Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 02:45, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие национальной экономики.
НЭ — это хоз. сис-ма страны, отв-щая принципам суверенности, целостности, соц-сти, нац. ориентации. Ее хар-ные черты и усл.:
-суверенитет нации и государства; -территориальная целостность; -единство экономического пространства и юридической среды;

Файлы: 1 файл

shpory_po_nacionalnoi_ekonomike_belarus (1).docx

— 184.30 Кб (Скачать файл)

• содействие росту доходов от самозанятости и предпринимат-й деят-ти, формированию среднего класса как фактора соц. стабильности в обществе;

• улучшение социального обеспечения нетрудоспособных граждан на основе реформирования пенсионной системы и социального страхования; • сниж-е уровня малообеспеченности и имуществ-ой дифференциации населения; • повышение степени защиты социально уязвимых групп населения за счет усиления адресной помощи малообеспеченным гражданам, рационализации системы льгот.

51. Тенденции и факторы международной  экономической интеграции.

XX век - это век роста международных  экономических связей во всех формах: торговля товарами и услугами, экспорт-импорт капиталов, производственное кооперирование, международное разделение труда, научно-техническое взаимодействие, миграции рабочей силы и т. д. Международная экономическая интеграция обусловлена рядом объективных факторов, среди которых важнейшее значение имеют: углубление международного разделения труда, специализация и кооперация производства; ускорение научно-технического прогресса, развитие и внедрение информационных технологий; расширение региональных группировок; формирование региональных рынков; интернализация хозяйственной жизни; создание транснациональных корпораций и финансово-промышленных групп.

После обретения независимости в 1991 году Беларусь впервые стала полноправным субъектом международного права. Первой попыткой реализовать право белорусской нации на самоопределение стало провозглашение независимости Белорусской Народной. В 1919 году возникла — Белорусская Советская Социалистическая Республика. После вступления БССР в состав СССР ее внешнеполитические полномочия были фактически прекращены и возобновились в 1944 году. После разгрома нацистской Германии Беларусь стала одним из  соучредителей ООН с обладанием права собственного голоса. Принимая активное участие в работе системы ООН, Беларусь еще до объявления независимости стала участницей подавляющего большинства международных конвенций, договоров и соглашений.

Республика имеет большое количество дипломатических представительств в разных странах мира, в том числе посольства, постоянные представительства при международных организациях, генеральные консульства, консульства.

Беларусь считает приемлемой лишь такую модель международных отношений, которая характеризуется многополярностью, неоспоримым авторитетом международного права, недопустимостью дискриминации и вмешательства во внутренние дела отдельных наций. Внешняя политика РБ основывается на следующих принципах: соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права; соразмерность внешнеполитических целей потенциалу государства; повышение эффективности инструментов защиты государственного суверенитета и  национальной экономики в условиях глобализации; добровольность вхождения и участия в межгосударст. образованиях; и др.

Стратегические цели РБ на международной арене — защита государственного суверенитета и территориальной целостности; защита прав, свобод и законных интересов граждан, общественных и государственных интересов.

Основными задачами внешней политики РБ являются:

  • содействие построению стабильного, справедливого, демократического миропорядка, базирующегося на общепризнанных принципах междунар. права;
  • равноправная интеграция РБ в мировое пространство;
  • создание благоприятных внешних условий для повышения уровня благосостояния народа, развития полит-го, эк-го, интеллектуального и духовного потенциала государства;
  • формирование добрососедских отношений с сопредельными государствами;
  • обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов граждан РБ за границей;
  • содействие реализации прав интересов этнических белорусов, выходцев из РБ и лиц, идентифицирующих себя как белорусы, проживающих за пределами ее территории; и др.

52.Формы эконом. интеграции Беларуси со странами ближнего и дальнего зарубежья.

Одним из важных приоритетов внешней политики Беларуси являются отношения с государствами-партнерами по СНГ и интеграционные процессы на пространстве этого Содружества. Помимо Российской Федерации, ключевыми экономическими партнерами из числа государств СНГ для нашей страны являются Украина, Казахстан, Молдова, Азербайджан. Экономики бывших советских республик отличались высокой степенью интегрированности даже в сравнении с европейским союзом. Промышленность республики сконцентрирована на крупных предприятиях, производственные мощности которых были рассчитаны на выпуск продукции в больших объемах, удовлетворяющих потребности республик бывшего Советского Союза. Это в дальнейшем и предопределило интеграционные направления развития Республики Беларусь.

В декабре 1991 г. руководители трех государств - Республика Беларусь, Российская Федерация, Украина - подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств, которое объявило о прекращении существования СССР как субъекта международного права и геополитической системы и об образовании СНГ. Участниками СНГ стали Беларусь, Казахстан, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Молдова, Украина и др.

Объективными причинами образования СНГ являлись следующие:

  • страны, входящие в СНГ, взаимосвязаны и взаимозависимы в силу того, что долгий период времени находились в одном государстве; страны СНГ совместно обладают большими природными, человеческими и экономическими потенциалами, что дает им конкурентное преимущество. - выгодное геополитическое положение: например, по территории СНГ проходит самый короткий путь из Европы в Юго-Восточную Азию; — относительно дешевая в мировых рамках рабочая сила и др.

Стратегическими целями экономической интеграции стран СНГ являются: использование международного разделения труда; специализация и кооперирование производства; повышение уровня и качества жизни населения стран, входящих в союз. Одновременно решались некоторые вопросы по таможенному оформлению и контролю, транзита природного газа, нефти и нефтепродуктов, согласования тарифной политики в различных отраслях, разрешения хозяйственных споров на территории стран. Следует отметить, что темпы развития экономической интегрированности несколько уступают вышеизложенным процессам. Следует отметить, что основными причинами, сдерживающими интеграционные процессы внутри Содружества, являются:

- различные модели социально-экономического развития стран; - разная степень рыночных преобразований; неконкурентоспособность ряда крупных предприятий в странах; несогласованность проводимой отдельными странами таможенной, налоговой политики и т. д.

В 2003 г. подписано Соглашение о создании Единого экономического пространства (ЕЭП) на территории Беларуси, России, Казахстана, Украины, которое в свою очередь должно стать базой для возможного будущего межгосударственною объединения - Организации региональной интеграции. В рамках СНГ образованы и функционируют и другие субрегиональные объединения: Центральноазиатское экономическое сообщество,

ГУУАМ — неформальное объединение Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана, Молдовы.

 

52 Формы экон.интерг. РБ со странами ближ. и дал.зарубежья

Развитие национальной экономики Республики Беларусь во многом определяется интеграционными процессами в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ).

Стратегическими целями экономической интеграции стран СНГ являются: максимальное использование международного разделения труда; специализация и кооперирование производства для обеспечения устойчивого социально-экономического развития; повышение уровня и качества жизни населения всех государств Содружества.

Основными причинами, сдерживающими интеграционные процессы государств Содружества, являются:

  • различные модели социально-экономического развития отдельных государств;
  • разная степень рыночных преобразований и различные сценарии и подходы к выбору приоритетов, этапов и средств их осуществления;
  • неплатежеспособность предприятий, несовершенство платежно-расчетных отношений; неконвертируемость национальных валют;
  • несогласованность проводимой отдельными странами таможенной и налоговой политики; - применение жестких тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле; -большое расстояние и высокие тарифы на перевозки грузов и транспортные услуги.

Главной целью экономической интеграции Беларуси и России является реализация общих для обоих государств стратегических и текущих интересов в решении проблемы повышения уровня жизни народа на основе эффективного использования преимуществ межгосударственного разделения труда, специализации и кооперирования производства, создания благоприятных условий для возобновления экономического роста.

Взаимодействие регионов Республики Беларусь с российскими регионами в настоящее время осуществляется преимущественно по трем основным направлениям:

  • участие представителей местных органов власти в формировании общегосударственных программ межрегионального сотрудничества;
  • налаживание прямых связей субъектов хозяйствования Республики Беларусь с предприятиями и организациями Российской Федерации;
  • установление сотрудничества между региональными властями двух стран.

Беларусь активно сотрудничает в экономической сфере со странами Европейского союза (ЕС).

Главными торговыми партнерами Беларуси из стран ЕС являются Германия и Великобритания

Важными торговыми партнерами республики являются страны Азии, прежде всего Китай и Индия,также страны Африки

Совершенствование внешнеэкономических связей Республики Беларусь со странами, не входящими в СНГ, должно быть направлено на наращивание экспорта наукоемкой, высокотехнологичной продукции с низкой материало- и энергоемкостью, а также на расширение сферы услуг.

Интеграция Беларуси в систему мирохозяйственных связей будет способствовать ее вступлению во Всемирную торговую организацию. Это позволит развивать внешнеторговые отношения с другими странами на долговременной стабильной основе, отстаивать и защищать национальные интересы в торгово-экономических отношениях с партнерами на общепринятых в мировой практике правовых положениях и сложившихся традициях.

53. Перспективы сотрудничества  Беларуси с зарубежными странами  вне СНГ.

Республика Беларусь проводит многовекторную внешнеэкономическую политику, направленную на укрепление роли страны в мировом сообществе, расширение и закрепление перспективных рынков для отечественных товаров и услуг. Создана развитая договорно-правовая база международного сотрудничества. В 2005 г. Беларусь осуществляла внешнеторговое сотрудничество более чем со 150 странами мира.

Важнейшей тенденцией динамики географической структуры внешней торговли Беларуси является все большая ориентация торговых потоков на страны вне СНГ. К осн. торговым партнерам Беларуси вне СНГ относятся гос-ва, имеющие товарооборот с нашей страной более 100 млн дол. США в год. Таких государств в 2004 г. было более 15, в т.ч. Германия, Великобритания, Польша и Нидерланды с товарооборотом более 1 млрд дол. США.

Еще несколько стран вне СНГ (Австрия, Словакия, Финляндия, Испания, Румыния, Турция, Швейцария, Республика Корея, Норвегия, Тайвань (в составе Китая)) имели в 2004 г. объем товарооборота с Республикой Беларусь менее 100 млн дол.

Одним из приоритетных направлений внешнеэкономической политики РБ является Европейский союз, что обусловлено совокупностью экономических, исторических, политических и культурных факторов. Торговля со странами ЕС не только служит для Беларуси денежным источником поступления твердой валюты, но и позволяет привлечь новейшие инновации и технологии, инвестиционные ресурсы, необходимые для модернизации и переоснащения белорусских предприятий.

Следует отметить, что в последние годы, несмотря на значительные политические затруднения, торговля с Евросоюзом развивается достаточно устойчиво. Увеличивается положительное сальдо торгового баланса за счет роста экспорта белорусских товаров в страны ЕС. Беларуси удалось добиться некоторого смягчения антидемпинговых санкций ЕС в отношении ряда своих товаров.

Вместе с тем расширению интеграционных связей нашей страны с ЕС препятствуют применяемые им импортные квоты и меры в отношении текстильной, химической и металлургической промышленности. Санитарные и фитосанитарные защитные меры ЕС также серьезно затрудняют поступление на европейский рынок белорусской сельскохозяйственной продукции.

Важными торговыми партнерами республики являются страны Азии. Особый интерес для расширения внешнеэкономических связей Беларуси представляют страны Африки. Из африканских стран наибольший товарооборот приходится на Египет и Марокко. На американском континенте основными торговыми партнерами Беларуси являются США и Бразилия.

Совершенствование внешнеэк-х связей РБ со странами, не входящими в СНГ, должно быть направлено на наращивание экспорта наукоемкой, высокотехнологичной продукции с низкой материале- и энергоемкостью, а также на расширение сферы услуг. В связи с этим важнейшим направлением внешнеэк-ой деятельности является привлечение иностранных инвестиций в перспективные высокотехнологичные экспортоориентированные и импортозамещающие производства. Важную роль призваны сыграть свободные экономические зоны.

Интеграция Беларуси в систему мирохозяйственных связей будет способствовать ее вступлению во Всемирную торговую организацию. Это позволит развивать внешнеторговые отношения с другими странами на долговременной стабильной основее.

54. Экономическая интеграция Беларуси  и России. Проблемы формирования  Союзного государства Беларуси  и России.

Среди стран СНГ наиболее последовательную интеграцию осуществляют Беларусь и РФ, подписавшие в 1996 г. Договор об образовании Сообщества Беларуси и России, год спустя — Договор об образовании Союза Беларуси и России, который подтверждал и развивал положения предыдущего документа с целью достижения действенной интеграции в экономической и других сферах общественной жизни.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"