Шпаргалка по макроэкономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 17:32, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Макроэкономике".

Файлы: 1 файл

28564.doc

— 254.00 Кб (Скачать файл)

 

33.Денежный  рынок. Спрос и предложение  денег. Денежная масса.

Рынок – целостная система экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, построенная на основе определения рыночных цен в результате взаимодействия спроса и предложения. Деньги – всеобщий эквивалент.

Спрос и предложение  на денежном рынке определяют все  экономические субъекты имеющие  потребность в деньгах, а также  ЦБ автономно осуществляющий предложение  денег.

Спрос на деньги означает совокупность спроса на деньги для сделок и спроса на деньги как активы

 Для сделок спрос на деньги  индивидуальный спрос, мотив предосторожности со стороны активо 

Спрос на деньги – это количество денежных средств которое желают иметь хозяйствующее субъекты. Предложение денег или денежная масса – это совокупность наличных и безналичных денег, обеспечивающих обращение товаров и услуг. Денежное предложение формируется исходя из тех требований, которые стоят перед национальными экономиками

Величина спроса на деньги прямо зависит от уровня цен и реального объема производства и обратно от скорости обращения одноименной денежной единицы.

В основе выделения денежных агрегатов лежит степень их ликвидности, т.е. способности быстро и без  дополнительных издержек реализовать  экономический интерес 

Если номинальный ВНП  сократился, то сократится спрос на деньги для сделок и общий спрос  на деньги

В условиях устойчивого  роста цен, спрос на деньги увеличивается

34.Равновесие  денежного рынка. Формирование  уровня банковского процента

Равновесие  денежного рынка - положение на денежном рынке, когда количество предлагаемых денежных средств равно количеству денег, которые желают иметь у себя на руках население и предприниматели.

Кривая  спроса на деньги - вертик. прямая, что означ., что ЦБ контрол. денеж. предложение.

Особенности:

□  кривая предложения  денег имеет форму вертикальной прямой при допущении, что центральный  банк, контролирующий денежное предложение, стремится поддерживать его на фиксированном уровне независимо от изменения процентной ставки

□  на графике равновесие на денежном рынке показано точкой пересечения кривых спроса и предложения

□  равновесие на денежном рынке достигается в точке  Е, в которой процентная ставка равна


 

35.Банковская  система. Структура и функции  в национальной экономике

Банк организация, специализирующаяся на выдаче денежных ссуд любым хозяйствующим субъектам за счет получаемых вкладов.

Банковская  система - функциональная подсистема рыночного хозяйства, управляющая развитием денежного рынка.

Основные элементы

□ центральный банк□  коммерческие банки□  специализированные кредитно-финансовые учреждения

Банк.сист.может иметь  один уровень и 2 уровня. Первый уровень  такой сист.представлен ЦБ страны, 2ой- системой комерч.банков. Осн. элемент  банк. сист.- это ЦБ страны.

Основные функции

□  аккумуляция временно свободных денежных средств□  предоставление свободных денежных средств во временное  распоряжение□  создание кредитных  денег□  кредитное регулирование□  денежная эмиссия

□  эмитирование ценных бумаг

Банковская  система - одно из высших достижений экономической цивилизации. В России функционирует двухуровневая банковская система.  
1 уровень - Центральный (эмиссионный) банк. “Банк банков”.  
Функции Центрального Банка:  
1. Денежная эмиссия.  
2. Регулирование денежного обращения.  
3. Реализация официальной денежно-кредитной и валютной политики.  
Денежная или банковская эмиссия - функция обеспечения потребности национальной экономики в наличных деньгах.  
Основные задачи ЦБ: Проведение политики государства в области денежного обращения, кредита и расчетов, обеспечение устойчивой покупательной способности денежной единицы, регулирование и контроль деятельности коммерческих банков.  
Важными регуляторами макроэкономических пропорций и поведения финансовых посредников являются методы воздействия на банковскую ликвидность (активные средства банка): учетная политика ЦБ, политика открытого рынка и политика минимальных резервов.  
2 уровень составляют частные и государственные банковские институты или коммерческие банки. К ним относят: 
- собственно коммерческие (депозитные) банк, основная деятельность которых связана с приемом депозитов и выдачей краткосрочных кредитов;  
- инвестиционные банки, которые занимаются помещением собственных и заемных средств в ЦБ, выступают посредниками между предпринимателями, нуждающимися в средствах для долгосрочных вложений и вкладчиками средств на длительный срок;  
- ипотечные банки, предоставляющие долгосрочные кредиты под залог недвижимого имущества;  
- сберегательные кассы и кредитные общества;  
- страховые и пенсионные фонды.  
В России 6 специализированных государственных банков:

1.Государственный Центральный  Банк (Госбанк).

2.Промышленно-строительный  банк (Промстройбанк).

3.Банк агропромышленного  комплекса (Агропромбанк).

4.Банк жилищно-коммунального  хозяйства и социального развития (Жилсоцбанк).

5.Банк трудовых сбережений  и кредитования населения (Сбербанк).

6.Банк внешенеэкономических  связей (Внешэкономбанк).

36.Центральный  Банк (ЦБ) и его функции. Деятельность  ЦБ в обеспечении равновесия  денежного рынка.

Центральный Банк - важнейшее звено банковской системы, которое обеспечивает равновесие денежного рынка.

Равновесие  денежного рынка - положение на денежном рынке, когда количество предлагаемых денежных средств равно количеству денег, которые желают иметь у себя на руках население и предприниматели

Основные задачи:

□  обеспечение стабильности национальной валюты□ проведение государственной  политики в области кредита, денежного обращения, расчетов и валютных отношений□  содействие государственному контролю за коммерческими банками и небанковскими организациями

Основные функции

□  осуществляет эмиссию денег и организацию их обращения□  выступает кредитором в последней инстанции□  является центральной кассой хозяйственных платежей□  обеспечивает  контроль  за деятельностью  коммерческих банков

Основные инструменты

□  операции на открытом рынке, выражающиеся в продаже или покупке ценных бумаг□  варьирование учетной ставки□  политика минимальных резервов, выражается варьированием нормой резервов, которые коммерческие банки обязаны держать на счетах в центральном банке

ЦБ осуществляет регулирование  деятельности коммерческих банков и  специализированных кредитно-финансовых учреждений, т.е. сберегательных кредитно – финансовых учреждений, т.е. сберегательных учреждений, страховых  компаний, пенсионных фондов, инвестиционных компаний. Данное регулирование осуществляется в целях обеспечения нормального денежного обращения как важного условия устойчивых темпов роста экономики. Основные функции ЦБ : денежная эмиссия; контроль за денежным обращением в стране; контроль за деятельностью коммерческих банков и помощь в их работе.


 

37.Фискальная  политика государства. Механизмы  и инструменты реализации.

Фискальная  политика – манипулирование государственными расходами и налогообложением с целью поддержания равновесного ЧНП. Основные направления фискальной политики это:

1.Дискреционное, т.е. сознательное регулирование государством налогообложения и государственных расходов. Цель этого направления воздействовать на реальный объем ВВП, уровень занятости, инфляцию и экономический рост

2.Недискреционное или встроенный стабилизатор, т.е. автоматический механизм, сам реагирующий на изменением экономической ситуации в стране. Например, рост уровня безработицы или рост реального ВВП.

Формами встроенных стабилизаторов являются:

1.Ставки налогов на  прибыль

2.НДС

3.Акцизы на товары  первой необходимости

4.Прогрессивные ставки  налогов на физических лиц.

3 концепции (подхода)  к балансированию государственного  бюджета. Государственный бюджет, как финансовый документ, отражающий поступление и расходование финансов, требует обязательного учета, т.е. балансирования. Существуют 3 подхода к такому учету:

1.Ежегодное балансирование, т.е. каждый год подводятся итоги доходной и расходной частей государственного бюджета. Недостаток: такой подход усиливает существующие в национальных экономиках  циклические колебания.

2.Циклическое балансирование, когда расходная и доходная части соотносятся (сопоставляются) в течение промышленного цикла.

3.Функциональные финансы. Цель такого балансирования определить насколько эффективно функционирует государственный бюджет для формирования эффективного и конкурентоспособного рынка. Поэтому функциональные финансы определяют балансирование структуры и рост эффективности национального хозяйства

38.Денежно-кредитная  политика ЦБ. Ее цели, инструменты  и механизмы влияния на ВНП. 

Денежно-кредитная  политика ЦБ - совокупность мероприятий ЦБ в области денежно-кредитной системы.

Цель- создание условий достижения устойчивого роста общего уровня производства, стабильного уровня цен, высокого уровня занятости и баланса внешнеэкономической

деятельности.

Промежуточная цели:

-это соз. усл. для  экон. роста-созд-е услов.д ля роста  общего объёма пр-ва-высокий уровень  занятости и баланс внешнеэкономич. деят-ти

Тактическая цель-проведение ряда последовательных операций на относительно коротком временном интервале, которые согласуются с общими долгосрочными планами.

Основные инструменты

□  операции на открытом рынке□  изменение нормы обязательных резервов□ изменение учетной ставки

□  регулирование конкретных видов кредита

или кредитования отдельных  отраслей или крупных фирм

□  регулирование риска  и ликвидности банковских операций

Операции  на открытом рынке - покупка или продажа центральным банком страны правительственных ценных бумаг.

Особенности:

□  осуществляются, как  правило, через аукционную продажу□  наиболее эффективны в период инфляции

□  легче использовать для сокращения объема денег, чем  для его увеличения

Изменение нормы обяз.рез-в предполагает:

-увел-е нормы обяз. рез-в-уменьш. нормы обяз. рез-в

В рез.увелич.происх.:

-сокращ. ср-в для ресурс. для кредит-я-сокращ. денеж. предлож.

Уменьш.нормы обяз. резервов спос.:

-в освоб. кредитных  рес-в и их роста-рост денеж.  кредит-я

Измен. норм. обяз .рез. исп-ся в кач. инструм. редко.

Измен. учётной ставки связано:- повышением ставки %-сниж-е учётной ставки %

Повыш-ю учёт. ставки спос. сокращ. кредит. операций и сокр. денеж. предлож.

Снижению учёт. ставки спос. расширение кредит. опер.и увеличен. денеж.п редлож.


 

 

 

 

 

 

 

39.Социальная  справедливость и экономическая  эффективность. Приоритеты социальной политики России.

Социальная  политика – комплекс мер государства по обеспечению социальной защиты человека, поддержанию определенного статуса различных социальных групп и созданию условий для всестороннего развития человека и общества.

Политика  выравн. доходов. Цели:

-соц. справедливость-экон. эффект-ть

Проблема соотн.этих целей- реш-е проблемы одной цели возм.только за счёт другой

Осн.формы  полит.выравн.дох.:

-соц.страх-е-соц.защита-политика  облз/пл-соц.меры на рынке труда-жилищная  политика гос-ва

Инструменты политики аыравн.доходов:

-расходы гос-ва-налоги-платежи-сборы

Соц.ситуация в России.

Основа-провед-е соц.полит.Россиив  усл.перех.эк-ки.

Специфика:

-сохр-ся склонность  насел.ожидать основную массу  благ от го-ва-необх-ть формир-я  возм-ти осущ-я самост.реш-й по  улучш-ю своего статуса-слабость  соврем.финанс.полож.в России, кот.мешает  решение многих соц.проблем-раскол  об-ва на две противопол.части(одна-требует от прав-ва ср-в для поддержки малоимущих; другая-требует сохранить налоговое давление и поддерж.слабое мелкое предприн-во) Обе части насел.взаимоисключ.-отсутствие сложивш.и уравновеш.полит.структуры об-ва

Цели соц.политики России:

-минимизация потерь при переходе к рыночной системе-закрепл-е наметив.тенденций к стаб-циии уровня жизни-сокращение масштабов бедности-создание усл.для реализ.гражданами своих прав на образ-я-улучш-е сост-я здоровья населения-развитие культур.потенц.и сохр.культ.наследий-созд-е эффективн.и цивил.рынка труда-обеспеч.пенсион.финанс.устойчивости системы-реальное повыш-е размеров пенсии

-создание усл.для осущ.прав  граждан на житьё

Решение соц.ситуации в  совр.России связаны с программами  в области жилья, здравоохранения, обр-я дошкол.обуч.

40.Сущность  доходов, их источники и формы. 

Доход-сумма денежных поступлений из всех источников в течение определенного периода.

Виды  доходов:

1). Номинальные доходы - уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения цен.

2). Реальные доходы- уровень денежных доходов с учетом изменения розничных цен и тарифов, а также расходов на выплату налогов и других обязательных платежей.

3). Факторные доходы- получ. владельцы факторов произ-ва в кач. вознагражд-я за их участие в производ. опер. за опред. пер. времени.

4). Личный доход-определяет факторные жоходы и доходы не связанные с участием в процессе производства. Он связан с факторными доходами, доходами от личного подсобного хоз-ва, дох.от теневой эк-ки.

5). Располагаемый доход - опред. собой номин. доход и доход за вычетом налогов.

Источники доходов:

- Хозяйственная деятельность в рамках правовых норм- Противоправная хозяйственная деятельность-Трансферные платежи (все выплаты увелич. доход получ-ля, но не соотв. его реал. экон. вкладу и не соотв.эквиваленту труд. затрат)

Политика формир-я  дох. опред. собой политику в обл.формир.доходов эк.субъектов.

Источники доходов:

-з/пл и др виды  оплаты труда-пенсии, стипендии,  пособия и др.выплаты из соц.фондов-бесплатные  услуги-предприн. доходы, % и др.доходы от собственности-ср-ва, получ.от продажи продук.с личных подсобных хоз-в-натур. поступл.от дачных участков

Результаты политики форм-я доходов-нер-во доходов.

Основа дифференциации доходов:

-эконом.факторы-демографич.факторы-соц.ффакторы


 

41. Методы балансирования государственного бюджета.

Государственный бюджет план денежных доходов и расходов государства.

Профицит - превышение доходной части бюджета над расходной. Дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами

Методы баланстрования: 1.Ежегодно балансируемый бюджет. Исп-ся как единств.метод вплоть до 30х гг. 20 в., но натолкнулся на усиление циклич.колебаний, а сл-но на кач.изменения агрегированных показателей и стал недостаточным. Ежегодно балансируемый бюджет будет сглаживать колебания только в рамках одного эк.цикла. Доходы д.б. = расходам.

2.Балансирование бюджета по циклу предполагает равенство доходов и расходов в рамках пром.цикла. Такое балансирование возможно за счет исп-ния гос-ми стабилизационных меропр., при кот. отдача от вложений в эк-ку произойдет за период не экономич., а пром.цикла.

3.Функциональные финансы. Этот метод исп-ся разными эк-ми с конца 20в. И предполагает, что главная цель – не сбалансированность бюджета, а эффект вложения ден.рес-в расходуемой части гос.бюджета. Эк.смысл данной концепции состоит в возможной конкурентоспособности НЭ. Концепция функц.финансы предполагает балансирование структуры и повышение эффективности нац.хоз-ва.

42. Государственный  долг. Виды и управления им.

Гос долг - это та сумма, на которую в данном году расходы бюджета превышают его доходы. Он может быть вызван следующими причинами: необходимостью осуществления крупных государственных программ развития экономики; милитаризацией страны; войнами и стихийными бедствиями; экономическими кризисами и т.д.

Существуют 2 вида государственного долга: внутренний и внешний.

Внутренний  долг – заем производится у собственного населения (денежные ресурсы) или частного бизнеса путем продаж государственных облигаций на выгодных условиях

Внешний долг представляется другими странами, либо международными наднациональными финансово-экономическими институтами. (МВФ – международный валютный фонд).

Управление государственным  долгом включает в себя:

1Пролонгация-Продление срока действия договора, векселя, займа, кредита.

2.Эффкективное использование  средств заимствования

3.Поиск других средств  уплаты


 

43.Мультипликатор  сбалансированного бюджета.

Мультипликатор  сбалансированного бюджета – это изменение величины чистого национального продукта в результате  равного прироста налоговых поступлений и государственных расходов.

Равновесный ЧНП изменяется под влиянием двух эффектов. Они действуют практически одновременно, но в разных направлениях:

1.Эффект роста государственных расходов прямо (непосредственно) воздействует на увеличение совокупного спроса. (Государство осуществляет дополнительные вложения в оплату факторов производства).

2.Эффект увеличения налогов на рост совокупного спроса опосредованно, через изменение в структуре национального хозяйства

Оба эффекта, которые определяют мультипликатор сбалансированного бюджета, показывают не отсутствие его дефицита, а равновесное (одинаковое) изменение в доходной и расходной частях государственного бюджета

Мультипликатор сбалансированного  бюджета всегда равен 1 .

Прирост государственных расходов равный по величине увеличившимся налоговым поступлениям ведет к росту равновесного ЧНП Пути ликвидации  дефицита государственного бюджета:

1.Дополнительная эмиссия денег. Этот путь возможен для использования лишь очень кратковременный период (до 2-х месяцев).

2.Увеличение налоговых поступлений за счет роста ставок налогов. При этом сократится предпринимательская активность, следовательно, сократится объем производства, что вызовет высвобождение работников и рост безработицы. Сокращается и инвестиционный рост.

3.Сокращение расходов государственного бюджета. Сокращение, в первую очередь, и главным образом происходит за счет сокращения (сворачивания) социальных программ, что вызовет социальную напряженность.

4.Превращение дефицита государственного бюджета в государственный долг.

44.Коммерческие  банки. Расширение денежного   предложения. Денежный мультипликатор.

Коммерческие  банки, занимающие нижний уровень в двухуровневой банковской системе, - это частные банки, сфера деятельности которых включает широкий спектр финансово-кредитных операций: прием вкладов и выдачу кредитов; посредничество в платежах; куплю-продажу ценных бумаг; размещение госзаймов; управление по доверенности имуществом клиентов; консультации по финансово-кредитным вопросам. Выступая в качестве инвесторов, банки, как правило, вкладывают деньги в облигации и в виде исключения – в акции. Все коммерческие банки должны иметь установленные законом обязательные резервы. Кредитные ресурсы каждого отдельного коммерческого банка определяются величиной его избыточных резервов, представляющих собой разность между фактическими и обязательными резервами. Система коммерческих банков в целом способна предоставлять ссуды, превышающие ее избыточные резервы благодаря действию эффекта денежного мультипликатора - величина, обратная норме обязательных резервов, и выражает максимальное кол-во кредитных денег, которое может быть создано одной денежной единицей избыточных резервов при данной величине резервной нормы.

Коммерческие банки – универсальный тип банков, занимающихся широким кругом операций. 3 группы операций:

1)активные, связанная с размещением ср-в à включают ссуды промыш-ым, торговым орг-циям, домохоз-вам, покупка ценных бумаг, межбанковские кредиты. Выдавая кредиты своим клиентам ком.банки увеличивают денежное предложение и наоборот – возвраты этих кредитов уменьшают денежную массу в обращении. Объясняется это тем, что выданные в качестве кредита ср-ва, помещ. в др. банках составляя часть их денежных р-сов и соответственно источников последующего кредитования. Т.о., имеет место эффект мультипликативного роста денежного предложения, к-ый будет тем более сильным, чем меньше будет норма резервирования. Резервы – сумма ср-в, внесенных на банковские счета и не выданных в качестве кредитов. Большая часть резервов соответствует норме обязательного резервирования и храниться в ЦБ. Если банк помещает 100% своих пассивов, то банковская сис-ма на предложение денег влияние не оказывает. В случае частичного резер-ия банки по сути создают деньги.  

2)пассивные, связ-ые с привлечением ср-в. à связаны с формир-ем р-а банка, к-ые складываются из собственных ср-в и привлеченных ср-в. Cобственные ср-ва (акционерный, резервный капитал, нераспределенная прибыль) составляют меньшую часть р-са 10%; основная часть р-сов – это ср-ва привлеченные в виде депозитов (как срочные, так и бессрочные вклады клиентов банка). Вклады до востребования предназначены в основном для текущих расчетов, а срочные – для сбережений.

3)комисионно-посреднические à операции с валютой, доверительные или трастовые операции, размещение и хранение ценных бумаг, лизинг (финансирование аренды оборудования), факторинг (приобретение прав требований, покупка клиентских долгов).

Информация о работе Шпаргалка по макроэкономике