Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 11:40, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Микроэкономика"
10. Понятие товара и его основные характеристики в экономической системе.
Товар — продукт деятельности (включая работы, услуги), предназначенный для продажи или обмена. Товар как объект коммерческой деятельности имеет четыре основополагающие характеристики: ассортиментнуюподбор различных видов и сортов товаров; качественную свойства и показатели, обуславливающие качество тов.; количественную количественные характеристики присущи либо товарным партиям, либо единичным экземплярам товаров; стоимостную способность одного тов. обменив. на др. или на деньги. Первые три характеристики удовлетворяют реальные потребности человека (физиологические(сон, еда), социальные(посещ. юриста, врача), психологические(самоуваж. арьерная лестница) и др.). Благодаря этим характеристикам продукция приобретает полезность для определенных групп потребителей и становится товаром.
11. Виды и функции денег в экономической системе
Деньги - это всеобще признанный эквивалент стоимости и ср-во платежа. Виды: товарные деньги- тов. на тов.(скот, меха, рабюы) полноценные деньги –это золотые и серебр. слитки и монеты. Неполноценные – это казначейские билеты, банкноты. Квазиденьги – это денежные средства, находящиеся на срочных и сберегательных вкладах в коммерческих банках. ( или формы денег: металлич., бумажн., электрон.)
Функции: мера стоимости - В качестве меры стоимости деньги используются и в сделках с будущими платежами.( Бумажные доллары, фунты, марки, рубли) средство обращения. Товарное обращение включает продажу товара, то есть превращение его в деньги, и куплю товара, то есть превращение денег в товар (Т — Д — Т). средство накопления у людей возникает стремление к накоплению и сбережению денег. средство платежа В качестве средства платежа выступают реальные деньги: золото, монеты, бумажные деньги, кредитные деньги (вексель, банкнота, чек). Функция мировых денег. Внешнеторговые связи, международные займы(валюта)
.
12. Понятие рыночного механизма. Функции рынка. Классификация рынков.
Рыночный механизм — это механизм взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических законов рынка. Функции: Информационная функция Рынок дает информацию об изменяющихся экономических условиях : кол-во произведенной продукции, цена, ассортимент, качество. Посредническая фукнция: Рынок позволяет экономическим агентам обмениваться результатами своей экономической деятельности. Ценообразующая функция: это установление ценностных эквивалентов для обменов продуктов соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и его пользы. Регулирующая функция: предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения по цене, объему и структуре. Стимулирующая функция: Рынок побуждает производителей к созданию новой продукции, необходимых товаров с наименьшими затратами и получению достаточной прибыли; стимулирует научно-технический прогресс.Предприятия, не сумевшие решить проблемы совершенствования, разоряются и погибают из-за конкуренции, освобождая место для более эффективных. Классификация рынков: рынок труда, земли, капитала, информации, тов. и услуг.По уровню управления: регулируем.( государство устанавливает общие правила поведения участников рынка) нерегулируемый(отсутствует государственное вмешательство в рыночный процесс, акой рынок называют стихийным, или свободным. здесь объемы продаж и цены формируются в результате прямого торга между продавцами и покупателями) по моделям конкуренции: совершенная конкуренция (много покупат. много продавцов) монополистич. конкур( много покупат. поменьше продав., тов. отличные друг от др.) олигополия – 5-6 фирм контролир. Рынок( покупат. много а продавцов 5-6 фирм например Аэрофлот) монополия – 1 продавец на рынке( Росатом РЖД) Монопсония -1 покупатель на рынке(государство)
13 Спрос. Закон спроса. Кривая спроса. Ценовые и неценовые факторы спроса
Спрос – это кол-во тов. кот. покупатель может преобрести на свой доход, при данном условии цен. Закон спроса – обратная зависимость м/д ценой товара и кол-вом преобрет. тов. на рынке покупателей. Кривая спроса – это кривая показывающая, какое кол-во экономич. благо готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени. К ценовым факторам относятся: 1) Эффект реального богатства (эффект реальных кассовых остатков) или эффект Пигу. Под реальным богатством понимается отношение номинального финансового богатства (М) к общему уровню цен (Р). Это отношение есть реальная покупательная способность накопленного номинального богатства (наличные деньги, ценные бумаги). Рост цен снижает реальную покупательную способность накопленных финансовых активов с фиксированной стоимостью, что делает их владельцев беднее и побуждает к сокращению потребительских расходов (C), объем совокупного спроса уменьшается. 2) Эффект процентной ставки или эффект Кейнса Рост уровня цен заставляет и потребителей, и производителей брать деньги в долг, т.е. возрастает спрос на деньги. Это обстоятельство повышает процентную ставку. Поэтому покупатели откладывают свои покупки (C), а предприниматели сокращают инвестиции (I). В результате совокупный спрос уменьшается. 3) Эффект импортных товаров или эффект Флеминга Рост цен внутри страны при стабильных ценах на импорт перекладывает часть спроса с внутренних товаров на импортные и сокращает экспорт. В экономике данной страны снижается чистый экспорт и совокупный спрос. Неценовые факторы совокупного спроса: Неценовые факторы сдвигают кривую совокупного спроса вправо или влево. Эти факторы не зависят от изменения уровня цен Р, но под их влиянием происходит изменение спроса, поэтому результатом будет сдвиг кривой AD вправо или влево.
Предложение – это то кол-во тов. на рынке котор. продавец готов продать при данном уровне цен. Закон предложения – прямая зависимость м/д ценой тов. и величиной продаваемого тов. на рынке . Кривая предложения – это кривая кот. показыв. Какое ко-во экономич . блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени. Ценовой факторы: 1. Цена на товар — существует прямая зависимость между ценой и предложением, отражаемая законом предложения. 2. Цены на ресурсы — если цены на ресурсы растут, то предложение сокращается. Это происходит по 2-ум причинам: во первых товар будет стоить дороже и это сократит спрос, во вторых производители будут тратить больше финансовых средств на закупку ресурсов, поэтому купят этих ресурсов меньше. 3. Цены на сопряжённые товары — т.е. товары взаимозаменяемые и взаимодополняемые. При росте цен на один из взаимозаменяемых товаров (чай), предложение других товаров (кофе, какао) уменьшится. При росте цен на один из взаимодополняемые товаров (бензин), предложение на другие (автомобили) увеличится.
Неценовы факторы: 1. Совершенствование техники и технологии — применение современной техники и высоких технологий приводит к росту производительности труда, что увеличивает предложение. 2.Налоги и дотации — если в стране велик уровень налогообложения, то производители получают меньший доход и сокращают предложение. Если правительство предоставляет производителям дотации, то они увеличивают предложение товаров. 3. Количество производителей на рынке — чем больше производителей данного товара, тем шире его предложение.
15 Ситуации неравновесия на рынке: дефицит или излишек
Неравновесная ситуация на рынке в отличие от равновесной ( при которой планы покупателей и продавцов совпадают и при равновесной цене величина предложения равна величине спроса) характеризуется или избытком предложения или избытком спроса. Избыток предложения возникает тогда, когда цена на рынке выше равновесной и объем предложения больше объема спроса, избыток предложения будет оказывать понижающее давление на цену, приближая ее к I цене равновесия. Если на рынке будет установлена цена ниже равновесной, то спрос вырастет, а предложение станет невыгодным и сократится, возникнет избыток спроса, который будет оказывать повышающее давление на цену. Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока цена не установится на равновесном уровне. Если же цена товара выше равновесной, образуется излишек товара или затоваривание. То есть неудовлетворенный спрос, как и затоваривание, служит признаком нарушения равновесия.
16 Ситуация равновесия на рынке. Равновесная цена и равновесный объем. Фиксированная цена. Субсидированная цена.
Экономическое равновесие — это точка, в которой объём спроса и объём предложения равны. Рыночное равновесие — ситуация на рынке, когда спрос на товар равен его предложению; объём продукта и его цену называют равновесными, Такая цена имеет тенденцию в отсутствие изменений спроса и предложения оставаться неизменной. Равновесная цена -цена, при которой объём спроса на рынке равен объёму предложения. Если цена поднимется выше точки равновесия, она будет стимулировать наращивание производства. Между производителями данного вида товара начнется конкуренция, в результате которой образуется избыток товара и цена на него начнет снижаться, приближаясь к точке равновесия. Наоборот, если цена окажется ниже точки равновесия, она обострит конкуренцию между покупателями. Это приведет к повышению цены, расширению производства и возвращению цены к равновесной цене. Равновесный объём объём спроса и предложения товара при равновесной цене. Фиксированная цена - цена на товар, установленная со стороны государства, Фиксированные цены указывают в соответствующих документах, и их изменение является нарушением законодательства. Как правило, оговаривают и срок действия таких цен. В России они применяются по очень ограниченному кругу сырья, продукции, услуг (нефть, газ, коммунальные услуги). Субсидированная цена - предоставление субсидий при определенных условиях производителям конкретного вида товара за счет средств государственного бюджета денежных ассигнований для компенсации потерь и увеличения доходов. от реализации их продукции по ценам, не покрывающим издержки производства.
17 Выигрыш покупателя и выигрыш продавца на рынке
Выигрыш покупателя – это разница м/д max ценой покупки и равновесной . Выигрыш продавца – это разница м/д min ценой продажи товаров и равновесной.
График начертить
18 Эластичность спроса по цене и доходу. Перекрестная эластичность
Способность спроса и предложения адаптироваться к изменившимся рыночным условиям называется эластичностью. Зависимость объема спроса на товар от изменения цены на него называется эластичностью спроса по цене, или иначе прямой эластичностью. То есть показатель эластичности характеризует, насколько изменится относительное изменение объема (количества) товара в зависимости от относительного изменения цены на этот товар. Мера степени ценовой эластичности - коэффициент эластичности (E). Показывает, на сколько % изменится объем продаж товара в результате изменения его цены на 1 %.
Q1 - величина спроса при новой цене, Q0 - величина спроса при старой цене, P1 - новая цена, P0 - старая цена. Величина коэффициента эластичности может заметно различаться в зависимости от функции спроса и находится в интервале от 0 до бесконечности. Рассмотрим, каким образом повлияет эластичность спроса на поведение покупателей. Здесь можно выделить несколько вариантов: - если спрос совершенно эластичный (Е - бесконечность), то при снижении цены покупатели повышают объем спроса на неограниченную величину, а при повышении цены -- практически полностью отказываются от товара; - при эластичном спросе (Е > 1) при снижении цены объем спроса повышается более высокими темпами по сравнению с изменением цены, а при ее повышении -- снижается в более значительных размерах, чем цена; - при единичной эластичности (Е = 1) объем спроса изменяется теми же темпами, что и цена, но в противоположном направлении; - если спрос неэластичный (Е < 1), то при повышении цены объем спроса снижается более низкими темпами, чем растет цена, а при ее снижении -- увеличивается более медленно, чем падает цена; - при совершенно неэластичном спросе (Е = 0) при любом изменении цены объем спроса совершенно не меняется. ( Происходят изменения в окружающей среде (спрос на прохладительные напитки летом менее эластичен, чем зимой). Эластичность спроса по доходу - Значение эластичности зависит и от уровня доходов конкретной социальной группы. В группе с низким доходом таких товаров, как хлеб и картофель, высока, и, следовательно, доля расходов на них в бюджете продолжает возрастать, В группах с более высоким доходом все большую роль в бюджете начинают играть мясо, яблоки, некоторые виды овощей, а доля хлеба и картофеля начинает снижаться, Для слоев населения с еще более высоким уровнем дохода питание становится все более разнообразным и качественным, и в то же время увеличивается доля расходов на бензин, электроэнергию, товары длительного пользования, телефонные переговоры и т. д. Для этих слоев хлеб и картофель -- безусловно, блага низшего порядка. Чем больше население страны тратит на питание, тем ниже уровень благосостояния. Практическое значение коэффициента эластичности по доходу заключается в облегчении прогнозирования того, какие именно отрасли имеют шанс на процветание и расширение, а какие в будущем ожидает застой и сокращение производства.
Перекрестная эластичность спроса по цене выражает относительное изменение объема спроса на одно благо при изменении цены на другое благо при прочих равных условиях.
Различают три вида перекрестной эластичности спроса по цене: положительная, отрицательная, нулевая. Положительная относится к взаимозаменяемым товарам (товарам-субститутам). Например, масло и маргарин являются товарами-заменителями, они конкурируют на рынке. Повышение цены на маргарин, которое удешевляет масло по отношению к новой цене маргарина, вызывает рост спроса на масло. В результате увеличения спроса на масло кривая спроса на него сместится вправо и его цена поднимется. Отрицательная относится к взаимодополняемым благам (сопутствующим, комплементарным благам). Это блага, которые используются совместно. Например, обувь и гуталин являются взаимодополняемыми благами. Повышение цены на обувь вызывает сокращение спроса на нее, что, в свою очередь, уменьшит спрос на гуталин. Следовательно, при отрицательной перекрестной эластичности спроса с ростом цены одного блага сокращается потребление другого блага. Нулевая относится к благам, которые не являются ни взаимозаменяемыми, ни взаимодополняемыми. Этот вид перекрестной эластичности спроса по цене показывает, что потребление одного блага не зависит от цены на другое.
19 Эластичность предложения в краткосрочном и долгосрочном периоде времени
Эластичность предложения – это степень изменения количества предлагаемых к продаже товаров и услуг в ответ на изменение уровня рыночных цен. краткосрочный период- В этом периоде производственные мощности остаются неизменными, но может меняться интенсивность их использования. Однако фирмы имеют достаточно времени, чтобы использовать свои мощности более или менее интенсивно. При этом переменными становятся некоторые факторы производства (рабочая сила, сырье и материалы и т.д.) долгосрочный период - это достаточно продолжительное время для того, чтобы фирмы успели принять все желательные меры и приспособить свои ресурсы к изменившейся ситуации. Отдельные фирмы могут расширить (или сократить) свои производственные мощности; новые фирмы могут присоединиться к отрасли (а действовавшие в прошлом - ее покинуть). Для большинства изделий в долгосрочном периоде предложение значительно эластичнее от цены, чем в краткосрочном, потому что фирмы сталкиваются с ограничениями производственных возможностей на коротком временном отрезке и нуждаются во времени, чтобы расширить свои производственные возможности путем строительства новых мощностей и найма рабочих для работы на новом производстве. Это означает, что предложение быстро не возрастет, если цена резко подскочит. Даже за короткий промежуток времени фирмы могут увеличить выпуск товаров, используя существующие производственные мощности, увеличивая продолжительность рабочей недели, выплачивая сверхурочные и привлекая в экстренных случаях дополнительную временную рабочую силу. Но фирмы смогут расширить выпуск в значительно больших размерах, если у них есть время на развитие производственных мощностей и наем большого числа постоянных рабочих.