Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 11:00, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине «Макроэкономика».
Процесс приватизации в России начался раньше, чем сформировалась сама концепция приватизации, и понятие частной собственности официально признано. В результате происходила своеобразная приватизация государственных финансовых ресурсов, а по-существу разграбление государственной собственности. Смена собственников не привела к эффективному хозяйствованию. В экономике утвердилось господство естественных монополий, экономический и финансовый кризис углубился.
Украина несколько позже вступила на путь приватизации, но в ходе ее проведения повторяются те же ошибки.
Вопрос 13: Товар и его свойства
В натуральном хозяйстве
В литературе блага часто делят на экономические
и неэкономические. Экономическими признаются
блага, существующие в ограниченном количестве
по сравнению с потребностями, которые
они удовлетворяют.
Экономическое благо, предназначенное для обмена, признается товаром. При этом не обязательно, как считают некоторые современные западные экономисты, чтобы товар выступал как результат труда. Главное, утверждают они, что, товар предназначен удовлетворять потребность посредством обмена.
Действительно, блага, на которые не
затрачен труд, могут приобретать
форму товара (например, необработанная
земля) и продаваться. Но в основном
блага создаются благодаря
Товары могут различаться в зависимости
от характера удовлетворения потребностей.
Они делятся на следующие виды.
1. Взаимозаменяемые продукты. Если растет потребление одного из них, то снижается использование другого.
2. Взаимодополняемые товары. Они сопутствуют друг другу, и потребность в них одновременно увеличивается или снижается.
3. Независимые блага, или, иначе говоря, не сопряженные, «самостоятельные» товары. Потребности в этих вещах никак не связаны между собой
Товар обладает двумя свойствами:
· потребительской стоимостью
· стоимостью
Вопрос 14: Теория предельной полезности и субъективная ценность блага.
Стоимость создается
в процессе производства, а проявляется
на рынке. Покупатель, приобретая на рынке
товар, оценивает его полезный эффект,
а не затраты труда на его производство.
Ценность полезного эффекта категория
во многом субъективная, а отсюда ни как
не может быть свойством, объективно присущим
вещам. Ценность имеет лишь то, что ценно
в глазах покупателя. Людьми ценятся самые
различные материальные и духовные блага
и услуги не в результате того, что на их
производство затрачен общественно необходимый
труд, а потому, что эти блага имеют полезность.
Мы уже говорили о том, что высокая цена
билета на концерт эстрадной певицы определяется
отнюдь не затратами "какого-то" общественно
необходимого труда, а тем полезным эффектом,
который получает (или ожидает получить)
зритель. Чем определяется стоимость картины
Репина, Саврасова, Левитана? Конечно не
какими-то общественно-необходимыми затратами
времени. Однако приземлимся. Если пекарь
при продаже своих булочек не вернет затраченный
капитал и не получит определенный доход,
оправдывающий его усилия, то покупатель,
высоко или низко оценивающий полезные
свойства булочек, окажется без булочек.
Кто может оценить муки творчества? Что
полезнее - обильный ужин в ресторане или
настоящая музыка? В рамках здравого смысла
ответить на этот вопрос невозможно.
В реальных ситуациях всегда приходится
выбирать: или то или это. Субъективная
оценка полезности зависит от двух факторов:
от имеющегося запаса данного блага и
от степени насыщения потребности в нем.
По мере удовлетворения потребности "степень
насыщения" растет, а величина конкурентной
полезности падает. К закону убывающей
полезности мы вернемся в последующих
лекциях. Сейчас для нас важно уяснить
одно: чем пекарь руководствуется при
выпечке своих булочек? Производителю
(продавцу) нужно одно, потребителю (покупателю)
другое. Производителем движет "невидимая
рука" А. Смита: включаясь в общественное
производство он преследует только свою
личную выгоду. Но он получит эту выгоду
только в том случае, если на продукцию
его труда найдется покупатель (ценитель
полезных свойств его товара). Медаль имеет
две стороны: лицевую и оборотную, Ценность
блага также двойственна: производитель
(продавец) измеряет его издержками производства
(затраченным живым и прошлым трудом),
потребитель (покупатель) - степенью полезности.
Два начала ценности блага не противостоят
друг другу. Это также медаль.
Вопрос 15: Деньги, их сущность и основные функции.
Деньги — специфический товар, который является универсальным эквивалентом стоимости других товаров или услуг.
Деньги проявляют себя через свои функции. Обычно выделяют такие функции денег как:
Вопрос 16: Инфляция: сущность, причины, последствия.
Инфля́ция — повышение общего уровня цен на товары и услуги. При инфляции на одну и ту же сумму денег по прошествии некоторого времени можно будет купить меньше товаров и услуг, чем прежде. В этом случае говорят, что за прошедшее время покупательная способность денег снизилась, деньги обесценились — утратили часть своей реальной стоимости.
В экономической науке различают следующие причины инфляции:
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ
Вначале кратко перечислим основные последствия инфляции:
- перераспределение доходов и богатства;
- отставание цен
- скрытая государственная конфискация денежных средств через налоги;
- ускоренная материализация денежных средств;
- нестабильность экономической информации;
- падение реального процента;
- обратная пропорциональность
темпа инфляции и уровня
Вопрос 17: Сущность и функции рынка.
Рынок — совокупность экономических отношений, базирующихся на регулярных обменных операциях между производителями товаров (услуг) и потребителями. Обмен обычно происходит на добровольной основе в форме эквивалентного обмена товара на деньги (торговля) или товара на товар (бартер). При свободном доступе на рынок как производителей, так и потребителей, обмен происходит в условиях конкуренции.
Одним из главных критериев рынка является наличие конкуренции. Чтобы рынок был конкурентоспособным, должно быть несколько независимых друг от друга покупателей и продавцов. Конкурентными считаются рынки со значительным числом независимых участников.
Функции рынка:
Вопрос 18: Рыночный механизм и его элементы.
Рыночный механизм – это механизм формирования цен и распределения ресурсов, взаимодействия субъектов рынка по поводу установления цен, объема производства и реализации товаров. Основными элементами рыночного механизма считаются спрос, предложение, цена и конкуренция.
Еще одно, более простое, определение гласит, что рыночный механизм представляет собой механизм взаимосвязи основных элементов рынка: спроса, предложения и цены.
Вопрос 19: Спрос и факторы, определяющие его величину.
Спрос — это запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя на приобретение товара по имеющимся у него средствам, которые предназначены для этой покупки. Спрос отражает, с одной стороны, потребность покупателя в некоторых товарах или услугах, желание приобрести эти товары или услуги в определенном количестве и, с другой стороны, возможность оплатить покупку по цене, находящейся в пределах «доступного» диапазона.
Факторы, влияющие на величину спроса: