Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 17:32, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Макроэкономике".
23.Взаимосвязь
инфляции и безработицы. Инфляция – обесценивание денег вследствие переполнения каналов обращения бумажными деньгами. Вызывает устойчивое превышение совокупного спроса над совокупным предложением Безработица – неравновесное состояние рынка труда, когда предложение труда опережает спрос. Кривая Филипса Кривая Филипса –кривая, отражающая взаимосвязь безработицы и инфляции.. Однако кривая Филипса действует только в краткосрочном периоде и в этом периоде является руководством для правительств в принятии ими практических решений: 1.Какое из явлений менее разрушительно в данный период и в данной стране. 2.Высокий уровень цен
или высокий уровень Кривая Филипса теряет свою практическую значимость в долгосрочном периоде, потому что ликвидируется денежная иллюзия у наемных работников об увеличении их реального дохода, а у предпринимателей о том, что возрастет (увеличится) предложение труда или приток дополнительных работников. Кривая Филипса до настоящего времени очень активно используется правительствами рыночных стран или рыночных экономик. |
24. Финансовые
отношения и финансовая Финансы денежные ресурсы, организованные в особые фонды, направляемые разными экономическими субъектами в различные сферы деятельности для реализации экономических интересов. Финансовые отношения – это отношения между экономическими субъектами в национальной экономике по поводу взаимодействия и согласования различных экономических интересов, отраслей, регионов, фирм и отдельных участников рыночных отношений. Функции финансов: 1)мобилизационная (формир денежн средства в гос казне) 2)контрольная(надзор за использ денежн средств) 3)распределительная (перераспред нац дохода м/у субъектами эк-ки) Фин.система – совок-ть фин.звеньев, призванных обеспечить гос-ву выполнение его полит-их и экон-их ф-ций. Фин.система состоит из 4-х осн. звеньев:1)госбюджет; 2) местные финансы; 3) финансы гос.предприятий; 4) специальные Разн причинам не успевает произв-во. 2)Инфл предл-ия (инфл продавцов) (связ с повышением цен со стороны проивод-лей для покрытия более высоких затрат) Таким образом, финансовая система охватывает всех субъектов функционирующих в национальной экономике, а финансы позволяют им достигать своих целей и реализуют такие функции: 1.Формирование доходов2. |
25.Государственный бюджет. Его дефицит и профицит. Государственный бюджет- план денежных доходов и расходов государства. Государственный бюджет, как централизованный фонд, используется по следующим направлениям: 1.Реализация экономических
функций (структурная 2.Поддержание национальной экономической безопасности (поддержание обороноспособности страны, военно-промышленного комплекса, освоение космоса, новых видов энергии). 3.Реализация социальных
функций (здравоохранение, 4.Содержание государственного аппарата. Дефицит государственного бюджета возникает как следствие превышения расходов над доходами, а профицит как следствие превышения доходов над расходами. |
26.Неравенство доходов и его причина. Кривая Лоренса. Коэффициент Джини Доход- часть произведенного продукта, полученная участником производства в зависимости от своего участия в нем. Осн.формы нер-ва доходов: -живущие на грани
нищеты(доход ниже ст-ти миним. -мало обеспеченные(доходы,
которых сост.от 1 до 2 прожит.миним.)-обеспеченные(2- Основные причины неравенства доходов: □ различия в интеллектуальных, физических и эстетических способностях □ различия по уровню
полученного образования и □ различия в "профессиональных вкусах" и в готовности рисковать □ неравенство владения собственностью □ различн.интенсивность труда □ господство на рынке и способность "искусственно вздувать цены на рынке" в своих интересах □ удача, связи, несчастья и дискриминация Основа деления неравенства доходов: измерения доли дохода или богатства, приходящейся на различные группы населения Показатели нер-ва доходов: -графич пок-ль (кривая
Лоренца)-цифровой пок-ль, кот. отражает
концентрацию доходов Закономерности нер-ва:-на
первонач.этапе рыноч.развития диф.непрер.растёт-на
зрелой стадии диф.дох.уменьш.благ. Кривая Лоренца кривая, отражающая неравномерность распределения денежных доходов от производства. Джини – треугольник АВС. Площадь фигуры заключается в треугольник. T – коэффициент (индекс) Джини, АВС – степень неравенства доходов. Коэффициент Джини – показатель степени неравномерности распределения доходов. Характеризует меру неравенства в распределении доходов в обществе его количественный показатель разницы от единицы до нуля. Кривая Лоренца становится менее выпуклой и приближается к линии абсолютного равенства, когда в национальной экономике производят выплаты социальных трансфертов |
27Государственное регулирование экономики: цели, методы и направления Государственное регулирование экономики- система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, направления на стабилизацию и адаптацию экономики к изменяющимся условиям. Оно выступает как составная часть процесса воспроизводства и призвано решать задачи стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения позитивных сдвигов в отраслевой структуре и др. Гос-во вовлекается в рын.производства экономику с целью поддержания эк. стабильности, макроэк-ого равновесия, сглаживания спадов и подъёмов в эк-ке. Гос-во берет на себя обеспечение правовой основы. Так же регулирование цен. Выделяют косвенные (эк.) и прямые (администр) методы гос.регулирования. Преобладают эк. методы, в к-ых выделяют денежно-кредитную политику. Основные инструменты ден-кредитной пол-ки: норма обязательных резервов, ставка межбанковского %, учетная ставка, операции ЦБ на рынке ценных бумаг. Значительная роль отводится налоговой политике. К налоговому регулированию присоединяется политика госрасходов, помогающая сгладить региональные диспропорции, снять остроту проблемы вынужденной безработицы. Для основных макроэк-их целей исп-ют 2 вида макроэк-ой пол-ки:
Для стимулирования эк.роста и снижения безработицы необходимо снизить налоги и увеличить гос.расходы. эти же инструменты м/быть исп-ны для регулирования инфляции. В этом случае, для снижения инфляции следует увеличить налоги и снизить гос.расходы.
Для снижения уровня ифляции проводят пол-ку «дорогих денег», увеличивая ставку % или снижая денежную массу. Инструменты д/к пол-ки М и r м/использоваться и для стимулирования эк.роста. для этого применяют пол-ку «дешевых денег», т.е. снижают ставку % или увеличивают ден.массу. à Т.о., выбор тех или иных инструментов макроэк-ой пол-ки определен выбором тех или иных макроэк-их целей в соответствии с классическим и кейнсианским подходами. |
28. Экономическая
политика государства. Экономическая политика – система мероприятий, проводимых в рамках реализации определённой экономической доктрины для достижения конкретной социально-экономической задачи. Госуд. регул-е проявл. через экон. политику гос-ва. Виды эк.политики гос-ва: -краткосрочное (на год)-среднесрочное (5 лет)-долгосрочное (20-25лет) Основа эк. пол. гос-ва -концепция эк.политики, кот.определяет осн.напр.экон.и соц.развития. Инструменты эк.полит. -средства прямого гос .регул.- средства косвен. гос. регул Краткосрочн. эк. полит. предст. краткосроч. программы эк.политики. Осн. краткосрочные цели: -эк.рост-полная занятость -стаб-ть цен- стаб-ть платёжного баланса Ведущей конкр. целью явл. экон. рост. Между целями сущ. конфликт- вып-е одной цели может заморозить вып-е другой. Долгосрочные цели опред.политику по перспектив. Осн.долгосроч.цели: -максим. возм-е параметры эк.роста-эконом. стабильность -приспос .в эк.измен. усл. Осн. особ. соврем. экон. политики России: В совр.России выд.2 периода: 1. Переходный(прод.последние десятилетия 20-го века) 2. Период стабилизации экон.роста (конец 20-нач.21 века) Цели перех. пер.России: 1). Создание фиктив.правовой системы 2). Создание института част.собственности. 3). Создание усл.для рыноч.ценообразований 4). Соц.равновесие и реш.соц.проблем Осн. цели пер. экон. стабилиз. эк роста: -улучшение уровня
жизни нас6ел.на основе роста
объёма пр-ва-модернизация |
29. Налоги и их функции. Эффект Лаффера Налоги – любые виды обязательных платежей государству и его институтам. Налоги строятся исходя из экономических, юридических и организационных принципов. Экономические принципы формирующие налоги: 1.Принцип справедливости.
Каждый экономический субъект
участвует в финансировании 2.Принцип соразмерности,
т.е. сбалансированности 3.Принцип эффективности. Согласно ему сумма сборов по отдельному налогу должна превышать затраты по обслуживанию этого налога в несколько раз. Организационные принципы налогов: 1.Единство налоговой
системы2.Множественность Функции налогов: 1.Фискальная функция – собственно сбор налогов 2.Контрольная функция – налоги контролируют имеющиеся доходы в национальной экономике. 3.Стимулирующая функция, состоит в том 4какую величину (часть) своего дохода экономические субъекты отдают в виде налогов, и позволяет ли им оставшаяся часть дохода полноценно выполнять свои функции и реализовывать свой экономический интерес. Кривая Лаффера показывает зависимость между налоговой ставкой и размером прибыли предприятий (налогооблагаемой базой). Кривая Лаффера иллюстрирует тезис о том, что в национальных экономиках существует и действует оптимальная ставка налога, при которой, во-первых, максимизируется сумма налоговых поступлений (на рис.т.А) и, во-вторых, наиболее активна деятельность предпринимателей. В случае увеличения ставки налога выше оптимальной, снижаются и ликвидируются стимулы к производству, а это ведет и к сокращению налоговых поступлений. Критики Лаффера: 1.Налоговая ставка в 50% является оптимальной не для всех стран, т.к. Лаффер изучал статистические материалы по экономике США. 2.Конфигурация кривой
не дает однозначного ответа
на вопрос о сочетании |
30.Дискреционная политика и политика встроенных стабилизаторов. Дискреционная фискальная политика — фискальная политика, проводимая по мере необходимости, через принятие государственных актов. Недискреционная политика – политика, осуществляемая автоматически через систему встроенных стабилазаторов. Выделяют два вида дискреционной политики: · стимулирующую· рестриктивную Стимулирующая бюджетно-налоговая политика осуществляется в период спада, депрессии, включает повышение государственных расходов, понижение налогов и приводит к дефициту бюджета. В краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада экономики. В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Осуществление этих целей связано с проведением комплексной налоговой реформы, сопровождающейся ограничительной кредитно-денежной политикой ЦБ и изменением оптимизации структуры государственных расходов. Сдерживающая бюджетно-налоговая политика осуществляется в период бума и инфляции, включает снижение государственных расходов, повышение налогов и приводит к избытку госбюджета. Имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики. В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции (спад, или значительное замедление экономического развития), особенно в том случае, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда. Фиск-ая политика-система регулир-их мер гос-ва,связ правительств доходами, расходами. Дискриц политика явл типом фискальной.в нее вход: 1)гос программа занятости( обеспеч общ работ во время кризиса, обеспеч максимальной занятости на своем рабоч месте) 2)набор соц-ых программ (выплаты пенсий, пособий) 3)изменение налоговых ставок (при спаде эк-ки)Политика встроенных стабилизаторов так же явл типом фиск политики. В не вход: 1)автомат измен-ия в налоговых отчислениях 2) система пособий по безработице. |
31.Социальная политика государства и ее основные направления Социальная политика – комплекс мер государства по обеспечению социальной защиты человека, поддержанию определенного статуса различных социальных групп и созданию условий для всестороннего развития человека и общества. Развитой формой рыноч. эк-ки явл. соц. направленная рыночная эк-ка. Особ-ть соц.напр.рын.эк.-проведение политики соц.выравн. Соц.выравнивание-создание предпосылок для соц.рав-ва. Основа осущ-я соц.
выравн.-это соц.дифференциация Соц.политика выполняет след.ф-ции: 1). Стабилизационная ф-ция, содерж. кот.опред. созданием благопр. условий для экон. роста. 2). Ф-ция респред. рес-в,
предпол. участие гос-ва в 3). Ф-ция распред-я доходов,
кот. предпол. распр.и Направления соц.политики: □ гарантирование членам общества минимального дохода □ поддержание и развитие способностей членов общества и прежде всего способности к труду □ обеспечение членов общества приемлемым уровнем социальных услуг Способы реализации: -Социальные гарантии - система обязательств общества перед своим членами по удовлетворению их необходимых потребностей -Социальная защита-система мер, осуществляемых обществом в целом и его звеньями по обеспечению общественно нормального материального и социального положения граждан. |
32.Основные
модели макроэкономического Модель макроэкономического равновесия по кейсианской теории определяет, что инвестиции это функция процента, а сбережения это функция дохода. И равновесным будет такое состояние национальной экономики, когда весь произведенный национальный продукт (ЧНП) потреблен. Согласно Кейнсу макроэкономическое равновесие характеризует максимальное приближение совокупных расходов к условиям полной загруженности производственных мощностей и полной занятости. Такая ситуация в экономической теории называется «кейсианский крест». Макроэкономическое равновесие по неоклассической теории. По этой теории производство товаров формирует свой собственный спрос и сберегаемая часть доходов населения за определенную плату передается предпринимателям для инвестиционных целей. Сбережения населения (отложенный спрос) становится инвестиционным спросом и сбережения превращаются в инвестиции через механизм денежного рынка. Поэтому главным инструментом здесь выступает покупательная способность денег в данной национальной экономике. Обе модели рассматривающие макроэкономическое равновесие исследуют возможности максимального превращения сбережений в инвестиции, которые в свою очередь увеличат объем производства (АS), с одной стороны, а с другой вызовут увеличение доходов в обществе, т.е. совокупного спроса |