Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 17:32, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Макроэкономике".
33.Денежный рынок. Спрос и предложение денег. Денежная масса. Рынок – целостная система экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, построенная на основе определения рыночных цен в результате взаимодействия спроса и предложения. Деньги – всеобщий эквивалент. Спрос и предложение на денежном рынке определяют все экономические субъекты имеющие потребность в деньгах, а также ЦБ автономно осуществляющий предложение денег. Спрос на деньги означает совокупность спроса на деньги для сделок и спроса на деньги как активы Для сделок спрос на деньги индивидуальный спрос, мотив предосторожности со стороны активо Спрос на деньги – это количество денежных средств которое желают иметь хозяйствующее субъекты. Предложение денег или денежная масса – это совокупность наличных и безналичных денег, обеспечивающих обращение товаров и услуг. Денежное предложение формируется исходя из тех требований, которые стоят перед национальными экономиками Величина спроса на деньги прямо зависит от уровня цен и реального объема производства и обратно от скорости обращения одноименной денежной единицы. В основе выделения денежных агрегатов лежит степень их ликвидности, т.е. способности быстро и без дополнительных издержек реализовать экономический интерес Если номинальный ВНП сократился, то сократится спрос на деньги для сделок и общий спрос на деньги В условиях устойчивого роста цен, спрос на деньги увеличивается |
34.Равновесие денежного рынка. Формирование уровня банковского процента Равновесие денежного рынка - положение на денежном рынке, когда количество предлагаемых денежных средств равно количеству денег, которые желают иметь у себя на руках население и предприниматели. Кривая спроса на деньги - вертик. прямая, что означ., что ЦБ контрол. денеж. предложение. Особенности: □ кривая предложения денег имеет форму вертикальной прямой при допущении, что центральный банк, контролирующий денежное предложение, стремится поддерживать его на фиксированном уровне независимо от изменения процентной ставки □ на графике равновесие на денежном рынке показано точкой пересечения кривых спроса и предложения □ равновесие на денежном рынке достигается в точке Е, в которой процентная ставка равна |
35.Банковская система. Структура и функции в национальной экономике Банк организация, специализирующаяся на выдаче денежных ссуд любым хозяйствующим субъектам за счет получаемых вкладов. Банковская система - функциональная подсистема рыночного хозяйства, управляющая развитием денежного рынка. Основные элементы □ центральный банк□ коммерческие банки□ специализированные кредитно-финансовые учреждения Банк.сист.может иметь один уровень и 2 уровня. Первый уровень такой сист.представлен ЦБ страны, 2ой- системой комерч.банков. Осн. элемент банк. сист.- это ЦБ страны. Основные функции □ аккумуляция временно свободных денежных средств□ предоставление свободных денежных средств во временное распоряжение□ создание кредитных денег□ кредитное регулирование□ денежная эмиссия □ эмитирование ценных бумаг Банковская
система - одно из высших достижений экономической
цивилизации. В России функционирует двухуровневая
банковская система. 1.Государственный Центральный Банк (Госбанк). 2.Промышленно-строительный банк (Промстройбанк). 3.Банк агропромышленного комплекса (Агропромбанк). 4.Банк жилищно-коммунального хозяйства и социального развития (Жилсоцбанк). 5.Банк трудовых сбережений
и кредитования населения ( 6.Банк внешенеэкономических связей (Внешэкономбанк). |
36.Центральный Банк (ЦБ) и его функции. Деятельность ЦБ в обеспечении равновесия денежного рынка. Центральный Банк - важнейшее звено банковской системы, которое обеспечивает равновесие денежного рынка. Равновесие денежного рынка - положение на денежном рынке, когда количество предлагаемых денежных средств равно количеству денег, которые желают иметь у себя на руках население и предприниматели Основные задачи: □ обеспечение стабильности национальной валюты□ проведение государственной политики в области кредита, денежного обращения, расчетов и валютных отношений□ содействие государственному контролю за коммерческими банками и небанковскими организациями Основные функции □ осуществляет эмиссию денег и организацию их обращения□ выступает кредитором в последней инстанции□ является центральной кассой хозяйственных платежей□ обеспечивает контроль за деятельностью коммерческих банков Основные инструменты □ операции на открытом рынке, выражающиеся в продаже или покупке ценных бумаг□ варьирование учетной ставки□ политика минимальных резервов, выражается варьированием нормой резервов, которые коммерческие банки обязаны держать на счетах в центральном банке ЦБ осуществляет регулирование деятельности коммерческих банков и специализированных кредитно-финансовых учреждений, т.е. сберегательных кредитно – финансовых учреждений, т.е. сберегательных учреждений, страховых компаний, пенсионных фондов, инвестиционных компаний. Данное регулирование осуществляется в целях обеспечения нормального денежного обращения как важного условия устойчивых темпов роста экономики. Основные функции ЦБ : денежная эмиссия; контроль за денежным обращением в стране; контроль за деятельностью коммерческих банков и помощь в их работе. |
37.Фискальная
политика государства. Фискальная политика – манипулирование государственными расходами и налогообложением с целью поддержания равновесного ЧНП. Основные направления фискальной политики это: 1.Дискреционное, т.е. сознательное регулирование государством налогообложения и государственных расходов. Цель этого направления воздействовать на реальный объем ВВП, уровень занятости, инфляцию и экономический рост 2.Недискреционное или встроенный стабилизатор, т.е. автоматический механизм, сам реагирующий на изменением экономической ситуации в стране. Например, рост уровня безработицы или рост реального ВВП. Формами встроенных стабилизаторов являются: 1.Ставки налогов на прибыль 2.НДС 3.Акцизы на товары первой необходимости 4.Прогрессивные ставки налогов на физических лиц. 3 концепции (подхода)
к балансированию 1.Ежегодное балансирование, т.е. каждый год подводятся итоги доходной и расходной частей государственного бюджета. Недостаток: такой подход усиливает существующие в национальных экономиках циклические колебания. 2.Циклическое балансирование, когда расходная и доходная части соотносятся (сопоставляются) в течение промышленного цикла. 3.Функциональные финансы. Цель такого балансирования определить насколько эффективно функционирует государственный бюджет для формирования эффективного и конкурентоспособного рынка. Поэтому функциональные финансы определяют балансирование структуры и рост эффективности национального хозяйства |
38.Денежно-кредитная политика ЦБ. Ее цели, инструменты и механизмы влияния на ВНП. Денежно-кредитная политика ЦБ - совокупность мероприятий ЦБ в области денежно-кредитной системы. Цель- создание условий достижения устойчивого роста общего уровня производства, стабильного уровня цен, высокого уровня занятости и баланса внешнеэкономической деятельности. Промежуточная цели: -это соз. усл. для
экон. роста-созд-е услов.д ля роста
общего объёма пр-ва-высокий Тактическая цель-проведение ряда последовательных операций на относительно коротком временном интервале, которые согласуются с общими долгосрочными планами. Основные инструменты □ операции на открытом рынке□ изменение нормы обязательных резервов□ изменение учетной ставки □ регулирование конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей или крупных фирм □ регулирование риска и ликвидности банковских операций Операции на открытом рынке - покупка или продажа центральным банком страны правительственных ценных бумаг. Особенности: □ осуществляются, как правило, через аукционную продажу□ наиболее эффективны в период инфляции □ легче использовать для сокращения объема денег, чем для его увеличения Изменение нормы обяз.рез-в предполагает: -увел-е нормы обяз. рез-в-уменьш. нормы обяз. рез-в В рез.увелич.происх.: -сокращ. ср-в для ресурс. для кредит-я-сокращ. денеж. предлож. Уменьш.нормы обяз. резервов спос.: -в освоб. кредитных рес-в и их роста-рост денеж. кредит-я Измен. норм. обяз .рез. исп-ся в кач. инструм. редко. Измен. учётной ставки связано:- повышением ставки %-сниж-е учётной ставки % Повыш-ю учёт. ставки спос. сокращ. кредит. операций и сокр. денеж. предлож. Снижению учёт. ставки спос. расширение кредит. опер.и увеличен. денеж.п редлож. |
39.Социальная
справедливость и Социальная политика – комплекс мер государства по обеспечению социальной защиты человека, поддержанию определенного статуса различных социальных групп и созданию условий для всестороннего развития человека и общества. Политика выравн. доходов. Цели: -соц. справедливость-экон. эффект-ть Проблема соотн.этих целей- реш-е проблемы одной цели возм.только за счёт другой Осн.формы полит.выравн.дох.: -соц.страх-е-соц.защита- Инструменты политики аыравн.доходов: -расходы гос-ва-налоги- Соц.ситуация в России. Основа-провед-е соц.полит. Специфика: -сохр-ся склонность
насел.ожидать основную массу
благ от го-ва-необх-ть формир- Цели соц.политики России: -минимизация потерь при переходе к рыночной системе-закрепл-е
наметив.тенденций к стаб-циии уровня
жизни-сокращение масштабов бедности-создание
усл.для реализ.гражданами своих прав
на образ-я-улучш-е сост-я здоровья населения-развитие
культур.потенц.и сохр.культ.наследий-созд-е
эффективн.и цивил.рынка труда-обеспеч.пенсион.финанс. -создание усл.для осущ.прав граждан на житьё Решение соц.ситуации в совр.России связаны с программами в области жилья, здравоохранения, обр-я дошкол.обуч. |
40.Сущность
доходов, их источники и формы. Доход-сумма денежных поступлений из всех источников в течение определенного периода. Виды доходов: 1). Номинальные доходы - уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения цен. 2). Реальные доходы- уровень денежных доходов с учетом изменения розничных цен и тарифов, а также расходов на выплату налогов и других обязательных платежей. 3). Факторные доходы- получ. владельцы факторов произ-ва в кач. вознагражд-я за их участие в производ. опер. за опред. пер. времени. 4). Личный доход-определяет факторные жоходы и доходы не связанные с участием в процессе производства. Он связан с факторными доходами, доходами от личного подсобного хоз-ва, дох.от теневой эк-ки. 5). Располагаемый доход - опред. собой номин. доход и доход за вычетом налогов. Источники доходов: - Хозяйственная деятельность в рамках правовых норм- Противоправная хозяйственная деятельность-Трансферные платежи (все выплаты увелич. доход получ-ля, но не соотв. его реал. экон. вкладу и не соотв.эквиваленту труд. затрат) Политика формир-я дох. опред. собой политику в обл.формир.доходов эк.субъектов. Источники доходов: -з/пл и др виды
оплаты труда-пенсии, стипендии,
пособия и др.выплаты из соц. Результаты политики форм-я доходов-нер-во доходов. Основа дифференциации доходов: -эконом.факторы-демографич. |
41. Методы балансирования государственного бюджета. Государственный бюджет план денежных доходов и расходов государства. Профицит - превышение доходной части бюджета над расходной. Дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами Методы баланстрования: 1.Ежегодно балансируемый бюджет. Исп-ся как единств.метод вплоть до 30х гг. 20 в., но натолкнулся на усиление циклич.колебаний, а сл-но на кач.изменения агрегированных показателей и стал недостаточным. Ежегодно балансируемый бюджет будет сглаживать колебания только в рамках одного эк.цикла. Доходы д.б. = расходам. 2.Балансирование бюджета по циклу предполагает равенство доходов и расходов в рамках пром.цикла. Такое балансирование возможно за счет исп-ния гос-ми стабилизационных меропр., при кот. отдача от вложений в эк-ку произойдет за период не экономич., а пром.цикла. 3.Функциональные финансы. Этот метод исп-ся разными эк-ми с конца 20в. И предполагает, что главная цель – не сбалансированность бюджета, а эффект вложения ден.рес-в расходуемой части гос.бюджета. Эк.смысл данной концепции состоит в возможной конкурентоспособности НЭ. Концепция функц.финансы предполагает балансирование структуры и повышение эффективности нац.хоз-ва. |
42. Государственный долг. Виды и управления им. Гос долг - это та сумма, на которую в данном году расходы бюджета превышают его доходы. Он может быть вызван следующими причинами: необходимостью осуществления крупных государственных программ развития экономики; милитаризацией страны; войнами и стихийными бедствиями; экономическими кризисами и т.д. Существуют 2 вида государственного долга: внутренний и внешний. Внутренний долг – заем производится у собственного населения (денежные ресурсы) или частного бизнеса путем продаж государственных облигаций на выгодных условиях Внешний долг представляется другими странами, либо международными наднациональными финансово-экономическими институтами. (МВФ – международный валютный фонд). Управление государственным долгом включает в себя: 1Пролонгация-Продление срока действия договора, векселя, займа, кредита. 2.Эффкективное использование средств заимствования 3.Поиск других средств уплаты |
43.Мультипликатор сбалансированного бюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета – это изменение величины чистого национального продукта в результате равного прироста налоговых поступлений и государственных расходов. Равновесный ЧНП изменяется под влиянием двух эффектов. Они действуют практически одновременно, но в разных направлениях: 1.Эффект роста государственных расходов прямо (непосредственно) воздействует на увеличение совокупного спроса. (Государство осуществляет дополнительные вложения в оплату факторов производства). 2.Эффект увеличения налогов на рост совокупного спроса опосредованно, через изменение в структуре национального хозяйства Оба эффекта, которые определяют мультипликатор сбалансированного бюджета, показывают не отсутствие его дефицита, а равновесное (одинаковое) изменение в доходной и расходной частях государственного бюджета Мультипликатор Прирост государственных расходов равный по величине увеличившимся налоговым поступлениям ведет к росту равновесного ЧНП Пути ликвидации дефицита государственного бюджета: 1.Дополнительная эмиссия денег. Этот путь возможен для использования лишь очень кратковременный период (до 2-х месяцев). 2.Увеличение налоговых поступлений за счет роста ставок налогов. При этом сократится предпринимательская активность, следовательно, сократится объем производства, что вызовет высвобождение работников и рост безработицы. Сокращается и инвестиционный рост. 3.Сокращение расходов государственного бюджета. Сокращение, в первую очередь, и главным образом происходит за счет сокращения (сворачивания) социальных программ, что вызовет социальную напряженность. 4.Превращение дефицита государственного бюджета в государственный долг. |
44.Коммерческие
банки. Расширение денежного
предложения. Денежный Коммерческие банки, занимающие нижний уровень в двухуровневой банковской системе, - это частные банки, сфера деятельности которых включает широкий спектр финансово-кредитных операций: прием вкладов и выдачу кредитов; посредничество в платежах; куплю-продажу ценных бумаг; размещение госзаймов; управление по доверенности имуществом клиентов; консультации по финансово-кредитным вопросам. Выступая в качестве инвесторов, банки, как правило, вкладывают деньги в облигации и в виде исключения – в акции. Все коммерческие банки должны иметь установленные законом обязательные резервы. Кредитные ресурсы каждого отдельного коммерческого банка определяются величиной его избыточных резервов, представляющих собой разность между фактическими и обязательными резервами. Система коммерческих банков в целом способна предоставлять ссуды, превышающие ее избыточные резервы благодаря действию эффекта денежного мультипликатора - величина, обратная норме обязательных резервов, и выражает максимальное кол-во кредитных денег, которое может быть создано одной денежной единицей избыточных резервов при данной величине резервной нормы. Коммерческие банки – универсальный тип банков, занимающихся широким кругом операций. 3 группы операций: 1)активные, связанная с размещением ср-в à включают ссуды промыш-ым, торговым орг-циям, домохоз-вам, покупка ценных бумаг, межбанковские кредиты. Выдавая кредиты своим клиентам ком.банки увеличивают денежное предложение и наоборот – возвраты этих кредитов уменьшают денежную массу в обращении. Объясняется это тем, что выданные в качестве кредита ср-ва, помещ. в др. банках составляя часть их денежных р-сов и соответственно источников последующего кредитования. Т.о., имеет место эффект мультипликативного роста денежного предложения, к-ый будет тем более сильным, чем меньше будет норма резервирования. Резервы – сумма ср-в, внесенных на банковские счета и не выданных в качестве кредитов. Большая часть резервов соответствует норме обязательного резервирования и храниться в ЦБ. Если банк помещает 100% своих пассивов, то банковская сис-ма на предложение денег влияние не оказывает. В случае частичного резер-ия банки по сути создают деньги. 2)пассивные, связ-ые с привлечением ср-в. à связаны с формир-ем р-а банка, к-ые складываются из собственных ср-в и привлеченных ср-в. Cобственные ср-ва (акционерный, резервный капитал, нераспределенная прибыль) составляют меньшую часть р-са 10%; основная часть р-сов – это ср-ва привлеченные в виде депозитов (как срочные, так и бессрочные вклады клиентов банка). Вклады до востребования предназначены в основном для текущих расчетов, а срочные – для сбережений. 3)комисионно-посреднические à операции с валютой, доверительные или трастовые операции, размещение и хранение ценных бумаг, лизинг (финансирование аренды оборудования), факторинг (приобретение прав требований, покупка клиентских долгов). |