Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2015 в 11:46, шпаргалка
1вопрос:ПРЕДМЕТ, ФУНКЦИИ ИСТОРИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ КАК НАУКИ
Объектом изучения истории экономики являются процессы зарождения, становления и развития экономических процессов и явлений в разных странах.
Для истории национального хозяйства объектами исследования являются эволюции способов производства, исторических хозяйственных механизмов, исторических отраслей хозяйства, исторических отдельных экономических процессов и институтов.
.7вопрос СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФЕОДАЛИЗМА В РОССИИ
Становление и развитие феодальной собственности и феодальной зависимости сельского населения на Руси шло по трем направлениям: 1)через обложение общинников данью и формирование государственного («черного») землевладения; 2) посредством выделения безземельных крестьян, попадавших в поземельную зависимость, и свободных земледельцев, становившихся феодалами; 3) через обращение населения в зависимых земледельцев.
В период феодализма в России существовали следующие формы феодальной собственности: 1) земли «черные» под властью монарха; 2)земли дворцовые – собственность семьи монарха; 3) земли светских и духовных феодалов.
Главным источником создания и расширения феодальных владений были «черные» земли. Правом отчуждать (продажа, мена, дарение) «черные» земли обладал князь. К середине XVII в. земли «черных» волостей центральных уездов поглощались феодалами, а крестьяне постепенно превращались в крепостных. В XVIII в. плодородные земли Черноземного центра и Поволжья щедро раздавались представителям феодального класса. С присоединением Новороссии и Крыма в XVIII в. и там стало складываться крупное феодальное землевладение. Не прекращалась практика пожалований и в XIX в. Со второй половины XIV в. монастыри стали превращаться в феодальные хозяйства с большими земельными владениями. Лишь в 1764 г. состоялось государственное изъятие церковной земельной собственности.
По типу феодального владения различались земли вотчинные и поместные. Вотчиной называлось земельное владение, хозяйственный комплекс, принадлежащий владельцу на правах полной наследственной собственности. Московские правители проводили политику сокращения размеров вотчин. Поместье – неотчуждаемая земельная собственность, обусловленная службой правителю. Указ Петра I от 23 марта 1714 г. обозначил слияние поместной и вотчинной форм землевладения, превратив земли феодалов в наследственную собственность. Перемещение помещичьего землевладения в плодородный Черноземный центр в XVII в. способствовало развитию товарно-денежных отношений. Помещичий хлеб в эту эпоху стал важнейшим товаром на рынке.
8вопрос
Во второй половине XVIII в. в Англии сформировались предпосылки для промышленного переворота. Первые машины появились в хлопчатобумажной промышленности. Эта отрасль была сравнительно молодой и восприимчивой к прогрессивным начинаниям. В 1733 г. Кей изобрел летучий челнок, позволивший увеличить производительность труда ткача вдвое. В 1765 г. появилась механическая прялка – «Дженни», которая заменяла труд 16–18 прядильщиков. Изобретенный в 1785 г. ткацкий станок давал возможность заменить труд 40 ткачей.
Важнейшим этапом технического прогресса стало создание в 1784 г. парового двигателя, который мог применяться во всех производствах, привел к созданию новых видов транспорта – пароходного и железнодорожного.
Технический прогресс в черной металлургии был достигнут, когда удалось использовать в производстве чугуна и стали каменный уголь. За короткий период (1788–1804) выплавка чугуна возросла в 3 раза. В тот же период были созданы первые металлорежущие станки, стало развиваться машиностроение.
В ходе промышленного переворота произошел переход к фабричной форме организации производства. Использование машин с водяным двигателем способствовало внедрению машин, которые можно было применять только в специальных производственных помещениях – фабриках. С конца XVIII в. на основе паровой энергетики создавались фабрики во многих отраслях промышленности.
Промышленный переворот вступил в первой трети XIX в. в заключительную стадию – создание принципиально новых видов транспорта, соответствовавших индустриальной структуре промышленного производства. Первый пароход появился в Англии в 1811 г. Первая железная дорога была построена в 1825 г. Использование новых транспортных средств позволило ускорить обращение и удешевить стоимость перевозок товаров.
В результате промышленного переворота и последовавшего за ним промышленного подъема в 1850–1870 гг. изменилась отраслевая структура экономики Англии. Из аграрной она превратилась в индустриальную державу. В 1870 г. в промышленности и строительстве было сосредоточено около 50 % трудовых ресурсов страны; 86 % населения проживало в городах и рабочих поселках.
9 вопрос Особенности капитализма во Франции
Завершение промышленного переворота произошло во Франции в 1860-е гг., значительно позже, чем в Англии. Промышленному перевороту не способствовала внешняя политика Франции. Континентальная блокада Англии, проводимая Наполеоном, имела для французской промышленности тяжелые экономические последствия.
Завершение промышленной революции во Франции произошло уже в 1850–1860 гг.
Империя Наполеона III, проводившая активную внешнюю политику, широко предоставляла специальный кредит для развития тяжелой промышленности.
С 1850 по 1870 гг. количество паровых двигателей во французской промышленности увеличилось с 5 до 25 тыс., производство чугуна – с 0,4 млн т до 1,2 млн т, добыча каменного угля – с 4,4 до 13,2 млн т, железнодорожная сеть – с 3 до 18 тыс. км. На всемирной выставке в Лондоне в 1851 г. французская техника заняла второе место после английской.
Вплоть до конца XIX в. внешняя торговля Франции (основа экспорта – вина, мебель, шелка, кожа, краски, парфюмерия и ювелирные изделия, по качеству все это не имело себе равных на мировом рынке) по обороту уступала только Англии.
К концу XIX в. по темпам промышленного развития Франция отставала уже не только от Англии, но и от США и Германии. На ухудшение своих позиций в индустриальном мире французский капитал отвечал усилением активности в сфере ссуд и международных кредитов.
10вопрос Начало капитализма в США
Территория северо-американского материка в XVII в. стала английской переселенческой колонией.
Основную массу эмигрантов Северной Америки составляли трудящиеся, бежавшие от произвола властей и религиозных преследований.
Своеобразный комплекс сложился в прибрежных районах, где процветало производство спиртных напитков, особенно рома из патоки с островов Вест-Индии.
Американские купцы вывозили ром в Африку для спаивания негритянских вождей, которые продавали им своих подданных за бесценок.
Их увозили в Америку и перепродавали плантаторам.
На вырученные деньги снова покупалась в Вест-Индии патока. Так без порожних рейсов функционировал торговый «треугольник» – патока, ром, рабы.
Важную роль в ходе промышленного переворота в США сыграли железные дороги. За 20 лет, с 1830 по 1850 гг., произошел более чем 300-кратный прирост железнодорожной сети. В 1807 г. по реке Гудзон уже ходил пароход.
Одной из особенностей промышленного переворота в США было активнейшее участие отечественной инженерной мысли (главные изобретения середины XIX в. – револьвер Кольта, швейная машина Зингера, ротационная типографская машина, электромагнитный телеграф Морзе – во многом изменили жизнь людей), а также быстрое развитие сельскохозяйственного машиностроения, вызванное потребностями свободного фермерского хозяйства.
После гражданской войны американская промышленность, получившая емкий внутренний рынок, сделала очень большой шаг вперед. К 1870-м гг. промышленность США вышла на второе место в мире (после Англии).
Ни одна страна еще не знала таких бурных темпов промышленного развития, какие показали США после Гражданской войны, и, прежде всего, в области машиностроения. После Венской всемирной выставки 1873 г. миру стало ясно, что США уже превосходят Англию в промышленно-техническом соперничестве. В 1880 г. стоимость валовой продукции промышленности США с 2,5 раза превысила стоимость сельскохозяйственной промышленности.
11вопрос Становление капитализма в Германии
В Германии лишь во второй половине XIX в. произошло создание капиталистической машины индустрии. Основная причина отставания Германии заключалась в более длительном, чем в других государствах Западной Европы, отсутствием единого государства и господстве феодализма.
В Германии переход от феодального к буржуазному общественному строю проходил значительно медленнее, чем во Франции и Англии. Государственные реформы не ликвидировали ни землевладения феодального дворянства (юнкеров), ни феодальную монархию.
Не имеющая мощных удобных портов, Германия фактически была изолирована от морских торговых путей.
Находясь в центре Европы, она в первой половине XIX в., как аграрная страна, играла роль крупного придатка промышленных капиталистических стран – Голландии, Англии и даже Франции. Внедрение первых паровых двигателей в немецкой промышленности началось лишь в 1830–1840 гг., но о промышленном перевороте еще не могло быть и речи.
По-настоящему индустриализация Германии развернулась только в 1860-е гг.: общая мощность паровых двигателей возросла почти в 3 раза; по этому показателю Германия уступала Англии, но обогнала Францию.
В отличие от французской промышленности, которая зависела от поставки английских машин, механизация немецкой индустрии проходила на основе собственного машиностроения. По тому времени стали работать крупнейшие машиностроительные предприятия.
Усиленное развитие тяжелой промышленности серьезно стимулировалось подготовкой вооруженных сил Пруссии, самого сильного немецкого государства, к борьбе за подчинение всей Германии и к войне с Францией.
В связи с этим был создан сильнейший в Европе военно-промышленный комплекс, где особую роль играли артиллерийские заводы Круппа.
За индустриализацией последовала перестройка немецкой внешней торговли.
Только за 1850-е гг. объем германского экспорта увеличился более чем в 2,5 раза, а импорт – в 2 раза.
В германском экспорте вместо сельскохозяйственных продуктов стали преобладать готовые промышленные товары: хлопчатобумажные и шерстяные ткани, металлоизделия, готовая одежда, кожевенные товары, сахар и т. д., а в импорте, наоборот, продукты сельского хозяйства и сырье, металлические руды и прочее. Уже во второй половине XIX в. из аграрного придатка индустриальной Англии Германия превратилась в ее конкурента.
Агрохимия и машины заменили крепостных крестьян. Германия вышла на первое место в мире по сбору сахарной свеклы и картофеля и развитию пищевых промышленных производств – сахара, спирта и крахмала.
Сохранив свой экономический потенциал, юнкерство сохранило и свои господствующие позиции в политической системе германской монархии (офицерский корпус, государственный аппарат и т. д.).
Немецкий капитализм носил открыто милитаристический, явно агрессивный характер.
12 вопрос Промышленный капитализм в Японии
В Японии результатом революции Мейдзи стало создание буржуазно-помещичьего государства, заинтересованного в осуществлении экономических преобразований в стране.
Новая система государственного устройства продемонстрировала высшую эффективность функционирования, что проявилось:
1) в решении внутриполитических вопросов (сочетание избираемой законодательной и феодально-сословной исполнительной властей), консолидация всех слоев населения;
2) в государственном строительстве металлургических и машиностроительных производств, оснащение их современным оборудованием (закупленным за рубежом);
3) в объединении отсталых и экономически разобщенных регионов страны;
4) в использовании национальной патриотической традиции;
5) в создании подготовки (также за рубежом) национальных инженерных кадров;
6) в создании эффективного экономического механизма аренды государственной собственности. Японские капиталисты, создав современную промышленность, сохранили многие традиции японского феодализма, не знавшего крепостного права и управлявшего методами патернализма – покровительственного отношения к своим подданным. Подобные отношения были перенесены на промышленные предприятия и нашли выражение в обучении работников предприятий в фирменных школах и даже вузах, в предоставлении скидок для работников в фирменных жилых домах и магазинах. Все это обеспечивало пожизненный наем работников и их особую преданность работодателю. Подобным социальным методом до сих пор принадлежит важная роль в быстром экономическом развитии Японии.
13 вопрос РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
После отмены крепостного права промышленный переворот в России вступил в решающую стадию.
Промышленность финансировалась как частными лицами, так и государством. Для кредитования создавались акционерные банки. Иностранные капиталы из Англии, Франции, Германии вкладывались, как правило, в тяжелую промышленность.
Темпы роста добывающей и тяжелой промышленности в 60-90-годыбыли самыми высокими в мире.
Быстро росло число машиностроительных заводов, производивших станки, паровозы, сельскохозяйственные машины. В эти годы были построены два крупнейших российских машиностроительных завода: Путиловский завод в Петербурге и завод транспортного машиностроения в Коломне.
Особое значение для экономики России имело строительство железных дорог. Новые линии связывали промышленные районы между собой. Также железнодорожное строительство повысило спрос на продукцию металлургической, машиностроительной промышленности и вызвало угольный ажиотаж. В 1870-е годы в Донбассе началось строительство новых шахт, горнопромышленных предприятий.
В этот период значительно возрос класс промышленно-торговой буржуазии. Среди крупных предпринимателей были выходцы из купеческого сословия, крестьян и дворян. В 1863 году чиновникам было разрешено совмещать государственную службу с предпринимательской деятельностью.
В 70-80-е годы появляются организации промышленников:
1) Совет съездов промышленников юга России (1874 г.);
2) Совет съездов