Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2015 в 11:46, шпаргалка
1вопрос:ПРЕДМЕТ, ФУНКЦИИ ИСТОРИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ КАК НАУКИ
Объектом изучения истории экономики являются процессы зарождения, становления и развития экономических процессов и явлений в разных странах.
Для истории национального хозяйства объектами исследования являются эволюции способов производства, исторических хозяйственных механизмов, исторических отраслей хозяйства, исторических отдельных экономических процессов и институтов.
Быстрое развитие средств ведения химической войны обусловило необходимость создания химических войск, для обеспечения которых потребовалось развитие специальных областей науки и промышленности. Академик Ипатьев писал: "Новый способ ведения химической войны требует развития особой химической промышленности… Химическая война – новая научная дисциплина, и изменение, которое она вносит в способ ведения… войн, может быть сравнено… только с введением черного пороха. Если народ хочет отстоять своё самостоятельное существование, то он должен… озаботиться о введении в своей армии нового рода оружия – химического".
Уже в 1915-1916 гг. в России было создано производство хлора, фосгена, хлорпикрина и других ОВ как для газобалонных атак, так и для снаряжения боеприпасов, налажено производство противогазов, организованы первые в русской армии подразделения химических войск.
С целью развития оборонных направлений химической науки и промышленности в 1924 г. в СССР было создано Добровольное общество содействия обороне, авиации и химическому строительству (ДОБРОХИМ, с 1927 г. – ОСОАВИАХИМ). Объединение химии и авиации учитывало существовавшую в тот период в мире концепцию будущих войн, предполагавшую широкое использование боевых ОВ в качестве начинки авиабомб. При этом химическое оружие считалось предпочтительнее обычного, поскольку позволяло в короткий срок вывести из строя значительную часть войск противника при меньшем числе летальных исходов.
Имея ввиду подготовку к широкомасштабной химической войне, которая велась в западных странах, советское правительство в середине 20-х гг. открыло приоритетное финансирование работ в области военной химии. В период двух первых пятилеток были определены главные направления разработки и производства химического оружия и средств противохимической защиты, разработаны и запущены в серийное производство основные образцы техники и вооружения химических войск.
С середины 20-х гг. химико-технологические и политехнические институты начали готовить кадры для основных областей оборонной химии. В 1932 г. с привлечением крупнейших научных сил была организована Военно-химическая академия РККА – наибольшая по числу слушателей среди других военных академий.
В результате принятых мер уже в середине 30-х гг. отечественная промышленность могла обеспечить потребности Красной Армии в химическом имуществе. Это следует, например, из специальных докладов абвера, в которых констатировалось, что по основным показателям, организации и структуре химические войска СССР не уступали немецким и были в состоянии применить химическое оружие в полном объеме.
Возвращаясь к общей оценке состояния оборонного потенциала СССР накануне войны, отметим основные направления разрабатывавшейся с 1937–1938 гг., стратегической доктрины оперативного перевода промышленности на военные рельсы:
1. Для каждой отрасли промышленности и большинства предприятий были выделены те виды продукции, которые будут производиться в случае войны.
Для осуществления перестройки производства на заводах имелся дополнительный парк оборудования, который мог быть расконсервирован и использован для перехода на изготовление оборонной продукции. Например, тракторные заводы имели все необходимое для производства легких танков, предприятия по производству пластмасс – для выпуска деталей боеприпасов, заводы по производству серной, азотной кислот, удобрений – для производства ВВ и порохов, т.е. закладывалась идея строительства предприятий двойного назначения.
2. Вторым направлением
мобилизационного плана было
создание государственных
3. Третье направление –
перемещение производительных
В течение 1938–1940 гг. более 1/3 всех ассигнований на капитальное строительство направлялось в восточные районы. Только на Урале было построено более 200 крупнейших предприятий. Основой второй угольно-металлургической базы страны стали Кузнецкий, Нижнетагильский и второй в мире по мощности Магнитогорский комбинаты. К 1940 г. на востоке страны производилось около 20 % всей промышленной продукции, 30% чугуна, стали и проката, добывалось 36% угля.
Между Волгой и Уралом, вблизи крупных промышленных центров, создавалась вторая нефтяная база. В 1940 г. вклад районов Поволжья, Урала, Дальнего Востока, Средней Азии и Казахстана в общесоюзную добычу нефти составлял 12,2%.
4. Четвёртое направление
– создание предприятий и
К лету 1941 г. на Урале и за Уралом размещалась почти 1/6 часть военных заводов страны. По некоторым видам вооружения и боеприпасов они производили свыше 34% продукции всей оборонной промышленности.
5. Выдерживание оптимального
баланса ресурсов во всех
Таким образом, за 20 лет Россию
– сельскохозяйственную страну с сырьевой
экономикой удалось превратить в могучую
индустриальную державу, промышленность
которой смогла выдержать натиск всего
европейского промышленного потенциала,
а затем благодаря более высоким темпам
развития тяжелой индустрии, и в первую
очередь стратегических отраслей, подавить
его.
21вопрос
ЭКОНОМИКА СССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ |
От СССР война потребовала широкой мобилизации финансовых средств в интересах экономического обеспечения военных действий. Объём ресурсов государственного бюджета, использованного на военные цели в 1941 - 1945 гг., составил 582,4 млрд. руб. Главная задача, стаявшая перед советской экономикой в начале войны, - перевод хозяйства на военный лад. Ситуация осложнялась крупными неудачами в начальный период войны. В результате оккупации в 1941-1942 гг. от СССР была отторгнута территория, на которой до войны проживало 40 % населения, производилось 68 % чугуна, 58 % стали и алюминия, 40 % железнодорожного оборудования, 65 % угля, 84 % сахара, 38 % зерна.
Проблема, которую нужно было решить в первую очередь, – это организация эвакуации. 24 июня при СНК СССР был создан Совет по эвакуации. До конца 1941 г. за Урал было эвакуировано 2,5 тысячи предприятий, 12 млн. человек, 2,4 тысячи голов скота, научные заведения, культурные ценности. Значение эвакуации – в сохранении ресурсов, которые погибли бы в европейской части СССР. С другой стороны, эвакуированные на Восток предприятия, как правило, не реэвакуировались после войны обратно, а составляли основу экономики многих азиатских районов СССР. В первые дни войны были приняты
решения, направленные на милитаризацию
экономики. По оценке современных исследователей, падение производства в СССР наблюдалось только до декабря 1941 г., а с марта 1942 г. - наращивани |
Итоги и значение Великой Отечественной войны
Несмотря на то, что основная цель Великой Отечественной войны была оборонительная, в итоге советские войска перешли в наступление и не только освободили свои территории, но и уничтожили немецкую армию, взяли Берлин и остановили победоносное шествие Гитлера по Европе. Великая Отечественная война стала последним этапом Второй Мировой.
К сожалению, несмотря на победу, для СССР эта война оказалась разорительной – экономика страны после войны находилась в глубоком кризисе, так как промышленность работала на военную отрасль исключительно, большая часть населения была убита, оставшиеся голодали.
Тем не менее, для СССР победа в этой войне означала, что теперь Союз становился мировой сверхдержавой, которая вправе диктовать свои условия на политической арене.
22вопрос ПОСЛЕВОЕННОЕ ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКИ СССР
Война принесла стране огромные потери. Прямой экономический ущерб составил треть всего национального богатства. Возрождение экономики началось в годы войны по мере освобождения советской территории от врага. В послевоенные годы продолжалось восстановление экономики и осуществлялась перестройка на мирные нужды. Но одновременно с сокращением выпуска военной продукции старых образцов огромные средства вкладывались в разработку новых видов техники и вооружений. В 1949 г. СССР испытал атомную бомбу, в 1953 г – водородную. Военные расходы поглощали не менее 25 % государственного бюджета. Другим приоритетом развития была тяжелая промышленность. Успехи послевоенной экономики – это успехи военного производства и тяжелой промышленности. За годы четвертой пятилетки (1946–1950) тяжелая промышленность превысила довоенный уровень в 2 раза. Важными источниками развития служили репарации, которые СССР получал после войны, вывоз из Германии оборудования и его установка на советских предприятиях, использование труда военнопленных и миллионов соотечественников в концентрационных лагерях. Экстенсивный характер роста производства, свойственный предвоенным пятилеткам, в послевоенное время сохранялся.
За годы четвертой пятилетки производство потребительских товаров не достигло довоенного уровня, тяжелое положение сложилось в сельском хозяйстве в ходе войны – объем сельскохозяйственного производства составлял лишь 60 % от довоенного уровня.
Засуха 1946 г. нанесла сильный удар сельскохозяйственному производству и привела к массовому голоду. Государство продолжало осуществлять жесткую политику по отношению к сельскому хозяйству, рассматривая его как безграничный источник пополнения продовольственных государственных ресурсов. Крестьяне вынуждены были жить за счет своих приусадебных участков. Начиная с 1946 г. участки были обрезаны, а налоги на крестьян – повышены. Чтобы заставить крестьян работать в 1947 г., как и в 30-е годы, был издан указ об обязательном минимуме трудодней. За его невыполнение грозили репрессии.
23 вопрос кризис административно-командной системы
Командно-административная
система управления — это централизованное
государственное управление, которое
заставляет все предприятия выполнять
плановые директивы (обязательные задания)
с помощью приказов и других внеэкономических
методов. Характерные черты этой системы
отражены в схеме (рис. 16.6).
Рис. 16.6. Основные черты командно-административного
управления
Эта система руководства макроэкономикой
означает, во-первых, непосредственное
управление всеми предприятиями из единого
центра — высших эшелонов административной
власти. А это сводит на нет самостоятельность
и демократическое самоуправление предприятий.
Во-вторых, государство полностью контролирует
производство и распределение продукции,
в результате чего исключаются свободные
рыночные связи между отдельными хозяйствами.
В-третьих, государственный аппарат руководит
их деятельностью с помощью административно-
Приказное управление в полной мере утверждается,
когда происходит огосударствление экономики.
Такая мера оправданно применяется при
чрезвычайных обстоятельствах, вызванных
войной, хозяйственной разрухой, голодом.
Командное руководство способно быстро
сосредоточить материальные и людские
ресурсы на решающих участках хозяйства,
успешно выполнить сравнительно простые
производственные задачи. В экстремальных
условиях данный тип управления может
оказаться единственно возможным и по-своему
эффективным.
Впервые командное руководство экономикой
возникло в разгар первой мировой войны —
в 1916г.- в Германии. Тяжелое военное и хозяйственное
положение вынудило государство взять
на себя контроль за производством, распределением
дефицитных сырьевых и энергетических
ресурсов, а также непосредственно распределять
продовольствие. Центральная власть стала
также регулировать трудовые отношения
на предприятиях. Был введен закон о трудовой
повинности граждан с 16 до 60 лет, установлен
военный режим на производстве и введен
12-часовой рабочий день.
В нашей стране административное управление
хозяйством было установлено в конце 1918г.,
когда началась гражданская война и иностранная
интервенция. 30 ноября 1918г. был создан
Совет рабочей и крестьянской обороны,
который стал главным военно-хозяйственным
и планирующим центром. Нужды обороны потребовали
централизации управления страной. Была
введена продразверстка (у крестьян отбирались
все излишки продовольствия). Промышленность
не выпускала товаров для населения, и произошла
натурализация экономических отношений.
Была установлена всеобщая трудовая повинность.
Руководство промышленностью сосредоточили
в своих руках главные управления Всероссийского
Совета народного хозяйства. Они лишили
предприятия всякой самостоятельности,
в директивном порядке снабжали их материальными
ресурсами и реализовывали готовую продукцию.
Значит, командно-административную систему
управления можно признать — как это ни
покажется парадоксальным — нормальной
формой регулирования хозяйства, пригодной,
правда, только для чрезвычайных исторических
условий, когда общественный строй какой-то
страны и жизнь ее граждан находятся под
серьезной угрозой.
Напротив, когда война заканчивается,
командное руководство экономикой становится
ненужным, изживает себя и, как правило,
Устраняется. Приказные методы не отвечают
задачам мирного хозяйственного строительства.
Поэтому в нашей стране в начале 1921 г. чисто
административная система управления
была упразднена. Однако в конце 20-х — начале
30-х годов вновь произошло полное огосударствление
экономики. Вся власть фактически перешла
к центральному государственному аппарату,
и вновь установилась тоталитарная система
командования народным хозяйством.