Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 02:45, шпаргалка
1. Понятие национальной экономики.
НЭ — это хоз. сис-ма страны, отв-щая принципам суверенности, целостности, соц-сти, нац. ориентации. Ее хар-ные черты и усл.:
-суверенитет нации и государства; -территориальная целостность; -единство экономического пространства и юридической среды;
Торговля как самостоятельная отрасль национальной экономики позволяет освободить товаропроизводящие отрасли от необходимости самостоят-но реализовывать произведенные товары, что привело бы к распылению и неэкономичному использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Ориентация торговли на реализацию товаров создает объективные предпосылки для ускорения товарооборачиваемости, уменьшения времени пребывания товаров в сфере обращения, что дает большой народнохозяйственный эффект.
Общественное питание - вид торговли, включающий пр-во, переработку, реализацию, организацию потребления продуктов питания с оказанием либо без оказания сопутствующих услуг населению. Управление отраслью осуществляет Мин. торговли РБ. Общест-е питание явл-ся важным резервом экономии общественного труда. Современный уровень производительности труда в общественном питании позволяет примерно в 2—3 раза сократить затраты времени на приготовление кулинарной продукции по сравнению с затратами в домашних условиях.
Общественно организованное питание в детских дошкольных учреждениях, больницах, санаториях, организуемое за счет общественных фондов потребления бесплатно или на льготных условиях, выполняет часть общей задачи этих учреждений: воспитание детей, восстановление и поддержание на должном уровне здоровья населения, организацию его культурного отдыха.
Бытовое обслуживание населения объединяет предприятия и организации, выполняющие индивидуальные заказы населения на изготовление изделий личного потребления, ремонт предметов культурно-бытового и хоз. обихода и оказывающие другие бытовые услуги. На долю бытового обслуживания населения приходится 15 % общего объема предоставляемых платных услуг. Систему управления бытовым обслуживанием образуют «Белбыт». Основную долю в бытовом обслуживании занимают производ. Услуги . Это одна из отраслей в которой сократилась занятость. Причины: сокращение дефицита потребит. Товаров в розничной торговле, рост цен на бытовые услуги, повышением обеспеченности населения бытовой техникой. В Беларуси постоянно ощущается недостаточность предприятий бытового обслуживания, особенно С/х местности.. Экономическая эффективность предпрт. Бытового обслуживания населения зависит от факторов : срок выполнения заказа и качество услуг . Наиболее высокими темпами предполагается развивать услуги по ремонту бытовой техники, личного автотранспорта, мебели, услуг парикмахерских, прачечных, химчисток.. ЖКХ вкл.: жилищное хозяйство; гостиничное хозяйство; коммунальное, осуществляющее ресурсное обеспечение жилого фонда и других зданий и помещений (водоснабжение, теплоснабжение, газоснабжение, электроснабжение), уборку и благоустройство территорий населенных пунктов (содержание дорожно-мостового хозяйства, озеленение, вывоз, и утилизацию мусора, канализацию). Управление отраслью осуществляет Министерство ЖКХ РБ. В 2003 г. в стране принята Концепция развития ЖКХ РБ на период до 2015 года.
35.Региональные социально-
В нац. экономике наряду с комплексами производственной и социальной сфер выдел-ся региональные соц-эк комплексы, формирование которых обусловлено совокупностью прир-х и соц-эк условий и факторов для развития производительных сил опред-х территорий.
Региональный соц-эк комплекс — сложная динамично развивающаяся система, представляющая собой совокупность множества объектов с набором связей между ними, создающих объективную основу для формирования внутриреспубликанских регионов. Как соц-эк система регион предст. собой часть территории, на кот. создан и развивается относит-но самост-ный хоз. комплекс, имеющий свою специфику в территориальном разделении труда. С воспроизводственной т. зрения отд-й регион не явл-ся замкнутой системой. Он тесно связан с др. регионами в условиях межрегиональной интеграции и межрегионального обмена.
Регион-часть территории со специфич природн,истор,демограф условиями
Региональная структура экономики рассматривается в двух аспектах:
как территориальное размещение экономики в целом и ее отдельных отраслей
система внутриреспубликанских регионов с их внутренней структурой экономики
Основой рег стр-ры является размещение производства. В регионе соединены различные отрасли хозяйства.
Эффективная структура экономики региона формир-ся на основе рац исп-я всего комплекса местных прир и соц-эк ресурсов. Прир, эк, соц, и др особ-ти производств д-ти на опр территории оказ влияние на стр-ру, масштабы развития х-ва в общем.
Состояние, факторы и тенденции развития регионов
Перед регионом ставятся задачи взаимоувязки развития отраслей, производств и соц инфраструктур, согласования эк и соц развития,комплексного решения проблем.
Но пробема
в том, что рег стр-ра инертна(плохо перестраивается).Территория
каждого региона может рассматриваться
как условие и фактор размещеия произв
сил, определяющие эфф-ть создания и функц-я
производств.Факторы:
С целью обеспечения устойч развития страны регион политика г-ва д.б. напрвл на создание в кажд регионе ресурсофинансового потенциала, достаточного для решения осн задач соц-эк развития;рац исп-е соц-эк и эколог потенциалов,исп-е преимуществ территор раздел-я труда, а т.ж. сокращение разрыва в уровне и качестве жизни городов и сел.
Факторы повыш-я конкуретоспособности регионов:
Выгодное геогр пол-е, выс Ур разв-я производств и инновац потенц, наличие историко-культ среды.
Для соверш-ния соц-экон системы отд регионов страны необходимо: • обеспечить рациональную специализацию хозяйства каждого региона; • стимулировать развитие предприятий и отдельных производств, функционирование которых способствует большей сбалансированности хозяйства территории, формированию и развитию региональных рынков — трудовых ресурсов, потребительских товаров и др.; • повысить уровень обеспеченности областей потребительскими товарами; • снизить эколог. нагрузку в крупных индустр. центрах; • ускорить развитие отраслей социальной сферы, прежде всего в регионах, где уровень ее обеспечения ниже среднересп., учитывая демографическую структуру населения и специфику системы расселения.
36 Проблемы перехода от централизовано плановой к рыночной экономике
Переход от централизованно регулируемой к рыночной экономике, как и любой переход от одного экономического порядка к другому, сопровождается существенными преобразованиями в экономической деятельности. Трансформируются не только отношения форм собственности, институциональная среда, методы хозяйствования и государственного воздействия на экономическую деятельность, но и структура производства и занятости, психология людей. Продолжительность переходного периода, в течение которого происходят эти изменения, достаточно велика — для разных стран она может колебаться от нескольких лет до десятилетий. Все зависит от первоначального состояния экономики, общественного и государственного устройства страны, менталитета народа, существенности различий действующей экономической системы и системы, идущей ей на смену.
Переходный период включает три этапа:
• первый — деформация старого экономического порядка, основная цель которого состоит в ликвидации устаревших экономических структур и механизмов функционирования предшествующей экономической системы что связано нередко с возникновением кризисной ситуации в национальной экономике;
• второй — становление нового экономического порядка, Целью которого является создание необходимых условий и зарождение новых структур и механизмов. В этой фазе получает
развитие новая институциональная среда, обеспечивающая экономическую деятельность в условиях рынка;
• третий — структурная перестройка, целью которой являются регулирующие воздействия государства и рыночных механизмов на национальную экономику, приводящие ее воспроизводственную, отраслевую, региональную и технологическую структуры в состояние, отвечающее новым стратегическим, социально-политическим и экологическим целям. Таким образом, под переходными следует понимать процессы преобразования содержания и структуры, мотивации экономической деятельности, адаптации ее к условиям и требованиям внутреннего и внешних рынков, которые обусловлены изменениями экономического, государственного и общественного порядков.
Необходимость реформирования экономики бывших стран социализма обусловлена неэффективностью функционирования данной системы, которая определена следующими предпосылками:
- неспособностью
эффективно реализовать
Основными факторами переходного периода являются следующие:
- организационно-управленческие (кризис управления);
37 Цели и функции гос. регулирования
Госуд-ное регулир-ние экономики - это целенаправленная деятельность государства в лице соответствующих органов, которые посредством разных способов, приемов, форм и методов обеспечивают достижение поставленной цели и решение экономических и социальных задач соответствующего этапа развития экономики.
Роль государства в регулировании экономики определяется созданием условий не только для функционирования рынка, но и соблюдения баланса общественных интересов, социальной стабильности и защиты национальных интересов как во внутренней, тар; и во внешней политике. Для регулирования социально-экономических процессов государство использует систему методов и инструментов, которые меняются в зависимости от сложившейся социально-экономической ситуации, накопленного опыта, выбранной модели и стратегических целей развития.
Общепринято деление методов государственного регулирования на правовые, административные, экономические.
Правовое регулирование экономики состоит в разработке и реализации законов, обеспечивающих нормы функционирования предприятий всех форм собственности и рыночных структур (бирж, банков, акционерных обществ), антимонопольном регулировании, защите прав покупателей и интересов общества, посредничестве между предпринимателями и наемными работниками и т.д.
Административные методы экономического регулирования реализуются посредством запретительных, разрешительных и принудительных мер для отдельных сфер экономической деятельности.
Важной задачей государства в переходный период является создание целостной системы экономических методов регулирования. С этой целью используются:
• бюджетно-налоговая политика; • денежно-кредитная политика;
• ценовое регулирование; • амортизационная политика;
• прямые методы регулирования — государственный заказ, квоты, лицензии, прямое бюджетное финансирование.
Функции государственного регулирования экономики:
За государством прежде всего должны сохраняться следующие функции:
• эмиссия денег, денежно-кредитное и налогово-бюджетное регулирование;
• обеспечение гарантий прав и свобод личности, прав собственника и субъекта хозяйствования;
• формирование устойчивой макроэкономической ситуации, включающей эффективное функционирование финансовых учреждений;
• обеспечение минимальных социальных стандартов по предоставлению благ и услуг общего пользования (образование, здравоохранение, культура, коммуникации и другие жизнеобеспечивающие блага и услуги);
• реализация антимонопольных мер и поддержка конкурентной среды;
• развитие науки, инновационной деятельности и информационных технологий;
• проведение активной внешнеэкономической политики, развитие интеграционных связей с соседними странами;
• формирование производственной, социальной и экологической инфраструктур общегосударственного значения, обеспечивающих условия для роста экономики и улучшения жизнедеятельности населения;
• поддержка социально незащищенных групп населения;
• охрана окружающей среды, совершенствование экологических регуляторов, международное сотрудничество при решении экологических проблем;
• формирование рациональных территориальных пропорций воспроизводства и комплексное развитие производительных сил регионов; и др.
38 Структура государственного управления в Республике Беларусь
Одним из важных условий реализации государством своих функций по эффект-ому управлению экономикой при переходе к рынку является формир-ние соответствующей структуры госуд-го управления и аппарата.
В соответствии с Конституцией Правительство (Совет Министров) РБ обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, госуд. политики в области науки, культуры, образования, оплаты труда и т.д.