Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2015 в 14:29, шпаргалка
1. Понятие и общая характеристика преступлений против военной службы
В соответствии с Конституцией РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации, который несет военную службу в соответствии с федеральным законом (ст. 59).
Федеральными законами, содержащими систему основополагающих положений в сфере организации военной службы, являются законы: от 31.05.96 № 61-ФЗ “Об обороне” с изм. на 11.11.2003; от 28.03.98 № 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе” с изм. на 11.11.2003; от 27.05.98 № 76-ФЗ “О статусе военнослужащих” с изм. на 11.11.2003.
Специфическим ограничительным признаком субъекта преступлений против воинской службы является его гражданская принадлежность. Согласно ст.59 Конституции РФ военную службу несет только гражданин РФ. В ст.331 УК РФ не упоминаются в качестве субъектов преступлений против воинской службы иностранные граждане, проходящие воинскую службу в российских воинских частях за рубежом. Вместе с тем указанные лица в случае совершения преступления против воинской службы понесут ответственность по законодательству РФ.
В гл.33 УК имеются составы воинских преступлений, которые предусматривают в качестве субъекта лишь некоторые категории военнослужащих.
Понятие субъекта данного вида преступления является достаточно сложной проблемой уголовно-правовой науки и практики. Споры по этому поводу длятся уже не одно десятилетие, но единого подхода к этому вопросу так и не выработано.
Весьма спорен вопрос о непризнании субъектами преступлений против воинской службы лиц, на которых незаконного возложены воинские обязанности; представляется, что это мнение не соответствует законодательству РФ.
Субъективную сторону образует вина. Виновность в уголовном праве предполагает наличие определенного психического отношения лица к своему поведению и его последствиям. Виновный сознает или дожжен сознавать, что, являясь субъектом воинского преступления, он совершает деяние, нарушающее порядок несения воинской службы и причиняет вред боевой готовности воинского подразделения. Если этого нет, то нет и преступления против воинской службы. Уголовное право РФ. В 2-х т. Т.2. Особенная часть: Учебник под ред. Л.В. Иногамовой - Хеган - М.: ИНФРА-М, 2002. - С.237.
Невиновное причинение вреда исключает уголовную ответственность. Это считается случаем или казусом, которых 2 разновидности; когда лицо:
1) не сознавало и по
обстоятельствам дела не могло
осознавать общественной
2) предвидело возможность
наступления общественно-
Виновность возможна лишь при наличии форм вины, указанных в законе: умысел и неосторожность. В связи с этим преступления могут быть умышленные и неосторожные. По вопросу отнесения ряда преступлений к неосторожным в юридической науке нет общего мнения. Я считаю, что преступление считается неосторожным, если об этом прямо сказано в диспозиции соответствующей уголовно-правовой нормы. Российской уголовное право. Особенная часть. Учебник / Под ред. М.П.Журавлева и С.И.Никулина. М. Изд-во «Спарк», 1998. с.413.
Если военнослужащим совершено преступление в период прохождения военной службы по призыву, но до вынесения приговора в отношении него он поступил на военную службу по контракту, то по смыслу ч.1 ст.51 УК каких-либо препятствий для назначения указанного вида наказания не имеется. Законодатель связывает назначение этого наказания не с моментом совершения преступления, а с фактом прохождения службы по контракту.
В том случае, если преступление совершено военнослужащим в период прохождения военной службы по контракту, а не момент вынесения приговора срок контракта истек, и военнослужащим не заключен новый, ограничение по военной службе назначено быть не может.
Военнослужащие по призыву, в том числе и офицеры, а также граждане, состоящие в запасе, совершившие преступления в время прохождения военных сборов, такому наказанию не подвергаются.
Во-вторых, это наказание назначается только за совершение преступлений против военной службы (гл.33 УК РФ) либо вместо исправительных работ, предусмотренных соответствующими частями особенной части УК.
В-третьих, ограничения по военной службе может быть неоднозначно на срок от 3 мес. до 2 лет. При этом законодатель установил верхний предел наказания и не установил нижнего. Избрав наказание данного вида, суд может назначить его в пределах санкции соответствующие статьи УК, но не менее 3 месяцев.
Карательные свойства данного вида наказания состоят:
1) в запрете присваивать
очередное воинское звание или
повышать в должности
2) в невключении времени отбывания наказания в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания;
3) в усилении материальных
интересов осужденного путем
удержания в доход государства
части его денежного
В соответствии со ст.73 УК ограничение по военной службе может быть назначено условно при наличии обстоятельств, позволяющих суду сделать вывод о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания. Испытательный срок при этом: от 6 мес. до 3 лет.
Ограничение по военной службе может прекращаться по отбытии всего назначенного по приговору суда срока либо в связи с освобождением от данного вида наказания.
Условно-досрочное освобождение и освобождение по амнистии или вследствие помилования производится в общем порядке.
В соответствии со ст.54 УК арест как вид наказания состоит в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества. Он назначается на срок от 1 до 6 месяцев. Это основной вид наказания.
Арест может назначаться любым категориям военнослужащих, за исключением лиц женского пола, имеющих детей в возрасте до 8 лет, либо находящимся в состоянии беременности.
Арест, в отличие от ограничения по военной службе и содержания в дисциплинарной части, не является видом наказания, применяемым только к военнослужащим. Специфика ареста для военнослужащих состоит в том, что они отбывают арест только на гауптвахте. Поэтому арест может быть назначен и гражданам, пребывающим в запасе. Однако в этом случае они будут отбывать арест не на гауптвахте, а в общем порядке.
Арест по своей сущности является кратковременным лишением свободы. На осужденных распространяются условия содержания, установленные ЦИК для осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в условиях общего режима в тюрьме.
Так, осужденным не предоставляются свидания, за исключением свидания с адвокатами и лицами, оказывающими юридическую помощь; не разрешается получение посылок, передач, бандеролей, за исключением содержащих предметы первой необходимости и продукты питания.
Передвижение без конвоя осужденных к аресту не разрешается. Осужденным военнослужащим разрешено иметь в камерах только свои книги, туалетные и письменные принадлежности. На время сна им выдают постельные принадлежности. Осужденные также пользуются правом ежедневной прогулки продолжительность не менее 1 часа.
Вместе с тем, это наказание военнослужащие отбывают в условиях прохождения военной службы. Военнослужащий не может быть уволен, за исключением признания его негодным по состоянию здоровья. Осужденные отбывают весь срок наказания на одной гауптвахте по месту дислокации части. В период отбывания наказания осужденные военнослужащие могут привлекаться начальником гауптвахты к труду и к занятиям по военной подготовке не более 4 часов в день.
Осужденным военнослужащим, проходящим службу по контракту, за время отбывания ареста выплачивается денежное содержание в размере оклада по воинскому званию.
Во время пребывания на аресте военнослужащие выводятся из сферы военно-служебных отношений. Поэтому, срок отбывания этого наказания в общий срок службы и выслугу лет для присвоения очередного воинского звания не засчитывается. Время отбывания ареста может быть зачтено в общий срок военной службы в порядке исключения. Этот зачет - это мера поощрения за примерное поведение и добросовестное отношение к военной службе. Право зачета принадлежит командованию.
В соответствии со ст.79 УК осужденный к аресту военнослужащий, равно как и др. граждане, не подлежат УДО, и освобождаются от отбывания наказания только на основании акта амнистии или помилования.
В соответствии с ч.3 ст.81 УК военнослужащие, отбывающие арест, освобождаются от этого наказания в случае заболевания, делающего его негодным к военной службе. Неотбытая часть наказания в этом случае может быть заменена более мягким видом наказания. Сызранцев В.Г. Воинские преступления. Комментарии к гл.33 УК РФ. СПб.: Юр.центр Пресс, 2002. С.412.
2. Специальные наказания, применяемые к военнослужащим
Уголовное наказание является мерой государственного принуждения, назначаемом по приговору суда, к лицу, признанному виновным в совершении преступления. Сущность наказания заключается в предусмотренных законом лишение и ограничение прав и свобод осужденного.
Все существующие виды наказания в ст.44 УК объединены в систему и расположены в порядке их возрастающей строгости: от штрафа до смертной казни. Перечень наказаний является исчерпывающим, суд не может назначить наказание, не предусмотренное законом.
Виды наказаний различны по своему содержанию и степени тяжести, по формам воздействия на осужденного. Наказания, образующие в целом систему, по способу их назначения делятся на основные и дополнительные. Вместе с тем, существуют и другие критерии классификации наказаний. В частности, по особенности субъектов все наказания делят на общие и специальные. К числу последних относятся наказания, применяемые только к военнослужащим.
Ограничение по военной службе - наиболее мягкий из всех специальных видов наказаний, расположенных по возрастающей строгости, это наказание назначается только в качестве основной меры. Оно заключается в определенных ограничениях прав военнослужащего, связанных с прохождением военной службы.
Закон содержит следующие условия применения данного вида наказания.
Во-первых, как видно из содержания ч.1 ст.51 УК, ограничение по воинской службе может быть назначено военнослужащему, проходящему военную службу по контракту. К таким военнослужащим относятся лица, заключившие контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах РФ, в органах внешней разведки, в федеральных органах госбезопасности и других федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
Виды контрактов могут различаться по срокам и условиям, однако это не влияет на назначение наказания в виде ограничения по военной службе. Кроме того, нет никаких ограничений по категориям военнослужащих, проходящих службу по контракту, в зависимости от их звания, должностного положения или срока службы.
Содержание в дисциплинарной воинской части - наиболее строгое из всех специальных видов наказания. Однако сфера его применения ограничена конкретно определенным перечнем лиц, которым оно может быть назначено, и кругом преступлений.
Так, оно может быть назначено лишь военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения приговора не отслужили установленный срок службы по призыву.
Указанные категории военнослужащих могут быть осуждены к содержанию в дисциплинарной воинской части, за которые предусмотрен данный вид наказания, либо любое иное преступление, за которое они осуждаются к лишению свободы на срок не свыше 2 лет, и суд с учетом характера преступления и личности виновного приходит к выводу о целесообразности замены лишения свободы содержанием в дисциплинарной воинской части на тот же срок.
В законодательстве не содержится ограничений на замену лишения свободы сроком до 2 лет содержанием в дисциплинарной воинской части на тот же срок в зависимости от категории преступлений. Такая замена может быть произведена при признании лица виновным в совершении преступления любой тяжести.
Основной принцип назначения осужденным данного вида наказания - сочетание общих средств исправления, таких как режим, воспитательная работа, общественно-полезный труд, профессиональная подготовка и общественное воздействие со специфическими средствами, обусловленными прохождением военной службы, - военная подготовка, воинская дисциплина и т.д.
В УК установлен срок погашения судимости в отношении лиц, отбывающих наказание в дисциплинарной воинской части. В соответствии с п. б ч.3 ст.86 УК РФ этот срок составляет 1 год с момента отбытия наказания.
Руководствоваться данной нормой следует и в тех случаях, когда производится замена лишения свободы сроком до 2 лет содержанием в дисциплинарной воинской части на тот же срок, поскольку такие лица в итоге считаются осужденными к содержанию в дисциплинарной воинской части вне зависимости от категории преступления, по которому произведена замена лишения свободы содержанием в дисциплинарной воинской части.
По ст.48 УК РФ при осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности виновного суд может лишить его специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.
В соответствии со ст.45 УК данное наказание может быть назначено только как дополнительное. Применение его является правом, а не обязанностью суда. Отсюда следует, что сам по себе факт совершения тяжкого или особо тяжкого преступления не может служить обязательным основанием для лишения воинского звания, классного чина и государственных наград. При решении этого вопроса суд учитывает и данные о личности виновного. Суд самостоятельно может лишить военнослужащего любого воинского, специального или почетного звания, классного чина и государственных наград вне зависимости от того, кем они были присвоены.
Заключение
Подводя итог всему вышесказанному, хочу отметить, что система военно-уголовного законодательства отражает структуру интересов военной службы, которые заключаются в потребностях обеспечения Вооруженных Сил и иных государственных воинских формирований всем необходимым для обеспечения выполнения стоящих перед ним задач, связанных с вооруженной защитой страны. Это потребности строгого соблюдения порядка прохождения военной службы военнослужащими, комплектования войск и др.
Анализ норм военно-уголовного законодательства и правильное их применение на практике предполагают глубокое знание жизни и деятельности военных организаций, порядка прохождения военной службы и регулирующих их законов, воинских уставов и других нормативных актов военного законодательства. По этому нельзя не согласиться с тем мнением, что специфика военно-уголовного законодательства заключается в том, что оно является одновременно составной частью уголовного права и военного права как комплексной отрасли российского права.