Шпаргалка по «Макроэкономике»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 11:00, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине «Макроэкономика».

Файлы: 2 файла

Экономика СЫЧ.doc

— 665.00 Кб (Скачать файл)

Вопрос 20: Предложение  товара и его кривая.

 

Предложение характеризует возможность  и желание продавца (производителя) предлагать свои товары для реализации на рынке по определённым ценам. Такое определение описывает предложение и отражает его суть с качественной стороны. В количественном плане предложение характеризуется по своей величине и объёму. Объём, величина предложения — это количество продукта (товара, услуг), которую продавец (производитель) желает, может и способен в соответствии с наличием или производительными возможностями предложить для продажи на рынке в течение некоторого периода времени при определённой цене.

Факторы, влияющие на предложение:

1. Наличие товаров заменителей.

2. Наличие товаров-комплементов (дополняющих).

3. Уровень технологий.

4. Объём и доступность ресурсов.

5. Налоги и дотации.

6. Природные условия

7. Ожидания (инфляционные, социально-политические)

8. Размеры рынка

Кривая предложения

График предложения (кривая предложения) показывает соотношение между рыночными ценами и количеством товаров, которые производители желают предложить.

Основной фактор, влияющий на движение кривой предложения — это издержки производства. Как известно товары, изготавливаются фирмами ради прибыли. Например, фермы выращивают пшеницу. Они выращивают пшеницы больше, так как на данный момент пшеницу выгоднее продать, чем другую культуру. И наоборот.

Основной фактор, влияющий на движение кривой предложения — это технический прогресс. Новый посевной материал, более эффективный трактор, лучшая компьютерная программа севооборота — всё это позволяет фермеру снизить затраты производства и изменить предложение своего товара. Производственные затраты — ключевой элемент долговременного действия на «кривую предложения».

 

Вопрос 21: Предложение и спрос. Рыночное равновесие

 

Рыночное равновесие — ситуация на рынке, когда спрос на товар равен его предложению. Свободное движение цены в соответствии с изменением спроса и предложения, приводит к тому, что товары, проданные на рынке, распределяются в соответствии со способностью покупателей оплатить цену, предлагаемую производителем. Если спрос превышает предложение, то цена будет расти до тех пор, пока спрос не перестанет превышать предложение. Если предложение больше, чем спрос, то на рынке совершенной конкуренции цена будет снижаться до тех пор, пока все предлагаемые товары не найдут своих покупателей

 

Вопрос 22: Рынок и государство

Государство как главная политическая сила в обществе всегда играло значительную роль в экономике. В XVIII–XIX веках с установлением господства рыночной экономики в передовых странах мира среди ученых-экономистов утвердилось мнение о том, что роль государства в экономике должна быть минимальной. Государству отводилась роль «ночного сторожа» капитализма или же роль «попечителя общественного интереса», а законы рынка сами должны отрегулировать экономические процессы общества. До начала ХХ века в странах Западной Европы и США государство почти не вмешивалось в экономическую жизнь общества.

Однако рыночная модель экономики выявила и свои негативные стороны. Законы рынка, действуя стихийно, порождают монополизм, безработицу, перепроизводство товаров и экономические кризисы, во время которых еще более усугубляется положение незащищенных слоев общества. Обеспечивая сиюминутную выгоду, рынок не позволяет правильно оценить долгосрочные проекты, связанные с социальным обеспечением, с использованием невоспроизводимых природных ресурсов.

Свести к минимуму отрицательные  последствия рыночных форм хозяйствования – задача государства. Сегодня в развитых странах мира государство становится все более активным участником рыночных отношений. Оно берет на себя решение тех задач, которые свободный рынок решить не в состоянии: 1) перераспределение доходов граждан и хозяйственных организаций; 2) перераспределение ресурсов страны в интересах общества в целом; 3) оказание материальной поддержки тем гражданам, которые не по своей воле утратили рабочие места; 4) организация производства общественных услуг, предоставляемых государством всем гражданам (бесплатное образование, оборона, строительство железных дорог, освещение улиц, благоустройство городов, охрана памятников истории и культуры).

Важнейшим направлением современных  государств является обеспечение стратегических прорывов в области науки и технологии; с этой целью развитые государства инвестируют огромные средства на проведение фундаментальных научных исследований, производят капиталовложения в новейшие отрасли хозяйства.

И, наконец, обязанностью именно государственных  органов является разработка и принятие действенных мер по антимонопольной и антиинфляционной профилактике.

Для решения вышеперечисленных  задач современные государства  используют законодательство и экономические  методы. Государство принимает законы, призванные упорядочить взаимоотношения участников рынка, поддерживать мелкий и средний бизнес, препятствует появлению предприятий-монополистов.

Важнейшим рычагом является финансово-экономическое  регулирование в форме налогов. Налог – это определенная сумма денег, которую каждому производителю товара, получателю дохода, владельцу того или иного имущества, необходимо уплатить государству. Увеличивая или уменьшая ставки налогов с населения, предпринимателей, предприятий, государство может способствовать расширению производства или тормозить его; за счет налогов, поступающих в бюджет, государство может поддерживать развитие образования, науки, увеличивать пособия инвалидам, безработным, сиротам.Однако мировой опыт подсказывает: чем меньше налоговый гнет на экономику, тем быстрее она развивается.Государственные органы разрабатывают программы и прогнозы на несколько лет вперед, анализируют варианты равновесия между отраслями, между производством и потреблением. На этой основе даются рекомендации товаропроизводителям, принимаются решения о льготных кредитах и субсидиях. С середины ХХ века такое «косвенное планирование» рыночной экономики утвердилось во всех развитых странах Запада.

С другой стороны, государство должно соблюдать меру в использовании  экономических методов регулирования  рынка, вот почему основной принцип государственного регулирования можно выразить фразой: «Не навреди рынку».

 

Вопрос 23: Экономические  функции правительства.

 

Государство активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.

Роль государства в рыночной экономике проявляется через следующие важнейшие функции:

а) создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает

и принимает  законы, регулирующие предпринимательскую  деятельность, определяет

права и обязанности граждан;

б) стабилизация экономики. Правительство использует бюджетно-налоговую и

кредитно-денежную политику для преодоления спада  производства, для

сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания  стабильного уровня

цен и национальной валюты;

в) социально-ориентированное распределение ресурсов. Государство организует

производство товаров  и услуг, которым не занимается частный  сектор. Оно

создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта,

определяет расходы на оборону, на науку, формирует программы развития

образования, здравоохранения  и т. д.;

г) обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство гарантирует

минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим и т. д.

Очень важен вопрос о границах государственного вмешательства в экономику. Если государство пусть даже руководствуясь благими намерениями,  переступает предел, то происходит деформация рыночного механизма. В этом случае рано или поздно приходится говорить о разгосударствлении экономики.

 

Вопрос 24:  Предпринимательская  деятельность государства.

 

Деятельность государственных предприятий и организаций, выпускающих товары и оказывающих услуги в режиме рыночных субъектов. П.г. осуществляется на коммерческой основе. Государство в условиях развитой рыночной экономики создает равные возможности для государственных и негосударственных форм предпринимательства.

 

Вопрос 25: Налоги и бюджетное регулирование

 

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. В Налоговом кодексе РФ налог определяется следующим образом: «Обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований» Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.

Налоги выполняют одновременно пять основных функций: фискальную, распределительную, регулирующую, стимулирующую и контролирующую.

  • Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной. Во всяком случае, наряду с чисто финансово-фискальными целями налоги могут преследовать и другие, например экономические или социальные. Иначе говоря, финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными.
  • Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).
  • Регулирующая функция налогообложения — направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. По мнению выдающегося английского экономиста Джона Кейнса, налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений.
  • Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.
  • Стимулирующая функция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.
  • Дестимулирующая функция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.

Можно назвать также воспроизводственную подфункцию, которая предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

Бюджетное регулирование - в РФ - процесс  распределения доходов и перераспределения  средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания доходной базы местных бюджетов, осуществляемый с учетом государственных минимальных социальных стандартов.

 

Вопрос 26: Основные факторы  производства

Факторы производства — те ресурсы, которые вовлечены в производство чего-либо;

Информация специфической формой информации является технология.

Труд представляет собой целесообразную деятельность человека по созданию экономических благ, проявление совокупности умственных и физических способностей человека в целом.

Капитал относится к производственным (капитальным) ресурсам. Он включает в себя совокупность созданных прошлым трудом человека благ: здания, сооружения, станки, машины, инструменты и др. Акции, облигации, деньги, банковские депозиты не относятся к данному фактору производства.

Земля относится к природным ресурсам. Как фактор производства охватывает все сельскохозяйственные угодья и городские земли, которые отведены под жилищную или промышленную застройку, а также совокупность природных условий, необходимых для производства товаров и услуг.

Вопрос 27: Человек - главный фактор и цель общественного производства       

Человек был и всегда останется главным фактором производства. Экономическая теория в изучении человеческого общества исходит  из того, что человек является одновременно и производителем и потребителем экономических благ. Он создает, приводит в действие и определяет способы использования техники и технологии, которые, в свою очередь, предъявляют новые требования к физическим и интеллектуальным возможностям человека. Когда прогрессивные средства труда и технологии получают широкое распространение, они начинают предъявлять повышенные требования к работнику, "подтягивать" его до своего уровня. Ручные орудия труда предполагают один тип работника, машины - другой, станок с программным обеспечением и управление сложными автоматизированными системами - третий. Мировой опыт последних десятилетий свидетельствует, - более двух третей больших и свыше семидесяти процентов всех остальных катастроф, связанных с хозяйственной деятельностью происходят по вине человека, с его недостаточной подготовленностью для взаимодействия со сложными техническими системами.     

Информация о работе Шпаргалка по «Макроэкономике»