Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2015 в 14:29, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие и общая характеристика преступлений против военной службы
В соответствии с Конституцией РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации, который несет военную службу в соответствии с федеральным законом (ст. 59).
Федеральными законами, содержащими систему основополагающих положений в сфере организации военной службы, являются законы: от 31.05.96 № 61-ФЗ “Об обороне” с изм. на 11.11.2003; от 28.03.98 № 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе” с изм. на 11.11.2003; от 27.05.98 № 76-ФЗ “О статусе военнослужащих” с изм. на 11.11.2003.

Файлы: 1 файл

2 вопр2.docx

— 57.33 Кб (Скачать файл)

Уголовное законодательство выделяет в общественной опасности качественную и количественную стороны. При этом характер общественной опасности принято считать качественной характеристикой, а степень общественной опасности - количественной.

Характер общественной опасности преступления, как указал Пленум Верховного Суда РФ в одном из своих постановлений, зависит от установленных судом объекта посягательства, формы вины и отнесения УК преступного деяния к соответствующей категории преступлений, а степень общественной опасности определяется обстоятельствами содеянного. Постановление Пленума ВС РФ от 11.06.99 г. «О практике назначения судами уголовного наказания» // Бюллетень ВС РФ. 1999. №8.

Степень общественной опасности позволяет отграничить преступления против военной службы от дисциплинарного проступка. Не всякое правонарушение, формально содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного уголовным законом, может быть признано преступлением. В соответствии с ч.2 ст.14 УК РФ действие или бездействие, хотя и содержащее формально признаки какого-либо деяния, предусмотренного УК РФ, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, не признается преступлением.

Смысл ч.2 ст.14 УК РФ состоит в том, что преступлением может быть признано лишь деяние, обладающее высоко, характерной для уголовного закона степенью общественной опасности. В случае лишь формального совпадения признаков совершенного воинского правонарушения с теми признаками, которые описаны в уголовном законе, при отсутствии, в силу малозначительности общественной опасности правонарушение не образует преступления, а может быть признано дисциплинарным проступком. Малозначительность правонарушения - категория оценочная. Поэтому в практике нередки случаи, когда военнослужащий привлекается к уголовной ответственности и даже осуждается за совершение воинского преступления, однако впоследствии оно признается малозначительным и не представляющим общественной опасности.

Так, младший сержант Г. был осужден за оскорбление своего подчиненного. Эти действия были совершены им при следующих обстоятельствах. Г. - командир отделения, на строительном объекте предъявил свои претензии к подчиненному рядовому А. о ненадлежащем исполнении им служебных обязанностей. В связи с тем, что во время разговора А. повел себя нетактично и оскорбил своего командира нецензурными словами, Г. нанес ему два удара ладонью по щеке.

Отменяя приговор, надзорная инстанция обусловила действия Г. неправильным поведением потерпевшего, а по своему характеру, интенсивности и направленности умысла они в силу малозначительности не представляли общественной опасности и не вышли за пределы дисциплинарного проступка, поэтому они не могут быть расценены как преступление. Определение военного трибунала Московского округа по делу Г. // Бюллетень военной коллегии ВС СССР. 1989. №136. С.45-46.

Виновность - один из основных признаков преступления. Виновность в уголовно-правовом смысле предполагает определенное психическое отношение лица к своему поведению и его последствиям. Виновный должен осознавать или сознает, что, являясь субъектом воинского преступления, он совершает деяние, нарушающее порядок несения военной службы, и причиняет вред боевой готовности воинского подразделения, либо создает угрозу его причинения. Если этого нет, то нет и преступления против поенной службы.

Невиновное причинение вреда исключает уголовную ответственность (ч.2 ст.5 УК РФ). Невиновное причинение вреда считается случаем или казусом. Действующий уголовный закон (ст.28 УК РФ) предусматривает две разновидности казусов, когда лицо:

1) не осознавало и по  обстоятельствам дела не могло  осознавать общественной опасности  своих деяний либо не предвидело  возможности наступления таких  последствий и по обстоятельствам  дела не должно было или  не могло их предвидеть;

2) предвидело возможность  наступления общественно опасных  последствий своих деяний, но  не могло их предотвратить  в силе несоответствия своих  психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам.

Виновность возможна лишь при наличии форм вины, указанных в законе (ст.24 УК РФ): умысел или неосторожность. По вопросу отнесения ряда преступлений против военной службы к неосторожным в юридической литературе нет единства мнений. Военное право. Учебник под ред. Кузнецова М.И. ВЦ., 1996.

На мой взгляд, здесь необходимо исходить из требований ч.2 ст.24 УК РФ, согласно которой преступление считается неосторожным, если об этом прямо сказано в диспозиции соответствующей уголовно-правовой нормы. Отсутствие такого указания служит основанием отнесения этого деяния к числу умышленных преступлений.

Уголовная противоправность - следующий обязательный признак общего понятия. Он означает запрет уголовным законом соответствующего деяния под угрозой наказания. Запрет формулируется с диспозиции уголовно-правовой нормы. Угрозу наказанием содержат санкции этих норм в виде конкретных мер наказания, которые должны последовать за нарушение запрета совершать преступления.

преступление военная служба военнослужащий

 

1.2 Понятие состава преступления  против военной службы

Состав преступления против военной службы - это система установленных законом обязательных объективных и субъективных элементов, признаки которых характеризуют общественно опасное посягательство военнослужащего на военную безопасность государства как преступление против военной службы. Трайнин А.Н. Общее учение о составе преступления. М., 1957. С.59-60. Понятие состава преступления против военной службы включает в себя единые для всех преступлений элементы: объект, субъект, объективная и субъективная стороны. Совокупность этих признаков состава преступления образует его общественную опасность и подчеркивает специфические особенности, позволяющие отграничивать воинские преступления от сходные общеуголовных.

Признаки состава преступления против военной службы подразделяются на две группы: обязательные и факультативные.

Обязательные - это признаки, входящие в составы всех без исключения преступлений против военной службы. К ним относятся: объект преступления, общественно опасное деяние, вина, вменяемость лица и достижение им возраста, пребывание лица на военной службе и военных сборах. Названные признаки обязательно входят в состав любого преступления против военной службы, при отсутствии хотя бы одного из них нет и состава преступления, что исключает уголовную ответственность вообще или за воинские преступления.

Факультативными являются те юридические признаки, которые используются при конструировании не всех, а лишь отдельных составов воинских преступлений. С помощью данных признаков преступления против военной службы характеризуется дополнительными свойствами, в которых выражается специфика данного вида преступлений. К этой группе относятся: предмет посягательства, общественно опасные последствия, причинная связь между деянием и последствиями, время, место, обстановка, орудия и средства совершения преступления, мотив и цели.

Составы преступлений против военной службы могут быть классифицированы по различным основаниям. По характеру и степени общественной опасности: а) основной состав (ч.1 ст.332 УК); б) состав со смягчающими обстоятельствами (ч.3 ст.332 УК); в) состав с отягчающими обстоятельствами (ч.2 ст.332 УК). Следует иметь в виду, что не все составы воинских преступлений подразделяются по этому признаку на 3 вида. Уголовное право России. Особенная часть. Учебник под ред. профессора А.И.Рарога. - М., 1998. С.388.

По способу законодательного описания объективной стороны преступлений против военной службы, т.е. по конструкции объективной стороны, составы могут быть формальными (ст.337-339 УК), материальными (ст.349-352 УК), а также составами "конкретной опасности" (ч.1 ст.340 и 341 УК).

По структуре составы преступлений против военной службы в основном являются сложными, т.е. хотя бы один признак характеризуется не одномерно. В этих преступлениях происходит своеобразное "усложнение" состава: а) удвоение элементов (насильственные действия в отношении начальника посягают на два объекта: отношения воинской подчиненности и здоровье лица, подвергшегося насилию); б) удлинение процесса совершения преступления - длящееся дезертирство (ст.338 УК); в) альтернативность признаков, т.е. включение нескольких действий, последствий и т.п., каждого из которых достаточно для признания деяния преступлением против военной службы.

Наличие состава преступления против военной службы в совершенном общественно опасном деянии согласно ст.8 УК РФ является основанием уголовной ответственности. В этом заключается главное значение состава воинского преступления. Только обнаружить в деянии военнослужащего все признаки состава преступления против военной службы можно говорить о привлечении его к уголовной ответственности по соответствующей статье гл.33 УК РФ. Уголовное право России. Учебник для вузов в 2-х томах. Т.2. Особенная часть. Под ред. ДЮН. проф. А.Н.Игнатова и Ю.А. Красинова - М.: изд.группа НОРМА-ИНФРА. М., 1998 - 734 с.

Объектом преступления против военной службы является охраняемая уголовным законом от преступных посягательств военная безопасность, представляющая собой состояние боевой готовности военной организации государства, гарантирующее вооруженную защиту конституционному строю, независимости, суверенитету и территориальной целостности Российской Федерации от внешних и внутренних военных угроз.

Военная служба предназначена для обеспечения военной безопасности государства. В целях надлежащего решения этой задачи необходимо устанавливать и строго соблюдать порядок прохождения военной службы. Воинский правопорядок юридически обеспечивает реализацию функции, стоящих перед военной организацией государства, т.е. является средством обеспечения военной безопасности. Порядок прохождения службы выступает правовой формой обеспечения военной безопасности и может рассматриваться как понятие, обозначающее в ст.331 УК объект воинских преступлений. Преступление против поенной службы. Учебник под ред. КЮН М.А.Петухова. Изд-во «Юридический центр Пресс», 2002. С.74.

Порядок прохождения военной службы - это родовой объект для всех преступлений гл.33 УК. В соответствии с видовыми объектами уголовно-правовой охраны формируется система составов преступлений против военной службы:

1) преступления против  порядка воинских уставных взаимоотношений (ст.332-336);

2) против порядка пребывания  на военной службе (ст.337-339);

3) против порядка несения  специальных видов военной службы (ст.340-345);

4) против порядка сбережения  военного имущества (ст.346-348);

5) против порядка эксплуатации  военно-технических средств (ст.349-352).

Отдельные преступления против военной службы посягают на непосредственный объект, который выделяется внутри видового. В качестве него выступает конкретная сфера военной безопасности, которой причиняется или создается угроза причинения вреда со стороны военнослужащего.

В некоторых составах преступлений могут выделяться основные и дополнительные непосредственные объекты. Это обусловлено тем, что военнослужащие, посягая на военную безопасность могут одновременно причинить ущерб другим ценностям, охраняемым законом. Это должно учитываться при квалификации преступлений против военной службы.

Отдельные составы преступлений против военной службы наряду с объектом содержат признаки предмета преступления, под которым понимают материальные образования, по поводу или в связи с которыми установлен определенный порядок военно-служебных отношений. Предметами могут быть оружие, боеприпасы, предметы военной техники, взрывчатые вещества, боевые или специальные транспортные машины и т.п. Установление признаков этих предметов - необходимое условие правильной квалификации преступлений против военной службы.

Объективная сторона преступления против военной службы - это внешний акт общественно опасного посягательства на охраняемый уголовным правом объект - порядок прохождения военной службы. Объективная сторона воинских преступлений характеризуется общими для всех преступлений признаками деяния, последствия, причинная связь между деянием и последствием, способ, место, время, обстановка, средства и орудия совершения преступления. Отличительной чертой признаков объективной стороны преступлений против военной службы является специфичность их содержании, обусловленная воинским объектом посягательства.

Обязательный признак состава любого преступления против военной службы - деяние (действие или бездействие). Вместе с тем отдельные воинские преступления заключаются в нарушении спец. правил. Нарушение спец. правил является самостоятельной формой общественно опасного деяния наряду с традиционной формой.

По конструкции объективной стороны, большинство составов воинских преступлений носит материальный характер. Они предусматривают в качестве обязательного признака наступление вредных последствий. По содержанию эти последствия могут быть физическими, имущественными и организационными.

В многообъектных преступлениях необходимо четко выделять два уровня последствий: основные (вред боеготовности) и дополнительные.

Важное значение характеристики объективной стороны имеют такие обстоятельства, как способ совершения, время, место, обстановка, орудия и средство совершения преступления. Эти признаки присущи любому воинскому преступлению, но по своей природе они факультативные, т.е. необязательные признаки составов преступлений. Но иногда законодатель четко указывает в законе на факультативный признак и тогда он становится обязательным.

Субъектами преступлений против военной службы могут быть военнослужащие и граждане, пребывающие в запасе во время прохождения ими военных сборов. В воинских преступлениях субъект относится к категории специальных. Комментарий к УК РФ / Ю.В.Грачева, Л.Д.Ермакова и др. Изд. Проспект, 2004.

В соответствии со ст.2 Закона "О воинской обязанности и военной службе" ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» гражданин, проходящий военную службу, является военнослужащим и имеет статус, установленный ФЗ. Военнослужащие проходят военную службу по призыву и по контракту: в ВС РФ, в пограничных войсках, во внутренних войсках МВД, в ЖД войсках и др. Рыжаков А.П. Комментарий к УПК РФ - 2-е изд., изм. и доп. Изд-во НОРМА, 2002.

Военнослужащие могут исполнять обязанности воинской службы в других местах путем прикомандирования к государственным органам власти, органам гос. власти субъекта РФ, международным организациям и др. Порядок прикомандирования определяется Положением о порядке прохождения воинской службы. Уголовное право РФ. В 2-х т. Т.2. Особенная часть: Учебник под ред. Л.В.Иногамовой - Хеган - М.: ИНФРА-М, 2002. - С.237.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"