Шпаргалка по макроэкономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 17:32, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Макроэкономике".

Файлы: 1 файл

28564.doc

— 254.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23.Взаимосвязь  инфляции и безработицы. Кривая  Филипса

Инфляция – обесценивание денег вследствие переполнения каналов обращения бумажными деньгами. Вызывает устойчивое превышение совокупного спроса над совокупным предложением

Безработица – неравновесное состояние рынка труда, когда предложение труда опережает спрос.

Кривая Филипса

Кривая Филипса –кривая, отражающая взаимосвязь безработицы и инфляции.. Однако кривая Филипса действует только в краткосрочном периоде и в этом периоде является руководством для правительств в принятии ими практических решений:

1.Какое  из явлений менее разрушительно в данный период и в данной стране.

2.Высокий уровень цен  или высокий уровень безработицы

Кривая Филипса теряет свою практическую значимость в долгосрочном периоде, потому что ликвидируется денежная иллюзия у наемных работников об увеличении их реального дохода, а у предпринимателей о том, что возрастет (увеличится) предложение труда или приток дополнительных работников.

Кривая Филипса до настоящего времени очень активно  используется правительствами рыночных стран или рыночных экономик.

24. Финансовые  отношения и финансовая система.  Функции финансов

Финансы денежные ресурсы, организованные в особые фонды, направляемые разными экономическими субъектами в различные сферы деятельности для реализации экономических интересов.

Финансовые отношения – это отношения между экономическими субъектами в национальной экономике по поводу взаимодействия и согласования различных экономических интересов, отраслей, регионов, фирм и отдельных участников рыночных отношений.

Функции финансов: 1)мобилизационная (формир денежн средства в гос казне) 2)контрольная(надзор за использ денежн средств) 3)распределительная (перераспред нац дохода м/у субъектами эк-ки)

Фин.система – совок-ть фин.звеньев, призванных обеспечить гос-ву выполнение его полит-их и экон-их ф-ций. Фин.система состоит из 4-х осн. звеньев:1)госбюджет; 2) местные финансы; 3) финансы гос.предприятий;  4) специальные

Разн причинам не успевает произв-во. 2)Инфл предл-ия (инфл продавцов) (связ с повышением цен со стороны  проивод-лей для покрытия более  высоких затрат)

Таким образом, финансовая система охватывает всех субъектов  функционирующих в национальной экономике, а финансы позволяют им достигать своих целей и реализуют такие функции:

1.Формирование доходов2.Распределительная3.перераспределительная4.Международные  финансы


 

25.Государственный  бюджет. Его дефицит и профицит.

Государственный бюджет- план денежных доходов и расходов государства. Государственный бюджет, как централизованный фонд, используется по следующим направлениям:

1.Реализация экономических  функций (структурная перестройка  страны, создание новых отраслей, крупные автономные инвестиции).

2.Поддержание национальной экономической безопасности (поддержание обороноспособности страны, военно-промышленного комплекса, освоение космоса, новых видов энергии).

3.Реализация социальных  функций (здравоохранение, образование,  наука, культура, перераспределительные  процессы – социальная помощь, защита, помощь безработным).

4.Содержание государственного  аппарата.

Дефицит государственного бюджета возникает как следствие превышения расходов над доходами, а профицит как следствие превышения доходов над расходами.

26.Неравенство доходов и его причина. Кривая Лоренса. Коэффициент Джини

Доход- часть произведенного продукта, полученная участником производства в зависимости от своего участия в нем.

Осн.формы  нер-ва доходов:

-живущие на грани  нищеты(доход ниже ст-ти миним.  продук. набора-бедные (доходы нижепрожит. минимума)

-мало обеспеченные(доходы, которых сост.от 1 до 2 прожит.миним.)-обеспеченные(2-5 прожит. миним)-состоятельные(5-20 прожит. миним.)-богатые, сверхбогатые (20-50 прож. мин.)-олигархи (свыше 100 прож. миним.)

Основные причины неравенства доходов:

□  различия в интеллектуальных, физических и эстетических способностях

□  различия по уровню полученного образования и профессиональной подготовки

□  различия в "профессиональных вкусах" и в готовности рисковать

□  неравенство владения собственностью

□ различн.интенсивность  труда

□  господство на рынке  и способность "искусственно вздувать цены на рынке" в своих интересах

□  удача, связи, несчастья  и дискриминация

Основа деления  неравенства доходов: измерения доли дохода или богатства, приходящейся на различные группы населения

Показатели  нер-ва доходов:

-графич пок-ль (кривая  Лоренца)-цифровой пок-ль, кот. отражает  концентрацию доходов населения  и имеет название коэф. Джинни- децильный коэф. дифференц. определяет  соотн. доходов 10% насел. с наиб. доходами и 10% с наимен.дох.-предельно критич.нер-во доходов(коэф.нер-ва доходов сост.10 к1)

Закономерности нер-ва:-на первонач.этапе рыноч.развития диф.непрер.растёт-на зрелой стадии диф.дох.уменьш.благ.политикевыравн.дох.

Кривая Лоренца кривая, отражающая неравномерность распределения денежных доходов от производства.

Джини – треугольник  АВС. Площадь фигуры заключается  в треугольник.

T – коэффициент (индекс) Джини,

АВС – степень неравенства  доходов.

Коэффициент Джини – показатель степени неравномерности распределения доходов. Характеризует меру неравенства в распределении доходов в обществе его количественный показатель разницы от единицы до нуля.

Кривая Лоренца становится менее выпуклой и приближается к  линии абсолютного равенства, когда в национальной экономике производят выплаты социальных трансфертов


 

27Государственное  регулирование экономики: цели, методы  и направления

Государственное регулирование экономики- система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, направления на стабилизацию и адаптацию экономики к изменяющимся условиям.  Оно выступает как составная часть процесса воспроизводства и призвано решать задачи стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения позитивных сдвигов в отраслевой структуре  и др.

Гос-во вовлекается в  рын.производства экономику с целью поддержания эк. стабильности, макроэк-ого равновесия, сглаживания спадов и подъёмов в эк-ке. Гос-во берет на себя обеспечение правовой основы. Так же регулирование цен. Выделяют косвенные (эк.) и прямые (администр)  методы гос.регулирования. Преобладают эк. методы, в к-ых выделяют денежно-кредитную политику. Основные инструменты ден-кредитной пол-ки: норма обязательных резервов, ставка межбанковского %, учетная ставка, операции ЦБ на рынке ценных бумаг. Значительная роль отводится налоговой политике. К налоговому регулированию присоединяется политика госрасходов, помогающая сгладить региональные диспропорции, снять остроту проблемы вынужденной безработицы.

Для основных макроэк-их целей исп-ют 2 вида макроэк-ой пол-ки:

  1. Фискальная (налогово-бюджетная) à пол-ка исп-ия гос.расходов (G) и налогов (Т), к-ые явл. осн. инсрументами фискальной пол-ки. Приоритетом фиск.пол-ки явл., прежде всего, регулирование эк.роста и безрабртицы.

Для стимулирования эк.роста  и снижения безработицы необходимо снизить налоги и увеличить гос.расходы. эти же инструменты м/быть исп-ны для регулирования инфляции. В этом случае, для снижения инфляции следует увеличить налоги и снизить гос.расходы.

  1. денежно-кредитная à пол-ка изм-ия денежной массы (М) и %-ставки (r). Приоритетом явл. регулирование инфляции.

Для снижения уровня ифляции проводят пол-ку «дорогих денег», увеличивая ставку % или снижая денежную массу.

Инструменты д/к пол-ки М и r м/использоваться и для стимулирования эк.роста. для этого применяют пол-ку «дешевых денег», т.е. снижают ставку % или увеличивают ден.массу.

à Т.о., выбор тех или иных инструментов макроэк-ой пол-ки определен выбором тех или иных макроэк-их целей в соответствии с классическим и кейнсианским подходами.

28. Экономическая  политика государства. Особенности  современной экономической политики  государства

Экономическая политика – система мероприятий, проводимых в рамках реализации определённой экономической доктрины для достижения конкретной социально-экономической задачи.

Госуд. регул-е проявл. через экон. политику гос-ва.

Виды эк.политики гос-ва:

-краткосрочное (на  год)-среднесрочное (5 лет)-долгосрочное (20-25лет)

Основа эк. пол. гос-ва -концепция эк.политики, кот.определяет осн.напр.экон.и соц.развития.

Инструменты эк.полит.

-средства прямого  гос .регул.- средства косвен. гос.  регул

Краткосрочн. эк. полит. предст. краткосроч. программы эк.политики.

Осн. краткосрочные цели:

-эк.рост-полная занятость   -стаб-ть цен-  стаб-ть платёжного баланса

Ведущей конкр. целью  явл. экон. рост.

Между целями сущ. конфликт- вып-е одной цели может заморозить вып-е другой.

Долгосрочные цели опред.политику по перспектив.

Осн.долгосроч.цели:

-максим. возм-е параметры  эк.роста-эконом. стабильность -приспос .в эк.измен. усл.

Осн. особ. соврем. экон. политики России:

В совр.России выд.2 периода:

1. Переходный(прод.последние  десятилетия 20-го века)

2. Период стабилизации  экон.роста (конец 20-нач.21 века)

Цели перех. пер.России:

1). Создание фиктив.правовой системы

2). Создание института  част.собственности.

3). Создание усл.для  рыноч.ценообразований

4). Соц.равновесие и  реш.соц.проблем

Осн. цели пер. экон. стабилиз. эк роста:

-улучшение уровня  жизни нас6ел.на основе роста  объёма пр-ва-модернизация экон. и повыш. её эффективности-стимулирование инвестиций в реальный сектор эк-ки-соверш-е финанс. отнош. и превращ. бюджета в активный инструмент вмеш-ва гос. в эк-ку


 

29. Налоги  и их функции. Эффект Лаффера

Налоги – любые виды обязательных платежей государству и его институтам. Налоги строятся исходя из экономических, юридических и организационных принципов.

Экономические принципы формирующие налоги:

1.Принцип справедливости. Каждый экономический субъект  участвует в финансировании расходов  государства исходя из своих доходов или своих возможностей.

2.Принцип соразмерности,  т.е. сбалансированности интересов  налогоплательщика и государственного  бюджета, и зависимость доходов  бюджета от налогового бремени.

3.Принцип эффективности.  Согласно ему сумма сборов  по отдельному налогу должна превышать затраты по обслуживанию этого налога в несколько раз.

Организационные принципы налогов:

1.Единство налоговой  системы2.Множественность налогов3.Исчерпывающий  перечень налогов4.Подвижность налогообложения5.Стабильность  налоговой системы.

Функции налогов:

1.Фискальная функция – собственно сбор налогов

2.Контрольная функция – налоги контролируют имеющиеся доходы в национальной экономике.

3.Стимулирующая функция, состоит в том 4какую величину (часть) своего дохода экономические субъекты отдают в виде налогов, и позволяет ли им оставшаяся часть дохода полноценно выполнять свои функции и реализовывать свой экономический интерес.

Кривая Лаффера показывает зависимость между налоговой  ставкой  и размером прибыли предприятий (налогооблагаемой базой).

Кривая Лаффера иллюстрирует тезис о том, что в национальных экономиках существует и действует  оптимальная ставка налога, при которой, во-первых,  максимизируется сумма  налоговых поступлений (на рис.т.А) и, во-вторых, наиболее активна деятельность предпринимателей. В случае увеличения ставки налога выше оптимальной, снижаются и ликвидируются стимулы к производству, а это ведет и к сокращению налоговых поступлений.

Критики Лаффера:

1.Налоговая ставка  в 50% является оптимальной не  для всех стран, т.к. Лаффер  изучал статистические материалы по экономике США.

2.Конфигурация кривой  не дает однозначного ответа  на вопрос о сочетании налоговой  ставки и величины поступлений  в бюджет (на рис.т.В и С и  соответственно 30% и 80%).

30.Дискреционная  политика и политика встроенных стабилизаторов.

Дискреционная фискальная политика — фискальная политика, проводимая по мере необходимости, через принятие государственных актов.

Недискреционная политика – политика, осуществляемая автоматически  через систему встроенных стабилазаторов.

Выделяют два вида дискреционной политики:

· стимулирующую· рестриктивную

Стимулирующая бюджетно-налоговая политика осуществляется в период спада, депрессии, включает повышение государственных расходов, понижение налогов и приводит к дефициту бюджета. В краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада экономики. В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Осуществление этих целей связано с проведением комплексной налоговой реформы, сопровождающейся ограничительной кредитно-денежной политикой ЦБ и изменением оптимизации структуры государственных расходов.

Сдерживающая  бюджетно-налоговая политика осуществляется в период бума и инфляции, включает снижение государственных расходов, повышение налогов и приводит к избытку госбюджета. Имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики. В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции (спад, или значительное замедление экономического развития), особенно в том случае, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда.

Фиск-ая политика-система  регулир-их мер гос-ва,связ правительств доходами, расходами.

Дискриц политика явл типом фискальной.в нее вход: 1)гос программа занятости( обеспеч общ работ во время кризиса, обеспеч максимальной занятости на своем рабоч месте) 2)набор соц-ых программ (выплаты пенсий, пособий) 3)изменение налоговых ставок (при спаде эк-ки)Политика встроенных стабилизаторов так же явл типом фиск политики. В не вход: 1)автомат измен-ия в налоговых отчислениях 2) система пособий по безработице.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

31.Социальная  политика государства и ее  основные направления

Социальная  политика – комплекс мер государства по обеспечению социальной защиты человека, поддержанию определенного статуса различных социальных групп и созданию условий для всестороннего развития человека и общества.

Развитой формой рыноч. эк-ки явл. соц. направленная рыночная эк-ка. Особ-ть соц.напр.рын.эк.-проведение политики соц.выравн.

Соц.выравнивание-создание предпосылок для соц.рав-ва.

Основа осущ-я соц. выравн.-это соц.дифференциация(-недостаток рын. сист. по обеспеч-ю опред. соц. рав-ва) Осущ-е соц.политики предпол.соц.коррекцию рын.мех-ма(-предпол.целенапр.деят-ть на преод.недостатков рынка в решении проблем соц.ра-ва).

Соц.политика выполняет след.ф-ции:

1). Стабилизационная ф-ция,  содерж. кот.опред. созданием благопр.  условий для экон. роста.

2). Ф-ция респред. рес-в,  предпол. участие гос-ва в распред.и  перераспред. ресурсов.

3). Ф-ция распред-я доходов,  кот. предпол. распр.и перераспр.  доходов.

Направления соц.политики:

□ гарантирование членам общества минимального дохода

□ поддержание и развитие способностей членов общества и прежде всего способности к труду

□ обеспечение членов общества приемлемым уровнем социальных услуг

Способы реализации:

-Социальные  гарантии - система обязательств общества перед своим членами по удовлетворению их необходимых потребностей

-Социальная защита-система мер, осуществляемых обществом в целом и его звеньями по обеспечению общественно нормального материального и социального положения граждан.

32.Основные  модели макроэкономического равновесия.

Модель макроэкономического равновесия по кейсианской теории определяет, что инвестиции это функция процента, а сбережения это функция дохода. И равновесным будет такое состояние национальной экономики, когда весь произведенный национальный продукт (ЧНП) потреблен.

Согласно Кейнсу макроэкономическое равновесие характеризует максимальное приближение совокупных расходов к  условиям полной загруженности производственных мощностей и полной занятости. Такая  ситуация в экономической теории называется «кейсианский крест».

Макроэкономическое  равновесие по неоклассической теории. По этой теории производство товаров формирует свой собственный спрос и сберегаемая часть доходов населения за определенную плату передается предпринимателям для инвестиционных целей. Сбережения населения (отложенный спрос) становится инвестиционным спросом и сбережения превращаются в инвестиции через механизм денежного рынка. Поэтому главным инструментом здесь выступает покупательная способность денег в данной национальной экономике.

Обе модели рассматривающие макроэкономическое равновесие исследуют возможности максимального превращения сбережений в инвестиции, которые в свою очередь увеличат объем производства (АS), с одной стороны, а с другой вызовут увеличение доходов в обществе, т.е. совокупного спроса

Информация о работе Шпаргалка по макроэкономике