализованной продукции (работ, услуг) за данный период месяц, квартал, год. 
Выручка формируется за счет двух основных показателей: 
Ø прибыли 
Ø себестоимости. 
-Выручка от реализации услуг ломбардов- суммы, полученные от проведения оценки и хранения имущества, принятого в залог, суммы (проценты), полученные от предоставления краткосрочных кредитов, обеспеченных залогом движимого имущества граждан, предназначенного для личного потребления 
-Валовая выручка- общая сумма выручки от реализации продукции, работ и услуг. Основной частью валовой выручки является выручка от реализации товарной продукции.. 
-Выручка от продаж- выручка от совокупных продаж за данный учетный период, оцененные по полным ценам ез учета предоставленных скидок, возвратов проданной продукции, снижений цен и прочих поправок. 
-Валютная выручка 
-Валютная чистая выручка  
-Маржинальная выручка 
-Средняя выручка  

Рынок: экономическая сущность, классификация, виды 
Рынок –это совокупность отношений товарного обмена. 
Рынок– это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, иными словами, отношение спроса и предложения. 
Сущность рынка отражает совокупность отношений товарного обмена всех хозяйствующих субъектов, людей и общества в целом. Воздействие рынка на экономические отношения продавцов и покупателей обеспечивается через использование таких атрибутов, как цена, спрос и предложение, конкуренция, прибыль и убытки, то есть всего того, что включается в понятие «рыночный механизм». 
Классификация рынков: 
1)С точки зрения соответствия законодательству: 
- легальный (официальный) 
- нелегальный (теневой)  
2)По типу конкуренции:  
- совершенной;  
- несовершенной конкуренции. 
3) По масштабу экономики: 
- микроэкономический; 
- макроэкономический 
4) По объектам рыночных отношений: 
- товаров и услуг; 
- средств производства; 
- рабочей силы; 
- ссудного капитала;  
- финансов; 
- ценных бумаг. 
5) По географическому положению:  
- местный; 
- региональный;  
- национальный; 
- мировой. 
6) По проявлению конкуренции: 
- свободный;  
- монополистической конкуренции; 
-олигополический 
7) По объёму продаж: 
- розничный; 
- оптовый. 
8)По механизму регулирования: 
- совершенной конкуренции;  
- несовершенной конкуренции; 
- регулируемый (под контролем государства). 
Функции бывают: 
1.Информационная. Через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Это позволяет каждому предприятию постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка. 
2.Посредническая. Потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика,апродавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя. 
3.Ценообразующая.Формируется отражение общественной стоимости, благодаря этому устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, реагирующая на изменения в производстве, потребностях. 
4.Регулирующая –самая важная.Связана с воздействием рынка на все сферы экономики, и прежде всего на производство. Важную роль в рыночном регулировании имеет соотношение спроса и предложения, существенно влияющее на цены. Растет цена – это сигнал к расширению производства, падает цена – сигнал к его сокращению. В результате стихийные действия предпринимателей приводят к установлению более или менее оптимальных экономических пропорций. 
5.Санирующая. Рыночный механизм – это не благотворительная система. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом. 

Понятие и виды прибыли 
Прибыль- совокупный доход от деятельности предприятия за вычетом совокупных издержек.  Прибыль является важным показателем, который характеризует эффективность производства и качества произведенной продукции- это показатель рентабельности бизнеса, то ради чего и осуществляется хозяйственная деятельность , т.е. ради прибыли производятся товар или усуги , минимизируются издержки и развивается предприятие . 
Виды прибыли :  
1) По объёму издержек обращения выделяют экономическую и бухгалтерскую прибыль. 
-бухгалтерская прибыль - это разница между доходами от реализации и расходами . 
-экономическая - это сумма, которая получается в результате вычета из бухгалтерской прибыли дополнительных расходов.  
2) По значению конечного результата : 
- нормативная или предусмотренная  
- максимально-возможная или минимально-допостимая  
- недополученная(упущенная выгода) отрицательная прибыль, т.е. убыток 
3) по характеру налогооблажения прибыль бывает: 
-облагаемая налогом  
- необлагаемая налогом 
4) в зависимости от видов осуществляемой деятельности : 
-от финансовой деятельности, т.е. превлечения капитала в иные источники на выгодных условиях 
-от производственной деятельности, т.е.  результат от производства сбыта  
-от инвестиционной деятельности, т.е. от размещения дипозитных вкладов и владение ценными бумагами. 
-от совместной деятельности с другими компаниями или реализации имущества по завершению инвестиционного проэкта  
4) По регулярности формирования:  
а) сезонная  
б) нормированная  
в) черезмерна  
г) предельная  

Неценовые факторы влиящие на совокупный спрос  
Неценовые факторы , влиящие на совокупный спрос: 

Заработная плата:сущность,виды,формы 
Заработная плата- это вознаграждение за труд, в зависимости от квалификации работника, сложности, кол-ва, качества и условий выполняемой работы. 
Заработная плата-это цена рабочей силы, соответствующая стоимости предметов потребления и услуг, которые обеспечивают воспроизводство рабочей силы, удовлетворяя физические и духовные потребности работника и членов его семьи. 
Существуют два вида заработной платы:основная и дополнительная. 
К основной заработной плате относятся: 
-оплата, начисляемая работникам за отработанное время; 
- количество и качество выполненных работ; 
- оплата по сдельным расценкам, тарифным ставкам, окладам, премии; 
- доплаты в связи с отклонениями от нормальных условий работы, за работу в ночное время, за сверхурочные работы, оплата простоев не по вине рабочих. 
К дополнительной заработной: 
- выплаты за непроработанное время, предусмотренные законодательством по труду; 
- оплата очередных отпусков, перерывов на работе кормящих матерей; 
-льготных часов подростков, за время выполнения государственных и общественных обязанностей; 
- выходного пособия при увольнении. 
Формы заработной платы: 
-Сдельная заработная плата — начисляется рабочим сдельщикам в зависимости от сдельных тарифных ставок и сдельных расценок на единицу выпущенной продукции или от количества произведённых трудовых операций. Применяется, к примеру, для рабочих на конвейере. 
-Повременная заработная плата — определяется на основании тарифных ставок (окладов)  и фонда отработанного рабочего времени. По повременной форме оплаты труда оплачивается труд инженеров, служащих и других рабочих повременщиков. 

Национальная экономика:понятие и виды 
Национальная экономика - сложная система, охватывающая весь социально-экономический комплекс страны на региональном и национальном уровнях. Для характеристики национальной экономики используются функциональные, территориальные и отраслевые признаки.  
Национальная экономика включает в себя 2 группы отраслей: материального производства и отрасли социальной сферы. 
К отраслям материального производства  относятся: промышленное, сельское, лесное хозяйство; транспорт, связь, торговля, строительство и отрасли общественного питания.  
Отрасли соц. сферы вкл. : образование, науку, здравоохранение, культуру, бытовое обслуживание , коммунальное хозяйство,спорт, туризм. 
 
10 
Потребительские предпочтения и полезность

Предпочтения-один из факторов, воздействующих на выбор конкретных благ отдельными потребителями. 
Благо в теории потребления – любой объект потребления, доставляющий определенное удовлетворение потребителю. Блага потребляются, как правило, в определенных наборах. 
Набор благ – совокупность конкретных видов благ в определенных объемах, потребляемых в данный период. 
Покупатель при выборе приобретаемых благ обладает определенными индивидуальными предпочтениями, но он ограничен в удовлетворении своих предпочтений бюджетным ограничением. Что же покупатель делает в данных условиях, какой выбор обеспечивает максимально возможную полезность? 
Необходимыми предпосылками теории потребительского выбора являются следующие аксиомы. 
1. Аксиома полной упорядоченности предпочтений потребителя. Эта аксиома предполагает, что потребитель сам должен принимать решения относительно потребления и осуществлять их. 
2. Аксиома транзитивности предпочтений потребителя. Чтобы принять определенное решение и реализовать его, потребитель должен последовательно переносить предпочтения с одних благ и их наборов на другие.  
3. Аксиома о ненасыщаемости потребностей гласит, что потребители всегда предпочитают большее количество любого блага меньшему. 
Функция полезности – это соотношение между объемами потребляемых благ и уровнем полезности, достигаемым при этом потребителем, т. е. показывает предпочтения потребителя. 
Функция полезности – это своего рода целевая функция действий потребителя в потребительском выборе, выражающая процесс упорядочивания выбираемых потребителем наборов благ до уровня удовлетворения потребностей. 
ПОЛЕЗНОСТЬ выражает меру удовлетворения, которое получает субъект от потребления блага или выполнения какого-либо действия. 
Различают общую  и предельную полезность. 
Общая полезность – это удовлетворение, которое получают потребители от потребления конкретного набора благ. 
Предельная полезность – это приращение степени удовлетворения (полезности) при потреблении или использовании дополнительной единицы блага за определенный период времени. Предельной полезностью называют полезность, равную приращению, увеличению общей полезности вследствие покупки дополнительной единицы данного блага. 
Между общей и предельной полезностями существуют зависимости. Общая полезность равна сумме всех предельных полезностей, добавленных с самого начала. Общая полезность увеличивается с ростом потребления, но уменьшающимся темпом, означающим убывание предельной полезности по мере насыщения потребности в данном благе.

11 
Основные макроэкономические показатели 
Важнейшие макроэкономические показатели рассчитываются с помощью системы национальных счетов. К этим К этим показателям относятся: ВНП, ВВП, чистый национальный ппродукт, национальный доход, располагаемый доход.  
Все макроэкономические  показатели условно делятся на потоковые и показатели запасов. 
К потоковым показателям относятся: 
1) валовый выпуск -  включает стоимость всех товаров и услуг созданных экономикой данной  страны за определенный период времени  и в том числе промежуточный продукт.  
2) ВНП- представляет собой совокупную рыночную стоимость, конечных товаров и услуг, созданных как внутри страны , так и за её пределами.  
3) ВВП -  выражает совокупную стоимость конечной продукции, произведенной на территории данной страны.  
4) Чистый национальный продукт - рыночная стоимость реально созданных благ и услуг , произведённых страной заопределённый период . 
5) Нац.доход - вновь созданная страной стоимость за определенный перилод , данный продукт является совокупным доходом в рамках экономики определенного государства. 
6) Располагаемый доход - сумма средств, полученная населением в виде доходов для потребления и сбережения.  
Также к потокым относятся : гос. закупки, экспорт, импорт и др. 
К показателям запасов относятся:  
1) Имущество-  включает в себя реальные активы и финансовые активы. 
2)Национальное богатсво- совокупность материальных благ , созданных поколениями. 
3) Реальные кассовые остатки - запас денежных средств , которые, экономический субъект желает иметь в наличие .  
12 
Спрос и предложение:факторы влияющие на эластичность спроса и предложения  
Для определения "скорости изменения" спроса и предложения экономистами используется понятие эластичности спроса и предложения.  
Под эластичностью следует понимать процент изменения величины одной переменной в результате изменения на одну единицу велечины другой. 
Факторы вляющие на эластичность спроса :  
1) Заменимость - чем больше хороших заменителей данного товара, тем эластичнее  спрос на него.  
2) Фактор времени - чем больше времени у потребителя для принятия решения о покупке, тем эластичнее спрос на данный товар.  
3) Предметы роскоши и предметы первой необходимости - спрос на предметы роскоши более эластичен, чем на предметы первой необходимости.  
4) Доля , которую занимает данный товар в расходах потребителей- чембольшую долю занимает данный товар в расходах потребителей , тем эластичнее спрос на него и наоборот . 
Факторы влияющие на эластичность предложения: 
1) Фактор времени- чем больше времени у производителей для переналадки производства, тем выше предложение. 
2) Чем выше уровень загрузки производственных  мощностей, тем выше предложение товаров.  
3)Наличие внутренних ресурсов. Если они есть, то предприятие имеет возможность увеличить объём производства.  
Общий фактор влияющий на эластичность спроса и предложения является фактор времени .  
13 
Антимонопольное законодательство 
Антимонопольное законодательство- это сложная и разветвленная сеть законов, судебных решений и правовых норм, комплекс правовых актов в странах с рыночной экономикой, направленных на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции. Все эти меры направлены на противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции, на регулирование действий фирм и корпораций на рынке товаров и услуг. 
Разработка и принятие антимонопольного законодательства - одно из самых важных средств государственного регулирования экономики. В современный ᴨȇриод главная особенность этого законодательства состоит в том, что оно направлено на защиту так называемой олигополии как рыночного механизма. 
Для проведения антимонопольной политики государство создает антимонопольные службы, основной задачей котоҏыҳ является контроль монополистических тенденций в стране. Антимонопольные службы не являются частью законодательной власти, но их комᴨȇтенция позволяет им выполнять совещательную функцию. 
14 
Экономическое развитие и его уровень  
Экономическое развитие- расширенное воспроизводство и постепенные качественные и структурные положительные изменения экономики ,производительности факторов роста и развития, образования, науки , культуры, качества и уровня жизни населения человесческого капитала.  
Основными показателями экономического развития страны являются: 
-качество жизни населения  
-конкурентоспособность экономики 
-ВВП 
-ВНП 
-человеческий капитал на душу населения  
- индекс экономической свободы 
Экономическое развитие общества- это многоплановый процесс, охватывающий экономический рост, структурные здвиги в экономике, повышение уровня и качества жизни населения. Данный экономический рос имеет период  роста и спада.  
Пример: Россия в 90-е годы, резкое сокращение производства, деградация экономической структуры и снижение уровня жизни населения.  
Показатели уровня экономического развития оцениваются системой показателей, среди которых можно выделить:  
1) ВВП на душу населения 
2) структура экономики 
3) уровень и качество жизни населения  
15 
Понятие и выди олигополии 
Олигополия- рынок на котором доминирует несколько фир: однородная или диференцированная продукция. Главная черта олигополии- установление цен по принципу лидерства, большинство фирм ориентируется на цены на более на этом рынке фирм.  
Виды олигополии: 
1) однородная олигополия - отрасль, производящая стандартизированную продукцию. 
2) дифференцированная - отрасль, производящая товары-субституты , дифференцированную продукцию 
3)плотная 
4)неплотная 
5)кооперативная- участники зависят друг от друга 
6) некооперативная-участники не зависят друг от друга  
16. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЦИКЛ И ЕГО ФАЗЫ 
Экономический (деловой) цикл — регулярные колебания уровней производства, занятости и дохода, продолжающиеся обычно от 2 до 10 лет. Причинами являются: периодическое истощение автономных инвестиций; ослабление эффекта мультипликации; колебания объемов денежной массы; обновление основного капитала и т. д. Экономическое развитие всегда связано с нарушением равновесия, с отклонением от средних показателей экономической динамики. Наиболее яркими проявлениями нестабильности выступают инфляция (повышение уровня цен, обесценение национальной валюты) и безработица (низкий уровень производства и занятости). 
Экономисты выделяют, как правило, четыре фазы цикла: подъем (бум); кризис (спад); депрессию (дно); оживление (расширение). Фазу кризиса, продолжающуюся более полугода, принято называть экономическим спадом. Глубокие и длительные спады, сопровождающиеся разрушительными последствиями для экономики, часто называют депрессиями (Великая депрессия 30-х гг.). В настоящее время понятие депрессии вышло из употребления в развитых странах и используется только в историческом контексте. 
Цикличное развитие экономики сопровождается высоким уровнем экономической активности в течение длительного времени, а затем спадом этой активности до уровня ниже допустимого. Периодическая повторяемость экономических спадов ведет к обнищанию, голоду, страданиям, самоубийствам людей, что не может не беспокоить развитое цивилизованное общество. Поэтому проблема цикличности всегда привлекала внимание ученых-экономистов и сегодня остается одной из центральных проблем экономической теории. 
17.Монополия:понятие и ее виды. 
Монополия - это исключительное право на осуществление определенных действий производственного процесса, предоставляется это право, как правило, государством, за исключением временной монополии. 
В экономической теории к пониманию монополии выработаны те же самые подходы, что и к конкуренции. 
Структурный подход подчёркивает исключительность положения хозяйствующего субъекта. 
Поведенческий подход акцентирует внимание на господствующем поведении субъекта. 
Функциональный (ролевой) подход подчёркивает последствия монополизации. 
Общего понятия монополии в действующем законодательстве нету. 
Виды монополий 
В зависимости от того, защищает ли государство монополию от конкуренции или нет системой организационного и нормативного регулирования. 
1. Закрытые (юридические) монополии: 
А) Монополии, непосредственно регулируемые государством 
Эти монополии создаются по воле государства с целью обеспечения государственных и общественных интересов. 
1. Государственные монополии 
Это «монополии, созданные в соответствии с законодательством РФ, определяющем товарные границы монопольного рынка, субъектов монополии, формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа, установленную в федеральных актах и направлены на обеспечение публичных интересов». Государственная монополия - это искусственная монополия. 
2. Естественные монополии 
Это монополия, при которой создание конкурентной среды на товарном рынке, в т.ч. путём ввоза продукции на рынок, независимо от уровня спроса, невозможно либо экономически неэффективно при существующем уровне инновационного развития. 
Б) Монополии обладателей исключительных прав 
Возможность занятия на рынке монопольного положения вследствие обладания данными правами связана  с монопольным характером самих этих прав на нематериальные блага. 
3. Открытые (рыночные, временные) монополии 
Временная монополия - это монополия в условиях временного отсутствия конкуренции.Такие монополии создаются в результате самостоятельных действий хозяйствующих субъектов  и не регулируются государством.Например, ХС становится единственным производителем определенного совершенно нового товара.В зависимости от того, складывается ли монополия на стороне продавца или на стороне покупателяВо втором случае будет монопсония (один покупаю).Т.е. на рынке будет 1 покупатель, контролирующий весь спрос на данный товар. 
18. Совокупный спрос и его кривая. 
Совокупный спрос - это связь между совокупным объемом выпуска, на который предъявлен спрос, и общим уровнем цен в экономике. 
Совокупный спрос в стоимостном выражении представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике. Он отражает связь между объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами: населением, предприятиями и государством, и общим уровнем цен в экономике.  
В структуре совокупного спроса можно выделить 4 макроэкономических субъекта, влияющих на объем спроса:  
1) совокупный спрос домохозяйств - потребительский спрос (C);  
2) спрос фирм на инвестиции (I);  
3) спрос на товары и услуги со стороны государства (G);  
4) чистый экспорт (Xn) - разница между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на импортные товары.  
Итак, AD = C + I + G + Xn.  
Можно выделить ценовые и неценовые факторы АD. Ценовые факторы определяют движение по кривой, неценовые - ее сдвижку.  
Кривая спроса —это график, иллюстрирующий связь между ценой определенного товара или услуги и количеством потребителей, желающих его купить по данной цене. Является графическим представлением графика спроса. 
Кривая спроса суммарно для всех потребителей является результирующей кривых спроса для каждого потребителя в отдельности. Несмотря на своё название, кривая спроса не всегда представляется собственно кривой, иногда это может быть график прямой линии, в зависимости от сложности сценария. 
Кривые спроса используются для оценки поведения агентов конкурентных рынков и очень часто рассматриваются комплексно с кривыми предложения для оценки сбалансированной или равновесной цены  и равновесного количества  на рынке. На монополистическом рынке, кривая спроса представлена только кривой спроса на продукцию монополиста и не требует создания результирующей функции.

19. Конкуренция: понятие, виды и условия возникновения. 
Конкуренци— противоборство, соперничество между участниками рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров и услуг с целью получения максимальной прибыли.  
Основные условия возникновения конкуренции: 
-полная хозяйственная (экономическая) обособленность каждого товаропроизводителя; 
-полная зависимость товаропроизводителя от конъюнктуры рынка; 
-противостояние всем другим товаропроизводителям в борь бе за покупательский спрос. 
Конкуренция— важнейший элемент рынка, играющий решающую роль в повышении качества продукции, работ и услуг, снижении производственных затрат, в освоении технических новинок и открытий.  
В целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции продавцами используются различные методы конкурентной борьбы: 
-ценовая конкуренция. Производитель в целях создания на рынке для своей продукции более благоприятных условий и подрыва позиций конкурента снижает цену посредством уменьшения издержек производства; 
-неценовая конкуренция. Повышение технического уровня, качества продукции, создание товаров-заменителей, сервисное обслуживание, реклама и т.д. 
20.Совокупное предложение и его кривая. 
Совокупное предложение — это шкала, графически изображаемая в виде кривой, которая показывает уровень производства реального внутреннего продукта при любом возможном уровне цен. Повышение уровня цен создает для предпринимателей стимулы производить и предлагать к продаже дополнительные объемы продукции, в то время как снижение уровня цен приводит к сокращению объема производства. Следовательно, уровень цен и объем реального продукта, который фирмы выбрасывают на рынок, находятся в прямой, или положительной, зависимости друг от друга. 
Кривая совокупного предложения отражает реальные объемы внутреннего продукта, произведенные при различных уровнях цен. Она состоит из трех сегментов; а) горизонтального отрезка, на котором объем внутреннего продукта изменяется при постоянном уровне цен; б) вертикального отрезка, на котором объем внутреннего продукта остается неизменным, достигнув уровня полной занятости ресурсов, и только уровень цен может меняться; в) промежуточного отрезка, где колебаниям подвержены и реальный объем производства, и уровень цен. 
21.Макроэкономическое равновесие совокупного спроса и предложения. 
Анализ равновесия на национальном рынке осуществляется путем совмещения в одних осях координат графиков совокупного спроса и совокупного предложения. Рыночная система будет находиться в состоянии равновесия, если при действующем уровне цен в экономике величина предполагаемого объема производства в экономике равна величине совокупного спроса. 
Пересечение кривых совокупного спроса и совокупного предложения, таким образом, определит равновесный реальный объем внутреннего производства и равновесный уровень цен в экономике. Наличие на графике совокупного предложения трех специфических участков несколько усложняет анализ. Рассмотрим ситуацию установления макроэкономического равновесия на каждом конкретном участке графика AS. 
Первый случай — пересечение графиков совокупного спроса и совокупного предложения на промежуточном участке последнего. Данный случай представляет собой обычный вариант, когда изменение уровня цен в экономике фактически исключает перепроизводство и недопроизводство.

Макроэкономическое равновесие будет достигаться в точке Е при следующих его параметрах: РE — равновесный уровень цен в экономике; QE — равновесный объем производства в экономике. 
22.Ифляция:сущность, виды, причины. 
Инфляция— это переполнение каналов денежного обращения избыточной денежной массой, проявляемое в росте товарных цен. 
Виды инфляции

В зависимости от темпов (скорости протекания) выделяют следующие виды инфляции: 
-Ползучая (умеренная) — рост цен не более 10% в год. Сохраняется стоимость денег, контракты подписываются в номинальных ценах. 
Экономическая теория такую инфляцию рассматривает как наилучшую, поскольку она идет за счет обновляемости ассортимента, она дает возможность корректировать цены, сменяющиеся условями спроса и предложения. Эта инфляция управляемая, поскольку ее можно регулировать. 
-Галопирующая (скачкообразная) — рост цен от 10-20 до 50-200% в год. В контрактах начинают учитывать рост цен, население вкладывает деньги в материальные ценности. Инфляция трудно управляемая, часто проводятся денежные реформы. Данные изменения свидетельствуют о больной экономике, ведущей к стагнации, то есть к экономическому кризису. 
-Гиперинфляция — рост цен более 50% в месяц. Годовая норма более 100%. Благосостояние даже обеспеченных слоев общества и нормальные экономические отношения разрушаются. Неуправляемая и требует чрезвычайных мер. В результате гиперинфляции производство и обмен останавливаются, снижается реальный объем национального производства, растет безработица, закрываются предприятия и происходит банкротство. 
Причины инфляции 
Инфляция вызывается монетарными и структурными причинами: 
-монетарные: несоответствие денежного спроса и товарной массы, когда спрос на товары и услуги превышает размер товарооборота; превышение доходов над потребительскими расходами; дефицит государственного бюджета; чрезмерное инвестирование — объем инвестиций превышает возможность экономики; опережающий рост заработной платы по сравнению с ростом производства и повышением производительности труда 
-структурные причины: деформация народно-хозяйственной структуры, выражающаяся в отставании развития отраслей потребительского сектора; снижение эффективности капиталовложения и сдерживание роста потребления; несовершенство системы управления экономикой; 
-внешние причины — сокращение поступлений от внешней торговли, отрицательное сальдо внешнеторгового платежного баланса. 
23.Понятие и виды безработицы. 
Понятие безработицы появилось в нашей жизни с возникновением рыночных отношений. Низкая квалификация рабочих, использование труда низкооплачиваемых рабочих – все это черты классического рынка, где рабочая сила выступает товаром. Какие бы размеры и формы ни принимала безработица, она неотделима от производственных отношений, складывающихся в условиях рынка, и является их продуктом. Само по себе понятие «безработица» нельзя отнести к абстрактным. Оно применяется лишь к временно неработающей части экономически активного населения, ищущей работу. 
Безработица существует в трех основных формах: 
-фрикционная; 
-структурная; 
-циклическая; 
-сезонная. 
24. Доходы и расходы бюджета. 
Доходы бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжении органов государственной власти (федеральный, региональный, местный). 
Состав доходов бюджета: 
-Налоговые доходы, предусмотренные налоговым законодательством (федеральным, законодательным, местным). Налоги и сборы. Сумма предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и других платежей. Также учитываются в документах в пределах лимитов. 
-Неналоговые доходы: доходы от использования государственного и муниципального имущества; финансовая помощь и бюджетные ссуды от бюджетов других уровней; штрафы, компенсации, конфискация и т.п.; платные услуги (нотариат). 
Расходы 
Расходы бюджета — денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и органов местного самоуправления. В зависимости от характера определений, формируются системы бюджетных расходов. 
Расходы: 
-Государственное и муниципальное управление; 
-Национальная оборона; 
-Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности; 
-Поддержка отраслей материального производства; 
-Научно-технический прогресс (НТП); 
-Социальная защита населения; 
-Охрана окружающей среды и природных ресурсов; 
-Обслуживание и погашение государственных долгов. 
В зависимости от экономического содержания, расходы делятся на: 
-Текущие — обеспечивают текущее финансирование органов власти, МСУ, оказание государственной поддержки бюджетным учреждениям и отдельным отраслям экономики в виде дотаций, субвенций, субсидий на текущее функционирование, являющееся преобладающей частью; 
-Капитальные — обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность для действующих или вновь создаваемых предприятий в соответствии с утвержденной инвестиции программой (в виде бюджетных кредитов). 
Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. Их структура меняется ежегодно в зависимости от экономической ситуации в стране. 
25.Сущность мировой экономики. 
Значение мировой экономики неуклонно растет. И потребители, и производители каждой страны все яснее ощущают свою причастность к мировому хозяйству, о чем убедительно свидетельствует статистика последних лет. Согласно данным ВТО, объем мировой торговли начиная с 1950 г. растет значительно быстрее, чем все мировое производство. За период 1950 — 2000 гг. мировая торговля выросла в 20 раз, а производство — в 6 раз. В 1999 г. общий объем экспорта составил 26,4% от мирового производства по сравнению с 8% в 1950 г. В ближайшей перспективе 1/3 мировой продукции станет предметом мирового объема » Важным показателем взаимозависимости национальных экономик служит удельный вес импорта в валовом национальном продукте. По небольшим развитым государствам,таким, как Бельгия, Нидерланды, Швейцария, Дания, Швеция, эта доля варьирует от 30 до 60%, по более крупным странам (Германия, Франция, Англия, Италия) — от 20 до 30%, у США этот показатель составляет около 9%. Количественные и качественные характеристики современных мирохозяйственных связей показывают нарастание взаимозависимости национальных экономик, демонстрируя при этом преимущество международного интеграционного развития, Мировая экономика — это совокупность национальных хозяйств, объединенных различными видами мирохозяйственных связей. Она опирается на более или менее общий для всего человечества уровень развития производительных сил, на обусловленное им всемирное разделение труда, в которое в той или иной степени вовлечены все народы, и затрагивает не только сферу обращения, но и сферу производства. По существу внешние экономические сделки продолжают логику внутренних сделок: и там и здесь преследуется одна цель — максимизация полезности для потребителей и доходов для производителей. И все-таки между внешними и внутренними сделками имеются существенные различия, обусловленные национальным суверенитетом и государственными границами между экономически взаимосвязанными странами. 
26.Международные экономические отношения: сущность и формы 
Основой экономических отношений в мировом хозяйстве является внешняя (международная) торговля. Материальной базой ее развития выступает все более углубляющееся международное разделение труда, которое объективно обусловливает связь отдельных территорий и стран, специализирующихся на производстве той или иной продукции. Взаимодействие товаропроизводителей различных стран в процессе купли-продажи товаров и услуг формирует отношения мирового рынка. Мировой рынок - закономерное продолжение национальных рынков и важный дополнительный фактор расширенного воспроизводства в национальном масштабе. 
Развитие международной торговли отражает все процессы, происходящие в производстве материальных благ и услуг в мировом хозяйстве. Ее направленность и содержание непосредственно обусловлены современной НТР, процессами глобализации экономической жизни на Земле. Международная торговля , отражая целостный процесс интернационализации хозяйственной жизни, сближает народы и континенты, способствует развитию дружеских и деловых отношений между ними. 
Международная торговля возникла в глубокой древности. Товарообмен между странами всегда являлся важной формой общения людей. Но устойчивый систематический характер международная торговля приобрела на рубеже XVI-XVII веков, в период становления рыночной (капиталистической) экономики. Товарно-денежные отношения постепенно формировали основы национального внутреннего рынка, объединявшего различные города, территории, области в единую экономическую систему. Это единство поддерживалось и развивалось устойчивым товарообменом, при котором производители отдельных областей и территорий не могли успешно хозяйствовать без продажи своей продукции другим областям и территориям. 
27.Внешнеторговая политика 
Внешнеторговая политика представляет собой систему мероприятий, нацеленных на защиту внутреннего рынка или на стимулирование роста объема внешней торговли, изменение ее структуры и направлений товарных потоков.Существуют две системы внешнеторговой политики — протекционизм и свободная торговля, или либерализация торговли. 
Протекционизм характеризуется введением высоких таможенных пошлин на импортные товары. К этим пошлинам, ограничивающим ввоз иностранных товаров, нередко приплюсовывают экспортные премии, поощряющие вывоз товаров за границу. 
Свободная торговля — это свободный, беспошлинный или облагаемый лишь незначительными пошлинами ввоз товаров. 
Внешнеторговая политика — составная часть 0000000810510001800008108000экономической политики государства, предполагающая оказание влияния на 000510181810103002018внешнюю торговлю посредством экономических и административных рычагов - 09000003налоги, 01101108040818субсидии, прямые ограничения 000011импорта и 0010011экспорта, кредитования и т. п. 
28.Антиинфляционная политика государства. 
Наиболее общее, традиционное определение инфляции - переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен. В условиях инфляции происходит обесценение денег, проявляющееся по отношению к товарам, золоту, иностранной валюте. Таким образом, инфляция проявляется в сфере обращения, но ее первопричиной являются диспропорции в воспроизводственном процессе. Поэтому состояние денежного обращения в стране можно считать барометром ее экономической и политической жизни. Этим объясняется повышенный интерес разных экономистов к проблеме денежного обращения, которое в свою очередь порождает множество новых проблем. 
Так если национальная валюта перестает выполнять или плохо выполняет свои функции, вытесняясь иностранной валютой, товарами, различными денежными суррогатами, то она наносит народному хозяйству значительный экономический урон: сдерживается развитие финансово-кредитных отношений в стране, средства из сферы производства уходят в сферу обращения, снижается эффективность государственного контроля за денежными потоками. Тяжелое бремя эмиссионного налога несет население, что ведет к дальнейшему спаду производства со всеми вытекающими из этого социально-экономическими последствиями. Отдельное предприятие, конкретный бизнес не могут бороться с инфляцией. Подобная борьба под стать только государству. Следовательно, борьба с инфляцией есть задача макроэкономическая. В настоящее время среди ученых и практиков, занимающихся проблемами денежно-кредитного регулирования, получила распространение точка зрения, что даже умеренная инфляция препятствует нормальному развитию экономики. В связи с этим стабилизация денежного обращения рассматривается как условие долгосрочного устойчивого экономического роста.  
29.Налоги и их виды. 
Под налогом понимается обязательный индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. По сборам понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). 
Налоги – это обязательные платежи в бюджеты, которые составляют основную часть государственных и муниципальных доходов, уплачиваемые различными субъектами в установленном законом порядке, в определенные сроки и в определенном размере. Налоги бывают прямыми и косвенными. Косвенные налоги называются акцизами. Классификация налогов возможна и по уровню бюджета, в который они поступают. В Налоговом кодексе установлены три группы налогов: 1. Федеральные налоги и сборы (статья 13 Налогового Кодекса). 2. Региональные налоги и сборы (статья 14 Налогового Кодекса). 3. Местные налоги и сборы (статья 15 Налогового Кодекса)   
30.Международное разделение труда. 
Сущность международного разделения труда проявляется в диалектическом единстве процессов международной специализации и кооперирования стран в процессе удовлетворения их национальных экономических интересов. 
Международная специализация – это специализация стран на производстве определенных товаров и услуг сверх внутренних потребностей для последующей их реализации на мировых рынках. 
Международное кооперирование – это совместная деятельность предприятий различных стран, полностью сохраняющих свою хозяйственную самостоятельность по разработке, производству и сбыту определенных товаров и услуг. 
В основе производственного кооперирования лежит международная кооперация производства (МКП) – скоординированная, чаще всего долговременная производственно-экономическая и научно-техническая деятельность партнеров из разных стран, основанная на разделении производственно-сбытовых программ, равноправном и взаимовыгодном сотрудничестве.В современных условиях сохраняется разделение труда между странами, базирующееся на неравномерности распределения между ними природно-климатических ресурсов.Под влиянием международного разделения труда в мировой экономике происходят существенные изменения и одновременно сами процессы международного разделения труда испытывают обратное воздействие изменяющегося мирового хозяйства. 
31. 
Теневая экономика — это сложные социально-экономические процессы и явления, охватывающие всю систему экономических отношений, не контролируемых обществом, экономических структур, скрываемых от органов государственного

управления и контроля

Другими словами теневая экономика — это противоправные, неучтенные государством виды экономической деятельности; включает производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг, а также социально-экономические отношения между гражданами, социальными группами и обществом в целом.

Источниками теневой экономики являются как легальные, так и нелегальные хозяйствующие субъекты.

1. Самостоятельные экономические отношения между отдельными гражданами и их неформальными объединениями, преследующие цель удовлетворить личные потребности и потребности, не регистрируемые и не учитываемые государством. Эти отношения связаны с просчетами в хозяйственной деятельности и недооценивают контролирующие отрасли государственной власти, что говорит о:

а) слабости финансовых и налоговых служб, стимулирующей уклонение от налогов;

б) отсутствии развитой системы рынков, заставляющем полагаться на незаконные источники ресурсоснабжения;

в) избыточной административной регламентации, в т.ч. противозаконной;

г) сомнении в долговременности нынешней политики государства в отношении негосударственного предпринимательства и др.

2. Теневую экономику питает сложившаяся система неформальных, фиктивных экономических отношений, обеспечивающих удовлетворение корыстных интересов за счет несовершенства действовавшей и складывающейся системы хозяйствования.

3. Теневую экономику питает система криминальных отношений (черная экономика), базирующихся на злоупотреблении служебным положением или на корыстном насильственном вторжении в производственную и распределительную сферы экономики (незаконная производственная деятельность).

 
32.  
Экономические ресурсы — потенциальные возможности, которыми располагает общество в данный момент своего развития, т.е. это все виды источников, средств обеспечения производства, которые используются в процессе создания новых материальных благ и услуг. Экономические ресурсы подразделяются на следующие виды: природные (сырьевые, геофизические), трудовые, материальные, финансовые и информационные.

Природные ресурсы — это земля, ее недра, леса, вода, воздух, месторождения полезных ископаемых, климатические и рекреационные ресурсы и др.

Трудовые ресурсы — это все трудоспособное население в возрасте от 16 до 60 лет.

Материальные ресурсы (инвестиционные ресурсы, реальный капитал) — средства производства (машины, станки, оборудование, здания, сырье, материалы и т.д.), которые используются в производстве товаров и услуг.

Информация о работе Шпаргалка по «Экономике»